Минэнерго готовится к масштабным реформам

Ситуация, сложившаяся вокруг поставок и оплаты российского газа и нефти, только ускорит рыночные преобразования, намеченные в энергетической отрасли Республики Беларусь. В этом уверены даже сторонники административного ресурса, в прошлом — противники каких-либо структурных изменений. Главное, по мнению специалистов Минэнерго, чтобы реформы исходили «сверху» и имели реальное обоснование. «Реформы ради реформ не улучшат ситуацию, а могут только усугубить. Должны быть конкретные шаги», — подчеркнули в министерстве.

Напомним, что ранее белорусская сторона платила за газ 46,7 доллара за тыс. куб. м, однако с января 2007 года цена на «голубое топливо» для страны подскочила более чем вдвое. К тому же, правительство Российской Федерации с 1 января текущего года ввела вывозную таможенную пошлину на поставляемую в Беларусь нефть, что привело к ее удорожанию на 20-25%. Все это отразилось на темпах экономического роста и бережливом отношении к рублю. В частности, как было объявлено накануне, с 2008 года дотации сельскохозяйственным организациям сократятся на 50%, а с 2009-го прекратятся вообще за исключением целевых и высокорентабельных программ. Во многом это объясняется еще и тем, что страна «обрастает» долгом перед российским «Газпромом», которому за первые 6 месяцев текущего года необходимо выплатить $450 млн. «Беларусь платила $55 за тысячу кубометров вместо $100, которые указаны в контракте», — пояснил министр энергетики Беларуси Александр Озерец. По его словам, адаптационный период был предоставлен, чтобы снивелировать резкое повышение цен для белорусских потребителей. Деньги должны были быть уплачены до 23 июля. Отметим, что в июне российский газовый монополист перечислил на белорусский счет в рамках подписанных договоренностей $625 млн за 12,5% акций «Белтрансгаза» и ожидал получить их назад в виде погашения задолженности за поставляемый в страну газ. Однако, как сообщил первый вице-премьер Владимир Семашко, эти средства пойдут в бюджетный фонд национального развития на реализацию инвестиционных проектов.

В белорусской энергетике износ основного оборудования приблизился к критической отметке — 60%. На модернизацию энергетической отрасли необходимо более $5 млрд, из них $2,5 млрд — на развитие энергосберегающих мероприятий в других отраслях экономики. Основным приоритетом энергетической стратегии на ближайшие годы станет повышение уровня энергетической безопасности государства. Для этого необходимо модернизировать и реконструировать мощности на существующих ТЭЦ-3 и ТЭЦ-5 в Минске, провести энергосберегающие и другие работы на Березовской ГРЭС, а также Гомельской, Гродненской и Мозырской ТЭЦ. Предполагается, что в результате указанных мероприятий степень износа основных производственных фондов по энергосистеме к концу 2010 года снизится до 45%, а экономия условного топлива составит более 900 тысяч тонн. До 2012 года в стране планируется возвести 50 мини-ТЭЦ, работающих на местных видах топлива. Это позволит увеличить до 25% использование местных видов топлива в общем объеме потребления энергоресурсов. К слову, белорусско-российские переговоры по вопросам погашения задолженности все еще продолжаются, и на каких условиях завершатся — трудно спрогнозировать. С полной уверенностью можно лишь констатировать, что сложившаяся ситуация лишь подхлестнет правительство и министерство к более глубоким и немедленным реформам. Энергетика — стратегическая отрасль, и, если не уделять ей должного внимания, хромают все показатели реального сектора экономики. К 2020 году доля природного газа в энергобалансе страны составит около 50%. По словам председателя Национальной Академии наук Михаила Мясниковича, это сложно сделать, но «мы выйдем по энергоемкости ВВП на показатели, например, таких стран, как Канада, Корея и ряда других, где энергоемкость ВВП составляет около 0,20 тысяч тонн условного топлива на 1000 долларов ВВП по паритету покупательской способности против 0,46 сегодня». В Минэкономики утверждают, что именно высокие цены на газ и нефть привели к существенному отрицательному внешнеторговому сальдо страны.

Первые шаги

23 июля глава государства сделал ряд кадровых назначений, в том числе и в нефтяной сфере. По его словам, ситуация в нефтяной отрасли находится под его личным контролем. Обращаясь к новому председателю концерна «Белнефтехим» Валерию Казакевичу, он выразил надежду на то, что тот сделает соответствующие выводы из ситуации с предыдущим руководством концерна и «наведет в этой сфере железный порядок». Напомним, что бывший руководитель «Белнефтехима» Александр Боровский был задержан сотрудниками Комитета государственной безопасности 29 мая текущего года. Ему предъявлено обвинение по 3 статьям уголовного кодекса Беларуси — ч. 4 ст. 210; 3 ст. 424 и 375 (хищение в особо крупном размере путем злоупотребления служебными полномочиями, злоупотребление служебными полномочиями, причинившими крупный ущерб, а также умышленное разглашение сведений, составляющих служебную тайну). Перед генеральным директором ЗАО «Белорусская нефтяная компания» (БНК) Владимиром Зубковым поставлена задача усовершенствовать системы закупки нефти и реализации нефтепродуктов на экспорт, чтобы страна получала от этого максимальные выгоды. «Сегодня в этой сфере нужны молодые, умные, порядочные и надежные люди», — сказал он. Отметим, что БНК была создана по аналогии с Белорусской калийной кампанией (БКК).

