Реформирование российской электроэнергетики
В 2006 году РФ превысила уровень электропотребления 1992 года и стремительно приближается к историческому максимуму, к максимуму 1990 года. Как отмечают в РАО «ЕЭС России», среднегодовой темп роста электропотребления в стране за 2000-2005 годы составлял 1,7%, а темп роста за 2006 год — 4,2%. Разница в 2,5 раза — очень значимая вещь, которая сильно влияет на все принимаемые в компании решения. Региональный срез этой динамики выглядит гораздо более драматично. В стране уже более десятка регионов, в которых электропотребление существенно превысило советский максимум — начиная от Удмуртии (2% превышения) и кончая Дагестаном (60%). Это обстоятельство делает проблему еще более острой и диктует необходимость максимально быстрых решений. По словам председателя правления РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса (на фото), энергетика оказалась именно сейчас в очень специфическом положении, когда экономика предъявляет энергетике новый колоссальный спрос. И масштаб этого спроса таков, что энергетика оказывается перед развилкой. Либо она будет в состоянии отреагировать на спрос — и, если это произойдет, тогда и в самой энергетике должны произойти глубинные масштабные изменения (как результат — и в экономике в целом). Либо этого не произойдет, и энергетика на наших глазах превратится в масштабный мощный тормоз развития экономики.
Совсем недавно правительство России утвердило базовый сценарий развития электроэнергетики, основываясь на динамике электропотребления. Эта динамика — с 984 млрд кВтч в 2006 г. до 1 трлн 198 млрд кВтч в 2010 г. — официально утверждена. Среднегодовой темп роста электропотребления составляет 5%. В энергетике это абсолютно беспрецедентная картина в силу двух важнейших особенностей. Так, в предшествующие 5 лет энергетика росла по объему выработки электроэнергии с существующими мощностями. По сути, весь предыдущий рост потребления электроэнергетика удовлетворяла за счет повышения коэффициента использования основных мощностей. Это в принципе нормальный и естественный шаг, но он завершен. В силу технологических особенностей энергетики дальше так расти невозможно. Упрощенно говоря, для того, чтобы удовлетворять потребность в каждом новом киловатт-часе электроэнергии, сейчас придется строить новый киловатт. На это явление накладывается сверху еще и второе, усугубляющее его. Сама динамика спроса радикально изменилась — с прироста в 1,5%-1,7% до прошлогодних 4,2%. Именно исходя из этого в базовый сценарий правительством заложена цифра среднегодового темпа роста в 5%. Соединение этих двух тенденций означает: нужно не просто обеспечить новые вводы мощностей, а обеспечить их в абсолютно уникальном масштабе. РАО «ЕЭС» впервые разработало пятилетнюю программу по вводу мощностей около 23 тысяч МВт. Однако сегодня, отталкиваясь от утвержденного прогноза спроса, энергетики вынуждены были полностью ее пересмотреть и увеличить до 40.900 МВт. К слову, за последние 15 лет страна ввела около 23.000 МВт. За предстоящие 4-5 лет предстоит ввести 41.000 МВт. Исторический максимум советских вводов пришелся на 1985-й год — 8900 МВт. Чтобы достичь этого, необходимо реформирование отрасли с точки зрения характера новых вводов, объемов, структуры, динамики топливного баланса и целого ряда других содержательных базовых параметров в энергетике.
Реформирование отрасли
Реформирование российской электроэнергетики стало государственной политикой, суть которой достаточно проста. Внутри электроэнергетики есть конкурентный сектор (генерация и сбыт) и монопольный сектор (сети и диспетчеризация). Они должны жить по разным законам. В конкурентном секторе должен быть рынок и конкуренция, в монопольном секторе должно быть госрегулирование и госсобственность. Это исходная посылка, которая лежала в основе всей концепции реформирования электроэнергетики.
В недавнем прошлом РАО «ЕЭС» представляло собой 73 вертикально интегрированных АО-энерго, в каждом из которых были своя генерация, сети и сбыт. Совершенно очевидно, что в такой структуре нет главного, отмечает глава РАО «ЕЭС». Нет отделения конкурентного сектора от монопольного — следовательно, невозможно понять, кто продавец, кто покупатель, невозможно выстроить отношения между ними, нельзя создать рынок, невозможно привлечь инвестиции. Именно эта структура была полностью преобразована в качественно новую, которая заработает в июне 2008 года. Это качественно другая структура энергетики, которая разделена на монопольную и конкурентную части. В монопольной части — Системный оператор, сформированный в полном объеме, Федеральная сетевая компания, сформированная в полном объеме, Межрегиональные распределительные сетевые компании. В конкурентной — шесть тепловых оптовых генкомпаний сформированы и торгуются на рынке. Территориальные генкомпании (их 14) сформированы почти полностью и будут представлены на фондовом рынке. Работает ГидроОГК, работают независимые генкомпании и Росэнергоатом.
Инвестиции и капитализация
За последние годы динамика капитализации РАО «ЕЭС» бьет все рекорды, находясь на уровне существенно выше, чем динамика российского РТС. Базовые причины — рынок и преобразования самой компании. Общий объем инвестиционной программы составляет около 3 трлн 100 млрд рублей. Главный из механизмов инвестиций в конкурентном секторе — безусловно, привлечение частных инвестиций через IPO. ОГК-5 была первой генкомпанией, прошедшей IPO в ноябре 2006 года. Она продемонстрировала финансовому сообществу объем спроса, в 10 раз превышающий объем предложения. Это для РАО «ЕЭС» открывает ворота в разворачивание конвейера IPO.
Стратегия развития
Однако одной реформы недостаточно — нужна еще и содержательная стратегия того, что именно должно делаться, строиться в энергетике. Чтобы выработать такую стратегию, налажено активное сотрудничество с Академией Наук. Программа развития изменит всю структуру топливного баланса в стране. Как известно, топливный баланс — это инерционная вещь, и даже 5 лет для него не срок. Тем не менее, даже в эти 5 лет произойдут первые изменения: доля газа в балансе сократится с 69% до 67%, с 2010 по 2015 год — до 60%. Вместе с этим, пойдет процесс возрастания доли угля, что стратегически оправданно — с 27% до 29% за 5 лет и с 29% до 37% за следующие 5 лет.
Подготовил Александр ПАНИЧ по материалам РАО «ЕЭС России»
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 27 за 2007 год в рубрике энергетика