Белорусские строители не успевают строить
Cтроители Беларуси пока не в полном объеме выполняют программу строительства жилья для нуждающихся. Такой вывод сделан на заседании президиума Совета Министров, где обсуждались дополнительные меры по выполнению заданий по строительству жилья в стране в первом полугодии и по году в целом, сообщает пресс-служба правительства.
В первом полугодии ожидаемый ввод жилья в эксплуатацию для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составит не менее 66,7%. Вместе с тем, как отметил министр архитектуры и строительства Александр Селезнев, по плану доля жилья для очередников должна составить 71% всего возводимого в стране жилья. По итогам года это отставание строители должны преодолеть. Министр также напомнил, что к 2009 году в Беларуси будет строиться 80% жилья для нуждающихся, остальное — коммерческое жилье. При этом граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право выбрать, строить дешевое — по $450 за квадратный метр — жилье в панельном доме или элитное — около $1300 — в кирпичном. Такое право им будет обеспечено, подчеркнул глава белорусского правительства. Отметим, что в белорусской столице на протяжении последних лет сложилась негативная тенденция — строительные организации стремятся строить только элитное жилье.
И если нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане отказываются от дорогих квартир, тогда их продают по коммерческим ценам. Поэтому неудивительно, что очередь нуждающихся не сокращается. В этой связи строительные организации, которые получают лучшие площадки под коммерческое жилье, обяжут построить и дешевые дома для очередников. При этом для выполнения поставленных задач (напомним, что в 2007 году предстоит построить 4,7 млн м2 жилья) достаточно ресурсов, как строительных, так и денежных. Не планируется привлекать к возведению жилья и зарубежных строителей, несмотря на то, что в стране наблюдается настоящий строительный бум, и есть необходимость в дополнительных строительных услугах. Как отметил министр архитектуры и строительства Александр Селезнев, «мы не можем пока привлекать зарубежных строителей, поскольку не в состоянии обеспечить им конкурентоспособную заработную плату». Сегодня рост производительности труда в строительстве пока не превышает роста заработной платы. Тем не менее, в стране наблюдается определенный недостаток рабочей силы, которую необходимо задействовать в строительстве. По мнению министра, данную проблему необходимо решать путем модернизации отрасли. Отечественному стройкомплексу необходима хорошая техническая база. С этой целью налажено собственное производство строительных башенных кранов. Ведется увеличение мощности цементного производства. В ближайшей перспективе будет удвоено производство стекла, значительно увеличен выпуск минераловатных плит, кирпича. Все эти проблемы в комплексе позволят к концу 2009 года получить эффект: поднять заработную плату и привлечь рабочие кадры в отрасль. В этом случае предполагается, что в Беларусь вернутся уехавшие работать по найму за рубеж строители. Для строительной отрасли по части реконструкции предприятий 2007 год должен стать определяющим. Несмотря на то, что в настоящее время отстают с выполнением задания по строительству Гомельская область и город Минск, эти задания по итогам года должны быть выполнены.