Первый заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко 24 июля представил нового председателя концерна «Белнефтехим» Валерия Казакевича и генерального директора ЗАО «Белорусская нефтяная компания» Владимира Зубкова руководителям организаций отрасли и работникам аппарата концерна. Вице-премьер поставил перед руководством концерна задачу обеспечить реализацию намеченных инвестиционных программ на предприятиях отрасли. Владимир Семашко подчеркнул важность выполнения программ модернизации нефтеперерабатывающих заводов с целью увеличения объемов производства, повышения качества нефтепродуктов, обеспечения собственным сырьем нефтехимических предприятий. Крупные инвестпроекты должны быть реализованы и на предприятиях химической отрасли — в ОАО «Гродно Азот», ОАО «Полимир». В сложившихся условиях министерство изменит свои подходы к работе, станет более открытой и привлекательной структурой для зарубежных инвесторов. Планируется, что нефтехимические предприятия ОАО «Нафтан» и «Полимир», Мозырский НПЗ и «Белшина», «Гродно Азот» будут выставлены на продажу. Напомним, что ОАО «Газпром» купил 50% акций ОАО «Белтрансгаз». Российский бизнес проявляет интерес и к другим белорусским предприятиям. В ближайшее время претерпит изменения и структура отрасли — намечено создание генерирующей и высоковольтной компаний. В энергетической отрасли страны завершился первый этап реформы — согласно приказу министерства энергетики Беларуси концерн «Белэнерго» перепрофилирован в производственное объединение. Этот шаг позволит исключить дублирование в двух структурах. По новому уставу ПО электроэнергетики «Белэнерго» является законным правопреемником концерна. Об этом сказано в уставе предприятия, зарегистрированного в Мингорисполкоме. «Белэнерго» будет заниматься только техническими вопросами, все остальные будут находиться в компетенции министерства. В состав новой структуры войдут областные предприятия энергетики и электрификации, в то же время часть предприятий энергетики, которые ранее подчинялись концерну, перейдет под управление и контроль Минэнерго. Еще ранее позиции министерства были значительно усилены за счет введения в штатное расписание нового замминистра — Леонида Шенца (до этого — первый заместитель председателя Комэнергоэффективности). Такие преобразования являются лишь первыми шагами, но они позволят более эффективно подойти к управлению, сбыту и эксплуатации основных производственных фондов энергосистемы.

Следует отметить, что энергетика Беларуси уже функционировала в таком режиме — около 10 лет назад было только министерство топлива и энергетики. Одна структура позволяла годами устойчиво работать. По мнению специалистов, концерн создавался как промежуточная структура, и из него должны были вырасти генерирующая и высоковольтная компании. К сожалению, этого не произошло. Среди основных причин — экономика страны попала в достаточно благоприятные условия развития (до 10% роста в год), и не было необходимости проводить реформы. Сейчас реформирование необходимо — предполагается рост энергоносителей, вступление России в ВТО.

Нефтепроводный транспорт

Белорусский государственный концерн по нефти и химии объединяет крупнейшие производства, оказывающие существенное влияние на экономический потенциал Беларуси. Со дня образования концерна «Белнефтехим» в 1997 году его промышленный комплекс из года в год наращивает выпуск промышленной продукции. В общем объеме промышленной продукции страны удельный вес организаций концерна составляет около 19%, а в общереспубликанском экспорте — более 25%. На внешний рынок поставляется свыше 70% производимой продукции. Основная продукция, выпускаемая организациями концерна, соответствует мировым стандартам и имеет постоянный спрос в 100 государствах мира.

Деятельность концерна весьма многогранна. Одно из главных направлений — полный цикл работ, связанных с разведкой и добычей нефти, ее транспортировкой, переработкой, а также реализацией произведенных нефтепродуктов. В состав концерна также входят предприятия, выпускающие широкий спектр химической и нефтехимической продукции: шины, химические волокна и нити, минеральные удобрения, пластмассовые и лакокрасочные изделия. Многие из этих предприятий связаны друг с другом по технологической цепочке. Кроме того, в рамках республиканской межотраслевой кооперации они поставляют свою продукцию другим отраслям. Реконструкция и модернизация производств, внедрение современных технологий стало стратегическим направлением работы концерна «Белнефтехим». Сегодня реализуется ряд инвестиционных программ на крупнейших промышленных предприятиях. Так, в модернизацию производства Новополоцкого НПЗ инвестируют $630 млн, в Мозырский НПЗ — $590 млн, в «Полимир» — $850 млн, в «Гродно-Азот» — более $800 млн. Политика концерна «Белнефтехим» по отношению к предприятиям трубопроводного транспорта заключается в поддержании на должном уровне надежности, модернизации основного технологического оборудования. По территории страны проложены нефтепроводы, находящиеся в ведении входящих в состав концерна предприятий: Новополоцкого «Дружба» и РУП Гомельтранснефть «Дружба». Протяженность этих нефтепроводов (в однониточном исполнении) составляет соответственно 1065 и 1923 км.

