Материалы и кровельные системы Icopal
Продолжение. Начало в СиН №21
22 мая в Минске состоялся семинар, на котором выступили представители двух компаний-партнеров — ООО "Икопал" (Россия), входящего в группу компаний Icopal, и Sita Bauelemente GmbH (Германия). О материалах, выпускаемых на предприятиях Icopal, и о современных системах неэксплуатируемых и эксплуатируемых кровель с применением, главным образом, материалов концерна рассказал технический директор компании "Икопал" Александр Ананич. Ниже — завершение изложения основных фрагментов его выступления.
Восемь лет назад была выполнена реконструкция бассейна в Полоцке. За два года до реконструкции методом наплавления уложили обычный битумный материал — и все кровельные материалы под действием солнца сползли, весь битум сполз. Трудность была в том, что плиты покрытия бассейна — с поперечными скатами, ребристые, с полками толщиной 20 мм. Закрепиться к ним обычным механическим способом было невозможно. Подобрали специальную систему крепления, просверливали полки и делали крепеж типа бабочки, как в гипсокартонных листах. Ребра тоже использовали для крепления. В результате получилась комбинированная фиксация. До сих пор о проблемах с этой кровлей я не слышал.
В 1997 г. мы выполнили реконструкцию Комаровского рынка в Минске, применив однослойную кровельную конструкцию. Тоже выполнили механическое крепление через бетон, заделав изнутри его сколы в районе отверстий для крепежа. Повреждений и протечек эта конструкция до сих пор не имеет. Но имеет проблемы с воронками, у которых стоит вода. И никто здесь не знает, как решить эту проблему. Зато знают присутствующие на семинаре мои коллеги из Германии. Они расскажут, что делать.
Профнастил — это самое нестабильное основание, работающее, как и деревянное, во всех направлениях. Поэтому в данном случае мы рекомендуем только механическую фиксацию кровельных материалов, чтобы перераспределить нагрузки и деформации между фиксаторами, чтобы не было жесткого крепления кровельного ковра. При этом могут быть как однослойные, так и двухслойные решения.
Очень интересно использовать деревянный настил в качестве легкой несущей основы под кровлю, например, в случае спортивных залов. В Гомеле такой настил идет по деревянным клееным балкам. Возможны варианты без утеплителя и с утеплителем. Особенность здесь такая — нужно использовать два разных класса материалов. Один материал — опорный, несущий, он воспринимает деформации конструкций, причем воспринимает так, что они серьезно не передаются на верхний слой, и выполняет функцию временной противопожарной защиты, когда идет наплавление верхнего ковра. Этот материал имеет комбинированную основу из стекловолокна с полиэстером. Дополнительно можно использовать стеклоткань. Нижний слой кровельного ковра закрепляют механически, верхний — наплавляют. Теплоизоляция из минеральной ваты тоже играет роль огнезащитного барьера.
Я рассказываю преимущественно не о всемирно известных объектах, а о белорусских объектах. Их можно даже пощупать, поговорив при этом о проблемах. А проблемы всегда существуют. Они связаны с работами при устройстве кровель. Что касается кровельных материалов, то по ним за все двенадцать лет в Беларуси мы не имели ни одной рекламации.
Интересна скатная кровля по деревянной основе, покрытие которой осуществляется из рулонов битумного материала шириной 80 см с устройством фальш-фальцев. Они выполняются из деревянных брусков, которые обклеиваются указанным материалом. А он выпускается либо черного, либо серого цвета. Такие кровли очень популярны в скандинавских странах, т.к. весьма эффективны при устройстве зимой и ветроустойчивы. В финской Лапландии битумная черепица не используется, вместо нее используется рулонный битумный материал, причем он не приклеивается к основанию, а прибивается специальными оцинкованными гвоздями с широкой шляпкой.
