Говорит и показывает Caparol: ССС и ЛКМ

Как уже сообщалось в предыдущем номере СиН, 21 марта в Минске состоялась пресс-конференция представительства немецкой компании Lacufa GmbH Lacke und Farben, входящей в состав группы компаний Caparol. Проведена она была в ходе работы 10-й международной специализированной выставки "Стройэкспо-2007". Ниже — общая информация и наиболее интересные фрагменты того, что сказали глава представительства Виктор Наумовец (фото 1) и научно-практический консультант представительства Галина Дубровина. Последняя также наглядно доказала высокое качество фирменной штукатурки (фото 2).

Общая информация


Поводом для пресс-конференции послужил тот факт, что группа компаний Caparol приступила в Беларуси к лицензионному производству сухих строительных смесей (ССС). Это второй белорусский производственный проект этой группы. Первый — завод по производству воднодисперсионных красок "Диском" в Бресте. Важно, что Caparol обеспечивает рынки не только отдельными, но и системными продуктами. А сухие смеси, производство которых начато в Беларуси, — один из компонентов фирменной легкой штукатурной системы утепления "Капатект" (Capatect). Ее главные и проверенные на протяжении полувека преимущества — надежность и долговечность.

Коммерческий директор представительства Артем Багдасаров продемонстрировал на пресс-конференции белорусский сертификат соответствия на ССС, являющиеся компонентами системы "Капатект" (фото 3). Кроме того, Caparol имеет введенный в действие с 2006 г. нормативный документ Республики Беларусь на систему утепления — ТКП 45-3.02-10-2005 "Тепловая изоляция наружных ограждающих конструкций зданий и сооружений. Система "КАПАТЕКТ". Правила проектирования и устройства".

Из выступления Виктора Наумовца

Новое производство ССС в Беларуси — это инвестиционный проект компании Caparol. К таким проектам любая компания относится серьезно, учитывая риски, связанные с финансированием, персоналом и т.д. У нас все идет по плану, составленному в прошлом году. Мы надеемся, что в апреле начнем стандартные поставки материалов.
Отмечу, что это не первый производственный проект Caparol в Беларуси. С 2000 г. в СЭЗ "Брест" успешно работает СП "Диском", которое производит недорогие, доступные белорусскому потребителю воднодисперсионные краски торговой марки "Капарол Альпина" (Caparol Alpina). Два слова о рынке лакокрасочных материалов (ЛКМ), на котором наша компания более всего известна. Наша доля в сегменте дорогих красок — 70%, в сегменте недорогих материалов, более емком для Беларуси, бюджетном, наша доля не очень большая — на уровне 15%. Но есть очень хорошая тенденция. В прошлом году мы выросли почти на 70% по отношению к 2005 г. Так случилось потому, что начали работать наши долгосрочные проекты, которые мы запускали, находясь у истоков работы компании Caparol в Беларуси 10 лет назад. А наша деятельность, подчеркну, носит долгосрочный характер.

Возвращаюсь к производству ССС. Это не наше собственное производство. Это наш совместный проект с одним из белорусских субъектов хозяйствования — заводом "БелКЕМА". Должен сказать, что выбрать партнера было непросто, т.к. у каждого предприятия есть свои плюсы и минусы. Выигравшее предприятие "БелКЕМА" будет производить для нас продукты по лицензии. Ассортимент на первом этапе не очень большой. Это два клея для теплоизоляции. Один клей относительно универсальный. Им можно работать как с минеральной плитой, так и с пенополистиролом. Второй клей предназначен для работы только с пенополистиролом. Это еще два типа штукатурки и фасадная шпатлевка. В дальнейшем будем только расширять ассортимент.

Достаточно сложен в условиях Беларуси вопрос сырья. Думаю, что многие специалисты знают об определенных сложностях, скажем, на белорусском рынке цемента. Но на сегодня проблемы с сырьем мы успешно разрешили. Основная часть нужных нам компонентов будет поставляться из Германии. Кстати, рецептура для нашего партнера закрыта. Такие условия сотрудничества на первом этапе. Особое внимание по опыту "Дискома" мы уделили контролю качества, ведь одним из наших конкурентных преимуществ является очень устойчивая репутация производителя и поставщика качественных материалов. При этом качество сопровождается хорошим сервисом. И мы не хотим испортить этот имидж. Например, кроме обязательных в Беларуси сертификационных испытаний при входном контроле сырья и при контроле готовой продукции, соответствующие пробы будут ежемесячно направляться для испытаний в Германию. Когда мы запускали "Диском", то столкнулись с таким стереотипом — все наши торговые партнеры заявляли: "Ну вот, теперь вы, как все. Когда мы покупали немецкую зубную пасту, она была исключительно хорошей, а когда ее начали производить поляки, россияне и другие, качество стало уже не тем, и мы боимся, что вы пойдете по этому пути". Однако за 7 лет работы у "Дискома" нет ни одной рекламации, ни одного серьезного нарекания по качеству продукции. Качество белорусской "Альпины" такое же, как немецкой. Мы его даже улучшили, т.к. мода в Беларуси несколько отличается от немецкой. Наши люди больше любят цвет ярко-белый, с синевой, а немецкие потребители — белый с желтизной, т.е. более теплый белый. И мы адаптируем наши продукты к желаниям белорусских потребителей.

