Пластиковые окна — не роскошь

Строительный бум — так характеризуют специалисты и аналитики развитие строительной отрасли на всем постсоветском пространстве. При этом Россия со своей огромной требующей благоустройства территорией объективно оказывается в авангарде процесса. Увеличение объемов строительства положительно сказывается на развитии смежных отраслей, в том числе и оконной промышленности и производстве ПВХ-профиля. По прогнозам экспертов, отрасль ожидает дальнейший рост, а ведущих игроков рынка — укрупнение с целью вытеснения более слабых разработчиков. Как выжить в конкурентной борьбе? Какие проблемы актуальны сейчас для производителей ПВХ-профиля? Что нового в технологии и организации процесса производства пластиковых окон? Обо всем этом читайте ниже.

Развитие российской оконной промышленности происходит достаточно активно. Можно сказать, что на сегодняшний день в стране сформировался нормальный рынок светопрозрачных конструкций. По оценкам специалистов, он имеет хорошие перспективы, так как, с одной стороны, растет покупательская способность населения, а с другой — у людей назрела необходимость замены старых деревянных окон на современные энергоэффективные. Все большую популярность в России благодаря своим эстетическим и эксплуатационным качествам приобретают ПВХ-конструкции. Опыт Западной Европы, где пластиковые окна стали устанавливать еще в 70-х годах, наглядно демонстрирует востребованность их у населения. Там ПВХ-конструкции составляют практически 60% рынка. Знания, богатый опыт и передовые технологии зарубежных разработчиков сегодня весьма актуальны для отечественных производителей. Сегодня у них нет времени «изобретать велосипед» — нужно просто взять все лучшее, что есть в мире, и перенести на свою почву. По этому пути идут и специалисты группы компаний «Проплекс» — одного из крупнейших российских производителей ПВХ-профиля. Они давно и плодотворно сотрудничают с австрийскими коллегами. Ведь именно австрийские производители обеспечивают около 80% мирового спроса на экструзионные инструменты. Всего несколько компаний в Австрии делают эти высокотехнологичные изделия и фактически снабжают ими весь мир. Российские специалисты традиционно предпочитают экструзионное оборудование и инструмент от Greiner, Gruber и Technoplast. Говоря о тенденциях в развитии профильного бизнеса, о его перспективах в России, эксперты, прежде всего, отмечают стабильный рост рынка ПВХ-профиля. Ежегодно этот показатель составляет от 20% до 45%. Не секрет, что в прошлом сезоне многие крупные производители не могли удовлетворить полностью повышенный спрос на ПВХ-профиль. Хотя некоторые аналитики предсказывали, что фазы «взрывного роста» уже позади, и прогнозировали увеличение продаж ежегодно лишь на 20%, в 2006 году этот показатель достиг отметки 50%! Эксперты полагают, что подобная тенденция сохранится и в течение ближайших 3-4 лет — в это время будет обеспечен прирост порядка 30-35%. Ажиотажная востребованность профиля неминуемо вызывает его дефицит. Для того чтобы полностью удовлетворить спрос, компаниям необходимо расширяться, опережающими темпами наращивать производственные мощности. В борьбе за лидерство предприятия стремятся к укрупнению бизнеса: происходит процесс слияния организаций, открываются новые заводы.

Группа компаний «Проплекс», для решения возникшей в прошлом году проблемы дефицита оконных комплектующих намерена к новому строительному сезону в полтора раза увеличить объемы производства. С этой целью было приобретено и запущено оборудование, которое позволит создать существенный производственный запас. Руководство компании надеется, что такая мера позволит обеспечить стабильность поставок в сезон, и партнеры смогут гарантированно получать необходимую продукцию. Вообще компания постоянно расширяется — каждый год что-то строится, постоянно вводится новое оборудование. Достаточно заметить, что когда-то все начиналось с двух производственных линий — сейчас их 23. В этом году планируется запустить новый цех по производству ПВХ-профиля, а это еще 7 экструзионных линий. Оконный бизнес — сезонный. Он наступает с летних месяцев и заканчивается в ноябре-декабре, а самый пик покупательского спроса приходится на август-сентябрь. Поэтому открытие цеха планируется таким образом, чтобы уже к началу сезона производственные мощности заработали на 100%. На данный момент ведутся общестроительные работы, подготавливаются технологические узлы и агрегаты, монтируются оборудование.