Очень важна гидрофобизация посыпки. Проблема для российских материалов — через год на них посыпку можно собирать. Это потому, что она не гидрофобизирована и впитывает воду, а когда происходит замораживание-размораживание, ее вырывает. Материалы Icopal имеют гидрофобизированную посыпку. Причем богатой цветовой гаммы. Группа Icopal предлагает практически любую расцветку кровли. Вот как было с минским футбольным манежем (на фото). Архитектор сказал, что ему нужно два оттенка синего цвета. Через месяц прислали листы с вариантами цветовых решений, был сделан заказ, после чего французы поставили именно те материалы, какие были нужны. Так что, когда имеется кровля с функцией фасада, можно реализовать любой цветовой вариант, применив материалы Icopal. Раньше это было в принципе невозможно, это невозможно с ПВХ-мембранами сделать. Любые оттенки получаются за счет посыпки. Еще преимущество посыпки — она неоднородна и состоит из 4-5 различного цвета посыпок в определенном процентном соотношении. Применяя такие материалы, мы снимаем проблему разных оттенков в разных партиях.
Есть покрытия фольгой из меди, нержавеющей стали или алюминия. Кровля с медной фольгой в несколько раз дешевле чисто медной, при этом первую можно выполнять на нулевых уклонах. Знаменитый Дом книги в Санкт-Петербурге реконструировали с использованием материалов Icopal — комбинации рулонных материалов с медным покрытием и битумной черепицы тоже с медным покрытием. И хоть это битумные материалы, но битума на них нигде не видно. На церкви по ул. Калиновского в Минске тоже использована битумная черепица с медным покрытием.
О новой запатентованной Icopal технологии укладки "Быстрый профиль". Она обеспечивает максимально возможную адгезию между основанием и кровельным материалом, исключает расслоение кровельного ковра, когда возникает так называемый рыбий скелет. Нижняя поверхность материала имеет специальный волнообразный профиль. Эффективная площадь профилированной поверхности на 40% больше площади плоской поверхности, поэтому битум по всей поверхности разогревается быстрее и равномернее. Особая антиадгезионная пленка (ранее была полипропиленовая) только прилегает к вершинам волн, благодаря чему тепло горелки проникает под нее и ускоряет процесс ее сгорания. В результате быстрое и равномерное расплавление битума дает однородное соединение с основанием по всей наплавляемой поверхности. Если объект пожаровзрывоопасный, можно работать просто с горячим воздухом, как в случае с ПВХ-мембранами. Все материалы Icopal, в т.ч. российские, будут выпускаться с такой системой профилирования нижней поверхности. Она экономит 20-30% газа, с которым можно работать при минимальной температуре наплавления — всего 600 °С.
Многие фирмы стали выпускать мембраны, нижняя поверхность которых имеет углубления для получения вентиляционных каналов. Система каналов нужна для удаления водяных паров, чтобы кровля не пузырилась и не разрывалась. Каналы образуются за счет пропусков в нанесении битума. Ранее использовалась микровентиляционная прокладка, которая перераспределяла водяные пары. Но это дополнительные расходы. Поэтому соединили два материала в один, сделав систему вентиляционных каналов. Но пришли к проблеме. Что получалось: рабочие не регулировали пламя и сплавляли каналы. В группе Icopal придумали и запатентовали систему с противодействующим воздействию огня покрытием на базе акрила, предотвращающим сплавление каналов.
Интересны и праймеры, тоже запатентованные Icopal. Они очень популярны в Польше, России и Беларуси. Битумная грунтовка проникает на глубину до 3 см в бетон, сохнет 2 часа — и получается великолепная адгезия кровельного материала. В Польше даже водка с названием этого праймера выпускается.
О системе гидроизоляции температурных и деформационных швов Neodyl. Это материалы на основе СБС-модифицированных битумов без армирующей основы и уплотняющий жгут на базе таких же битумов. Эта система работает на деформации до 60 мм при относительном удлинении без повреждения до 1000%. Была выполнена в аэропорту "Минск-2", где накопители соединяются с основным зданием. Раньше каждый год надо было менять гидроизоляцию в местах этих деформационных швов. Свою систему мы установили восемь или девять лет назад, и никто ее с тех пор не трогал и не менял. Эта система годится и для подземных сооружений.
Об эксплуатируемых кровлях. Интересна, например, "зеленая" кровля в качестве футбольного поля. Это пока не очень актуально для Беларуси, но очень актуально для России, для Сочи, претендента на проведение зимней Олимпиады 2014 г. И надо знать, как эти кровли делать.
