Оптовый рынок электроэнергии. Опыт России
В энергетической отрасли Беларуси происходят крупные рыночные преобразования, которые заключаются в создании полномасштабного министерства энергетики. Главная цель — создание эффективной структуры управления и энергоэффективной работы отрасли. Уже завершился первый этап реформы — с 3 января концерн «Белэнерго» перепрофилирован в производственное объединение. ПО электроэнергетики «Белэнерго» является законным правопреемником концерна. Об этом указано в уставе предприятия, зарегистрированного в Мингорисполкоме. С этого момента «Белэнерго» занимается только техническими вопросами, все остальные будут находиться в компетенции министерства. Главная причина таких преобразований — исключение дублирования в двух структурах. Система управления должна стать двухзвенной: министерство — республиканские унитарные предприятия электроэнергетики, а не трехзвенной, как сейчас. В Минэнерго готовы пойти еще дальше и провести серьезные реформы в энергосистеме. Помимо усиления роли министерства в энергетической политике, планируется также разделить республиканское унитарное предприятие «Минскэнерго» на «город» и «область». По мнению экспертов, такое деление обусловлено в первую очередь трудноуправляемостью организации в результате широкомасштабных энергетических проектов, которые реализуются в городе. Рассматривается также вопрос о создании высоковольтной компании и рынка электроэнергии. В этой связи наиболее интересным представляется опыт страны-соседки, которая уже эффективно работает по новой системе.
С 1 сентября 2006 г. постановлением правительства Российской Федерации введены новые правила функционирования оптового рынка электроэнергии. Новые правила работы оптового рынка меняют всю систему взаимоотношений покупателей и поставщиков электрической энергии и мощности. На оптовом рынке поставщиками электроэнергии являются генерирующие компании и импортеры электроэнергии. В роли покупателей выступают потребители, покупающие электроэнергию для удовлетворения собственных производственных нужд, а также сбытовые компании (включая гарантирующих поставщиков), приобретающие электроэнергию с целью дальнейшей перепродажи конечным потребителям и действующие от своего имени. Помимо этого, на данном рынке присутствуют экспортеры, или, как их еще называют, операторы экспорта электроэнергии — организации, осуществляющие деятельность по покупке электрической энергии с отечественного оптового рынка в целях экспорта в зарубежные энергосистемы. В настоящее время в России вместо регулируемого сектора и сектора свободной торговли на оптовом рынке внедряется система регулируемых договоров между продавцами и покупателями электроэнергии. Договоры называются регулируемыми, поскольку цены на электроэнергию в рамках этих договоров регулируются Федеральной службой по тарифам (ФСТ).
В 2006 году регулируемые договоры будут заключаться до окончания года. Начиная с 2007 года продавцам и покупателям оптового рынка будет предоставлено право заключать долгосрочные регулируемые договоры (от 1 года). Длительность таких договоров будет устанавливаться Минпромэнерго России по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами. Переход участников на долгосрочные двусторонние отношения в условиях либерализации рынка обеспечивает прогнозируемость стоимости электрической энергии в среднесрочной и долгосрочной перспективе, что является залогом инвестиционной привлекательности электроэнергетики. Регулируемые договоры в 2006 году будут заключаться на полные объемы производства и потребления электроэнергии в соответствии с прогнозным балансом на 2006 год. Начиная с 2007 года объемы электрической энергии, продаваемые на оптовом рынке по регулируемым ценам, будут планомерно уменьшаться. Темпы такого снижения будут устанавливаться ежегодно правительством Российской Федерации при утверждении прогнозов социально-экономического развития. На 2007 год доля электроэнергии, продаваемой по регулируемым ценам, зафиксирована в правилах оптового рынка электрической энергии переходного периода и составляет 95% от объема прогнозного баланса производства и потребления. Поставщики и покупатели электроэнергии на оптовом рынке — контрагенты по регулируемым договорам определяются администратором торговой системы (НП «АТС»). Покупателям на новом рынке предоставляется право уменьшить объемы, покупаемые ими по регулируемым договорам, не более чем на 15%. Кроме того, покупатель и поставщик могут по взаимному согласию уменьшить объемы купли-продажи электрической энергии, но не более чем на 15%. Конструкция регулируемых договоров позволяет без изменения ее конфигурации, постепенно снижая объемы электроэнергии по регулируемым договорам, расширять сферу действия свободных (нерегулируемых) цен. Таким образом, к моменту окончания переходного периода реформирования электроэнергетики произойдет переход к полностью конкурентному оптовому рынку, что предусмотрено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Объемы электроэнергии, не покрытые регулируемыми договорами, продаются по свободным ценам. Таких способов торговли электроэнергией в новой модели оптового рынка два. Это свободные двусторонние договоры и рынок «на сутки вперед». В рамках свободных двусторонних договоров участники рынка сами определяют контрагентов, цены и объемы поставки. Основой рынка «на сутки вперед» является проводимый НП «АТС» конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток. Если происходит отклонение от запланированных за сутки вперед объемов поставки, участники покупают или продают их на балансирующем рынке. Рынок «на сутки вперед» в целом заменяет существовавший в прежней модели сектор свободной торговли — отличие состоит в том, что во вводимом рынке «на сутки вперед» участники подают заявки на полные объемы производства и потребления (на ранее действовавшем секторе свободной торговли — 15% объемов производства для поставщиков и 30% потребления для покупателей). Существенно, что результаты такого аукциона ценовых заявок являются основой для планирования Системным оператором режимов производства и потребления электроэнергии — загружаются в первую очередь наиболее экономически эффективные генерирующие мощности.