Нефтепровод «Дружба» — важнейший транзитный коридор для экспорта российской нефти — является продолжением системы магистральных нефтепроводов российской компании ОАО АК «Транснефть», по которому нефть транспортируется из Поволжья, Тимано-Печоры, Западной Сибири. Система магистральных нефтепроводов «Дружба» берет свое начало от г. Самары. После Брянска — в Унече — нефтепровод разделяется на две ветви: северную и южную. По северной нефть поступает на ОАО «Нафтан» и транзитом на Мажейкяйский НПЗ, терминал Бутинге, в порт Вентспилс. По южной нефть поступает на ОАО «МНПЗ» и транзитом в западном направлении — в Польшу и Германию — и в южном направлении — на Украину. Транспортировка в направлении Украины позволяет осуществлять поставки нефти в Венгрию, Словакию, Чехию, Хорватию с возможностью выхода на порт Омишаль.

Газотранспортная система

Газоснабжение в стране и транзитную транспортировку природного газа обеспечивает газотранспортная система (ГТС), которую эксплуатирует и развивает ОАО «Белтрансгаз». В настоящее время предприятие включает в себя 6983 км газопроводов в однониточном исчислении диаметром от 100 до 1400 мм, 2821 км магистральных газопроводов, 4162 км газопроводов-отводов и распределительных сетей низкого давления, 6 линейных компрессорных станций (КС) с 16 компрессорными цехами общей установленной мощностью 640,6 МВт, 2 подземных хранилища газа с КС мощностью 9,1 МВт. В целях обеспечения бесперебойных и надежных поставок газа белорусским потребителям и его транспортировки в другие страны ОАО «Белтрансгаз» ежегодно осуществляет комплекс мер по диагностике, обслуживанию и реконструкции объектов газотранспортной системы, автоматизации и
телемеханизации производственных процессов. Все это способствует их надежному и устойчивому функционированию. Надежность и безопасность эксплуатации объектов магистральных газопроводов определяется взаимосвязью следующих основных направлений: обеспечение качества проектных работ; обеспечение качества строительства; организация системы в эксплуатации объектов. Все это обусловило разработку и реализацию системы взаимоувязанных мер по комплексной диагностике технического состояния объектов магистральных газопроводов. Одним из важнейших методов определения уровня дефектности линейной части магистральных газопроводов (МГ) является внутритрубная диагностика (ВТД) путем применения внутритрубных инспекционных снарядов. Качество природного газа, транспортируемого в зарубежные страны и поставляемого потребителям страны, постоянно контролируется службой контроля качества газа, состоящей из 14 химикоаналитических лабораторий.

Энергобезопасность

В Беларуси разработана принципиально новая концепция энергетической безопасности страны. Новая концепция включает в себя программу развития как большой, так и малой энергетики. Кроме этого, новый импульс планируется придать программе диверсификации энергоресурсов. Напомним, что в Беларуси концепция энергетической безопасности была принята в 2005 году. До 2020 года в развитие энергетического потенциала страны планируется направить $34 млрд, из них $19 млрд — в большую энергетику. Остальные средства направят на решение проблемы диверсификации энергоресурсов. Отметим, что с 1995 по 2005 годы темп роста энергопотребления вырос на 102,4%, рост ВВП практически удвоился и составил 193%. Чтобы удовлетворить потребности одного жителя страны, необходимо использовать 2,1 тысячи кубометров газа. Эффективность использования энергоресурсов в 2-3 раза ниже, чем в развитых странах. Так, энергопотребление на одного человека в Бельгии, Австрии и Германии составляет 700-800 кубометров газа, в Северных странах — таких, как Швеция и Финляндия — 1000 кубометров. В 2007 году инвестиции в энергосбережение составят порядка $900 млн, что на 22% больше, чем выделяют сейчас. К 2010 году финансирование программ по экономии энергоресурсов увеличат до $1 млрд. В Беларуси реализуется несколько энергосберегающих программ, том числе долгосрочная программа до 2015 года. Ее основная цель — снизить энергозависимость от внешних поставщиков как минимум наполовину (как за счет экономии энергоносителей, так и за счет введения в эксплуатацию собственных источников энергии), а также достижение к 2015 году энергоемкости ВВП уровня промышленно развитых стран. В частности, предполагается снизить энергоемкость ВВП на 30% при том, что производство должно возрасти более чем в 1,5 раза. В текущем году Беларусь снизит энергоемкость ВВП не менее чем на 10%.

Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 28 за 2007 год в рубрике энергетика

©1995-2022 Строительство и недвижимость