Об основных типах эксплуатируемых кровель. Пешеходные кровли могут быть ограниченными в эксплуатации и неограниченными. Ограниченные в эксплуатации — это когда на кровле укладывают мостики или устраивают зоны для эксплуатации: например, для хождения персонала, эксплуатирующего вентиляционные установки, кондиционеры и т.д. В этом случае, как правило, используют битумные материалы толщиной 6 мм. Неограниченные в эксплуатации — это террасы, на которых располагаются рестораны, магазины и т.д. Следующий тип — кровли для транспортных нагрузок. Они подразделяются на 4 основных класса: для автотранспорта весом до 2,5 т и от 2,5 до 30 т, для железнодорожного транспорта, для вертолетных площадок либо площадок для эвакуационных капсул, которые сегодня нужно устраивать на высотных домах. И, наконец, "зеленые" кровли. Они делятся на интенсивные, экстенсивные и скатные.
Разделяются эксплуатируемые кровли и по такому принципу: без теплоизоляции и с теплоизоляцией. В качестве теплоизоляции используется либо экструдированный пенополистирол (для инверсионных конструкций), либо пеностекло (для классических конструкций). Наш последний опыт показывает, что лучше уйти от экструдированного пенополистирола и использовать пеностекло. У экструдированного пенополистирола много проблем, связанных с нестойкостью к нефтепродуктам. Скажем, вы сделали покрытие для автомобилей, а с них капает масло, бензин и проч. Эти жидкости попадают под дорожную плитку, и, если не сделано защиты над экструдированным пенополистиролом, они его разрушают. Начинаются провалы покрытия и т.д. А пеностекло в этом плане работает без проблем.
Эксплуатируемые кровельные конструкции подвержены самым большим рискам и являются самыми сложными с точки зрения монтажа. Чтобы найти повреждение такой кровли, надо демонтировать ее немалую часть. Но эксплуатируемые кровли обладают и существенными достоинствами. Высока их эффективность и функциональность эксплуатации, то есть получается дополнительная площадь: для пешеходов, под ресторан, зеленую зону или автостоянку на кровле паркинга. Улучшаются внутригородские инфраструктурные возможности. Как создать необходимое количество мест для парковки при строительстве в центре города гипермаркета? Один из вариантов — использовать под автостоянку его крышу. Примерно 60% площади любого города — крыши. И разбить новый парк в старом городе негде, кроме как на крыше. Для того чтобы решить экологические проблемы, нам надо постараться превратить крыши в зеленые зоны. Во многих странах есть законодательные нормы: если вы убрали столько-то квадратных метров зеленых насаждений, столько же должны восстановить — например, на крышах.
В случае эксплуатируемой кровли гидроизоляционное покрытие защищено от ультрафиолетовых лучей, верхние слои улучшают теплотехнические свойства всей кровельной конструкции. Но у всех эксплуатируемых кровель риски повреждения в 2-3 раза выше, чем у неэксплуатируемых конструкций. К примеру, садовник может повредить лопатой гидроизоляцию "зеленой" кровли. Кроме того, "зеленые" кровли требуют повышенных эксплуатационных затрат, высоки требования к их материалам, ремонт их сложен и они нуждаются в постоянном уходе. Эти недостатки нужно знать, чтобы с рассматриваемыми кровлями было как можно меньше проблем.
Самая современная пешеходная конструкция — на регулируемых опорах (система PLOT ZOOM). Вариант ее состава (сверху вниз) — тротуарная плитка, пластиковые регулируемые опоры, защитный слой (скажем, от повреждений брошенными окурками теплоизоляционного покрытия; здесь нельзя минвату применять), гидроизоляция, теплоизоляция, пароизоляция и несущая конструкция. С регулируемыми опорами получается ровная поверхность покрытия. В стыки между плитками очень быстро уходит после любого дождя вода. Под плитку легко, без отбойного молотка, можно уложить, например, забытые коммуникации. Мы со своей стороны рекомендуем применять в таких кровлях самые широкие материалы, исключающие большое число швов, — у Icopal это рулонный материал TERANAP JS. Он укладывается свободно в один слой, и за счет специальной системы герметизации швов получается двойной шов. Высоту опор можно регулировать в диапазоне от 40 до 280 мм. Такие кровли используются, в частности, в элитном строительстве Москвы. Можно использовать и нерегулируемые опоры. Тогда уклон либо остается, либо с помощью набора разных шайб сводится к минимуму.