Структурные изменения на предприятии охватывают не только производство, но организацию работы группы компаний. В соответствии с появившейся в последнее время тенденцией центральный офис «Проплекс» был перемещен на место производства — в подмосковный Подольск. Если 5 лет назад невозможно было и представить, что крупное предприятие перевезет свой офис в Подмосковье, то сейчас эта мера вполне оправдана. Плюс этого решения очевиден: нахождение менеджмента компании на самом производственном объекте облегчает взаимодействие между всеми подразделениями, тем самым улучшается ее управляемость. Дополнительные преимущества появляются и у партнеров. Повышается оперативность отгрузок и качество обратной связи с клиентами. Более того, у партнеров появляется возможность увидеть все стадии процесса изготовления ПВХ-профиля, проследить, из чего и каким образом складывается качество конечного продукта. Руководство «Проплекс» считает, что пребывание всех подразделений компании рядом с производством приведет к более тесному и взаимовыгодному сотрудничеству с партнерами. Ведь в Подольске «Проплекс» устраивает для них обучающие мероприятия, семинары-презентации. Последние из них прошли в феврале-марте 2007 года. Они были организованы по традиционной схеме, совмещающей теоретическую часть и экскурсии на завод. По словам Генерального директора Группы компаний «Проплекс» Михаила Бирюкова, обучение — это необходимая составляющая партнерского бизнеса. Для того чтобы он был успешен, обязательна обратная связь. Именно поэтому на базе компании работает «Центр Сервиса и Обучения производителей окон и дверей из ПВХ и алюминия» (ЦСиО). Здесь преподают лучшие специалисты, имеющие богатый практический опыт в данной области, проработавшие долгое время в Австрии. Они обучают специалистов партнерских компаний технологиям, монтажу, соблюдению ГОСТов и нормативных документов, чтобы у конечного клиента не возникало никаких проблем с установленным окном. Большое внимание руководство «Проплекс» уделяет и подготовке собственных кадров. Все больше руководителей относятся к персоналу как к ценному капиталу предприятия. В компании разрабатываются и функционируют серьезные мотивационные системы для персонала, предполагающие в том числе его обучение и развитие внутри предприятия. Сложность в том, что специалистов по экструзии нигде не выпускают. Сотрудник, который приходит на работу в «Проплекс», прежде всего, садится за парту. Ему объясняют весь технологический процесс, его подводные камни, учат работать с оборудованием. Потом закрепляют за более определенным специалистом, который его ведет, доверяя со временем все более сложные операции.

Такой подход, естественно, приносит свои плоды — качество продукции неуклонно улучшается. А именно это и ставится руководством во главу угла. Ведь сегодня, когда благосостояние россиян улучшилось, выросли и их требования к продукции. Сейчас значение имеет не столько ее стоимость, сколько качество. Это общая тенденция, и оконный рынок — не исключение. В ближайшее время крупнейшие производители будут вынуждены все больше внимания уделять реальной системе контроля качества ПВХ-профиля. При этом особое значение имеет точность экструзионного инструмента, ведь от этого зависит геометрия профиля. Размерные допуски на профиль очень жестко регламентированы. Отклонения даже в сотые доли миллиметра приводят к значительным искажениям. Кроме того, существует проблема физического износа инструмента. Каждые 2-3 месяца он требует коррекции. В то время как многие фирмы отправляют инструмент для настройки в Германию, компания «Проплекс» пошла по иному пути и сумела создать свою мощную службу инструментального сервиса. Ее сотрудники прошли обучение в компаниях Technoplast и Gruber в Австрии. Теперь существует реальная возможность моментально изменить параметры инструмента, благодаря чему достигается высокое качество продукции. Весьма актуальной для производителей ПВХ-окон остается и проблема широкого распространения информации. По европейским меркам российский оконный рынок еще весьма молод, и потребителям ощутимо не хватает опыта, позволяющего ориентироваться во всем многообразии производителей, материалов, конструкций. И сегодня в интересах производственников систематически и целенаправленно проводить определенный потребительский ликбез — давать достоверную и разностороннюю информацию о продукции, больше внимания уделять преимуществам той или иной профильной системы, технологиям производства отдельных элементов и конструкции в целом, а также контролю качества монтажных работ. Ведь грамотный и информированный потребитель всегда сможет выбрать лучшее.

По материалам компании «ПРОПЛЕКС» подготовил Юрий СТРОЕВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 18 за 2007 год в рубрике материалы и технологии

©1995-2024 Строительство и недвижимость