Перспективы развития белорусского ЖКХ
В настоящее время реформирование жилищно-коммунального хозяйства осуществляется в рамках Национальной жилищной программы. Однако она не в полной мере учитывает проблемы, стоящие перед отраслью, и экономические реалии сегодняшнего дня. В этой связи назрела необходимость принятия концепции развития ЖКХ до 2015 года, предусматривающей перевод жилищно-коммунального хозяйства в режим безубыточного функционирования при обеспечении адресной поддержки малообеспеченных граждан и развитии конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг.
Основная цель данной концепции — создание экономических, правовых и организационных условий для безубыточного функционирования, дальнейшего развития и реформирования жилищно-коммунального хозяйства, направленных на повышение эффективности, надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, улучшение качества предоставляемых услуг с одновременным снижением затрат на их производство, обеспечение социальной защиты населения. Основные задачи концепции — соблюдение минимальных нормативов социального стандарта по предоставлению населению услуг в области жилищно-коммунального обслуживания; совершенствование системы социальной защиты населения путем упорядочения существующих льгот, усиления адресной направленности выделяемых на эти цели средств; дальнейшее совершенствование системы платы за пользование жилыми помещениями; финансовое оздоровление организаций жилищно-коммунального хозяйства и др. Достижение цели и реализация задач развития жилищно-коммунального хозяйства, определенных концепцией, возможно только в условиях радикального изменения хозяйственного механизма — перехода отрасли в режим безубыточного функционирования.
Реформирование экономических взаимоотношений
Основной проблемой развития жилищно-коммунального хозяйства в перспективе до 2015 года является обеспечение финансирования его воспроизводства. В настоящее время на смену централизованному государственному управлению и финансированию развития отрасли пришла их децентрализация, которая была осуществлена путем передачи основных фондов в коммунальную собственность, а также путем приватизации гражданами значительной части государственного и общественного жилищного фонда. Общие темпы и неравномерность развития основных фондов отрасли за счет капитального ремонта и нового строительства в отдельных населенных пунктах требуют совершенствования экономических отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг. Плата за пользование жилыми помещениями, техническое обслуживание и коммунальные услуги, предоставляемые по фиксированным тарифам, средства местных бюджетов включая доходы от сдачи в аренду нежилых помещений, доходы от прочих потребителей коммунальных услуг, предоставляемых по договорным ценам, в целом недостаточны для обеспечения простого воспроизводства в отрасли. В перспективе коммунальщики планируют осуществить ряд мер по совершенствованию экономических взаимоотношений между производителями и потребителями жилищно-коммунальных услуг — главным образом, путем изменения системы финансирования, то есть путем перехода от частичного бюджетного и перекрестного субсидирования затрат, связанных с оказанием услуг населению.
В настоящее время за счет совершенствования тарифной политики и снижения издержек достигнут 50-процентный уровень возмещения затрат по основным видам услуг. Основные усилия будут сосредоточены на рационализации и снижении издержек производителей услуг. За счет данного фактора планируется удержать уровень возмещения затрат в рамках достигнутого без существенного повышения тарифов на общегосударственном уровне. В целях экономической заинтересованности производителей услуг независимо от форм собственности на период сохранения жесткого государственного регулирования тарифов в сфере жилищно-коммунальных услуг сохранятся все прочие источники возмещения затрат по предоставлению услуг для населения: субсидии из бюджета, арендная плата и прочие доходы, перекрестное субсидирование. По мере повышения уровня возмещения затрат платежами населения за счет снижения издержек планируется снизить нагрузку на бюджет и промышленность путем ликвидации перекрестного субсидирования. Учитывая экономическую ситуацию в стране, в том числе продолжающиеся инфляционные процессы, предполагается проводить работу по совершенствованию тарифов на жилищно-коммунальные услуги за счет планомерного снижения себестоимости при повышении уровня возмещения затрат по жилищно-коммунальным услугам платежами населения. Уровень возмещения затрат платежами населения на каждом этапе реализации концепции определяется при планировании расчетных показателей бюджета на очередной финансовый год. На завершающем этапе реформирования жилищно- коммунального хозяйства предполагается, что действующие тарифы будут составлять 100% затрат включая источники расширенного воспроизводства и расходов по обязательному страхованию жилых помещений. Сохранение всех источников финансирования на период доведения уровня возмещения затрат платежами населения до полной окупаемости и образования источников расширенного воспроизводства создает предпосылки привлекательности бизнеса в сфере жилищно-коммунальных услуг и возникновения конкуренции на рынке возможных претендентов по их оказанию. Сложившийся уровень цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на современном этапе и соответственно расходы граждан на их оплату создали недостаточные предпосылки и стимулы для экономии потребляемых услуг. Материальная заинтересованность населения по установке индивидуальных приборов учета и регулирования потребления услуг теплоснабжения и водопотребления не подкреплена финансовыми возможностями их установки за счет средств граждан. Для разрешения данной проблемы предлагается предоставить гражданам возможность установки индивидуальных приборов учета и регулирования потребления услуг и, прежде всего, водопотребления за счет средств организаций — поставщиков услуг (предполагаемый срок завершения — 2008 год) с последующим возмещением гражданами этих затрат в рассрочку либо через стоимость этих услуг.
