Strator: в Европе новый капотный грузовик
Ни для кого не секрет, что капотная компоновка грузового автомобиля — это классика жанра, с которого и начиналась история коммерческого транспорта. Именно эти машины называются «нормальными», или «традиционными», но с исчезновением со сцены Scania серии «T» в октябре 2005 года и вольвовского диапазона NH в конце 2006 у европейских производителей не осталось в модельных рядах этих самых традиционных транспортных средств (заводы, ранее входившие в Минавтопром СССР, в расчет брать не будем).
Но, как говорится, свято место пусто не бывает, и вот в начале 2007 г. голландская фирма Charles Feijts Group (CFG), которая является крупнейшим дилером грузовиков Iveco в Нидерландах, собрала в своем небольшом цеху капотный седельный тягач под названием Strator. Интересные достижения голландского автомобилизма мы уже наблюдали в 2006 году, когда дилер Iveco компания Schouten самостоятельно изготовила 11 самосвалов Iveco Trakker модели Ad410T44W с колесной формулой 10x8 и грузоподъемностью 49 тонн. Но после инвестиций, сделанных фирмой CFG в проект Strator (первые буквы «Stra» позаимствованы у оригинального названия Stralis), можно констатировать, что отыскивать маленькие ниши на пересыщенном рынке специальных транспортных средств стало какой-то голландской автотенденцией. Действительно, появление новейшего диапазона капотных седельных тягачей Strator с колесными формулами 4x2, 6x2 и 6x4, которые оснащаются двигателями Cursor 10 мощностью 420/450 л/с. или Cursor 13 мощностью 500/560 л/с., стало настоящей новостью для Европы. Перед запуском в производство этой серии несколько технических специалистов CFG посетили завод IVECO в городе Данденонг в Австралии, чтобы изучить выпускаемые там модели Powerstar, где в итоге европейцы зачерпнули большой ложкой «вдохновение».
Powerstar — это диапазон тяжелых капотных грузовиков марки IVECO, который полностью проектируется и выпускается на «зеленом континенте» начиная с 1998 года. Он предназначен исключительно для своего и новозеландского рынков. В конце 2005 года австралийский филиал IVECO закончил очередную модернизацию этого ряда, связанную с появлением кабин и агрегатов новой серии Stralis. Известные всем кабины Active Day и Active Time получили на пятом континенте новые капоты, крылья и передний бампер с дополнительными фонарями. Сейчас существуют четыре основные версии Powerstar, но все автомобили собираются только с колесной формулой 6x4. В грузовиках австралийской сборки кабина Stralis крепится к шасси с использованием новой пневматической подвески с фиксацией в четырех точках. Амортизаторы подвески были специально разработаны для местных потребителей, так как перевозка грузов в Австралии довольно часто проходит по неровным дорогам. Что касается остальных узлов и агрегатов, применяемых в «Энергичной звезде», можно отметить, что все эти грузовики оснащаются двигателями Cursor, автоматизированными коробками передач Eurotronic II, американским задним тандемом Meritor RT 46 с нагрузочной способностью 20,9 тонн, пневмоподвеской Hendrickson Primaax РАХ 460 и оборудуются вертикальной выхлопной трубой и перископическим воздушным фильтром. Тягач также комплектуется двумя баками по 500 литров. Колесная база шасси варьируется между 3165 мм или 3605 мм. Снаряженная масса самой тяжелой модификации тягача Powerstar ATN13 составляет 7,61 тонны, а полная масса автопоезда с двумя полуприцепами — 75 тонн. Таким образом, европейцы решили приобретать австралийские узлы типа большого стеклопластикового капота и бампера, которые после монтажа в «голландском гараже» превращают обычный бескапотный тягач Iveco в грузовик STRATOR, обладающий харизмой стильного капотного «американца».
