Новые горизонты брестского «Кондора»

Нынешний год для иностранного частного унитарного производственного предприятия «Кондор» из Бреста ознаменован не только 10-летием успешной работы на белорусском рынке лакокрасочных материалов, но и вхождением в состав международной группы компаний Eskaro. В связи с этими событиями 19 июля в Минске состоялась пресс-конференция, краткая информация о которой была дана в предыдущем номере газеты. В данной публикации — наиболее интересные фрагменты стилистически подправленной стенограммы указанного мероприятия.

Виталий ХАЛЕЦКИЙ, заместитель директора ИЧУПП «Кондор» по развитию:


— Наша компания была основана в 1997 г. Инвестировал «Кондор» бизнесмен из Германии Хорст Гельмут Беллер, возглавлявший его с 1997 по 2007 гг. В 1998 г. мы обрели первый логотип, под которым наша продукция приобрела известность. Сначала наш ассортимент был невелик — это были краски для внутренних работ. Одновременно с его расширением шло привыкание белорусских потребителей к акриловым краскам. Развивался потребитель, развивались и мы. Внедряли новые виды продукции, меняли дизайн этикеток, искали свои подходы к потребителю. В 2006 г. у нас произошли серьезные изменения. Сменился корпоративный стиль, стал другим — более стилизованным и, надеемся, лучше узнаваемым — логотип. Сегодня мы выпускаем краски и грунтовки различного назначения, которые закрывают, по большому счету, основные потребности белорусского рынка в области покрытий по минеральным поверхностям, древесине и т.д. Это достигается благодаря эффективной организации производства, современным технологиям и использованию мирового опыта производства воднодисперсионных красок. Важное слагаемое нашего успеха — партнерские отношения с крупными зарубежными производителями химического сырья. Это BASF и Kronos (Германия), Clariant (Швейцария), Du Pont (США) и др. Мы не только выпускаем базовый ассортимент воднодисперсионных красок, но и пытаемся следовать мировым тенденциям в производстве лакокрасочных материалов (ЛКМ). Мы одними из первых в Беларуси начали производить краски, модифицированные силиконом. Введение силикона позволяет достичь большей паропроницаемости красок при сохранении их низкого водопоглощения. Через микропоры таких красок довольно легко мигрирует водяной пар, капли же воды остаются на их поверхности и, как капельки ртути, по ней не растекаются. Одна из наших новинок — краска для популярных структурных обоев. Введение в нее специального микронаполнителя позволяет сохранять их рельеф. Кроме того, эта краска обладает хорошими механическими свойствами.

Эффективность нашей работы во многом достигается благодаря научному подходу. Мы имеем аттестованную испытательную лабораторию, где ЛКМ не только разрабатываются, но и доводятся от стадии идеи до стадии передачи их в производство. Кроме того, мы контролируем сырье, технологические процессы и продукцию, проводим приемо-сдаточные и периодические испытания. При этом в качестве внутреннего аудита испытываем нашу продукцию и в других лабораториях, как в Беларуси (Минск, Брест), так и за рубежом (Франция, Германия), где жесткие требования. В принципе, наши краски подтвердили там свое качество. Мы очень строго подходим к документальному сопровождению своей продукции. Помимо обязательной сертификации, практически все наши марки прошли добровольную сертификацию. Мы первыми в Беларуси разработали паспорта безопасности веществ, регламентирующие весь цикл жизни красок — от производства до утилизации. Мы более года готовились к введению системы СТБ ИСО 9001 и в апреле этого года получили долгожданный сертификат. Но получение сертификата — только начало пути по дальнейшему совершенствованию наших ЛКМ.

Игорь ДЕТСКИН, генеральный директор ИЧУПП «Кондор»:

— Наш стартовый капитал был невелик. 10 лет назад мы стали одними из первых резидентов свободной экономической зоны «Брест». Пиковые показатели пошли у нас с 2002 г. Первые годы была притирка. Нам сказали: «Вас приняли в резиденты СЭЗ, чтобы вы давали больший приток валюты. Экспорт, экспорт, экспорт!» Из-за этого нам было практически невозможно уделять должного внимания белорусскому рынку. Ситуация несколько изменилась в 2001 г. В этом году планируем не менее 40% роста за счет в основном белорусского рынка. Считаем, что наша доля на нем — от 7% до 10%. И мы боремся за ее увеличение. Краски «Кондор» — это стабильное немецкое качество, которое все расценивают как эталон. В качестве резидентов СЭЗ мы получили льготы, которыми воспользовались не для производства дешевой продукции, а для закупки дорогих компонентов, которых в ту пору на белорусском рынке не было. Изначально мы дали достаточно дорогой продукт. И потребитель к нему привык. Чтобы наша продукция была узнаваемой, значительная часть бюджета компании направляется на рекламу, на поддержку мест продажи и консультации.

