«Стройэкспо» – выставка для профессионалов
Сразу по окончании официальной церемонии закрытия 10-й международной специализированной выставки «Стройэкспо», которая работала с 20 по 23 марта в Минске, эксклюзивное интервью газете «Строительство и недвижимость» дал заместитель директора по выставочно-ярмарочной деятельности Национального выставочного центра «БелЭкспо» Александр ШИЛО.
– Александр Иванович, насколько эта выставка отличается от предыдущей в отношении выставочных площадей и количества участников?
– Нельзя сказать, что «Стройэкспо-2007» по сравнению с прошлогодней выставкой заметно приросла по масштабам, размеру площадей и количеству участников. К сожалению, наш выставочный комплекс по улице Янки Купалы, 27 имеет ограниченные площади и все они, как и год назад, оказались задействованными полностью. С учетом этого количество экспонентов в этом году по сравнению с прошлым годом существенно не прибавилось. В конечном итоге число участников составило около 320. И даже больше, если учитывать всех участников коллективных экспозиций. С другой стороны, участники нашей выставки – а она в большей мере представляет отечественных производителей и продавцов – все глубже совершенствуются в умении представлять свои товары и услуги. Благодаря этому стенды выглядят ярче, насыщеннее, а значит, представляют все больший интерес для посетителей.
– Оказалась ли эта выставка истинно международной, то есть являлись ли, как минимум, 10% ее участников нерезидентами Беларуси?
– Если судить с точки зрения международной практики, то выставка «Стройэкспо-2007», безусловно, международная. Сегодня белорусский строительный рынок очень бурно развивается. Это заметно по всем показателям, о которых информирует наше правительство. Нетрудно догадаться, что эту динамику видят и наши зарубежные партнеры. Поэтому они готовы прийти на наш рынок, готовы продавать и внедрять на нем новейшие технологии. В этом году выставка собрала, как это видно по флагам перед входом в главный павильон, участников из десяти стран мира. По количеству экспонентов это, безусловно, более 10%. Если взять положение о выставочно-ярмарочной деятельности, то, согласно ему, «Стройэкспо-2007» однозначно имеет статус международной. К тому же она отмечена знаком Международного союза выставок и ярмарок СНГ и стран Балтии (МСВЯ). Он подтверждает тот факт, что «Стройэкспо» признана не только в пределах нашей республики.
– Скажите, пожалуйста, конкретнее, что означает этот знак? Он что – своеобразный сертификат?
– Да, примерно так. Этот знак выдается после соответствующей экспертизы. Экспертная группа работает на выставке, оценивает ее количественные и качественные характеристики, определяет площади, состав участников и посетителей, выясняет масштабы и значимость для региона. И только если выставка отвечает всем необходимым критериям, она может получить знак МСВЯ. В нашей стране выставок, имеющих подобный знак, не более 10.
– Сколько желающих не получили места на «Стройэкспо-2007» по причине нехватки площадей?
– Мне трудно ответить на этот вопрос в силу того, что многим компаниям, изъявившим желание принять участие в выставке в последний момент, мы не смогли предоставить те места, которые соответствуют, как они полагают, их статусу. Понятно, что павильоны, расположенные по улице Янки Купалы, 27, не равноценны и по расположению, и по комфортности, и по посещаемости. В связи с этим многие потенциальные участники, узнав о вариантах, которые мы вынуждены были им предлагать незадолго до начала выставки, отказывались в ней участвовать. В то же время неизвестно, участвовали бы они и те, для кого совсем не хватило места, если бы более-менее приемлемые варианты имелись в наличии. Следовательно, посчитать количество тех, кто не получил места на «Строэкспо-2007», вряд ли возможно. Мы будем знать это, когда возведем новый выставочный комплекс и сможем вместить под его сводами всех желающих.
– Какую качественную характеристику вы можете дать этой выставке? В чем видятся присущие именно ей черты?
– Самое главное отличие «Стройэкспо» в том, что она самая мощная выставка перед началом строительного сезона. Хотя новейшие технологии позволяют строить в любое время года, тем не менее, период самого интенсивного строительства – все-таки летний. Поэтому строительным предприятиям очень важно именно накануне открытия летнего строительного сезона ознакомиться с новейшими достижениями и технологиями, внедрить их в новые проекты, в новые дома, здания и сооружения. Существенно и то, что наша выставка, в отличие от большинства других выставок, исключая, наверное, осенний «Будпрагрэс», ориентирована в первую очередь на профессионалов, на строительные организации, строительные тресты, на компании, занимающиеся недвижимостью.