Вот, например, автостоянка на крыше гипермаркета в Германии. Если бы ее делали классическим способом, были бы мощные железобетонные перекрытия, защитные бетонные плиты и т.д. Вышло бы колоссальное удорожание конструкции крыши. Но здесь использован укладываемый в один слой гидроизоляционный материал, прямо на который уложен литой асфальтобетон. Простой асфальтобетон в данном случае не годится, так как для его укладки необходимы тяжелые механизмы. Указанный гидроизоляционный материал имеет ассиметрично расположенную основу и специальный кремниевый песок, отражающий тепло при нанесении литого асфальтобетона и выполняющий при соединении с ним функцию армирования.
Есть два варианта "зеленых" кровель — классический и инверсионный. Экстенсивные "зеленые" кровли имеют толщину менее 100 мм, интенсивные — более 100 мм. Экстенсивные — с газонами, интенсивные — с кустарником или деревьями. Самая главная проблема "зеленых" кровель — устойчивость к корням растений. Существует два способа защиты от корней — механический и химический. При механическом способе используются различные преграды — например, профилированные пленки (мембраны), выполняющие одновременно и дренажную функцию. Химический способ означает, что в кровельные материалы добавляются фунгициды, предотвращающие проникновение в них корней. Достигая кровельного материала, корни начинают расти параллельно его поверхности. Оба способа, как правило, комбинируют. Классический дренажный слой "зеленой" кровли — из мытого гравия. Но теперь с целью уменьшения статических нагрузок используются специальные дренажные системы. Они могут быть из пенополистирола, из толстых беспорядочно переплетенных полипропиленовых нитей. Для "зеленых" кровель применяются двухслойные гидроизоляционные ковры из таких материалов Icopal, как PreFlex и GraviFlex. Любопытно, что скатные "зеленые" кровли становятся очень модными на элитной российской Рублевке.
У нас уже есть альбом технических решений для неэксплуатируемых кровельных систем. Сейчас готовится аналогичный альбом для эксплуатируемых кровель и подземных сооружений, а также вторая версия адаптированных к России конкретных типовых проектных решений. Как только эта версия появится в России, адаптируем ее к Беларуси.
Продолжение следует
Дмитрий ЖУКОВ, фото автора
22 мая в Минске состоялся семинар, на котором выступили представители двух компаний-партнеров — ООО "Икопал" (Россия), входящего в группу компаний Icopal, и Sita Bauelemente GmbH (Германия). О материалах, выпускаемых на предприятиях Icopal, и о современных системах неэксплуатируемых и эксплуатируемых кровель с применением, главным образом, материалов концерна рассказал технический директор компании "Икопал" Александр Ананич. Ниже — завершение изложения основных фрагментов его выступления.
Восемь лет назад была выполнена реконструкция бассейна в Полоцке. За два года до реконструкции методом наплавления уложили обычный битумный материал — и все кровельные материалы под действием солнца сползли, весь битум сполз. Трудность была в том, что плиты покрытия бассейна — с поперечными скатами, ребристые, с полками толщиной 20 мм. Закрепиться к ним обычным механическим способом было невозможно. Подобрали специальную систему крепления, просверливали полки и делали крепеж типа бабочки, как в гипсокартонных листах. Ребра тоже использовали для крепления. В результате получилась комбинированная фиксация. До сих пор о проблемах с этой кровлей я не слышал.
В 1997 г. мы выполнили реконструкцию Комаровского рынка в Минске, применив однослойную кровельную конструкцию. Тоже выполнили механическое крепление через бетон, заделав изнутри его сколы в районе отверстий для крепежа. Повреждений и протечек эта конструкция до сих пор не имеет. Но имеет проблемы с воронками, у которых стоит вода. И никто здесь не знает, как решить эту проблему. Зато знают присутствующие на семинаре мои коллеги из Германии. Они расскажут, что делать.
Профнастил — это самое нестабильное основание, работающее, как и деревянное, во всех направлениях. Поэтому в данном случае мы рекомендуем только механическую фиксацию кровельных материалов, чтобы перераспределить нагрузки и деформации между фиксаторами, чтобы не было жесткого крепления кровельного ковра. При этом могут быть как однослойные, так и двухслойные решения.