Для снижения рисков манипулирования ценами на оптовом рынке вводится система стимулирования участников к подаче конкурентных ценовых заявок — в соответствии с правилами торговли, в первую очередь будут удовлетворяться заявки на поставку электроэнергии с наименьшей ценой. Порядок выявления случаев неконкурентного поведения (установление завышенных цен на электроэнергию, попытки генерирующих компаний «увести» с оптового рынка часть своих мощностей) будет установлен Федеральной антимонопольной службой России. Изменения в системе регулируемого ценообразования также направлены на формирование в отрасли привлекательной инвестиционной среды. Вместо используемого прежде метода экономически обоснованных расходов в условиях действия регулируемых договоров начиная с 2008 года для установления тарифов на электрическую энергию и мощность поставщиков будет использоваться метод индексации. Тарифы поставщиков будут рассчитываться методом индексации тарифов 2007 года, учитывающим уровень фактической, а не прогнозной инфляции. Особым сектором нового оптового рынка является торговля мощностью, которая осуществляется в целях обеспечения надежной и бесперебойной поставки электрической энергии. До введения новых правил оптового рынка поставщики получали оплату 85% от установленной мощности генерирующего оборудования, а покупатели оплачивали эту мощность в составе одноставочного тарифа на электроэнергию. Теперь мощность и электроэнергия оплачиваются раздельно. При продаже мощности у поставщиков появляются обязательства по поддержанию их генерирующего оборудования в постоянной готовности к выработке электрической энергии. Эти обязательства заключаются в соблюдении поставщиком заданного Системным оператором режима работы генерирующего оборудования включая соблюдение выбранного Системным оператором состава оборудования и его параметров в участии генерирующего оборудования в регулировании частоты в сети и т.д. Стоимость мощности напрямую зависит от выполнения обязательств генерирующими компаниями, и у них появляется прямой финансовый стимул соблюдать все предъявляемые требования. Такие механизмы введены для страхования рисков снижения текущей надежности в работе энергосистемы при растущем спросе на электроэнергию. Для создания экономических условий притока инвестиций все новые мощности (не учтенные в утверждаемом Федеральной службой по тарифам России прогнозном балансе на 2007 год) будут участвовать в оптовом рынке по свободным нерегулируемым ценам. Регулируемые договоры в отношении таких объектов генерации заключаться не будут. Это же касается и новых объектов потребления — регулируемые договоры могут быть заключены в отношении таких объектов лишь в случае, если в 2007 году имелись технические условия для их присоединения к электрическим сетям.
По сути, новая модель оптового рынка переходного периода является базой для формирования целевой (полностью конкурентной) модели: механизмы формирования равновесных цен и объемов на рынке «на сутки вперед» и балансирующем рынке, механизмы учета двусторонних договоров, принципы оплаты отклонений, — все эти ключевые элементы рынка в дальнейшем меняться уже не будут. В дальнейшем либерализация оптового рынка электроэнергии пойдет по пути создания «вспомогательных» рынков, обслуживающих работу энергосистемы. Впоследствии будут сформированы рынок системных услуг, рынок торговли правами на использование пропускной способности электрической сети и рынок производных финансовых инструментов.