– Может, стоит девиз такой взять – «Выставка для профессионалов»?
– Это очень распространенный девиз. Я боюсь быть банальным.
– Почему в этот раз было меньше семинаров, чем раньше?
– Дело в том, что проведение семинаров, активизация деловой части выставки по очень многим параметрам связаны с технологиями, которые внедряются на рынке. Как известно, сейчас очень широко распространены методы прямых продаж, соответствующие презентации проводятся непосредственно с демонстрацией образцов продукции и технологий и т.д. А площади нашего конференц-зала не приспособлены под очень многие демонстрации. Поэтому крупные компании, которые представляют на выставке, например, краски, специальные покрытия или конструкционные материалы, проводят презентации за ее пределами, приглашая узкий круг заинтересованных специалистов. К сожалению, ограниченность площадей не позволяет развернуться семинарской части в той мере, в которой хотелось бы. И, кроме того, существует еще такой фактор, как динамика появления новинок. В строительной отрасли, как и во многих других отраслях, этот процесс идет волнообразно. Как правило, в большинстве отраслей ассортимент продукции и технологий обновляется раз в два года. То есть один год – пик активности, следующий год – небольшой спад, потом опять пик активности и т.д. Это видно, кстати, по программам практически всех отраслевых выставок.
– Как обстоят дела с расширением выставочного комплекса на проспекте Победителей, 14?
– В настоящее время этот вопрос решается на правительственном уровне. Соответствующие проектные предложения и конкретные предложения по инвестированию находятся у премьер-министра, их рассматривает правительство.
– Какого-нибудь конкурса хотя бы по эскизным проектам еще нет?
– Соответствующий конкурс еще не проводился. Для начала нужно определиться с источниками финансирования и с теми задачами, которые будут стоять перед этим комплексом. Надо решить, в чьей собственности он будет, на какой территории расположится. Существует градостроительная политика Мингорисполкома, предпочтения выставочных компаний, есть определенные пожелания зарубежных инвесторов – все это надо учитывать. Словом, пока точки над «i» по новому выставочному комплексу не поставлены. Но мы надеемся, что в течение ближайшего времени появится решение на уровне руководства республики. Тогда мы сможем анонсировать все, что будет связано с новым объектом: конкретные проекты, конкретное строительство и т.д.
– Какую территорию по площади планируется отвести под новый выставочный комплекс?
– Существуют разные варианты данного проекта, поэтому я не берусь дать конкретную цифру. На сегодняшний день могу сказать только следующее. По мнению выставочных компаний республики (на эту тему проводилось соответствующее заседание), республике на перспективу в 5–10 лет, необходим комплекс примерно с 20–25 тысячами квадратных метров закрытых выставочных площадей. Исходя из этого, можно судить, что там должно быть. Безусловно, должна быть определенная инфраструктура, может возникнуть совмещение с торговыми центрами и т.д. Но подобные узкие вопросы будут решены, когда будет решена основная концептуальная часть.
– В чем, на ваш взгляд, недостатки нынешней выставки и как они будут преодолеваться в будущем?
– Основная проблема – нехватка как закрытых, так и открытых площадей. Есть стремление многих участников расширить площади своих экспозиций. Многие компании желают стать новыми участниками выставки и, равняясь на старожилов, иметь на ней хорошие места. Но политика «БелЭкспо» такова, что наши постоянные партнеры обладают преимущественным правом на получение экспозиционных площадей. Им и достанутся лучшие места. К сожалению, для новых участников, готовых с ходу ворваться на белорусский строительный рынок, мы не можем создать таких же условий, как для постоянных участников «Стройэкспо», среди которых много гигантов строительной отрасли Беларуси. Другая проблема – деловая часть. Видимо, нам следует теснее сотрудничать именно с Минстройархитектуры. Как известно, там сменился ряд руководителей. Пока мы недостаточно плотно работали с этим министерством, чтобы подготовить какую-то теоретическую часть по строительству. Есть государственные задачи, которые сейчас решает строительная отрасль. Они могли бы быть освещены в рамках выставки и представлены на ней в виде семинаров. Думаю, на будущий год мы эту проблему решим. Поэтому наряду с экспозиционной частью деловая часть «Стройэкспо-2008» будет представлена на высоком организационном уровне и в достаточно больших масштабах.