Очень интересно использовать деревянный настил в качестве легкой несущей основы под кровлю, например, в случае спортивных залов. В Гомеле такой настил идет по деревянным клееным балкам. Возможны варианты без утеплителя и с утеплителем. Особенность здесь такая — нужно использовать два разных класса материалов. Один материал — опорный, несущий, он воспринимает деформации конструкций, причем воспринимает так, что они серьезно не передаются на верхний слой, и выполняет функцию временной противопожарной защиты, когда идет наплавление верхнего ковра. Этот материал имеет комбинированную основу из стекловолокна с полиэстером. Дополнительно можно использовать стеклоткань. Нижний слой кровельного ковра закрепляют механически, верхний — наплавляют. Теплоизоляция из минеральной ваты тоже играет роль огнезащитного барьера.
Я рассказываю преимущественно не о всемирно известных объектах, а о белорусских объектах. Их можно даже пощупать, поговорив при этом о проблемах. А проблемы всегда существуют. Они связаны с работами при устройстве кровель. Что касается кровельных материалов, то по ним за все двенадцать лет в Беларуси мы не имели ни одной рекламации.
Интересна скатная кровля по деревянной основе, покрытие которой осуществляется из рулонов битумного материала шириной 80 см с устройством фальш-фальцев. Они выполняются из деревянных брусков, которые обклеиваются указанным материалом. А он выпускается либо черного, либо серого цвета. Такие кровли очень популярны в скандинавских странах, т.к. весьма эффективны при устройстве зимой и ветроустойчивы. В финской Лапландии битумная черепица не используется, вместо нее используется рулонный битумный материал, причем он не приклеивается к основанию, а прибивается специальными оцинкованными гвоздями с широкой шляпкой.
Очень важна гидрофобизация посыпки. Проблема для российских материалов — через год на них посыпку можно собирать. Это потому, что она не гидрофобизирована и впитывает воду, а когда происходит замораживание-размораживание, ее вырывает. Материалы Icopal имеют гидрофобизированную посыпку. Причем богатой цветовой гаммы. Группа Icopal предлагает практически любую расцветку кровли. Вот как было с минским футбольным манежем (на фото). Архитектор сказал, что ему нужно два оттенка синего цвета. Через месяц прислали листы с вариантами цветовых решений, был сделан заказ, после чего французы поставили именно те материалы, какие были нужны. Так что, когда имеется кровля с функцией фасада, можно реализовать любой цветовой вариант, применив материалы Icopal. Раньше это было в принципе невозможно, это невозможно с ПВХ-мембранами сделать. Любые оттенки получаются за счет посыпки. Еще преимущество посыпки — она неоднородна и состоит из 4-5 различного цвета посыпок в определенном процентном соотношении. Применяя такие материалы, мы снимаем проблему разных оттенков в разных партиях.
Есть покрытия фольгой из меди, нержавеющей стали или алюминия. Кровля с медной фольгой в несколько раз дешевле чисто медной, при этом первую можно выполнять на нулевых уклонах. Знаменитый Дом книги в Санкт-Петербурге реконструировали с использованием материалов Icopal — комбинации рулонных материалов с медным покрытием и битумной черепицы тоже с медным покрытием. И хоть это битумные материалы, но битума на них нигде не видно. На церкви по ул. Калиновского в Минске тоже использована битумная черепица с медным покрытием.
О новой запатентованной Icopal технологии укладки "Быстрый профиль". Она обеспечивает максимально возможную адгезию между основанием и кровельным материалом, исключает расслоение кровельного ковра, когда возникает так называемый рыбий скелет. Нижняя поверхность материала имеет специальный волнообразный профиль. Эффективная площадь профилированной поверхности на 40% больше площади плоской поверхности, поэтому битум по всей поверхности разогревается быстрее и равномернее. Особая антиадгезионная пленка (ранее была полипропиленовая) только прилегает к вершинам волн, благодаря чему тепло горелки проникает под нее и ускоряет процесс ее сгорания. В результате быстрое и равномерное расплавление битума дает однородное соединение с основанием по всей наплавляемой поверхности. Если объект пожаровзрывоопасный, можно работать просто с горячим воздухом, как в случае с ПВХ-мембранами. Все материалы Icopal, в т.ч. российские, будут выпускаться с такой системой профилирования нижней поверхности. Она экономит 20-30% газа, с которым можно работать при минимальной температуре наплавления — всего 600 °С.