Целью работы рынка системных услуг является поддержание заданных технических параметров энергосистемы. Рынок системных услуг — это один из инструментов поддержания требуемого уровня надежности и надлежащего качества функционирования энергосистемы. На этом рынке потребители, например, могут заключить договор на регулирование нагрузки. В случае резкого всплеска потребления электроэнергии системный оператор может ограничить подачу энергии такому потребителю, при этом ограничение на поставку электроэнергии будет оплачено потребителю в соответствии с условиями договора. Производители могут заключить договоры на поддержание частоты и напряжения в сети, обеспечение резервов мощности и т.д. Рынок торговли правами на использование пропускной способности электрической сети — финансовыми правами на передачу (ФПП) — позволит создать прозрачный рыночный механизм распределения ограниченного ресурса — пропускной способности электрических сетей, а также механизм поддержки частных инвестиций в строительство и развитие сетей с целью минимизации данных ограничений. Предполагается, что ФПП будут реализовываться на конкурентных аукционах. Рынок производных финансовых инструментов позволит создать систему управления ценовыми рисками в рыночной электроэнергетике. Основной инструмент — форвардный контракт (двусторонний договор). Поиск контрагентов по таким договорам будет происходить путем непосредственного общения продавцов и покупателей. Привлечение на рынок производных финансовых инструментов участников, не связанных с энергетикой (инвестиционных компаний, банков и т.д.), перераспределит часть ценовых рисков в пользу продавцов и покупателей оптового рынка электроэнергии.
Новая модель оптового рынка: итоги полугодия
В секторе регулируемых договоров с сентября по декабрь прошлого года заключено 5175 регулируемых договоров сроком действия до конца 2006 года. На 2007 год заключено 13.780 регулируемых договоров. В секторе «рынок на сутки вперед» с сентября по декабрь 2006 г. в первой ценовой зоне (Европейская часть России и Урал) средневзвешенная стоимость электроэнергии составила 385 руб./МВтч, в январе-феврале 2007 г. — 442 руб./МВтч. Во второй ценовой зоне (Сибирь) гидроэлектростанции увеличили предложение электроэнергии на рынок, вытеснив более дорогую электроэнергию тепловых станций. В результате средняя стоимость электроэнергии здесь в сентябре 2006 г. — феврале 2007 г. составила 148 руб./МВтч, что значительно ниже регулируемых тарифов оптового рынка (средневзвешенный регулируемый тариф для второй ценовой зоны составил 235,4 руб./МВтч на 2006 год, 254,4 руб./МВтч — на 2007 год). При этом цена электроэнергии в часы минимума нагрузок в среднем в два-три раза ниже по сравнению с часами максимальной нагрузки. Таким образом, динамика цен на рынке «на сутки вперед» отражает динамику спроса и предложения электроэнергии. Формируемые ценовые сигналы стимулируют потребителей к энергосбережению и изменению профиля своей нагрузки, а производителей — к оптимизации загрузки генерирующих мощностей.
Александр ПАНИЧ
С 1 сентября 2006 г. постановлением правительства Российской Федерации введены новые правила функционирования оптового рынка электроэнергии. Новые правила работы оптового рынка меняют всю систему взаимоотношений покупателей и поставщиков электрической энергии и мощности. На оптовом рынке поставщиками электроэнергии являются генерирующие компании и импортеры электроэнергии. В роли покупателей выступают потребители, покупающие электроэнергию для удовлетворения собственных производственных нужд, а также сбытовые компании (включая гарантирующих поставщиков), приобретающие электроэнергию с целью дальнейшей перепродажи конечным потребителям и действующие от своего имени. Помимо этого, на данном рынке присутствуют экспортеры, или, как их еще называют, операторы экспорта электроэнергии — организации, осуществляющие деятельность по покупке электрической энергии с отечественного оптового рынка в целях экспорта в зарубежные энергосистемы. В настоящее время в России вместо регулируемого сектора и сектора свободной торговли на оптовом рынке внедряется система регулируемых договоров между продавцами и покупателями электроэнергии. Договоры называются регулируемыми, поскольку цены на электроэнергию в рамках этих договоров регулируются Федеральной службой по тарифам (ФСТ).