Но чем же отличается европейский клон от дальнего «родственника»? Основные различия с австралийской моделью заключаются в использовании голландцами варианта кабины Active Space со спальником и поднятой крышей длиной 2489 мм вместо применяемой в Powerstar кабины Active Time длиной 2280 мм. Также разница проявляется в отсутствии в комплекте автомобиля американских узлов, применении собственных деталей экстерьера, улучшающих аэродинамику и скромном оснащении элементами из полированного металла. Кинематическая цепь тягача Strator, то есть его двигатели, автоматизированные коробки передач, мосты и подвески — это оригинальный Stralis, уже доказавший свою эксплуатационную надежность, вера в которую закрепилась у транспортников благодаря большой европейской сети станций технического обслуживания IVECO. Кабина с пневмоподвеской и удаленным машинным туннелем, то есть с абсолютно плоским полом, хорошо приспособлена к новой компоновке и только усиливает ощущение комфорта и удобства рабочего места водителя. Для облегчения доступа в салон на боковой панели предусмотрены ступеньки. Первый Strator, проданный в феврале этого года голландскому предприятию, был тягачом с колесной формулой 6x4 и двигателем Cursor 13 мощностью 560 л/с. Его шасси, собранное на заводе в Ульме (Германия), имело увеличенную с 3800 до 3990 мм колесную базу, так как передняя ось была смещена вперед на 190 мм для улучшения устойчивости всего автомобиля. Снаряженная масса этого Stratorа включая все заказанные опции составляла 8800 кг, хотя, надо отметить, вес стандартного тягача Stralis 6x4 будет приблизительно на 500 кг меньше. Если заказчик пожелает грузовик с мотором Евро-5, то место такому силовому агрегату под австралийским капотом найдется в Strator’е без малейших затруднений.
Хотелось бы еще сказать вот что: фирма CFG не является новичком на рынке продаж тяжелых и специальных грузовиков. История этого предприятия продолжается вот уже 80 лет, и за этот период голландцы собирали множество специальных самосвалов, трейлеров, полуприцепов, гидравлических подъемных кранов и контейнерных систем по собственным чертежам. Таким образом, голландцы сделали существенные вложения в развитие проекта Strator, в котором современное европейское шасси комбинируется с эффективностью двигателя Cursor, трансмиссией Eurotronic II, комфортом кабины ActiveSpace и капотной компоновкой австралийского тяжеловоза Powerstar, тем самым создав перспективу для капотных грузовиков в Европе. На осень этого года уже изготовлено 8 автомобилей Strator. Заканчивая обзор, хотелось бы вспомнить 2005 год, когда мы смогли увидеть новейший, возбуждающий лучшие чувства капотный тягач Урал-6464. В его силуэте без труда узнавалась старая iveco’вская кабина, которая до сих пор выпускается на уральском автозаводе, дополненная стильным пластиковым капотом. Ну что ж, получается, что идея голландского Strator’а не является революционным шагом, а всего лишь повторением австралийского и российского пути.
Владимир ЧЕХУТА
Но, как говорится, свято место пусто не бывает, и вот в начале 2007 г. голландская фирма Charles Feijts Group (CFG), которая является крупнейшим дилером грузовиков Iveco в Нидерландах, собрала в своем небольшом цеху капотный седельный тягач под названием Strator. Интересные достижения голландского автомобилизма мы уже наблюдали в 2006 году, когда дилер Iveco компания Schouten самостоятельно изготовила 11 самосвалов Iveco Trakker модели Ad410T44W с колесной формулой 10x8 и грузоподъемностью 49 тонн. Но после инвестиций, сделанных фирмой CFG в проект Strator (первые буквы «Stra» позаимствованы у оригинального названия Stralis), можно констатировать, что отыскивать маленькие ниши на пересыщенном рынке специальных транспортных средств стало какой-то голландской автотенденцией. Действительно, появление новейшего диапазона капотных седельных тягачей Strator с колесными формулами 4x2, 6x2 и 6x4, которые оснащаются двигателями Cursor 10 мощностью 420/450 л/с. или Cursor 13 мощностью 500/560 л/с., стало настоящей новостью для Европы. Перед запуском в производство этой серии несколько технических специалистов CFG посетили завод IVECO в городе Данденонг в Австралии, чтобы изучить выпускаемые там модели Powerstar, где в итоге европейцы зачерпнули большой ложкой «вдохновение».
