Конференция по легким штукатурным системам утепления

Международная научно-техническая конференция под общим названием "Растворы сухие строительные и композиции защитно-отделочные" проведена в Минске уже четвертый раз. Ее нынешняя тема — "Основы обеспечения долговечности легких штукатурных систем утепления". 23 мая, в первый день работы этого двухдневного мероприятия, наиболее ярко выступил председатель правления белорусской Ассоциации производителей сухих смесей и систем теплоизоляции Владимир Дубровский.

Помог же ему настроиться на "боевой" лад гендиректор компании "Хенкель Баутехник" (Заславль, Беларусь) Сергей Новицкий. Он не только рассказал о белорусских строительных смесях "Церезит", но еще обратил внимание слушателей как на нелогичность совместного существования двух родственных белорусских ассоциаций (производителей сухих строительных смесей и систем утепления и производителей теплоизоляционных и отделочных работ), так и на острый дефицит цемента в стране.

К примеру, по свидетельству С. Новицкого, в магазинах люди записываются заранее, чтобы купить 100-200 кг цемента, а потом руководствуются простой формулой — три лопаты песка, одна лопата цемента. При этом, отметил гендиректор, ажиотажного спроса на сухие строительные смеси нет, хотя они находятся в той же ценовой категории, что и цемент. И сделал вывод, что основная задача объединенной ассоциации, куда следует войти также производителям лакокрасочных материалов, и Министерства архитектуры и строительства Беларуси — дать людям возможность познакомиться со строительными материалами, что лучше всего делать в рамках специальной телепередачи.
В. Дубровский объяснил, что теперь существует только одна ассоциация, так как вторая влилась в состав первой. И полностью согласился с С. Новицким, что влияние объединенной ассоциации должно расти, призвав искать методы достижения этого роста. В отношении телевидения В. Дубровский проинформировал, что через месяц на столичном канале выйдет программа "Строительство как оно есть". И заявил: "Ваш покорный слуга будет ее вести".

О цементе В. Дубровский рассказал, в частности, следующее. Сегодня дефицит цемента в Беларуси — 50 процентов от необходимой потребности. Белорусский производитель этого важнейшего стройматериала может, например, сказать так: "Я не отпущу цемент, потому что вы наши конкуренты". А в Могилеве владельцы завода, к которым принадлежит и В. Дубровский, даже не смогли забрать свою продукцию, поскольку выделенные на этот завод фонды по цементу — из областного ресурса. И область требует оставить все материалы на своей территории. Неслучайно поэтому ассоциация приняла решение закупить 12 тыс. тонн цемента в Китае. Через месяц этот цемент поступит в Беларусь. Члены ассоциации получат его по закупочным ценам, остальные нуждающиеся — по коммерческим.

Далее излагается продолжение выступления В. Дубровского и сказанное двумя директорами двух минских институтов: Владимиром Гончариком (НИИСМ) и Михаилом Марковским (БелНИИС).

В. Дубровский:

— Что касается применения механизации в строительстве, "Радекс" (В. Дубровский является генеральным директором данной компании — Д.Ж.) тоже шел по этому пути, и я полностью согласен, что сегодня не хватает 40% рабочей силы в целом и 60% профессиональной рабочей силы. Кроме того, мы никогда не учили наших рабочих работать с техникой, поэтому очень дорогостоящая техника, закупленная "Радексом", просто угроблена в течение 3-4 дней использования на стройплощадке. Почему-то у нас считается, что удобнее работать вручную.

Поскольку мой доклад называется "Состояние и перспективы производства сухих строительных смесей в Беларуси", я сошлюсь на статистические данные, которые попали ко мне в руки. Согласно плану развития белорусской строительной отрасли до 2015 г., на 2007 г. потребность в сухих смесях — 200 тыс. тонн, на 2008 г. — 210 тыс. тонн. В 2006 г. выпущено 156 тыс. тонн сухих смесей. Это то, что сдается в статистику. Существующие в Беларуси производственные мощности обеспечивают на сегодняшний день 220-230 тыс. тонн сухих смесей в год, что на 100% "закрывает" доведенные Совмином планы. С учетом предприятий "гаражного" типа (известно, что только ленивый сегодня не выпускает сухие смеси) и с учетом производств строительных трестов, которые отчитываются не по статье "сухие смеси", а по статье "растворы и бетоны", последующие два года плотность рынка будет увеличиваться в геометрической прогрессии. Это несколько напряжет "гаражные" дела, мелких производителей, туго станет и крупным производителями, а также производителям, которые входят на рынок или будут входить на него.