Перспективы
Отметим, что основные задачи строительного комплекса — наиболее полное обеспечение в плане высокоэффективной строительной продукции, сокращение сроков и стоимости строительства, снижение материало- и энергоемкости, повышение качества и конкурентоспособности продукции, а также уровня обеспечения внутреннего рынка страны строительными материалами (изделиями, конструкциями) отечественного производства, увеличение экспорта строительных материалов и услуг. Для их решения предусматриваются создание новых и модернизация действующих производственных мощностей, совершенствование проектирования и внедрение прогрессивных решений и технологий, расширение экспортного потенциала строительной продукции, активизация привлечения в сферу строительства инвестиций, повышающих загрузку производственных мощностей, и эффективное их использование. В целях расширения выпуска прогрессивных видов строительных материалов и конструкций необходимо обеспечить разработку новых ресурсосберегающих технологий по производству цемента и извести на основе рыхлых влажных мергелей и мелов по сухому способу, гипсокартонных листов и мелких блоков из ячеистого гипса, изготовлению крупноразмерных керамических стеновых блоков, керамических крупнопустотных камней, получению связующих компонентов для сухого способа производства минераловатных плит и теплоизоляционных материалов. Предусматриваются модернизация и диверсификация заводов крупнопанельного домостроения, обновление технической базы и машинного парка строительных организаций, совершенствование структуры мощностей по выпуску стеновых материалов за счет изделий из ячеистого бетона, организация комплексного производства изделий и конструкций для малоэтажного строительства, расширение выпуска современных ячеистобетонных, кровельных, отделочных фасадных и теплоизоляционных материалов. Развитие жилищной сферы обеспечит создание комфортного, долговечного, экономичного по содержанию и обслуживанию жилищного фонда, способного удовлетворять потребности настоящего и будущих поколений граждан. В жилищном строительстве основное внимание будет уделено возведению жилых домов высоких потребительских и эксплуатационных качеств с высокой степенью благоустройства и низким уровнем энергопотребления, обеспечению жилищного фонда надежными приборами учета и регулирования потребления коммунальных услуг. Предусматривается установление заданий по строительству жилых помещений для отселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах. В текущем пятилетии строительной отрасли доведено задание по вводу более 26 млн м2 жилья, в том числе в 2010 году — 6,2 млн м2. При этом до 50% общего объема жилья должно возводиться в сельской местности и малых городских поселениях. Средняя обеспеченность жильем достигнет 25-25,5 м2 на человека.
Достичь столь масштабных и сложных целей невозможно без коренных изменений в технологической структуре строительной отрасли, ее модернизации и технического перевооружения, а также увеличения мощности строительного комплекса более чем в 1,5 раза. Для этого необходимо на лизинговой основе около 300 млрд рублей. Эти средства будут направлены на закупку оборудования, оснастки и модернизацию, которая пройдет во всех организациях в 2007-2008 годах без отрыва от производства: выпуска конструкций и ввода домов. Отметим, что строительный комплекс составляет более 8,3% в общем объеме ВВП страны. В 4,5 тыс. строительных организаций всех форм собственности работает более 330 тыс. человек, или 28% от промышленно- производственного персонала Беларуси. Особое внимание будет уделяться улучшению жилищных условий многодетных семей, малообеспеченных, нетрудоспособных и некоторых других категорий нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан. Соотношение стоимости квадратного метра жилья и среднемесячной заработной платы, составившее в 2004 году 1,64, к 2010 году должно уменьшиться и достигнуть 0,9-1, что обеспечит доступность жилья для граждан со средней заработной платой, прогнозируемой к 2010 году. Планируется создать благоприятные условия для внебюджетного финансирования жилищного строительства, внедрения и развития системы стройсбережений и ипотечного кредитования. Предусматриваются новые подходы к формированию источников финансирования объектов инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры в районах жилой застройки путем развития экономических методов управления земельными ресурсами включая организацию и проведение аукционов на право заключения юридическими и физическими лицами договоров аренды земельных участков в городских поселениях (прежде всего в г. Минске) с учетом кадастровой стоимости и функционального использования земель.
На что жалуетесь?
Как выяснилось, наибольшее количество нареканий граждан вызвано жилищными вопросами. В их числе — высокая стоимость строительства и немотивированный рост цен на вторичном рынке жилья. Есть и другие обращения — отставание объемов капитального ремонта жилищного фонда от фактической потребности, низкое качество жилищно-коммунальных услуг и выполняемых подрядными организациями ремонтно-строительных работ. Для решения проблемы высокой стоимости строительства и немотивированного роста цен на вторичном рынке жилья, что ограничивает возможности многих нуждающихся в улучшении жилищных условий на участие в жилищном строительстве, предлагается освободить граждан, осуществляющих жилищное строительство с финансовой поддержкой, от платы за создание соответствующих объектов социальной инфраструктуры, инженерных и транспортных коммуникаций. В то же время предусматривается совершенствование порядка и правил проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков под строительство жилых домов, подрядных торгов по выбору подрядных организаций при строительстве жилья для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также сокращение объемов проектной документации. Ежегодное увеличение объемов капитального ремонта жилых домов не менее чем на 10% с выделением для этих целей необходимых средств позволит разрешить имеющуюся на сегодняшний день проблему капремонта. Основным инструментом в борьбе с низким качеством ремонтно-строительных работ, выполняемых подрядными организациями, а также жилищно-коммунальных услуг населению должна стать программа развития жилищно-коммунального хозяйства страны до 2010 года.
