Полезные аэродинамические навески

Современное производство коммерческого транспорта развивается исходя из тенденций, происходящих сегодня на мировом автомобильном рынке, среди которых можно назвать бескомпромиссную борьбу правительств развитых государств за экологически чистый подвижной состав, безопасность транспортных средств и их способность приносить доход автоперевозчикам.

Конечно, прибыль — это то, что в первую очередь интересует тех, кто занимается транспортным бизнесом. А каким образом доходы будут расти, если автопредприятиям нужно оперативно заменить старых «стальных коней» на новых и безвредных? А проблема нехватки водителей? Если «забыл» вовремя поднять зарплату, то вскоре сам начнешь осваивать премудрости водительской профессии. А цены на топливо? О них говорить нечего — они только и делали, что росли в последнее время, а сейчас просто стабильно высоки. Гигантские транснациональные корпорации и небольшие компании постоянно что-то придумывают: то новые детали, то узлы, то агрегаты. Все занятые сегодня в этой отрасли стремятся создать транспортные средства надежными, экономичными, комфортными и более дешевыми в обслуживании, а также соответствующие всем действующим и будущим экологическим нормам. Но оказалось, на этом рынке есть место и мелким, но изобретательным фирмам. Одной из них является канадское предприятие Laydon Composites Ltd из города Оквил, провинция Онтарио. А занимаются они производством различных аэродинамических навесок — обтекателей, отражателей и юбок, монтируемых на прицепы и полуприцепы. Специалисты по аэродинамике говорят, что половина сжигаемого топлива при движении транспортного средства тратится на преодоление сопротивления воздуха. А если сократить это самое сопротивление на 9%, то ваш грузовик начнет экономить до 4% топлива. Есть за что бороться? Все на борьбу с сопротивлением воздуха!

Я все-таки не соглашусь с Михаилом Задорновым и скажу: «Американцы не тупые!» Они увидели проблему и начали срочно анализировать, изучать, а потом придумывать решения. Понятно, что с точки зрения маленькой фирмы гораздо практичнее заниматься улучшением аэродинамики грузовика и полуприцепа, чем добиваться преимуществ через многомиллионные разработки нового высокотехнологичного железа. Аэродинамика! Вот главный ключ к повышению рентабельности автотранспортников. Если вспомнить историю, то проблемами по снижению воздушного сопротивления автомобильного транспорта специалисты занимаются немало лет. Но каких-то заметных идей в этой области мы давно не видели, а вот когда цены на топливо пошли в гору, то эти профессионалы стали работать значительно динамичнее. Около года назад американские титаны транспортного машиностроения провели тесты реального тягача с полуприцепом в аэродинамической трубе. Исследования были сосредоточены на трех главных источниках динамического сопротивления в типичном автопоезде: промежуток между тягачом и трейлером, боковые стороны трейлера и попутные воздушные потоки трейлера. Оказалось, что для снижения воздушного сопротивления и, следовательно, для получения заметной экономии топлива надо сократить до минимума расстояние между тягачом и полуприцепом. То есть на задней стенке кабины следует закрепить обтекатель, а на фронтальной стенке трейлера смонтировать стабилизатор. Все это делается для того, чтобы воздушный поток не попадал в этот промежуток. Кроме этого, американские специалисты рекомендовали транспортникам для улучшения аэродинамического профиля автопоезда установить по периметру нижней кромки полуприцепа юбки- отражатели с такой высотой, чтобы колес почти не было видно.

То ли послушав умных американцев, то ли канадцы сами додумались, но на своем небольшом предприятии они развернули и сегодня активно выпускают эти самые стекловолоконные и термопластиковые обтекатели, стабилизаторы и юбки на основе собственных оригинальных идей. Производятся аэродинамические компоненты из легких и прочных неметаллических материалов, они легко устанавливаются на любые тягачи и трейлеры, а крепежи к ним поставляются из нержавеющей стали. То есть эти дополнительные комплекты смогут успешно работать даже при неблагоприятных дорожных условиях. Кстати, конструкции всех изделий Laydon Composites Ltd запатентованы. Они просчитаны специальным программным обеспечением на максимизацию аэродинамики и «обветрены» на натурных испытаниях в туннеле. Но кроме лабораторных тестов жизненные испытания штатной работой провели и автоперевозчики компании Con-way Transportation. Они сообщили, что в результате получили 10,9% экономии топлива! А их замеры длинного автопоезда в составе седельного тягача, полуприцепа и прицепа показали 5-процентное улучшение. Свои тесты с 53-футовом (16-метровым) трейлером провели в аэродинамической трубе специалисты фирмы Laydon. У них получилось 5-6% сокращение в потреблении топлива. А затем подобную проверку только на фирменном испытательном полигоне и по стандартной программе SAE Type III провели шинники Goodyear. Их вердикт был таков: экономия топлива составляет 6,3%, но только с «обувкой» от Goodyear.

Но кроме этого прогнозируемого эффекта, испытатели-резинщики неожиданно для себя обнаружили еще один интересный позитив: колеса трейлера были на 10 градусов холоднее, чем у обычных фур и, к тому же, были закрыты от прямого воздействия солнечных лучей. То есть шины под пластиковым «колпаком» Laydon прослужат значительно дольше. Как говорит менеджер по продажам канадской фирмы Лэйфилд: «Сегодня для транспортника самый желанный автопоезд тот, который меньше потребляет дизтоплива, а этот «аппетит», как вы сами понимаете, зависит напрямую от его аэродинамики. Наши же изделия однозначно снижают сопротивление воздуха автомобильной сцепки, а их способность чувствительно экономить топливо подтверждают не только эксперименты, а 2000 трейлеров с установленными юбками-отражателями Laydon. Они сегодня успешно работают на дорогах Северной Америки и приносят своим хозяевам конкретные доходы». Вот такой положительный канадский опыт. Закончить тему я бы хотел риторическим вопросом. Неужели у нас нет таких кулибиных, способных наладить нехитрое производство и выпускать аэродинамические «довески» для наших, отечественных, автоперевозчиков? Я думаю, у них до сих пор остается неудовлетворенным огромное желание сократить потребление солярки на своих грузовиках и автопоездах.

Владимир ЧЕХУТА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 42 за 2007 год в рубрике машины и механизмы

©1995-2024 Строительство и недвижимость