Важное слагаемое нашего успеха — развитие экономики страны и своевременность нашего предложения. Т.к. экономика развивалась, люди перестали покупать дешевые вещи. В частности, строительство и ремонт — это очень нервные и дорогие удовольствия. Мы считаем, что клиенты компании «Кондор» — это наш своеобразный, отличный от мирового, средний класс. Они не красят сами, а, получая кредиты, нанимают профессионалов из частных фирм. Профессионалы же не могут приобретать не только дешевые, но и очень дорогие материалы, т.к. ограничены бюджетом, определенным заказчиком. «Кондор» и предложил им качественный продукт по приемлемой цене. 75% нашей продукции продается оптом и в розницу, ее эти бригады и закупают. Мы работаем и с государственными строительными организациями по государственным программам. В частности, это работа для «Дожинок». В 1999 г. был Шклов, потом Пружаны — большая часть этого города была покрашена красками «Кондор». В. Халецкий сам контролировал там каждый объект. И, когда все получилось, нам уже легче было работать в Волковыске. В Слуцк нас не пустили, т.к. Минск изобилует производителями ЛКМ, и тендер мы выиграть не смогли. Но в подготовке бобруйских «Дожинок» мы участвовали. Еще одно слагаемое успеха компании «Кондор» — трудолюбие и квалификация ее коллектива. В начале текущего года наше предприятие вошло в состав Eskaro. Это взаимовыгодное сотрудничество. В первую очередь это инвестиции в новый завод с автоматической линией по выпуску водных материалов. Второе — это сеть колеровочных центров. Сейчас в республике 9 таких наших центров.

Эдуард ШТИВЕЛЬМАН, управляющий группой компаний Eskaro:

— Компания Eskaro в Беларуси пока не очень известна, хотя мы здесь уже были в 1997 и 1998 гг. Но после коллапса российского рубля мы вынуждены были уйти, т.к. потери на белорусском и российском рынках оказались значительными. Компания Eskaro родилась в 1993 г. Это молодое и динамично развивающееся предприятие. В его состав входят производственные компании в Эстонии, России (Петербург), Финляндии и теперь уже Беларуси. А представительства и склады Eskaro есть не только в названных странах, но и в Украине, где дистрибьюторский центр находится в Одессе. 100% акций компании Eskaro принадлежат ее владельцу. Мы распространяем свою продукцию во многих странах бывшего СССР, а также в Бельгии, Финляндии и Литве. В 2002 г. мы построили новые производственно-складские площади и резко увеличили выпуск продукции. В 2006 г. в Эстонии было выпущено около 7 тыс. тонн продукции, в этом году будет где-то 8,5 тыс. тонн. В Петербурге в начале этого года мы сдали в эксплуатацию новый завод мощностью более 35 тыс. тонн. В 2007 г. он выдаст около 7-8 тыс. тонн продукции. Тоже в начале этого года к нам была присоединена и финская компания. Группа компаний Eskaro выпускает более 75 видов продукции. Это водные материалы и материалы на растворителях. У нас современные производственные линии. Выделяется Петербург, где на высоком уровне автоматизация. Мы имеем свой исследовательский центр, где разрабатываются рецептуры. Нас приятно удивил «Кондор», лаборатория которого работает в абсолютно том же режиме. Рецептуры «Кондора» были сделаны с запасом на будущее в плане экологии — в частности, требований ЕС по летучим растворителям. С 2004 г. мы тоже имеем сертификат качества ИСО, который уже подтвердили. Один из важных моментов — так называемая школа красок, где мы обучаем строителей и продавцов. В Эстонии, где население 1,3 млн, мы имеем 60 колеровочных машин. Всего у нас их около 100. Мы предлагаем 10 тыс. цветов из разных каталогов, в т.ч. наших конкурентов.

Главная наша цель на белорусском рынке — увеличение продаж минимум в 2 раза за 3 года. Имеется в виду продукция под торговой маркой «Кондор», которая останется и в будущем. Мы не собираемся ничего менять. Что хорошо сделано, должно жить дальше. Наши запланированные инвестиции в «Кондор» — не менее 2 млн евро. Будет расширена территория этого предприятия, появится современный завод мощностью 15-20 тыс. тонн продукции в год. Мы намерены и максимально использовать экспортные возможности местоположения брестской компании. Стоимость перевозок продукции из Эстонии в Украину растет. Поэтому то, что выпускается в Эстонии, будет производиться в Беларуси. То же касается и части продукции, производимой в России.

Из ответов на вопросы

В. ХАЛЕЦКИЙ:

— В 2002 г. выяснилось, что держателями технических условий на производство ЛКМ являются более 45 предприятий. В 2007 г. таких стало порядка 100. Хотя не все держатели ТУ являются реальными производителями, рынок в нашем сегменте довольно плотный.