В 2006 году регулируемые договоры будут заключаться до окончания года. Начиная с 2007 года продавцам и покупателям оптового рынка будет предоставлено право заключать долгосрочные регулируемые договоры (от 1 года). Длительность таких договоров будет устанавливаться Минпромэнерго России по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами. Переход участников на долгосрочные двусторонние отношения в условиях либерализации рынка обеспечивает прогнозируемость стоимости электрической энергии в среднесрочной и долгосрочной перспективе, что является залогом инвестиционной привлекательности электроэнергетики. Регулируемые договоры в 2006 году будут заключаться на полные объемы производства и потребления электроэнергии в соответствии с прогнозным балансом на 2006 год. Начиная с 2007 года объемы электрической энергии, продаваемые на оптовом рынке по регулируемым ценам, будут планомерно уменьшаться. Темпы такого снижения будут устанавливаться ежегодно правительством Российской Федерации при утверждении прогнозов социально-экономического развития. На 2007 год доля электроэнергии, продаваемой по регулируемым ценам, зафиксирована в правилах оптового рынка электрической энергии переходного периода и составляет 95% от объема прогнозного баланса производства и потребления. Поставщики и покупатели электроэнергии на оптовом рынке — контрагенты по регулируемым договорам определяются администратором торговой системы (НП «АТС»). Покупателям на новом рынке предоставляется право уменьшить объемы, покупаемые ими по регулируемым договорам, не более чем на 15%. Кроме того, покупатель и поставщик могут по взаимному согласию уменьшить объемы купли-продажи электрической энергии, но не более чем на 15%. Конструкция регулируемых договоров позволяет без изменения ее конфигурации, постепенно снижая объемы электроэнергии по регулируемым договорам, расширять сферу действия свободных (нерегулируемых) цен. Таким образом, к моменту окончания переходного периода реформирования электроэнергетики произойдет переход к полностью конкурентному оптовому рынку, что предусмотрено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Объемы электроэнергии, не покрытые регулируемыми договорами, продаются по свободным ценам. Таких способов торговли электроэнергией в новой модели оптового рынка два. Это свободные двусторонние договоры и рынок «на сутки вперед». В рамках свободных двусторонних договоров участники рынка сами определяют контрагентов, цены и объемы поставки. Основой рынка «на сутки вперед» является проводимый НП «АТС» конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток. Если происходит отклонение от запланированных за сутки вперед объемов поставки, участники покупают или продают их на балансирующем рынке. Рынок «на сутки вперед» в целом заменяет существовавший в прежней модели сектор свободной торговли — отличие состоит в том, что во вводимом рынке «на сутки вперед» участники подают заявки на полные объемы производства и потребления (на ранее действовавшем секторе свободной торговли — 15% объемов производства для поставщиков и 30% потребления для покупателей). Существенно, что результаты такого аукциона ценовых заявок являются основой для планирования Системным оператором режимов производства и потребления электроэнергии — загружаются в первую очередь наиболее экономически эффективные генерирующие мощности.
Для снижения рисков манипулирования ценами на оптовом рынке вводится система стимулирования участников к подаче конкурентных ценовых заявок — в соответствии с правилами торговли, в первую очередь будут удовлетворяться заявки на поставку электроэнергии с наименьшей ценой. Порядок выявления случаев неконкурентного поведения (установление завышенных цен на электроэнергию, попытки генерирующих компаний «увести» с оптового рынка часть своих мощностей) будет установлен Федеральной антимонопольной службой России. Изменения в системе регулируемого ценообразования также направлены на формирование в отрасли привлекательной инвестиционной среды. Вместо используемого прежде метода экономически обоснованных расходов в условиях действия регулируемых договоров начиная с 2008 года для установления тарифов на электрическую энергию и мощность поставщиков будет использоваться метод индексации. Тарифы поставщиков будут рассчитываться методом индексации тарифов 2007 года, учитывающим уровень фактической, а не прогнозной инфляции. Особым сектором нового оптового рынка является торговля мощностью, которая осуществляется в целях обеспечения надежной и бесперебойной поставки электрической энергии. До введения новых правил оптового рынка поставщики получали оплату 85% от установленной мощности генерирующего оборудования, а покупатели оплачивали эту мощность в составе одноставочного тарифа на электроэнергию. Теперь мощность и электроэнергия оплачиваются раздельно. При продаже мощности у поставщиков появляются обязательства по поддержанию их генерирующего оборудования в постоянной готовности к выработке электрической энергии. Эти обязательства заключаются в соблюдении поставщиком заданного Системным оператором режима работы генерирующего оборудования включая соблюдение выбранного Системным оператором состава оборудования и его параметров в участии генерирующего оборудования в регулировании частоты в сети и т.д. Стоимость мощности напрямую зависит от выполнения обязательств генерирующими компаниями, и у них появляется прямой финансовый стимул соблюдать все предъявляемые требования. Такие механизмы введены для страхования рисков снижения текущей надежности в работе энергосистемы при растущем спросе на электроэнергию. Для создания экономических условий притока инвестиций все новые мощности (не учтенные в утверждаемом Федеральной службой по тарифам России прогнозном балансе на 2007 год) будут участвовать в оптовом рынке по свободным нерегулируемым ценам. Регулируемые договоры в отношении таких объектов генерации заключаться не будут. Это же касается и новых объектов потребления — регулируемые договоры могут быть заключены в отношении таких объектов лишь в случае, если в 2007 году имелись технические условия для их присоединения к электрическим сетям.