Что касается в целом белорусского рынка утепления зданий, то мы на нем были одними из пионеров. В 1996 г., когда Беларусь стала заниматься этой проблемой, еще не было необходимой серьезной нормативной базы. Нужна была адаптация зарубежного опыта, наработка своего. И в 1996 г. Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь обратилось в родственное немецкое министерство. Так начался большой пилотный проект — комплексная теплоизоляция пятиэтажного крупнопанельного жилого дома на проспекте Пушкина, 54. С немецкой стороны выступила наша компания. Мы поделились всей необходимой нормативной документацией, обучили белорусских строителей, они прошли стажировку в Германии. И после серьезной подготовительной работы в 1997 г. на Пушкина была смонтирована система утепления "Капатект". Это позволило институту НИПТИС, который активно курировал проект со стороны Минстройархитектуры, развернуть большую работу по изучению подобной технологии, адаптации ее к белорусским условиям, наработке нормативной базы. Конечно, очень радует, что НИПТИС сохраняет в этом направлении лидирующие позиции и накопил на сегодняшний день богатый опыт. И, безусловно, нас радует, что в целом состояние дома на Пушкина весьма хорошее.

Надо понимать, что это был первый в Беларуси проект комплексной теплоизоляции, и тогда мы столкнулись со многими незапланированными проблемами. Например, вспоминается анекдотический случай, когда заменили столярку, хорошо утеплили стены, а систему вентиляции под это не настроили. Поэтому жильцам пришлось для обеспечения вентиляции открывать окна, снижая эффективность утепления. Потом это стали учитывать. Впоследствии очень больших объемов утепления мы не делали. Это связано с тем, что наши материалы производились в Германии и были несколько дороже белорусских. Вместе с тем качество нашей системы утепления на порядок выше, чем в целом тех систем, которые популярны в Беларуси. Преимущество нашей системы и в успешно подобранных компонентах. Статистика и мониторинг на Западе показывают, что проблемы с теплоизоляционными системами возникают, как правило, не посреди голой стены, а в сложных местах: узлах примыкания и т.д. Этому моменту мы уделяем достаточно большое внимание.

Из ответов Виктора Наумовца на вопросы

В абсолютных величинах наши вложения в новое производство ССС невелики. Но это лишь первый шаг, сделанный по стандартной схеме вхождения в рынок многих западных компаний. Сейчас нам нужно обеспечить минимальный уровень продаж, чтобы последовал второй шаг — установка оборудования для автоматического производства ССС. Экономически это оправдано только при достаточных объемах сбыта.

По энергоемкости производство ССС находится на среднем уровне. У нас есть много инструментов влияния на себестоимость и недопущения скачкообразного повышения и даже вообще повышения цен в связи с подорожанием энергоносителей. К примеру, западный поставщик ведер для красок "Дискома" разместил свое производство в Могилеве, что позволило нам, когда цены на нефть резко возросли, снивелировать их применительно к продукции нашего СП.

На "Дискоме" идет активное развитие. В прошлом году там появилась вторая технологическая линия. В этом году устанавливается несколько линий для производства новых типов материалов. Например, начинается выпуск прозрачных базовых красок. Используя их, на наших колеровочных машинах (их в Беларуси более 50) можно получать темные цветовые оттенки. Начинаем также производить структурные краски. В апреле потребители смогут покупать все эти продукты. К сожалению, этот год для "Дискома" будет не таким хорошим, как прошлый, т.к. в этом году мы запускаем завод в Украине. И наш экспорт в Украину (25% от общего объема производства) во второй половине года прекратится. Но белорусский рынок очень емкий, поэтому указанные потери компенсируем здесь. Считаем, нужно производить до 2 тыс. тонн ССС, чтобы можно было уверенно говорить о строительстве в Беларуси мощного завода-автомата. Планируем реализовать это в худшем случае за два года.