Сельское жилье
Обеспечение крестьян качественным и удобным жильем — одно из главных направлений программы возрождения села, на которое выделяются значительные финансовые средства. Пока качество, цена и темпы возведения таких домов, по мнению специалистов, являются неудовлетворительными. Порой дома возводятся некачественно, без учета особенностей сельской жизни и потребностей будущих хозяев. Нередко стоимость домов для сельчан превышает запланированные $18-$20 тыс. Отметим, что ранее проекты по строительству сельских домов не отвечали требованиям удобства и рациональности, в связи с чем был разработан ряд новых, усовершенствованных типов сельских домов. Улучшенная планировка предполагает большую жилую площадь, строительство мансарды, более высокого фундамента, предусматривающего подвальное помещение либо техническое подполье, пристройку веранды. Как подчеркнули специалисты, повышение комфортности и привело к удорожанию строительных работ. Для решения этой проблемы планируется снижение налоговой нагрузки для организаций, производящих строительные материалы, ограничение их рентабельности до 5%, введение государственного заказа на изготовление стройматериалов, закрепление возводимых объектов за строительными предприятиями по районам для снижения транспортных расходов. Это должно удешевить строительство сельских домов примерно на 14%.
Стоимость «квадрата»
Как уже было отмечено, в 2010 году в Беларуси будет строиться около 6,2 млн м2 жилья. Напомним, что в 2005 году строители возвели порядка 3,8 млн м2 жилья. Одна из важнейших задач — увеличить долю социального жилья. По оценке экспертов, в ближайшие годы механизм строительства рыночного или коммерческого жилья в стране останется неизменным. Цены на это жилье будут даже немного дороже, чем сегодня. На коммерческое жилье город имеет право отнести комплексные затраты по созданию инфраструктуры. Поэтому аукционное выделение земли, где учтена инфраструктура, все эти затраты и интерес застройщика, будет выводить данную категорию жилья на цены в 1300 долларов за квадратный метр и даже выше. Такая цена будет формироваться только для тех, кто не нуждается в улучшении жилищных условий, а вкладывает деньги в недвижимость. В предстоящие годы Минстройархитектуры значительно ускорит темпы строительства жилья. При существующих объемах строительства жилья последний очередник получит квартиру не ранее чем через 45 лет. Учитывая изменения в структуре (увеличение доли социального жилья до 80%) и необходимые объемы строительства, можно предположить, что после 2010 года необходимо будет около 6,5 лет для решения этой проблемы. Отметим, что за последние несколько лет 10 тысяч семей из 450 тысяч нуждающихся улучшили свои жилищные условия. В Минске, наоборот, независимо от ежегодно вводимых 820 тыс. м2 очередь нуждающихся только увеличивается. Этому есть объяснение: столица постоянно расширяется.