Дмитрий ЖУКОВ
– Александр Иванович, насколько эта выставка отличается от предыдущей в отношении выставочных площадей и количества участников?
– Нельзя сказать, что «Стройэкспо-2007» по сравнению с прошлогодней выставкой заметно приросла по масштабам, размеру площадей и количеству участников. К сожалению, наш выставочный комплекс по улице Янки Купалы, 27 имеет ограниченные площади и все они, как и год назад, оказались задействованными полностью. С учетом этого количество экспонентов в этом году по сравнению с прошлым годом существенно не прибавилось. В конечном итоге число участников составило около 320. И даже больше, если учитывать всех участников коллективных экспозиций. С другой стороны, участники нашей выставки – а она в большей мере представляет отечественных производителей и продавцов – все глубже совершенствуются в умении представлять свои товары и услуги. Благодаря этому стенды выглядят ярче, насыщеннее, а значит, представляют все больший интерес для посетителей.
– Оказалась ли эта выставка истинно международной, то есть являлись ли, как минимум, 10% ее участников нерезидентами Беларуси?
– Если судить с точки зрения международной практики, то выставка «Стройэкспо-2007», безусловно, международная. Сегодня белорусский строительный рынок очень бурно развивается. Это заметно по всем показателям, о которых информирует наше правительство. Нетрудно догадаться, что эту динамику видят и наши зарубежные партнеры. Поэтому они готовы прийти на наш рынок, готовы продавать и внедрять на нем новейшие технологии. В этом году выставка собрала, как это видно по флагам перед входом в главный павильон, участников из десяти стран мира. По количеству экспонентов это, безусловно, более 10%. Если взять положение о выставочно-ярмарочной деятельности, то, согласно ему, «Стройэкспо-2007» однозначно имеет статус международной. К тому же она отмечена знаком Международного союза выставок и ярмарок СНГ и стран Балтии (МСВЯ). Он подтверждает тот факт, что «Стройэкспо» признана не только в пределах нашей республики.
– Скажите, пожалуйста, конкретнее, что означает этот знак? Он что – своеобразный сертификат?
– Да, примерно так. Этот знак выдается после соответствующей экспертизы. Экспертная группа работает на выставке, оценивает ее количественные и качественные характеристики, определяет площади, состав участников и посетителей, выясняет масштабы и значимость для региона. И только если выставка отвечает всем необходимым критериям, она может получить знак МСВЯ. В нашей стране выставок, имеющих подобный знак, не более 10.
– Сколько желающих не получили места на «Стройэкспо-2007» по причине нехватки площадей?
– Мне трудно ответить на этот вопрос в силу того, что многим компаниям, изъявившим желание принять участие в выставке в последний момент, мы не смогли предоставить те места, которые соответствуют, как они полагают, их статусу. Понятно, что павильоны, расположенные по улице Янки Купалы, 27, не равноценны и по расположению, и по комфортности, и по посещаемости. В связи с этим многие потенциальные участники, узнав о вариантах, которые мы вынуждены были им предлагать незадолго до начала выставки, отказывались в ней участвовать. В то же время неизвестно, участвовали бы они и те, для кого совсем не хватило места, если бы более-менее приемлемые варианты имелись в наличии. Следовательно, посчитать количество тех, кто не получил места на «Строэкспо-2007», вряд ли возможно. Мы будем знать это, когда возведем новый выставочный комплекс и сможем вместить под его сводами всех желающих.
– Какую качественную характеристику вы можете дать этой выставке? В чем видятся присущие именно ей черты?
– Самое главное отличие «Стройэкспо» в том, что она самая мощная выставка перед началом строительного сезона. Хотя новейшие технологии позволяют строить в любое время года, тем не менее, период самого интенсивного строительства – все-таки летний. Поэтому строительным предприятиям очень важно именно накануне открытия летнего строительного сезона ознакомиться с новейшими достижениями и технологиями, внедрить их в новые проекты, в новые дома, здания и сооружения. Существенно и то, что наша выставка, в отличие от большинства других выставок, исключая, наверное, осенний «Будпрагрэс», ориентирована в первую очередь на профессионалов, на строительные организации, строительные тресты, на компании, занимающиеся недвижимостью.