К сожалению, вопросы экологической чистоты стройматериалов у белорусских потребителей находятся далеко не на первом месте. На Западе ситуация совершенно иная. Там экологический фактор гораздо более серьезно волнует потребителей. Здесь мы тоже не стоим на месте и стараемся предлагать самые экологичные материалы. Между прочим, Евросоюз серьезно меняет требования к рынку ЛКМ, там переходят с алкидных материалов на материалы на водной основе. Что касается систем утепления, то мы, в частности, внимательно следим за песком, который не должен быть радиоактивным.

Синтетические компоненты мы получаем от ведущих западных производителей. Песок и цемент белорусские. Рынок отдельных видов сырья для нашей продукции (мел и т.д.) в Беларуси, если сравнивать с польским рынком, не такой уж выгодный. Он еще формируется. Мы набрались терпения и дождемся времени, когда все "устаканится". Рецептура нашей системы утепления богаче в сравнении с белорусскими системами. Поэтому наша система не самая дешевая на белорусском рынке. Но мы хотим, чтобы белорусский потребитель за разумные деньги получал продукт очень хорошего качества.

Мы будем поставлять произведенные в Беларуси ССС прежде всего на местный рынок. У нас недалеко, в Польше, стоит мощный завод-автомат. Мы его запустили в прошлом году. У нас есть также лицензионные проекты в Прибалтике. Возможно, у нас и будут поставки в Украину, но до конца это не определено. Сейчас наш завод строится в России. Структура компании Caparol такова, что ее представительства концентрируются в основном на деятельности в своих странах пребывания. Это касается и белорусского представительства. Надеюсь, что мы легко сделаем в этом году запланированную 1 тыс. тонн ССС.

На Западе системы утепления, подобные смонтированной на проспекте Пушкина, служат 30-40 лет, и при этом у нас есть серия соответствующих материалов для их ремонта. Любой производитель ориентируется на свою группу продуктов. Наша система утепления не исключение. 100-процентную гарантию мы даем только на полностью наш "пирог". Сделаю комплимент в адрес нормативной базы Беларуси, которую разработал прежде всего НИПТИС. Этот институт сумел сделать системы утепления "закрытыми", когда сам держатель, производитель системы несет ответственность за ее компоненты.

Вопросы представителя "СиН" и ответы на них

— Виктор Наумовец сказал, что система утепления "Капатект" на порядок лучше, чем в среднем белорусские системы. На порядок — это в 10 раз. Получается, в численном выражении свойства вашей системы и ее компонентов в 10 раз лучше?

— Галина Дубровина: По некоторым показателям — да. К примеру, согласно отечественным нормам, после 75 циклов замораживания-размораживания декоративно-защитной штукатурки допускается потеря ее адгезии на 25%. У нашей штукатурки этот показатель равен нулю, т.е. она абсолютно безусадочная. Есть соответствующий протокол испытаний.

— Вы постоянно говорите, что Caparol — номер один в Беларуси. Не слишком ли это рекламно? Не так давно одной из белорусских компаний государственные органы строго указали на то, что называть себя номером один нельзя.

— Виктор Наумовец: Вы были бы более правы, если бы у нас не было оснований это заявлять. В Беларуси есть конкурс "Выбор года". Это единственный конкурс, в котором мы принимаем участие. Он включает несколько этапов — исследование рынка, опрос потребителей, оценку разных параметров. Неделю назад мы этот конкурс выиграли (причем не в первый раз) и получили звание "Лакокрасочная продукция № 1 в Беларуси". Если это так, почему бы об этом не говорить?

— На мой взгляд, система утепления на проспекте Пушкина начала лет пять назад ухудшаться, поверхность стен стала искривляться и от них начали отщелкиваться кусочки штукатурки в местах размещения дюбель-анкеров. Почему это происходит и какую бы вы оценку по пятибалльной шкале поставили этой системе утепления?

— Галина Дубровина: Я провела экспертизу этой системы две недели назад. Только в одном месте отскочила штукатурка, и то не наша, а отечественная. На доме менялись водосточные трубы, и поэтому частично были сделаны новые участки утепления. Но это утепление не наше. В одном месте действительно видна шляпка дюбеля — там, где крепились леса. Но вся остальная штукатурка без трещин. И такая особенность. Этот фасад покрашен не силиконовой, а водно-дисперсионной краской, поэтому он немного загрязнен, его нужно мыть. Но средств на мытье фасадов нет. А лучше бы фасад дома по Пушкина просто заново покрасить. Тем более что он служит уже десять лет. И стены там, если не смотреть на них в лучах восходящего или заходящего солнца, достаточно ровные. А идеально ровные стены возможны лишь в случае дорогих вентфасадов, а не легких штукатурных систем утепления. Что касается оценки, то я бы поставила за рассматриваемую систему пять баллов.

Дмитрий ЖУКОВ. Фото автора


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 13 за 2007 год в рубрике материалы и технологии

©1995-2024 Строительство и недвижимость