Пилы для спасения на пожаре

Когда цепные пилы впервые были использованы в конструкционном пожаротушении, точно неизвестно. Спасательная команда Ист-Орэнджа (Нью-Джерси, США) имела на вооружении цепную пилу уже в 1953 г. Опыт работы пожарных команд Солт-Лейк-Сити и Филадельфии с бензиновыми цепными пилами был описан и опубликован в 1955 г.

Долгое время цепные пилы не были особо популярными у пожарных, так как цепи, как правило, тупились, имея дело с иным, кроме древесины, материалом. В 1956 г. первый шаг к решению этой проблемы сделал капитан Мартин Баллард — бывший сотрудник лос-анджелесской сервисной компании Los Angeles City Fire Department's Heavy Utility Company, усилив резак цепи карбидом. Задача оказалась нелегкой, тем не менее, десять лет спустя Баллардом был получен американский патент на разработанный им метод усиления. Патентованная цепь Балларда оставалась острой гораздо дольше, но, к сожалению, карбид был склонным к поломкам, кроме того, был весьма дорог. В 1984 г. калифорнийский лесник и пожарный Том Рузич развил данную идею усиления цепи, которая теперь оставалась острой, резала большую часть строительных материалов, кроме того, ломалась гораздо реже, чем цепь Балларда. Усовершенствование, предпринятое Рузичем, сделало использование усиленной карбидом цепи экономически эффективным, и в 1985 г. в Джулиэне (Калифорния) была основана компания Cutters Edge на предмет промышленного производства таких цепей.

Сегодня компания Cutters Edge признана во всем мире как законодатель в области конструирования специальных цепных пил, предназначенных для проделывания вентиляционных отверстий и выполнения пожарно-спасательных работ, а также соответствующих режущих цепей.

Пулецепь Bullet Chain

В 1993 г. специалистами Cutters Edge была разработана цепь Bullet Chain. (ПЕРВОЕ ФОТО) Тогда соответствующая цепная пила была первой (и до сих пор остается единственной) пилой, цепь которой является не модифицированной древорежущей цепью, усиленной карбидом, а принципиально иным лезвием. Сконструированная с нуля специально для пожарно-спасательных нужд, уникальная Bullet-цепь (каждый зуб которой по форме действительно напоминает пулю) помогла революционизировать пожарно-спасательное пиление, особым образом шлифуя рез. Цепь Bullet Chain — первая цепь, которая получила патент, со времени получения оригинального патента капитаном Баллардом в 1966 г. Bullet Chain запатентована в 17 странах и является наиболее широко используемой карбидной цепью в мире.

Патентованный зуб Bullet Chain представляет собой жесткий массивный металлический резец без изгибов или неопертых областей, являющихся слабыми местами цепи. Карбидная составляющая разработана специально для использования инструмента бойцами пожарных команд. Вставка спекшегося с металлом карбида создает большую режущую поверхность и обладает уникальным свойством защитного покрытия, что уменьшает вероятность поломки карбида. Пулеобразный зуб защищен пулеобразным же защитным «носом», который предохраняет карбидную вставку от различного рода воздействий. Углубление между зубьями достаточно узко, чтобы исключить любой возможный зацеп, а также минимизировать любые нежелательные воздействия во время пиления. Фактически Bullet Chain не пилит и не режет, а прошлифовывает отверстия в тех или иных материалах. Пожарно-спасательная пила от Cutters Edge, оснащенная цепью Bullet Chain, была испытана на отдачу институтом SMP (Шведский испытательный институт). Благодаря уникальному образу пиления, присущему Bullet Chain, результаты тестирования показали чрезвычайно низкую отдачу — фактически самый низкий потенциал отдачи по сравнению с цепной пилой любого типа.

Пожарно-спасательная пила Multi-Cut

По мере роста популярности карбидных цепей от Cutters Edge стало очевидно, что усовершенствование цепи было только частью решения — для того, чтобы соответствовать жестким условиям работы в огне, была необходима специальная пожарно-спасательная пила. В 1987 г. Cutters Edge ввела первую цепную пилу, сконструированную специально для работы в огне. Конструктивные особенности — активное всасывание воздуха, одношаговый запуск и двухступенчатые внешние воздушные фильтры. В 1992 г. было внедрено такое решение в области техники безопасности, как D8 Guard/Depth Gauge. Это было первое предохранительное приспособление, которое и защищало оператора от режущей цепи, и позволяло так отрегулировать глубину резания, чтобы не были повреждены никакие иные конструктивные элементы помимо тех, разборка которых необходима для спасения.

Не требующий инструмента для своей настройки шаблон Guard/Depth Gauge обеспечивает максимальную защиту оператора, покрывая всю режущую цепь, одновременно делая возможным бесконечное регулирование глубины резания (от 0 до 20 см) и таким образом предотвращение пиления стропил и иных несущих конструкций. Безынструментная конструкция позволяет оператору устанавливать, приспосабливать или снимать Guard/Depth Gauge быстро и легко — даже в перчатках. Изготавливаемая из стального сплава направляющая планка представляет собой единую деталь. Массивный защищенный спереди зуб цепи обеспечивает более быстрое проникновение в материал, выдающуюся производительность и гораздо большую долговечность в самых жестких условиях пиления. Конструкция планки исключает и ее расщепление, и отказ из-за несоосности. Тормоз цепи останавливает вращение цепи быстрее, чем за 1/20 секунды. Он может быть включен или выключен вручную, или же (точно так же, как ремни безопасности в автомобиле) силовая отдача активизирует инерционный тормоз цепи и останавливает цепь. Внешняя четырехступенчатая система фильтрования воздуха имеет суммарную площадь поверхности 1383 см2, что позволяет использовать в дыму и пламени пожарно-спасательные пилы от Cutters Edge в 12 раз продолжительнее, чем обычные цепные пилы. Высокой степени фильтрации воздуха сопутствует фактически неограниченное его поступление в карбюратор. При этом градуированный воздушный канал корректирует и стабилизирует воздушный поток воздуха и развивает ударный эффект (создавая так называемый воздушный домкрат), что увеличивает мощность.