И. ДЕТСКИН:

— Рядом с нашим предприятием находится участок земли с небольшим складом в плохом состоянии. Никто не хотел его купить из-за наших коэффициентов: если все сложить, наберется приличная сумма. Можно было взять в аэропорту хорошую землю, но от нее до нынешнего завода порядка 15 километров. Сколько государство скажет заплатить за тот склад, столько и придется платить. Думаю, на его снос и подготовку площадки уйдет более 300 млн белорусских рублей. Но эти деньги стоит вложить. Причем наш проект удобен городу. Он на одной линейке с другими известными предприятиями. Все везде красиво, остался только этот участок. Для бизнесменов из других стран это непонятно; в Германии в свое время такие участки продавались за одну марку, чтобы они были приведены в порядок.

С октября 2006 г. все, чья продукция не признана импортозамещающей, платят все налоги. И мы платим все налоги и пошлины. Продажи на российском и украинском рынке дадут нам льготы в первую очередь по пошлинам на сырье. Нужно правильно продавать краску. А смеситель и дозатор колеровочного центра стоят не менее 12 тыс. евро. Машина-автомат еще дороже. Плюс пигменты. Сейчас их 16 (раньше было 8-12) — это не менее 2 тыс. цветов. Все это очень дорого, но перспективно.

Мы стараемся о конкурентах говорить хорошо или никак. Компания Caparol начала осваивать рынок тогда, когда все ведущие производители на Беларусь махнули рукой. То, что Caparol в первую очередь на слуху, правильно. В СЭЗ «Брест» они производят, как сами заявляли, краски эконом- класса. Мы с ними, скажем так, аккуратно договорились, не ругаемся. Сейчас у нас есть представительство с торговым отделом в Минске; по рознице Минск лучше, чем Брест и Гродно. До недавнего еще времени каждый уважающий себя житель Бреста и Гродно считал, что лучше из-за границы привезти 2 л краски. Но теперь такое отношение меняется. Мы гарантируем, что 8 лет не надо перекрашивать покрашенное нашими красками. Если, скажем, у меня дома краска такой-то марки пожелтела, то и все мои знакомые ее брать не будут. Поэтому стабильность качества — самое главное. Производство краски не очень энергоемкий процесс. Автоматические линии дают правильное дозирование. Теплопоглощения и тепловыделения при этом нет. Основная проблема — обогрев помещений, т.к. настоящая акриловая краска боится мороза. Не меньше плюс пяти должно быть. Мы купили немецкие котлы и тратим на отопление минимум энергии. Возникнет необходимость — перейдем на местные виды топлива. Для изготовления краски требуется не много электроэнергии — в лучшем случае в месяц мы за нее платим меньше 1 тыс. долларов в эквиваленте.

Э. ШТИВЕЛЬМАН:

— В ближайшие месяцы, как только будет осуществлена сделка по аренде земельного участка, начнется проектирование нового завода — оно займет около года. После этого мы должны начать строительство. 2 млн евро — это инвестиции в завод. Я не говорю сейчас об инвестициях, которые идут в интеллектуальный потенциал, менеджмент. В области ЛКМ ситуация довольно интересная. Любой автоматический завод не предполагает резкого сокращения персонала, хотя собственно процесс приготовления краски происходит без людей. В любом случае есть упаковка, есть подготовка технологического процесса. Вот для этого люди требуются. И их число в компании «Кондор» должно возрасти на 40-50 человек.

К энергосберегающим краскам типа «ТермоШилд» никак не отношусь. Любая краска обладает какими-то теплоизоляционными свойствами. «ТермоШилд» — это хорошая реклама. Произошла покупка предприятия «Кондор», который теперь на все 100% принадлежит концерну Eskaro. Называть фамилию владельца не имею права. Могу сказать, что он имеет постоянный вид на жительство в Эстонии, а также российское и украинское гражданство, живет в Петербурге, русский по национальности. О других рынках сбыта будем говорить, когда сможем полностью перевести под новое производство рецептуры. Дело в том, что по логистике каждая страна использует свои материалы — те, что ближе привезти. Но они не взаимозаменяемые. Задания в лабораторию даны. Первые две краски будут через один или два месяца. Это импортозамещение. То, что производится в Петербурге, будет производиться и в Бресте. В Беларуси, как и в Украине, больше покупают матовых красок. В Скандинавии и Эстонии наиболее популярны шелковисто-матовые и полуматовые краски. Они стоят гораздо больше, но меньше пачкаются и удобнее в использовании. Но вместе с тем показывают все огрехи предыдущих строительных работ. Матовые же краски все скрывают.

Дмитрий ЖУКОВ. Фото автора


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 28 за 2007 год в рубрике материалы и технологии

©1995-2024 Строительство и недвижимость