Развитие электроэнергетики России

17 мая заместитель министра промышленности и энергетики России Андрей Дементьев на заседании правительства представил новую инвестиционную программу электроэнергетики на 2008 год и на период до 2010 года. По его словам, инвестиционная программа электроэнергетики является составной частью Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года.

Как сообщает пресс-служба Минпромэнерго РФ, в настоящее время инвестиционная деятельность основных инфраструктурных компаний электроэнергетики — РАО «ЕЭС России», ФСК ЕЭС, СО-ЦДУ, ОАО «ГидроОГК» и концерна «Росэнергоатом» — осуществляется на основе трехлетних инвестиционных программ, ежегодно уточняемых с учетом фактически достигнутых показателей. При этом необходима координация инвестпрограмм как друг с другом, так и с документом, определяющим цели, задачи и основные направления долгосрочной энергетической политики государства — Энергетической стратегией до 2020 года. В качестве инструмента такой координации Минпромэнерго разработало генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, которая была принята за основу на заседании правительства России 19 апреля текущего года. Для разработки генеральной схемы в соответствии с решениями правительства России в качестве базового варианта принят прогноз, по которому средний прирост электропотребления составит 4,1% в год в базовом варианте. В 2020 г. уровень потребления прогнозируется в размере 1710 млрд кВтч в базовом варианте. А. Дементьев также обратил внимание на то, что распределение электропотребления по годам и территориям сформировано на основе изучения тенденции прироста электропотребления, а также анализа заявок на подключение потребителей и учитывало необходимость надежного функционирования существующих генерирующих мощностей и электросетевых объектов и крупные инвестиционные проекты в регионах.

Исходя из разработанного прогноза электропотребления, был произведен расчет потребности в установленной мощности электростанций и с учетом остающейся в эксплуатации установленной мощности действующих электростанций определена потребность во вводах генерирующих мощностей включая вводы для замены на существующих электростанциях. Для базового варианта в период 2006-2020 гг. потребность во вводах по России составила 180 ГВт, в том числе 41,9 ГВт на уровне 2010 года и 113 ГВт в 2015 году. «Учитывая длительные сроки строительства в электроэнергетике, необходимо рассмотреть ближайшие 4 года (2007-2010 гг.) в максимальной конкретике, поскольку в этом периоде должны быть приняты и реализованы решения, которые нельзя откладывать, — заявил замминистра, — следует обратить внимание, что при этом на горизонте 2010 года вариативность практически отсутствует, поскольку речь идет об инвестиционных решениях, принимаемых уже сегодня».

Исходя из существующих возможностей по вводам генерирующих мощностей в 2007-2010 гг., для поддержания баланса активной мощности с учетом потребности в расчетном резерве, прогнозируемой динамики действующих мощностей, объемов ограничений и «запертой» мощности требуется ввод до 2010 года новых генерирующих мощностей в объеме 42 ГВт. «Инвестпрограмма должна быть реалистичным, исполняемым документом, — подчеркнул А. Дементьев. — Поэтому при ее формировании принимались во внимание объекты, имеющие проектную проработку и обеспеченные строительными площадками, которые могут быть введены в строй в ближайшее время». В заключение своего доклада А. Дементьев отметил, что «на сегодняшний день существует дефицит источников финансирования инвестиционной программы в объеме 28 млрд руб.» Поэтому инвестиционная программа подлежит доработке с учетом приоритетов по финансированию энергообъектов. Часть объектов, непосредственно влияющих на надежность функционирования ЕЭС, должна быть профинансирована, в первую очередь, из гарантированных источников (федеральный бюджет и тарифная выручка). Минпромэнерго России предложило следующий алгоритм доработки инвестпрограммы:

1. Объекты, которые должны быть безусловно профинансированы (тарифная выручка, бюджет, частично продажа активов).
2. Объекты, по которым необходимо определиться с возможными источниками финансирования (продажа активов, кредиты).
3. Объекты, которые будут финансироваться по т.н. остаточному принципу.

Подготовил по материалам Совмина Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 19 за 2007 год в рубрике энергетика

©1995-2022 Строительство и недвижимость