Куда дуют ветры Майкла Янтцена?

Идея вращающегося дома не нова. Однако упорство, с которым реализует ее в своих футуристических проектах калифорнийский дизайнер Майкл Янтцен (наши читатели, вероятно, помнят также его модульный дом — M-House), достойно уважения. Его вдохновение в буквальном смысле навеяно западными океанскими ветрами. Именно стремление во что бы то ни стало поймать ветер явилось отправной точкой для большинства работ архитектора.

Не составил исключения и представленный недавно новый проект. По сути, это очередной виток в развитии давней идеи Янтцена о вмешательстве ветра в облик сооружения. Еще в 2002 году он придумал оригинальную крышу с красивым названием "Ветровая тень" (Wind Shade Roof). Это удачный образец технической эстетики — объект, в котором утилитарная функция выработки энергии стала определяющей чертой необычного дизайна: вся поверхность крыши сформирована лопастями ветровых турбин. Что можно спрятать под такой "Ветровой тенью"? Возможно, выставочную экспозицию, а может быть, автомобильную стоянку или автозаправку, да и мало ли что еще. В том же году Янтцен спроектировал "Ветровую обзорную башню" (Wind Turbine Observation Tower), где бегающие по кругу лопасти ветряков служили также дизайнерским элементом, создавая при этом необычные ощущения у посетителей здания. По мнению архитектора, такая башня могла бы стать настоящим магнитом для туристов, а уж выработка электричества рассматривалась автором как вспомогательная функция такой смотровой площадки. Пешеходный мост Wind Tunnel Foot Bridge — по сути, та же Observation Tower, только положенная на бок. Тот же принцип и у пешеходного моста "Ветровой туннель" (Wind Tunnel Foot Bridge). Его большие ветровые колеса, обнимающие пешеходную дорожку, по замыслу Янтцена, могут вырабатывать электроэнергию в количествах, достаточных для того, чтобы ночью мост мог подсвечивать сам себя. Но главное — такое необычное оформление моста должно привлекать взоры прохожих. Wind Tunnel Foot Bridge, безусловно, мог бы стать органичным украшением пейзажа как в среде мегаполиса, так и в тихом пригороде. Идея ветрового дома, представленная ранее в виде небольшого семиэтажного дома, получившего название "Павильон формы ветра" (Wind Shaped Pavilion), приобрела логическое продолжение в новом проекте "Дом трансформации" (Transformation House).

При всей необычности эти сооружения нельзя назвать абсолютно оторванными от жизни. Ветер не только вдохновляет художника на создание невероятно динамичных обтекаемых форм, но и является реальной движущей силой — его энергия имеет вполне определенное практическое применение. Например, Wind Shaped Pavilion. Шесть его верхних этажей имеют такую форму, что под действием ветра легко поворачиваются на подшипниках вокруг центрального ствола сооружения, где спрятана лестница. В стартовом положении это симметричная и стройная система. Но вот ветер понемногу начинает вращать этажи, и создается абсолютно случайный рисунок. В этой-то непредсказуемости, по мнению Янтцена, и есть главная изюминка здания. Автор считает, что окна, случайным образом открывающиеся в разные стороны света, — это классная "приманка", которая пригодится для выставочного павильона, а может — офисного здания или даже многоквартирного дома. При этом поворачивающиеся этажи еще и вырабатывают электричество для освещения здания ночью. По замыслу автора проекта, этажи эти можно при желании жестко фиксировать или произвольно поворачивать вслед за солнцем простым нажатием кнопки, превращая в этот момент встроенные в пол генераторы в электромоторы. Создавая свой Transformation House, художник, по сути, объединил в одном проекте собственные же "Ветровой дом" и "Ветровой туннель", или, если угодно, опрокинул "Ветровой дом" на бок. Если раньше у обитателей дома с вращающимися этажами должно было создаваться ощущение карусели, то жители нового сооружения, пожалуй, должны чувствовать себя словно в космической станции, неторопливо вращающейся вокруг человека, зависшего в невесомости. Внешний облик Transformation House непостоянен, но в то же время он остается одним и тем же. Секрет — в пяти центральных секциях цилиндрической оболочки дома, которые благодаря замысловатой форме могут вращаться под действием ветра вокруг горизонтальной оси. Так, секции дома могут ловить солнце и ветер (помимо окон на внешней стороне сооружения, дизайнер предусмотрел солнечные батареи), вырабатывая, таким образом, энергию для охлаждения или нагрева жилища. Кроме того, они несут в себе водосборники, способные улавливать дождь и накапливать воду для нужд обитателей дома. Интересно, что размер окон на разных участках роторов различен. Так что пасмурный зимний день можно сделать светлее, поднимая навстречу небу большие окна, а в поисках прохлады в летний зной использовать окна поменьше.

В основе Transformation House — стальная несущая структура. Так что по строению этот коттедж ближе к фюзеляжу самолета, чем к традиционному дому. Неподвижные участки дома — торцевые секции — обеспечивают ему постоянный вход и никуда не убегающий балкон. Логично предположить, что в тех же концевых секциях размещаются ванная и кухня. К дому всегда можно добавить дополнительные секции, рассуждает его автор, чтобы увеличить размер жилища. Внутри дома, прежде всего, обращает на себя внимание прозрачный пол, благодаря которому жильцы могут смотреть через все окна одновременно, даже через те, что в данный момент находятся ниже уровня пола. С учетом того, что дом-цилиндр должен стоять на высоких ножках, обзор может получиться интересный. Минималистичный интерьер усиливает ощущение присутствия где-то на космической станции. Однако автор проекта позаботился о функциональности этого необычного жилища. Все оборудование, необходимое обитателям Transformation House, и их вещи находятся в четырех полукруглых контейнерах, скрытых под полом. Для обеспечения доступа к их содержимому контейнеры могут переворачиваться на 180 градусов. Используя возможность фиксации подвижных секций, можно приспособить такой дом даже для достаточно консервативно настроенных жильцов.

Вот что может получиться, если взглянуть на ветровую турбину глазами художника. Конечно же, подобные объекты едва ли могут стать опорой ветровой энергетики. Но что-то в этом все равно есть — создавать ветровые турбины не сами по себе, а лишь как органичную часть некоего объекта. Это решение становится особенно актуальным, когда развитие ветровой энергетики среди многого прочего наталкивается на проблему эстетическую. В местах, где люди живут постоянно, огромные лезвия традиционных ветряков не вызывают особой симпатии у населения. Создавая ветровые турбины, инженеры сначала думают об их эффективности, о выработке киловатт-часов, а потом уже ломают голову: а нельзя ли сделать так, чтобы "мельницы" получились по возможности симпатичнее? Майкл Янтцен о практической стороне своих проектов вообще не очень задумывается. Его турбины — это лишь элементы интересных художественных проектов. Но элементы ключевые. И потому, посмотрев на эту красоту, поневоле задумаешься: а не может ли, такой подход к ветровой энергетике, такой необычный взгляд на турбину стать тем самым искомым выходом.

Подготовила Людмила АЛЕКСЕЕВА
фото с сайта www.walrus.com

Подготовила Людмила АЛЕКСЕЕВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 13 за 2007 год в рубрике проектирование

©1995-2024 Строительство и недвижимость