По сути, новая модель оптового рынка переходного периода является базой для формирования целевой (полностью конкурентной) модели: механизмы формирования равновесных цен и объемов на рынке «на сутки вперед» и балансирующем рынке, механизмы учета двусторонних договоров, принципы оплаты отклонений, — все эти ключевые элементы рынка в дальнейшем меняться уже не будут. В дальнейшем либерализация оптового рынка электроэнергии пойдет по пути создания «вспомогательных» рынков, обслуживающих работу энергосистемы. Впоследствии будут сформированы рынок системных услуг, рынок торговли правами на использование пропускной способности электрической сети и рынок производных финансовых инструментов.
Целью работы рынка системных услуг является поддержание заданных технических параметров энергосистемы. Рынок системных услуг — это один из инструментов поддержания требуемого уровня надежности и надлежащего качества функционирования энергосистемы. На этом рынке потребители, например, могут заключить договор на регулирование нагрузки. В случае резкого всплеска потребления электроэнергии системный оператор может ограничить подачу энергии такому потребителю, при этом ограничение на поставку электроэнергии будет оплачено потребителю в соответствии с условиями договора. Производители могут заключить договоры на поддержание частоты и напряжения в сети, обеспечение резервов мощности и т.д. Рынок торговли правами на использование пропускной способности электрической сети — финансовыми правами на передачу (ФПП) — позволит создать прозрачный рыночный механизм распределения ограниченного ресурса — пропускной способности электрических сетей, а также механизм поддержки частных инвестиций в строительство и развитие сетей с целью минимизации данных ограничений. Предполагается, что ФПП будут реализовываться на конкурентных аукционах. Рынок производных финансовых инструментов позволит создать систему управления ценовыми рисками в рыночной электроэнергетике. Основной инструмент — форвардный контракт (двусторонний договор). Поиск контрагентов по таким договорам будет происходить путем непосредственного общения продавцов и покупателей. Привлечение на рынок производных финансовых инструментов участников, не связанных с энергетикой (инвестиционных компаний, банков и т.д.), перераспределит часть ценовых рисков в пользу продавцов и покупателей оптового рынка электроэнергии.
Новая модель оптового рынка: итоги полугодия
В секторе регулируемых договоров с сентября по декабрь прошлого года заключено 5175 регулируемых договоров сроком действия до конца 2006 года. На 2007 год заключено 13.780 регулируемых договоров. В секторе «рынок на сутки вперед» с сентября по декабрь 2006 г. в первой ценовой зоне (Европейская часть России и Урал) средневзвешенная стоимость электроэнергии составила 385 руб./МВтч, в январе-феврале 2007 г. — 442 руб./МВтч. Во второй ценовой зоне (Сибирь) гидроэлектростанции увеличили предложение электроэнергии на рынок, вытеснив более дорогую электроэнергию тепловых станций. В результате средняя стоимость электроэнергии здесь в сентябре 2006 г. — феврале 2007 г. составила 148 руб./МВтч, что значительно ниже регулируемых тарифов оптового рынка (средневзвешенный регулируемый тариф для второй ценовой зоны составил 235,4 руб./МВтч на 2006 год, 254,4 руб./МВтч — на 2007 год). При этом цена электроэнергии в часы минимума нагрузок в среднем в два-три раза ниже по сравнению с часами максимальной нагрузки. Таким образом, динамика цен на рынке «на сутки вперед» отражает динамику спроса и предложения электроэнергии. Формируемые ценовые сигналы стимулируют потребителей к энергосбережению и изменению профиля своей нагрузки, а производителей — к оптимизации загрузки генерирующих мощностей.
Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 11 за 2007 год в рубрике энергетика