Деловые центры реорганизуют городское пространство

16 мая издательским домом Building была проведена 2-я конференция из цикла «Уровни сложности: от здания к городу», посвященная новым деловым центрам и районам. Сегодня мы предлагаем нашим читателям подробный отчет об этом мероприятии, подготовленный по материалам сайта Агентства архитектурных новостей www.archi.ru.

На конференции можно было узнать ряд любопытных вещей. Например, что сейчас в Москве 5 миллионов квадратных метров офисов, и скоро это число увеличится приблизительно в 4 раза. И что в Петербурге к 2010 году планируют построить как минимум еще одну башню, по масштабу сравнимую с Газпром-сити — теперь уже на Васильевском острове. Выступая со вступительным словом, главный архитектор Москвы Александр Кузьмин рассказал, что земельный резерв города составляет 2 млн м2, треть из которых планируется застроить офисами. При этом восточное направление будет нежелательным для офисного строительства в силу неразвитости инфраструктуры. Также он отметил, что при создании новых бизнес-центров следует учитывать уроки уже осуществленных проектов. Например, в случае с «Москва-Сити» «…строительство сделало мощный рывок вперед, в то время как транспорт задержался на старте». Поэтому приоритетным направлением в бизнес-районах был объявлен транспорт. Первым докладчиком выступил архитектор Рэйнир де Грааф — партнер архитектурного бюро Рэма Кулхаса ОМА, известного не только своей проектировочной деятельностью, но и множеством исследований и публикаций. Р. де Грааф рассказал, в частности, о том, какой он видит архитектуру в будущем, и представил последние проекты мастерской. На показанных им схемах видно, что бурное строительство идет сейчас в так называемых развивающихся странах, и с этой позиции именно Запад, говорит архитектор, теперь можно считать «третьим миром». Например, Дубай фактически из пустыни, которой он был в 1990 году, превратился сейчас в город небоскребов. Вознаграждение за архитектуру в Китае, например, на несколько уровней ниже, чем в США или Великобритании, однако темп строительства там больше в разы. Что касается архитектурных форм, он отметил, что небоскребы уже не являются инженерными новинками — через них идет лишь поиск новых амбициозных форм, а будущее за малоэтажными деловыми центрами, совмещающими в себе множество функций и работающими 24 часа в сутки. По мнению Рэйнира де Граафа, для России небоскребы — это все еще новинки, и, пока в каждом крупном городе не будет своего небоскреба, мы вряд ли сможем спокойно перейти к гуманному и средовому подходу. «Как можно сегодня — в городе икон и архитектуре звезд — выделить себя? — задается вопросом Рэйнир — только скупостью, логикой и уходом от экстравагантности». И в качестве примера приводит недавно созданный ОМА проект делового и гостиничного комплекса «Ренессанс» для Дубая, обращенный к истокам конструктивизма. Лаконичное здание-плита, стоящее на искусственном островке, вращается вокруг своей оси вслед за движением солнца и останавливается только 5 раз в день «для того, чтобы люди смогли перевести дух».

Рассказ Сергея Чобана был посвящен идее полифункциональной среды, где есть все для жизни, работы и отдыха. В этом смысле главной задачей, которую ставит перед собой архитектор, является соединение разных функций и формирование лица здания. Архитектор отстаивал идею многофункциональности в Башне Федерации и рад, что сейчас рядом с офисами будет более десятка этажей гостиниц, апартаментов и общественных зон в нижних этажах. Для Санкт-Петербурга в исторической среде возле строящегося Охта-центра (Газпром-Сити) Сергей Чобан сейчас делает мастер-план бизнес-квартала, где сохраняются даже не охраняемые государством заводские здания, призванные воссоздать дух былого промышленного района. Архитектурное бюро Genslers Masters Planning Group в лице Пола Файнберга и девелопер Лев Пушканский показали проект нового, уже строящегося, делового, жилого и общественного центра в Санкт-Петербурге «Морской фасад». Этот район будет размещаться на Васильевском острове на берегу Финского залива, возвращая острову ту градостроительную роль, которую приписывал ему еще автор первого плана Петербурга Жан-Батист Леблон, задумывая сделать на этом месте центр города с выходом к большой воде. С позиции современности большой бизнес-центр — это долгожданный проект для города, охваченного «серым поясом» промышленности и страдающего неразвитостью бизнеса и сосредоточением его в исторической части. Местоположение «Морского фасада» на карте города, по мнению авторов, достаточно удобное: в 6-7 км от исторического центра. Скоро эта часть острова будет оснащена двумя станциями метро и сеткой трамвайных путей, центр напрямую будет соединен с двумя аэропортами радиальными трассами, соединяющими крайние точки проектируемой кольцевой дороги, а еще новый район выходит к заливу, где будет построен порт с семью пассажирскими причалами (порт затем собирается выкупить город). Площадь «Морского фасада» составляет 1,5 га, из них 30% будут занимать открытые пространства, 20% — дороги, 2 млн м2 — жилье и 1,5 млн м2 — офисы, а также культурные и общественные зоны. Сам бизнес-центр будет расположен на севере участка в высотных башнях, самая высокая из которых — 275 метров. Проект планируется завершить к 2010 году.