Особенностью дальнейшего совершенствования политики ценообразования на жилищно-коммунальные услуги должно стать не простое повышение цен и тарифов в связи с изменением цен на материальные и, прежде всего, энергоресурсы, а более плавное регулирование в зависимости от роста реальных доходов граждан и снижения себестоимости услуг. Платежи населения за техническое обслуживание и коммунальные услуги на каждом этапе реформирования не должны превышать уровня (доли собственных расходов граждан в совокупном доходе среднестатистической семьи), установленного государством. На завершающем этапе реформирования ставка платы за пользование жилым помещением должна быть дифференцирована в зависимости от качества и месторасположения жилого помещения и обеспечивать расширенное воспроизводство этого вида услуг. Собственники жилых помещений должны уплачивать налог на недвижимость. Наниматели, собственники жилых помещений, члены организаций граждан-застройщиков, имеющие более одного жилого помещения, должны оплачивать его содержание и потребление коммунальных услуг в полном объеме. При наличии у гражданина двух и более жилых помещений освобождению от обложения налогом на недвижимость подлежит только одно жилое помещение по выбору гражданина. Предполагается введение в повышенном размере налога на недвижимость для граждан, имеющих два и более жилых помещений.
Состояние жилищного хозяйства
Сложившиеся экономические отношения в жилищной сфере позволили сформировать частный жилищный фонд, в том числе путем проведения его приватизации и увеличения строительства жилых помещений за счет средств граждан. Около 80% жилищного фонда находится в частной собственности. В настоящее время завершается этап льготной приватизации занимаемых гражданами жилых помещений. Сформировался вторичный рынок жилых помещений, который позволяет населению решать свои жилищные проблемы без помощи государства. В результате очередь на улучшение жилищных условий уменьшилась на 200 тыс. семей по сравнению с 1990 годом. Проводится работа по упорядочению платы за техническое обслуживание и коммунальные услуги, осуществлен переход к оплате за общую площадь жилого помещения. Введен механизм адресной социальной защиты населения путем предоставления гражданам безналичных жилищных субсидий. Вместе с тем в жилищном хозяйстве не удалось добиться полноценных договорных отношений. Возложение на организации жилищно-коммунального хозяйства несвойственных им функций и неспособность местных исполнительных и распорядительных органов выполнять договорные обязательства привели к фактическому отходу от выполнения в полном объеме необходимых работ по содержанию и ремонту жилищного фонда. Одним из главных направлений дальнейшего развития механизмов функционирования жилищного хозяйства является создание конкурентной среды путем своевременного и достаточного финансирования содержания и ремонта жилищного фонда, а также постепенного повышения тарифов на жилищно- коммунальные услуги с одновременной адресной поддержкой малообеспеченных граждан. В настоящее время недостаточное финансирование, несовершенство тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве обуславливают отсутствие экономического интереса в создании товариществ собственников жилья, что снижает перспективы развития конкуренции по его обслуживанию. Административные методы в управлении жилищно-коммунальным хозяйством не дали должного эффекта при переводе жилищно-эксплуатационных организаций на самостоятельный баланс с правом юридического лица. В 2006 году предполагалось выполнение исключительно на конкурсной основе всех подрядных работ по ремонту конструктивных элементов жилых домов и капитальному ремонту коммунального жилищного фонда. К 2013 году предполагается осуществить переход от модернизации отдельных жилых домов к комплексной реконструкции жилой застройки, обеспечивая при этом выбор наиболее эффективных решений, создание зон энергоэффективной эксплуатации жилых помещений. В 2006-2010 годах предполагается осуществить переход на профессиональное управление коммунальным жилищным фондом на конкурсной основе. Развитие конкуренции в управлении жилищным фондом и предоставлении жилищно-коммунальных услуг создаст предпосылки для последующей приватизации организаций жилищно-коммунального хозяйства. С учетом сложившейся ситуации реформа в жилищном хозяйстве должна обеспечить на первом этапе конкуренцию подрядных организаций за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг, на втором этапе — конкуренцию в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом.