Инвестиции в отрасль
Для выполнения поставленных задач — строительство 6,2 млн м2 жилья — необходимы инвестиции и стройматериалы. В стране намечается инвестиционный бум. Если 3 года назад инвестиции составляли около миллиарда долларов, то в 2005 году — уже 9 млрд. Порядка 25-30% инвестиций приходится на строительство. Что касается строительных материалов, то тут есть некоторые проблемы, в первую очередь, связанные с дефицитом цемента. Страна сдерживает экспортные возможности (белорусский цемент очень востребован в России, Польше, странах Балтии, потому что один из самых дешевых), чтобы закрыть внутренний рынок, свои потребности. В перспективе мощности по производству цемента увеличатся до 5 млн тонн в год, или в 1,75 раза от сегодняшних мощностей. Для этого строится вторая линия на Костюковичском цементном заводе, третья — на Кричевском заводе, проектируется вторая очередь на Красносельском цементном заводе.
Энергосбережение
До 2010 года в строительной отрасли планируется снизить энергоемкость продукции с 0,96 до 0,8 тонн условного топлива (т у.т.) на 1 млн руб. продукции и получить экономию порядка 340 тыс. т у.т. На энергосберегающие мероприятия выделено около 345 млрд рублей. Предприятиям стройиндустрии предстоит в ближайшейе перспективе освоить производство нового поколения энергоэффективных систем жизнеобеспечения жилых зданий — отопления и вентиляции. Это позволит в два, а в перспективе — и в три раза снизить потребление энергии на отопление жилья и соцкультбыта. Предприятиям отрасли предстоит также координировать усилия и средства по эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Так, в структуре потребления нормированных ТЭР производство цемента занимает 36,2%, стекло — 10,5%, известь — 9,9%, глиняный кирпич и керамическая плитка — по 5%, доломитная плитка — 3,4%, обогрев, горячее водоснабжение — 6,2% и т.д. Теплоэнергия от собственных источников энергии составляет 7,1%. К слову, в энергобалансе страны доля энергии, потребляемой организациями Минстройархитектуры, составляет порядка 5,6%. Эффективное использование топливноэнергетических ресурсов является одним из важнейших направлений в работе министерства. С этой целью разработаны и реализуются пятилетняя и годовые программы энергосбережения, в том числе по использованию местных видов энергоресурсов. Их суммарная экономия за 5 лет составила 505 тысяч тонн условного топлива, энергоемкость выпускаемой продукции снижена на 29% при увеличении объема выпуска продукции за этот период на 58%.
Подготовил Александр ПАНИЧ
В первом полугодии ожидаемый ввод жилья в эксплуатацию для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составит не менее 66,7%. Вместе с тем, как отметил министр архитектуры и строительства Александр Селезнев, по плану доля жилья для очередников должна составить 71% всего возводимого в стране жилья. По итогам года это отставание строители должны преодолеть. Министр также напомнил, что к 2009 году в Беларуси будет строиться 80% жилья для нуждающихся, остальное — коммерческое жилье. При этом граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право выбрать, строить дешевое — по $450 за квадратный метр — жилье в панельном доме или элитное — около $1300 — в кирпичном. Такое право им будет обеспечено, подчеркнул глава белорусского правительства. Отметим, что в белорусской столице на протяжении последних лет сложилась негативная тенденция — строительные организации стремятся строить только элитное жилье.
И если нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане отказываются от дорогих квартир, тогда их продают по коммерческим ценам. Поэтому неудивительно, что очередь нуждающихся не сокращается. В этой связи строительные организации, которые получают лучшие площадки под коммерческое жилье, обяжут построить и дешевые дома для очередников. При этом для выполнения поставленных задач (напомним, что в 2007 году предстоит построить 4,7 млн м2 жилья) достаточно ресурсов, как строительных, так и денежных. Не планируется привлекать к возведению жилья и зарубежных строителей, несмотря на то, что в стране наблюдается настоящий строительный бум, и есть необходимость в дополнительных строительных услугах. Как отметил министр архитектуры и строительства Александр Селезнев, «мы не можем пока привлекать зарубежных строителей, поскольку не в состоянии обеспечить им конкурентоспособную заработную плату». Сегодня рост производительности труда в строительстве пока не превышает роста заработной платы. Тем не менее, в стране наблюдается определенный недостаток рабочей силы, которую необходимо задействовать в строительстве. По мнению министра, данную проблему необходимо решать путем модернизации отрасли. Отечественному стройкомплексу необходима хорошая техническая база. С этой целью налажено собственное производство строительных башенных кранов. Ведется увеличение мощности цементного производства. В ближайшей перспективе будет удвоено производство стекла, значительно увеличен выпуск минераловатных плит, кирпича. Все эти проблемы в комплексе позволят к концу 2009 года получить эффект: поднять заработную плату и привлечь рабочие кадры в отрасль. В этом случае предполагается, что в Беларусь вернутся уехавшие работать по найму за рубеж строители. Для строительной отрасли по части реконструкции предприятий 2007 год должен стать определяющим. Несмотря на то, что в настоящее время отстают с выполнением задания по строительству Гомельская область и город Минск, эти задания по итогам года должны быть выполнены.