– Может, стоит девиз такой взять – «Выставка для профессионалов»?
– Это очень распространенный девиз. Я боюсь быть банальным.
– Почему в этот раз было меньше семинаров, чем раньше?
– Дело в том, что проведение семинаров, активизация деловой части выставки по очень многим параметрам связаны с технологиями, которые внедряются на рынке. Как известно, сейчас очень широко распространены методы прямых продаж, соответствующие презентации проводятся непосредственно с демонстрацией образцов продукции и технологий и т.д. А площади нашего конференц-зала не приспособлены под очень многие демонстрации. Поэтому крупные компании, которые представляют на выставке, например, краски, специальные покрытия или конструкционные материалы, проводят презентации за ее пределами, приглашая узкий круг заинтересованных специалистов. К сожалению, ограниченность площадей не позволяет развернуться семинарской части в той мере, в которой хотелось бы. И, кроме того, существует еще такой фактор, как динамика появления новинок. В строительной отрасли, как и во многих других отраслях, этот процесс идет волнообразно. Как правило, в большинстве отраслей ассортимент продукции и технологий обновляется раз в два года. То есть один год – пик активности, следующий год – небольшой спад, потом опять пик активности и т.д. Это видно, кстати, по программам практически всех отраслевых выставок.
– Как обстоят дела с расширением выставочного комплекса на проспекте Победителей, 14?
– В настоящее время этот вопрос решается на правительственном уровне. Соответствующие проектные предложения и конкретные предложения по инвестированию находятся у премьер-министра, их рассматривает правительство.
– Какого-нибудь конкурса хотя бы по эскизным проектам еще нет?
– Соответствующий конкурс еще не проводился. Для начала нужно определиться с источниками финансирования и с теми задачами, которые будут стоять перед этим комплексом. Надо решить, в чьей собственности он будет, на какой территории расположится. Существует градостроительная политика Мингорисполкома, предпочтения выставочных компаний, есть определенные пожелания зарубежных инвесторов – все это надо учитывать. Словом, пока точки над «i» по новому выставочному комплексу не поставлены. Но мы надеемся, что в течение ближайшего времени появится решение на уровне руководства республики. Тогда мы сможем анонсировать все, что будет связано с новым объектом: конкретные проекты, конкретное строительство и т.д.
– Какую территорию по площади планируется отвести под новый выставочный комплекс?
– Существуют разные варианты данного проекта, поэтому я не берусь дать конкретную цифру. На сегодняшний день могу сказать только следующее. По мнению выставочных компаний республики (на эту тему проводилось соответствующее заседание), республике на перспективу в 5–10 лет, необходим комплекс примерно с 20–25 тысячами квадратных метров закрытых выставочных площадей. Исходя из этого, можно судить, что там должно быть. Безусловно, должна быть определенная инфраструктура, может возникнуть совмещение с торговыми центрами и т.д. Но подобные узкие вопросы будут решены, когда будет решена основная концептуальная часть.
– В чем, на ваш взгляд, недостатки нынешней выставки и как они будут преодолеваться в будущем?
– Основная проблема – нехватка как закрытых, так и открытых площадей. Есть стремление многих участников расширить площади своих экспозиций. Многие компании желают стать новыми участниками выставки и, равняясь на старожилов, иметь на ней хорошие места. Но политика «БелЭкспо» такова, что наши постоянные партнеры обладают преимущественным правом на получение экспозиционных площадей. Им и достанутся лучшие места. К сожалению, для новых участников, готовых с ходу ворваться на белорусский строительный рынок, мы не можем создать таких же условий, как для постоянных участников «Стройэкспо», среди которых много гигантов строительной отрасли Беларуси. Другая проблема – деловая часть. Видимо, нам следует теснее сотрудничать именно с Минстройархитектуры. Как известно, там сменился ряд руководителей. Пока мы недостаточно плотно работали с этим министерством, чтобы подготовить какую-то теоретическую часть по строительству. Есть государственные задачи, которые сейчас решает строительная отрасль. Они могли бы быть освещены в рамках выставки и представлены на ней в виде семинаров. Думаю, на будущий год мы эту проблему решим. Поэтому наряду с экспозиционной частью деловая часть «Стройэкспо-2008» будет представлена на высоком организационном уровне и в достаточно больших масштабах.
Дмитрий ЖУКОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 12 за 2007 год в рубрике выставки