Многие фирмы стали выпускать мембраны, нижняя поверхность которых имеет углубления для получения вентиляционных каналов. Система каналов нужна для удаления водяных паров, чтобы кровля не пузырилась и не разрывалась. Каналы образуются за счет пропусков в нанесении битума. Ранее использовалась микровентиляционная прокладка, которая перераспределяла водяные пары. Но это дополнительные расходы. Поэтому соединили два материала в один, сделав систему вентиляционных каналов. Но пришли к проблеме. Что получалось: рабочие не регулировали пламя и сплавляли каналы. В группе Icopal придумали и запатентовали систему с противодействующим воздействию огня покрытием на базе акрила, предотвращающим сплавление каналов.
Интересны и праймеры, тоже запатентованные Icopal. Они очень популярны в Польше, России и Беларуси. Битумная грунтовка проникает на глубину до 3 см в бетон, сохнет 2 часа — и получается великолепная адгезия кровельного материала. В Польше даже водка с названием этого праймера выпускается.
О системе гидроизоляции температурных и деформационных швов Neodyl. Это материалы на основе СБС-модифицированных битумов без армирующей основы и уплотняющий жгут на базе таких же битумов. Эта система работает на деформации до 60 мм при относительном удлинении без повреждения до 1000%. Была выполнена в аэропорту "Минск-2", где накопители соединяются с основным зданием. Раньше каждый год надо было менять гидроизоляцию в местах этих деформационных швов. Свою систему мы установили восемь или девять лет назад, и никто ее с тех пор не трогал и не менял. Эта система годится и для подземных сооружений.
Об эксплуатируемых кровлях. Интересна, например, "зеленая" кровля в качестве футбольного поля. Это пока не очень актуально для Беларуси, но очень актуально для России, для Сочи, претендента на проведение зимней Олимпиады 2014 г. И надо знать, как эти кровли делать.
Об основных типах эксплуатируемых кровель. Пешеходные кровли могут быть ограниченными в эксплуатации и неограниченными. Ограниченные в эксплуатации — это когда на кровле укладывают мостики или устраивают зоны для эксплуатации: например, для хождения персонала, эксплуатирующего вентиляционные установки, кондиционеры и т.д. В этом случае, как правило, используют битумные материалы толщиной 6 мм. Неограниченные в эксплуатации — это террасы, на которых располагаются рестораны, магазины и т.д. Следующий тип — кровли для транспортных нагрузок. Они подразделяются на 4 основных класса: для автотранспорта весом до 2,5 т и от 2,5 до 30 т, для железнодорожного транспорта, для вертолетных площадок либо площадок для эвакуационных капсул, которые сегодня нужно устраивать на высотных домах. И, наконец, "зеленые" кровли. Они делятся на интенсивные, экстенсивные и скатные.
Разделяются эксплуатируемые кровли и по такому принципу: без теплоизоляции и с теплоизоляцией. В качестве теплоизоляции используется либо экструдированный пенополистирол (для инверсионных конструкций), либо пеностекло (для классических конструкций). Наш последний опыт показывает, что лучше уйти от экструдированного пенополистирола и использовать пеностекло. У экструдированного пенополистирола много проблем, связанных с нестойкостью к нефтепродуктам. Скажем, вы сделали покрытие для автомобилей, а с них капает масло, бензин и проч. Эти жидкости попадают под дорожную плитку, и, если не сделано защиты над экструдированным пенополистиролом, они его разрушают. Начинаются провалы покрытия и т.д. А пеностекло в этом плане работает без проблем.
Эксплуатируемые кровельные конструкции подвержены самым большим рискам и являются самыми сложными с точки зрения монтажа. Чтобы найти повреждение такой кровли, надо демонтировать ее немалую часть. Но эксплуатируемые кровли обладают и существенными достоинствами. Высока их эффективность и функциональность эксплуатации, то есть получается дополнительная площадь: для пешеходов, под ресторан, зеленую зону или автостоянку на кровле паркинга. Улучшаются внутригородские инфраструктурные возможности. Как создать необходимое количество мест для парковки при строительстве в центре города гипермаркета? Один из вариантов — использовать под автостоянку его крышу. Примерно 60% площади любого города — крыши. И разбить новый парк в старом городе негде, кроме как на крыше. Для того чтобы решить экологические проблемы, нам надо постараться превратить крыши в зеленые зоны. Во многих странах есть законодательные нормы: если вы убрали столько-то квадратных метров зеленых насаждений, столько же должны восстановить — например, на крышах.