Что будет происходить в данном секторе экономики? Чтобы не забирать у своего коллеги Александра Кныровича его доклад, об утеплении скажу одну фразу. В утеплении зданий в ближайшие годы все останется в тех же пропорциях, как и сегодня. Т.е. будет преобладать легкая штукатурная система утепления, хотя здесь предвидятся определенные качественные скачки, в организационном плане. Предыдущий докладчик, С. Новицкий, помог мне, подтвердив мои выводы, что будет происходить объединение в ассоциации по принадлежности с целью отстаивания интересов в таких вещах, как закупка сырья, организация перевозок, логистика и т.д. Будет происходить укрупнение предприятий с целью полного удовлетворения потребителя из одного источника, с целью обеспечения необходимой логистики и роста качества, т.к. сегодня не каждое предприятие может иметь хорошую лабораторию и инвестировать в развитие достаточно серьезные капвложения. У крупных предприятий наверняка такая возможность есть.

Что будет в техническом плане? Мне кажется, что большинство предприятий пойдет по пути уменьшения номенклатуры производимых одним предприятием материалов с целью уменьшения затрат в условиях дефицита сырья, которое надо экономить. Будет крен к высокополимерным системам, т.к. при быстром росте цен на сырье в условиях административного регулирования цен на нашем рынке многие производители откажутся от позиций с низкой рентабельностью. Предполагаю, что каждый из производителей будет концентрировать свое внимание на отстаивании ниши по специальным стройматериалам. Кто-то сосредоточится на системах утепления, кто-то — на гидроизоляционных системах, кто-то — на полах, кто-то — на кровлях. Не думаю, что в дальнейшем будет рост подрядных работ. Рынок достаточно сложно среагировал на рост цен на газ в этом году. И если сегодня цемент стал стратегическим сырьем, то только потому, что он определяет большое количество экспорта. Знаю, что некоторые предприятия сегодня получают уже реэкспортный цемент. Достаточно сложна ситуация, когда цемент вывозится из Волковыска в Польшу, там не разгружается, переоформляются документы, и цемент возвращается обратно в Беларусь.

Это абсурд, но как бы тут наша ассоциация ни влияла (все с удовольствием меня выслушивают), но так будет, пока будет существовать дефицит. А он будет существовать и в этом году, и в следующем. Прирост выпуска цемента в этом году на 30% должен был, казалось бы, обеспечить нас. Но все находящиеся в этом зале руководители знают, что если им выделили квоты, то эти квоты в лучшем случае обеспечивают их на 50%. Как правило, это 30% обеспечения — и вертитесь дальше, как хотите. А "дальше, как хотите" выглядит следующим образом. В России просчитанный на этот год дефицит цемента — 11 млн тонн, в Украине — 3,5 млн тонн. Украина в течение одной недели дважды поднимала цены на цемент. Сегодня это уже 120 долларов за тонну, с перевозкой мы здесь получаем его примерно за 320 тыс. рублей. Значит, в ближайшее время предвидится скачок в ценах на производимую продукцию.

Итоги апреля уже подсчитаны. И понятно, что цены должны расти, иначе выстоять будет сложно. Ассоциация пытается принять меры в этом направлении. Было соответствующее обращение. Любой производитель работ знает, что согласовать и утвердить цены у нас — если я скажу, что легче повеситься, то ничего не скажу. Мало быть экономистом и финансистом, нужно еще обладать силой молота, чтобы пробить все это. В течение четырех месяцев, как известно, вообще не принимали для рассмотрения документы по поводу повышения цен, что представляется абсурдом. Но если идеологически при общем подорожании всего и вся в нашей республике необходимо снижать стоимость строительства, то результат такой, какой он есть на сегодняшний день.

О сертификации. Вроде бы мы все пришли к выводу, что в производстве сухих смесей, в их исследовании и т.д. мы подошли к тому, что уперлись головой в потолок. Что должен делать чиновник в этой ситуации по закону Паркинсона? Он должен придумывать новые испытания, новые нормативы и т.д. и т.п. Я все думал, как выйдут чиновники из ситуации, когда президент требует снижения количества лицензируемых вещей. Вышли они очень просто. С 1 июля мы все должны пройти сертификацию отделочных работ. Теперь, когда видишь перечень того, что нужно сделать для сертификации, то получение лицензии — это просто развлечение. Потому что все надо начинать сначала. Причем владение стандартами ISO 9000 или ISO 14000 не дает никаких прав и оснований получить этот сертификат автоматически. С 1 августа пойдут гидроизоляционные и теплоизоляционные работы и т.д.

А что делать, если не будет заказов, но как-то нужно содержать аппарат чиновников? Сегодня придумали заменить лицензию такими сертификатами. А поскольку наименований строительных работ примерно 130, то каждый из нас придет с таким количеством сертификатов. Еще я подумал, почему сертификация производства на один год. Для того только, чтобы дать возможность содержать чиновников. Мы должны констатировать, что это беда. Вы меня заставили ответить на этот вопрос, хотя я, честно говоря, хотел промолчать. И от имени нашей ассоциации высказаться в печати, по телевидению. Указанная сертификация создаст большие проблемы для многих производителей. Что касается качества, то при сегодняшней плотности рынка некачественный материал уже через полгода-год вряд ли кто-нибудь будет потреблять.

