Дешевый биодизель можно получить из дерева
Все отлично помнят, что дешевый сыр бывает только в мышеловке, но здесь речь пойдет о новой технологии производства биотоплива, в основе которого — использование древесной массы, а поскольку щепки пока еще стоят много меньше, чем зерно или семечка, то и биодизель «деревянного» типа будет дешевле «зернового».
Исследователи из университета штата Джорджия (США) получили новый вид автомобильного биотоплива, синтезированного на основе солярки и горючих газов от древесных опилок. Том Адамс — декан инженерного факультета — рассказал корреспонденту журнала «Energy and Fuels», что метод получения биотоплива оказался гораздо легче, чем он ожидал. Ученые давно знали, что из дерева можно получать топливо для моторов, но технология была абсолютно неэффективной. В итоге американские исследователи разработали новый химический процесс, на который сейчас оформляется патент. Его суть заключается в том, что древесные опилки нагревают в бескислородной среде с высокой температурой — этот процесс известен как пиролиз. Треть заложенной древесины превращается в сухую массу (древесный угль), а остальная часть становится горючим газом. Большое количество выделенного газа затем конденсируется в жидкую фракцию и химически обрабатывается. Далее полученное жидкое топливо смешивают с соляркой, получая коктейль под названием биодизель. Когда процесс переработки закончен, можно констатировать, что приблизительно 34% выделенных горючих газов (или 15-17% первоначальной массы древесины) стали топливом, попадающим в цилиндры дизельного двигателя. В настоящее время исследователи продолжают трудиться над тем, чтобы улучшить технологию процесса и получить большее количество горючего из древесины. Дорогим ли будет производственный процесс, неизвестно, но одно уже точно можно заметить: новый метод способен кардинально снизить цену топлива, получаемого из биомассы. Адамс также добавляет, что «древесное» биотопливо экологически чище, чем другие «растительные» виды. А агрономы уже занимаются исследованиями, можно ли произведенный древесный уголь использовать в качестве удобрения. «Мы здесь являемся оптимистами и надеемся, что для большинства типов почвы применение древесного угля благоприятно скажется на ее экологии и урожайности».
Производство биотоплива — требование времени, и чуткие к прогрессу страны уделяют этому большое внимание. В этом стремлении Европа уже даже обгоняет Северную Америку. И этот бурный вектор в сторону био- стал уже заметен в подросших ценах на продукты и напитки. Так, недавно стало очевидно, что быстрый рост производства и использования биодизельного топлива на основе рапсового масла привел к росту цен на... пиво. А так как в Германии его потребляют по 111,6 литров на человека в год, то это уже, согласитесь, неприятный побочный эффект борьбы за экологию и снижение потребления нефти. Рост цен на ячменный напиток в Европе обусловлен, прежде всего, отказом фермеров сеять этот самый ячмень, необходимый пивоварам для производства солода. Труженики европейских полей активно занялись рапсом, так как за это хорошо платят субсидии из Евроказны. В итоге в Германии на 5% сократилось количество посевов ячменя, а цена на него поднялась с 200 до 400 евро за тонну. Вот так борьба европейцев за уменьшение потребления импортной нефти и стимуляция производства возобновляемых источников топлива превратилась в непродуманную кампанейщину. Думается, новая технология производства «древесного» биотоплива тут выглядит значительно предпочтительнее. У нее при первом приближении не просматривается «побочных эффектов» — не погорячусь, если скажу, что у нее заманчивые перспективы.
Владимир ЧЕХУТА
Исследователи из университета штата Джорджия (США) получили новый вид автомобильного биотоплива, синтезированного на основе солярки и горючих газов от древесных опилок. Том Адамс — декан инженерного факультета — рассказал корреспонденту журнала «Energy and Fuels», что метод получения биотоплива оказался гораздо легче, чем он ожидал. Ученые давно знали, что из дерева можно получать топливо для моторов, но технология была абсолютно неэффективной. В итоге американские исследователи разработали новый химический процесс, на который сейчас оформляется патент. Его суть заключается в том, что древесные опилки нагревают в бескислородной среде с высокой температурой — этот процесс известен как пиролиз. Треть заложенной древесины превращается в сухую массу (древесный угль), а остальная часть становится горючим газом. Большое количество выделенного газа затем конденсируется в жидкую фракцию и химически обрабатывается. Далее полученное жидкое топливо смешивают с соляркой, получая коктейль под названием биодизель. Когда процесс переработки закончен, можно констатировать, что приблизительно 34% выделенных горючих газов (или 15-17% первоначальной массы древесины) стали топливом, попадающим в цилиндры дизельного двигателя. В настоящее время исследователи продолжают трудиться над тем, чтобы улучшить технологию процесса и получить большее количество горючего из древесины. Дорогим ли будет производственный процесс, неизвестно, но одно уже точно можно заметить: новый метод способен кардинально снизить цену топлива, получаемого из биомассы. Адамс также добавляет, что «древесное» биотопливо экологически чище, чем другие «растительные» виды. А агрономы уже занимаются исследованиями, можно ли произведенный древесный уголь использовать в качестве удобрения. «Мы здесь являемся оптимистами и надеемся, что для большинства типов почвы применение древесного угля благоприятно скажется на ее экологии и урожайности».
Производство биотоплива — требование времени, и чуткие к прогрессу страны уделяют этому большое внимание. В этом стремлении Европа уже даже обгоняет Северную Америку. И этот бурный вектор в сторону био- стал уже заметен в подросших ценах на продукты и напитки. Так, недавно стало очевидно, что быстрый рост производства и использования биодизельного топлива на основе рапсового масла привел к росту цен на... пиво. А так как в Германии его потребляют по 111,6 литров на человека в год, то это уже, согласитесь, неприятный побочный эффект борьбы за экологию и снижение потребления нефти. Рост цен на ячменный напиток в Европе обусловлен, прежде всего, отказом фермеров сеять этот самый ячмень, необходимый пивоварам для производства солода. Труженики европейских полей активно занялись рапсом, так как за это хорошо платят субсидии из Евроказны. В итоге в Германии на 5% сократилось количество посевов ячменя, а цена на него поднялась с 200 до 400 евро за тонну. Вот так борьба европейцев за уменьшение потребления импортной нефти и стимуляция производства возобновляемых источников топлива превратилась в непродуманную кампанейщину. Думается, новая технология производства «древесного» биотоплива тут выглядит значительно предпочтительнее. У нее при первом приближении не просматривается «побочных эффектов» — не погорячусь, если скажу, что у нее заманчивые перспективы.
Владимир ЧЕХУТА
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 37 за 2007 год в рубрике машины и механизмы