Перспективы
Отметим, что основные задачи строительного комплекса — наиболее полное обеспечение в плане высокоэффективной строительной продукции, сокращение сроков и стоимости строительства, снижение материало- и энергоемкости, повышение качества и конкурентоспособности продукции, а также уровня обеспечения внутреннего рынка страны строительными материалами (изделиями, конструкциями) отечественного производства, увеличение экспорта строительных материалов и услуг. Для их решения предусматриваются создание новых и модернизация действующих производственных мощностей, совершенствование проектирования и внедрение прогрессивных решений и технологий, расширение экспортного потенциала строительной продукции, активизация привлечения в сферу строительства инвестиций, повышающих загрузку производственных мощностей, и эффективное их использование. В целях расширения выпуска прогрессивных видов строительных материалов и конструкций необходимо обеспечить разработку новых ресурсосберегающих технологий по производству цемента и извести на основе рыхлых влажных мергелей и мелов по сухому способу, гипсокартонных листов и мелких блоков из ячеистого гипса, изготовлению крупноразмерных керамических стеновых блоков, керамических крупнопустотных камней, получению связующих компонентов для сухого способа производства минераловатных плит и теплоизоляционных материалов. Предусматриваются модернизация и диверсификация заводов крупнопанельного домостроения, обновление технической базы и машинного парка строительных организаций, совершенствование структуры мощностей по выпуску стеновых материалов за счет изделий из ячеистого бетона, организация комплексного производства изделий и конструкций для малоэтажного строительства, расширение выпуска современных ячеистобетонных, кровельных, отделочных фасадных и теплоизоляционных материалов. Развитие жилищной сферы обеспечит создание комфортного, долговечного, экономичного по содержанию и обслуживанию жилищного фонда, способного удовлетворять потребности настоящего и будущих поколений граждан. В жилищном строительстве основное внимание будет уделено возведению жилых домов высоких потребительских и эксплуатационных качеств с высокой степенью благоустройства и низким уровнем энергопотребления, обеспечению жилищного фонда надежными приборами учета и регулирования потребления коммунальных услуг. Предусматривается установление заданий по строительству жилых помещений для отселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах. В текущем пятилетии строительной отрасли доведено задание по вводу более 26 млн м2 жилья, в том числе в 2010 году — 6,2 млн м2. При этом до 50% общего объема жилья должно возводиться в сельской местности и малых городских поселениях. Средняя обеспеченность жильем достигнет 25-25,5 м2 на человека.