Powerstar — это диапазон тяжелых капотных грузовиков марки IVECO, который полностью проектируется и выпускается на «зеленом континенте» начиная с 1998 года. Он предназначен исключительно для своего и новозеландского рынков. В конце 2005 года австралийский филиал IVECO закончил очередную модернизацию этого ряда, связанную с появлением кабин и агрегатов новой серии Stralis. Известные всем кабины Active Day и Active Time получили на пятом континенте новые капоты, крылья и передний бампер с дополнительными фонарями. Сейчас существуют четыре основные версии Powerstar, но все автомобили собираются только с колесной формулой 6x4. В грузовиках австралийской сборки кабина Stralis крепится к шасси с использованием новой пневматической подвески с фиксацией в четырех точках. Амортизаторы подвески были специально разработаны для местных потребителей, так как перевозка грузов в Австралии довольно часто проходит по неровным дорогам. Что касается остальных узлов и агрегатов, применяемых в «Энергичной звезде», можно отметить, что все эти грузовики оснащаются двигателями Cursor, автоматизированными коробками передач Eurotronic II, американским задним тандемом Meritor RT 46 с нагрузочной способностью 20,9 тонн, пневмоподвеской Hendrickson Primaax РАХ 460 и оборудуются вертикальной выхлопной трубой и перископическим воздушным фильтром. Тягач также комплектуется двумя баками по 500 литров. Колесная база шасси варьируется между 3165 мм или 3605 мм. Снаряженная масса самой тяжелой модификации тягача Powerstar ATN13 составляет 7,61 тонны, а полная масса автопоезда с двумя полуприцепами — 75 тонн. Таким образом, европейцы решили приобретать австралийские узлы типа большого стеклопластикового капота и бампера, которые после монтажа в «голландском гараже» превращают обычный бескапотный тягач Iveco в грузовик STRATOR, обладающий харизмой стильного капотного «американца».
Но чем же отличается европейский клон от дальнего «родственника»? Основные различия с австралийской моделью заключаются в использовании голландцами варианта кабины Active Space со спальником и поднятой крышей длиной 2489 мм вместо применяемой в Powerstar кабины Active Time длиной 2280 мм. Также разница проявляется в отсутствии в комплекте автомобиля американских узлов, применении собственных деталей экстерьера, улучшающих аэродинамику и скромном оснащении элементами из полированного металла. Кинематическая цепь тягача Strator, то есть его двигатели, автоматизированные коробки передач, мосты и подвески — это оригинальный Stralis, уже доказавший свою эксплуатационную надежность, вера в которую закрепилась у транспортников благодаря большой европейской сети станций технического обслуживания IVECO. Кабина с пневмоподвеской и удаленным машинным туннелем, то есть с абсолютно плоским полом, хорошо приспособлена к новой компоновке и только усиливает ощущение комфорта и удобства рабочего места водителя. Для облегчения доступа в салон на боковой панели предусмотрены ступеньки. Первый Strator, проданный в феврале этого года голландскому предприятию, был тягачом с колесной формулой 6x4 и двигателем Cursor 13 мощностью 560 л/с. Его шасси, собранное на заводе в Ульме (Германия), имело увеличенную с 3800 до 3990 мм колесную базу, так как передняя ось была смещена вперед на 190 мм для улучшения устойчивости всего автомобиля. Снаряженная масса этого Stratorа включая все заказанные опции составляла 8800 кг, хотя, надо отметить, вес стандартного тягача Stralis 6x4 будет приблизительно на 500 кг меньше. Если заказчик пожелает грузовик с мотором Евро-5, то место такому силовому агрегату под австралийским капотом найдется в Strator’е без малейших затруднений.
Хотелось бы еще сказать вот что: фирма CFG не является новичком на рынке продаж тяжелых и специальных грузовиков. История этого предприятия продолжается вот уже 80 лет, и за этот период голландцы собирали множество специальных самосвалов, трейлеров, полуприцепов, гидравлических подъемных кранов и контейнерных систем по собственным чертежам. Таким образом, голландцы сделали существенные вложения в развитие проекта Strator, в котором современное европейское шасси комбинируется с эффективностью двигателя Cursor, трансмиссией Eurotronic II, комфортом кабины ActiveSpace и капотной компоновкой австралийского тяжеловоза Powerstar, тем самым создав перспективу для капотных грузовиков в Европе. На осень этого года уже изготовлено 8 автомобилей Strator. Заканчивая обзор, хотелось бы вспомнить 2005 год, когда мы смогли увидеть новейший, возбуждающий лучшие чувства капотный тягач Урал-6464. В его силуэте без труда узнавалась старая iveco’вская кабина, которая до сих пор выпускается на уральском автозаводе, дополненная стильным пластиковым капотом. Ну что ж, получается, что идея голландского Strator’а не является революционным шагом, а всего лишь повторением австралийского и российского пути.
Владимир ЧЕХУТА
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 42 за 2007 год в рубрике машины и механизмы