В случае эксплуатируемой кровли гидроизоляционное покрытие защищено от ультрафиолетовых лучей, верхние слои улучшают теплотехнические свойства всей кровельной конструкции. Но у всех эксплуатируемых кровель риски повреждения в 2-3 раза выше, чем у неэксплуатируемых конструкций. К примеру, садовник может повредить лопатой гидроизоляцию "зеленой" кровли. Кроме того, "зеленые" кровли требуют повышенных эксплуатационных затрат, высоки требования к их материалам, ремонт их сложен и они нуждаются в постоянном уходе. Эти недостатки нужно знать, чтобы с рассматриваемыми кровлями было как можно меньше проблем.
Самая современная пешеходная конструкция — на регулируемых опорах (система PLOT ZOOM). Вариант ее состава (сверху вниз) — тротуарная плитка, пластиковые регулируемые опоры, защитный слой (скажем, от повреждений брошенными окурками теплоизоляционного покрытия; здесь нельзя минвату применять), гидроизоляция, теплоизоляция, пароизоляция и несущая конструкция. С регулируемыми опорами получается ровная поверхность покрытия. В стыки между плитками очень быстро уходит после любого дождя вода. Под плитку легко, без отбойного молотка, можно уложить, например, забытые коммуникации. Мы со своей стороны рекомендуем применять в таких кровлях самые широкие материалы, исключающие большое число швов, — у Icopal это рулонный материал TERANAP JS. Он укладывается свободно в один слой, и за счет специальной системы герметизации швов получается двойной шов. Высоту опор можно регулировать в диапазоне от 40 до 280 мм. Такие кровли используются, в частности, в элитном строительстве Москвы. Можно использовать и нерегулируемые опоры. Тогда уклон либо остается, либо с помощью набора разных шайб сводится к минимуму.
Вот, например, автостоянка на крыше гипермаркета в Германии. Если бы ее делали классическим способом, были бы мощные железобетонные перекрытия, защитные бетонные плиты и т.д. Вышло бы колоссальное удорожание конструкции крыши. Но здесь использован укладываемый в один слой гидроизоляционный материал, прямо на который уложен литой асфальтобетон. Простой асфальтобетон в данном случае не годится, так как для его укладки необходимы тяжелые механизмы. Указанный гидроизоляционный материал имеет ассиметрично расположенную основу и специальный кремниевый песок, отражающий тепло при нанесении литого асфальтобетона и выполняющий при соединении с ним функцию армирования.
Есть два варианта "зеленых" кровель — классический и инверсионный. Экстенсивные "зеленые" кровли имеют толщину менее 100 мм, интенсивные — более 100 мм. Экстенсивные — с газонами, интенсивные — с кустарником или деревьями. Самая главная проблема "зеленых" кровель — устойчивость к корням растений. Существует два способа защиты от корней — механический и химический. При механическом способе используются различные преграды — например, профилированные пленки (мембраны), выполняющие одновременно и дренажную функцию. Химический способ означает, что в кровельные материалы добавляются фунгициды, предотвращающие проникновение в них корней. Достигая кровельного материала, корни начинают расти параллельно его поверхности. Оба способа, как правило, комбинируют. Классический дренажный слой "зеленой" кровли — из мытого гравия. Но теперь с целью уменьшения статических нагрузок используются специальные дренажные системы. Они могут быть из пенополистирола, из толстых беспорядочно переплетенных полипропиленовых нитей. Для "зеленых" кровель применяются двухслойные гидроизоляционные ковры из таких материалов Icopal, как PreFlex и GraviFlex. Любопытно, что скатные "зеленые" кровли становятся очень модными на элитной российской Рублевке.
У нас уже есть альбом технических решений для неэксплуатируемых кровельных систем. Сейчас готовится аналогичный альбом для эксплуатируемых кровель и подземных сооружений, а также вторая версия адаптированных к России конкретных типовых проектных решений. Как только эта версия появится в России, адаптируем ее к Беларуси.
Продолжение следует
Дмитрий ЖУКОВ, фото автора
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 22 за 2007 год в рубрике материалы и технологии