Достичь столь масштабных и сложных целей невозможно без коренных изменений в технологической структуре строительной отрасли, ее модернизации и технического перевооружения, а также увеличения мощности строительного комплекса более чем в 1,5 раза. Для этого необходимо на лизинговой основе около 300 млрд рублей. Эти средства будут направлены на закупку оборудования, оснастки и модернизацию, которая пройдет во всех организациях в 2007-2008 годах без отрыва от производства: выпуска конструкций и ввода домов. Отметим, что строительный комплекс составляет более 8,3% в общем объеме ВВП страны. В 4,5 тыс. строительных организаций всех форм собственности работает более 330 тыс. человек, или 28% от промышленно- производственного персонала Беларуси. Особое внимание будет уделяться улучшению жилищных условий многодетных семей, малообеспеченных, нетрудоспособных и некоторых других категорий нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан. Соотношение стоимости квадратного метра жилья и среднемесячной заработной платы, составившее в 2004 году 1,64, к 2010 году должно уменьшиться и достигнуть 0,9-1, что обеспечит доступность жилья для граждан со средней заработной платой, прогнозируемой к 2010 году. Планируется создать благоприятные условия для внебюджетного финансирования жилищного строительства, внедрения и развития системы стройсбережений и ипотечного кредитования. Предусматриваются новые подходы к формированию источников финансирования объектов инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры в районах жилой застройки путем развития экономических методов управления земельными ресурсами включая организацию и проведение аукционов на право заключения юридическими и физическими лицами договоров аренды земельных участков в городских поселениях (прежде всего в г. Минске) с учетом кадастровой стоимости и функционального использования земель.
На что жалуетесь?
Как выяснилось, наибольшее количество нареканий граждан вызвано жилищными вопросами. В их числе — высокая стоимость строительства и немотивированный рост цен на вторичном рынке жилья. Есть и другие обращения — отставание объемов капитального ремонта жилищного фонда от фактической потребности, низкое качество жилищно-коммунальных услуг и выполняемых подрядными организациями ремонтно-строительных работ. Для решения проблемы высокой стоимости строительства и немотивированного роста цен на вторичном рынке жилья, что ограничивает возможности многих нуждающихся в улучшении жилищных условий на участие в жилищном строительстве, предлагается освободить граждан, осуществляющих жилищное строительство с финансовой поддержкой, от платы за создание соответствующих объектов социальной инфраструктуры, инженерных и транспортных коммуникаций. В то же время предусматривается совершенствование порядка и правил проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков под строительство жилых домов, подрядных торгов по выбору подрядных организаций при строительстве жилья для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также сокращение объемов проектной документации. Ежегодное увеличение объемов капитального ремонта жилых домов не менее чем на 10% с выделением для этих целей необходимых средств позволит разрешить имеющуюся на сегодняшний день проблему капремонта. Основным инструментом в борьбе с низким качеством ремонтно-строительных работ, выполняемых подрядными организациями, а также жилищно-коммунальных услуг населению должна стать программа развития жилищно-коммунального хозяйства страны до 2010 года.
Сельское жилье
Обеспечение крестьян качественным и удобным жильем — одно из главных направлений программы возрождения села, на которое выделяются значительные финансовые средства. Пока качество, цена и темпы возведения таких домов, по мнению специалистов, являются неудовлетворительными. Порой дома возводятся некачественно, без учета особенностей сельской жизни и потребностей будущих хозяев. Нередко стоимость домов для сельчан превышает запланированные $18-$20 тыс. Отметим, что ранее проекты по строительству сельских домов не отвечали требованиям удобства и рациональности, в связи с чем был разработан ряд новых, усовершенствованных типов сельских домов. Улучшенная планировка предполагает большую жилую площадь, строительство мансарды, более высокого фундамента, предусматривающего подвальное помещение либо техническое подполье, пристройку веранды. Как подчеркнули специалисты, повышение комфортности и привело к удорожанию строительных работ. Для решения этой проблемы планируется снижение налоговой нагрузки для организаций, производящих строительные материалы, ограничение их рентабельности до 5%, введение государственного заказа на изготовление стройматериалов, закрепление возводимых объектов за строительными предприятиями по районам для снижения транспортных расходов. Это должно удешевить строительство сельских домов примерно на 14%.