После презентации питерского проекта обратились к более амбициозной и поэтому более проблемной стройке ММДЦ «Москва-Сити», которой в этом году уже 15 лет. Как рассказал один из ее авторов Геннадий Сирота, руководитель мастерской №6 «Моспроекта-2», с момента зарождения проекта многое изменилось. Первоначально не было СНИПов на высотные здания — сейчас они разработаны именно по этому, пока что единственному в стране высотному проекту. Изначально практически не было частных инвесторов, а сейчас сильные девелоперы вытесняют первопроходцев. Это же повлияло и на количество площадей, которые с запланированных 2,500 млн м2 увеличились, по разным данным, от 4 до 4,5 млн. Кроме того, в начале 90-х не могли предсказать транспортный коллапс, который грозит тем, что люди не смогут ни приехать, ни уехать на свои «поднебесные» рабочие места одновременно. Главной заслугой ММДЦ Г. Сирота считает то, что этот комплекс-первопроходец дал старт другим российским небоскребам, показав своим примером, что в России это возможно — строить небоскребы, и теперь направление активно развивается. Второе достоинство ММДЦ — его расположение: всего 4 км до Кремля, и, кроме того, комплекс находится в точке схода всех видов транспорта — речного, ж/д, общественного, личного (кольцевая автодорога), и уже есть проект связи с аэропортами через железную дорогу. В противовес этой логике Александр Ортенберг — генеральный директор ЗАО «Штрабаг» — вспомнил венский Донау-Центр, построенный в неблагополучном районе, за чертой города, где теперь развитый многофункциональный центр и куда ездят люди. Третьим плюсом проекта «Москва-Сити» был назван факт вывода офисов из центра города, насчет чего ведущий конференции вскоре задал весьма справедливый вопрос: не будет ли это повторением ошибки, когда деловой центр перенесется в другое место со всеми своими проблемами, и, может, лучше сразу разложить его по нескольким локальным центрам?

Перспективными районами для развития бизнес-центров главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы Владимир Коротаев назвал территории «Нагатино-Зил» и Павелецкой промзоны, откуда открываются прекрасные виды на пойму Москва-реки и которые полны потенциала для более эффективного использования территории. «Я не против планов правительства Москвы — налогообложение очень важно для города, но тенденция такова, что промышленность уходит за черту города, и уже сейчас надо решать, что будет на ее месте». Эксперт из Knight Frank отметил, что сейчас идет тенденция ухода офисов из центра, потому что чем дальше от центра, тем больше свободных площадей, которые сейчас в большом дефиците. Для сравнения: офисный сегмент в Москве сейчас составляет 5 млн м2, а в Большом Сити планируется построить сразу 20 млн м2 площадей подобного назначения, и даже это не вполне насытит рынок. Перспективными направлениями эксперт назвал западное, юго-западное и южное направление Москвы, где наиболее развита
инфраструктура и куда девелоперы придут в первую очередь. Восточное направление пока менее выгодно, однако уже сейчас обговаривается проект трассы Москва — Нижний Новгород, которая пройдет по восточному округу и спровоцирует строительство бизнес-центров и там. Выступившая последней Регина Лочмене из DTZ предложила провести комплексное исследование Москвы с тем, чтобы выработать концепцию развития рынка коммерческой недвижимости, которой, честно говоря, пока нет.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 20 за 2007 год в рубрике проектирование

©1995-2024 Строительство и недвижимость