Владимир Гончарик:

— В 2006 г. в Беларуси было выпущено 3,6 млн тонн цемента и построено 4,2 млн кв. метров жилья. Одновременно заводам было разрешено поставить на экспорт 600 тыс. тонн цемента, и их поставили. По отчетам Государственного таможенного комитета, на экспорт ушел 1 млн тонн цемента. Значит, 400 тыс. тонн ушло на экспорт помимо всех распределений, теми или иными способами, которые были возможны. Разрешение на 600 тыс. тонн дали заводам, чтобы не были потеряны партнеры по экспорту. Для строительства жилья и удовлетворения других потребностей внутреннего рынка в Беларуси было 2,4 млн тонн цемента.

Чтобы быстро погасить потребность в цементе, до конца этого года на цементном заводе в Костюковичах будет дополнительно введена в эксплуатацию одна печь, будет 200 тыс. тонн цемента. В 2009 г. на указанном заводе должна быть введена в действие новая, сухая, технология (1,8 млн тонн цемента). Предусмотрено строительство двух линий в Кричеве и модернизация линии в Волковыске. Согласно перспективным планам до 2012 г., общий выпуск цемента в республике составит 9,1 млн тонн в год. Так что производить цемента можно гораздо больше, чем сейчас, но вот какого цемента? Когда речь заходит о цементе, все говорят: нам нужен бездобавочный цемент Д0, в крайнем случае Д20 (20% минеральных добавок). Но есть и третий вид цемента, который широко используется, — это шлакопортландцемент.

Шлакопортландцементы, т.к. шлаки доменные, имеют клинкерную структуру и обладают более ослабленными по сравнению с портландцементами вяжущими свойствами. В соответствии со стандартами шлаков может быть добавлено и 60, и 80, и, по российскому ГОСТу, даже до 90%. Таким образом, имея 1 млн тонн клинкера, можно получить и 2 млн тонн шлакопортландцемента. Когда в прошлом году в Беларуси перераспределили шлакопортландцемент, в Минстройархитектуры пошли письма, что на все виды изделий, которые у нас делаются, нужен цемент Д0 или, в крайнем случае, Д20. Пришлось выпустить специальный Руководящий документ в строительстве, в котором говорится, какие цементы следует применять. Ажиотажный спрос на цемент в республике есть, но говорить о том, что мы можем только на 50% покрыть потребности, неправильно. Для нормального функционирования государства с точки зрения строительства надо, чтобы в год на душу населения приходилось 500 кг цемента. Следовательно, Беларуси надо около 5 млн тонн цемента. А в 2007 г. у нас будет произведено где-то 4 млн тонн. Поэтому никакой катастрофы нет.

Владимир Дубровский:

— Когда мы говорим о том, что будет, это очень хорошо, это перспектива. Но нас интересует сегодняшнее состояние. А мы сегодня покупаем цемент по квотам. Так давайте экспортировать шлакопортландцемент, а у себя в республике оставлять портландцемент. Вот тут Евгения Урецкая в президиуме сидит и говорит, что нельзя в сухих смесях шлакопортландцемент применять. И я это знаю. Если его пропаривать, наверное, можно применять, но сухие смеси надо от пара держать подальше.

Владимир Гончарик:

— Относительно экспорта шлакопортландцемента можно возразить. Мы импортируем шлаки, т.к. в нашей республике доменных шлаков нет. Получается, надо привезти шлаки из России и Украины, сделать шлакопортландцемент и отправить его на экспорт. Это значит прекратить экспорт 1 млн тонн цемента.

Владимир Дубровский:

— Давайте экспортировать сухие смеси, а не цемент. Недавно я был в Болгарии. Там есть постановление правительства о запрещении вывоза цемента за пределы страны. В Украине такая же ситуация, но там поднимают цены до 200 долларов за тонну. Попробуйте сегодня в России взять цемент — вы его не возьмете. А в Беларуси — пожалуйста. Потом наши же конкуренты в России выпускают из нашего дешевого цемента сухие смеси и везут к нам.

Михаил Марковский:

— Кто мне объяснит необходимость розничной торговли цементом марки 500 Д0? Неужели такой цемент нужен, чтобы заборчик сложить? Причем даже цемент Д20 мало кому нужен. Поэтому есть смысл применить волевой способ — и в розничную торговлю давать шлакопортландцемент.

Владимир Дубровский:

— Есть разные сухие смеси: кладочные, штукатурные (для внутренних и наружных работ). Лучше не цемент давать, а готовые материалы.

Продолжение следует

Дмитрий ЖУКОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 20 за 2007 год в рубрике материалы и технологии

©1995-2024 Строительство и недвижимость