Стоимость «квадрата»
Как уже было отмечено, в 2010 году в Беларуси будет строиться около 6,2 млн м2 жилья. Напомним, что в 2005 году строители возвели порядка 3,8 млн м2 жилья. Одна из важнейших задач — увеличить долю социального жилья. По оценке экспертов, в ближайшие годы механизм строительства рыночного или коммерческого жилья в стране останется неизменным. Цены на это жилье будут даже немного дороже, чем сегодня. На коммерческое жилье город имеет право отнести комплексные затраты по созданию инфраструктуры. Поэтому аукционное выделение земли, где учтена инфраструктура, все эти затраты и интерес застройщика, будет выводить данную категорию жилья на цены в 1300 долларов за квадратный метр и даже выше. Такая цена будет формироваться только для тех, кто не нуждается в улучшении жилищных условий, а вкладывает деньги в недвижимость. В предстоящие годы Минстройархитектуры значительно ускорит темпы строительства жилья. При существующих объемах строительства жилья последний очередник получит квартиру не ранее чем через 45 лет. Учитывая изменения в структуре (увеличение доли социального жилья до 80%) и необходимые объемы строительства, можно предположить, что после 2010 года необходимо будет около 6,5 лет для решения этой проблемы. Отметим, что за последние несколько лет 10 тысяч семей из 450 тысяч нуждающихся улучшили свои жилищные условия. В Минске, наоборот, независимо от ежегодно вводимых 820 тыс. м2 очередь нуждающихся только увеличивается. Этому есть объяснение: столица постоянно расширяется.
Инвестиции в отрасль
Для выполнения поставленных задач — строительство 6,2 млн м2 жилья — необходимы инвестиции и стройматериалы. В стране намечается инвестиционный бум. Если 3 года назад инвестиции составляли около миллиарда долларов, то в 2005 году — уже 9 млрд. Порядка 25-30% инвестиций приходится на строительство. Что касается строительных материалов, то тут есть некоторые проблемы, в первую очередь, связанные с дефицитом цемента. Страна сдерживает экспортные возможности (белорусский цемент очень востребован в России, Польше, странах Балтии, потому что один из самых дешевых), чтобы закрыть внутренний рынок, свои потребности. В перспективе мощности по производству цемента увеличатся до 5 млн тонн в год, или в 1,75 раза от сегодняшних мощностей. Для этого строится вторая линия на Костюковичском цементном заводе, третья — на Кричевском заводе, проектируется вторая очередь на Красносельском цементном заводе.
Энергосбережение
До 2010 года в строительной отрасли планируется снизить энергоемкость продукции с 0,96 до 0,8 тонн условного топлива (т у.т.) на 1 млн руб. продукции и получить экономию порядка 340 тыс. т у.т. На энергосберегающие мероприятия выделено около 345 млрд рублей. Предприятиям стройиндустрии предстоит в ближайшейе перспективе освоить производство нового поколения энергоэффективных систем жизнеобеспечения жилых зданий — отопления и вентиляции. Это позволит в два, а в перспективе — и в три раза снизить потребление энергии на отопление жилья и соцкультбыта. Предприятиям отрасли предстоит также координировать усилия и средства по эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Так, в структуре потребления нормированных ТЭР производство цемента занимает 36,2%, стекло — 10,5%, известь — 9,9%, глиняный кирпич и керамическая плитка — по 5%, доломитная плитка — 3,4%, обогрев, горячее водоснабжение — 6,2% и т.д. Теплоэнергия от собственных источников энергии составляет 7,1%. К слову, в энергобалансе страны доля энергии, потребляемой организациями Минстройархитектуры, составляет порядка 5,6%. Эффективное использование топливноэнергетических ресурсов является одним из важнейших направлений в работе министерства. С этой целью разработаны и реализуются пятилетняя и годовые программы энергосбережения, в том числе по использованию местных видов энергоресурсов. Их суммарная экономия за 5 лет составила 505 тысяч тонн условного топлива, энергоемкость выпускаемой продукции снижена на 29% при увеличении объема выпуска продукции за этот период на 58%.
Подготовил Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 22 за 2007 год в рубрике официально