Не требующий использования никакого инструмента легкий и быстрый доступ внутрь карбюратора делает возможным не менее быстрый и легкий его осмотр (и обслуживание как карбюратора, так и свечи зажигания). Так же легко данный лючок и закрывается. Узел «одношаговый стартер» включает мгновенный контактный выключатель и комбинированный дроссельно-катушечный замок, что устраняет возможность заливки двигателя. Достаточно единственного простого шага для того, чтобы начать пиление. Резервуары большой вместимости для топливной смеси и масла для смазывания цепи и направляющей планки рассчитаны на то, чтобы пила израсходовала весь запас топлива до того, как она израсходует запас смазки. Таким образом предотвращается возможность пробега цепи без надлежащего смазывания. Полностью обернутая рукоять гарантирует безопасную эксплуатацию пилы в любом положении и действует как «цепеуловитель», обеспечивая дополнительную защиту от контакта с цепью. Предохраняющий дефлектор переориентирует поток воздуха, циркулирующий вокруг двигателя, защищая двигатель от отходов пиления. Это создает более комфортные условия эксплуатации в пиковом режиме в любой окружающей среде, в любой ситуации спасения на пожаре. Нажатием кнопки Compression Release можно уменьшить степень сжатия в двигателе для более легкого старта. Система антивибрации изолирует ручки пилы от вибрации инструмента, препятствуя передаче этого нежелательного эффекта рукам оператора. Это уменьшает усталость оператора и увеличивает его безопасность. Такой вот эргономический фактор. Пожарно-спасательные пилы Multi- Cut обеспечивают стопроцентно надежную высокую эффективность резания в опасных горячих условиях, в ситуациях сильного задымления.

Бензопила для резания бетона

В 1998 г. Cutters Edge ввела первую цепную пилу для резания бетона на бензиновой тяге. Разработав пилу CE101C Concrete Saw, работающую с использованием уникальной водной системы смазывания и оснащенную алмазной цепью, Cutters Edge еще раз явилась первопроходцем в использовании цепных пил при пожарно-спасательных работах. Пожарно-спасательная цепная бензопила по бетону CE101C, оснащенная усиленной алмазными сегментами цепью SealPro, режет железобетон толщиной 35 мм. При этом не требуются какие-либо силовые либо гидравлические линии за исключением одной водной линии, необходимой для смазывания и охлаждения цепи и устранения бетонной пыли. Все, что нужно — подача 7,5 л воды в минуту под давлением 1,5 бар. В ряде случаев решение данной задачи обеспечивает стандартный брандспойт, коими оснащаются пожарные краны жилых домов. Кроме того, вода может подаваться из любого источника включая пожарные помпы и цистерны. Компания Cutters Edge предлагает полный комплект Concrete Sawing Kit, который включает насос и все принадлежности для водоснабжения.

CE101C режет широкий диапазон материалов включая железобетон, кирпичную и иную каменную кладку, конкретный блок и естественный камень. Для этого специалистами Cutters Edge разработан мощный двигатель объемом 101 см3 специально для резания бетона. Усовершенствованное уплотнение коленчатого вала, герметичная камера сжатия, водонепроницаемое зажигание, специальная система фильтрации воздуха — лишь некоторые из особенностей, которые позволяют этому встроенному двигателю внутреннего сгорания работать в неблагоприятной влажной среде при пилении бетона в ходе пожарно- спасательных работ.

Дисковая пожарно-спасательная пила CE735R

Нужно сказать, что для спасения на пожаре Cutters Edge предлагает не только цепные пилы. Одна из новинок компании — дисковая пила CE735R, презентующая новую технологию для отрасли спасения из огня.

Конструкция двигателя (73,5 см3), идет ли речь о поршне либо о компенсирующем карбюраторе, обеспечивает замечательные мощностные характеристики — в частности, вращающий момент. Наряду с передаточным числом 2,87:1 данная конструкция обладает гораздо большим механическим преимуществом при резании с любой угловой скоростью, чем любая другая дисковая пила. CE735R имеет подпружиненный защитный кожух из нержавеющей стали, который автоматически приспосабливается к условиям резания для максимальной безопасности. Сухой вес инструмента — 23 кг, а будучи полностью заправленным топливом и снаряженным лезвием, он весит 25,5 кг. Дополнительные особенности включают систему антивибрации (7 точек), герметичный многоступенчатый воздушный фильтр, вторичный воздушный захват, герметичный стартер отдачи и кессонный клапан для легкого старта.



Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 28 за 2007 год в рубрике оборудование и инструмент

©1995-2024 Строительство и недвижимость