Этапы развития коммунального хозяйства
В настоящее время из-за недостаточности объемов финансирования на развитие и обновление объектов коммунального хозяйства продолжается их физическое и моральное старение, увеличивается количество сооружений, эксплуатируемых с превышением амортизационного срока, и возрастает себестоимость коммунальных услуг, снижается надежность, экономичность и безопасность их эксплуатации. Основными проблемами в коммунальной энергетике являются низкая техническая и экономическая эффективность систем теплоснабжения и большие потери энергоресурсов при транспортировке и использовании тепловой энергии. На первом этапе реформирования предлагается осуществить передачу в коммунальную собственность ведомственных котельных и тепловых сетей, объектов водоснабжения и канализации, разработать оптимальные схемы управления системами тепло-, водоснабжения, канализации, привести все объекты инфраструктуры в надлежащее техническое состояние. Кроме этого, планируется внедрить менее энергоемкое оборудование и прогрессивные технологии, завершить оснащение источников и потребителей приборами учета воды, тепла и регулирования тепловой энергии, обеспечить техническое перевооружение и реконструкцию коммунальных котельных с переводом их на сжигание природного газа и местных видов топлива, ликвидацию неэкономичных котлов и подвальных газовых котельных.
В настоящее время состояние дорожного покрытия городских улиц и дорог не отвечает современным требованиям возрастающих транспортных потоков. Около четверти городских мостов и путепроводов имеют габариты, не удовлетворяющие требованиям норм интенсивности движения транспорта, не выдерживается периодичность обследования и в неполном объеме выполняются работы по их реконструкции и капитальному ремонту. В жилой застройке ряда населенных пунктов габариты внутриквартальных территорий не позволяют осуществлять качественную работу специализированного транспорта по их уборке и вывозу коммунальных отходов. К 2015 году планируется выполнить программу освещения и усовершенствования покрытия городских улиц и дорог в полном объеме. В городах предлагается осуществить строительство подземных переходов и многоуровневых паркингов с привлечением для этих целей внешних инвестиций, реконструкцию и капитальный ремонт внутриквартальных дворовых территорий производить с обязательным расширением проездов и устройством разворотных площадок, хозяйственных, детских игровых и спортивных площадок. Ежегодный объем образования твердых коммунальных отходов имеет устойчивую тенденцию к росту и изменению морфологического состава. В настоящее время не полностью охвачены планово-регулярной санитарной очисткой в городских населенных пунктах районы частной и малоэтажной застройки. Более половины имеющихся полигонов для размещения коммунальных отходов имеют ограниченный срок эксплуатации и не соответствуют современным природоохранным требованиям. Оснащенность организаций жилищно- коммунального хозяйства мусоровозами ниже нормативной. Около половины из них требуют обновления. Низка обеспеченность населенных пунктов оборудованными местами временного складирования твердых коммунальных отходов и мини-полигонами для их размещения в сельской местности. Отсутствие промышленных комплексов по переработке коммунальных отходов приводит к возврату в хозяйственный оборот не более одного процента их общего объема. До 2010 года планируется довести обновление специальной коммунальной техники и контейнеров до нормативного уровня и построить объекты сортировки и переработки коммунальных отходов в областных центрах и г. Минске с применением прессования балластной части отходов и других технологий.
Особенности реформирования ЖКХ на селе
Особенностью социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности является то, что разделить ее однозначно по отраслям практически невозможно, так как в предыдущий период сельскохозяйственные организации развивались комплексно. Социальная и инженерная инфраструктура в сельской местности (жилищный фонд, объекты бытового и торгового обслуживания, коммунального хозяйства и благоустройства, внутрихозяйственные дороги и другие) формировалась как неотделимая от сельскохозяйственных организаций отрасль. Тепловое и водопроводно-канализационное хозяйство оказывает услуги как населению, так и основному производству. Решением правительства коммунальная инфраструктура, расположенная в сельской местности, в основном передана на баланс и обслуживание организаций жилищно-коммунального хозяйства. В 2002 году было принято более 3,5 тыс. водозаборных скважин, около 7 тыс. м2 водопроводных сетей, 351 котельная, 523,3 тыс. м2 общей площади жилищного фонда и др. При этом указанные объекты и сети приняты по их фактическому техническому состоянию и без дополнительных источников финансирования. Вместе с тем техническое состояние коммунальной инфраструктуры села характеризуется высоким (более 70%) уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями теплоносителей. Вследствие этого обострились проблемы снабжения сельских населенных пунктов питьевой водой, проявился дефицит мощностей водоотведения и очистки сточных вод, наблюдается повсеместный перерасход топливно-энергетических ресурсов, низкая обеспеченность сельских населенных пунктов оборудованными местами временного складирования твердых коммунальных отходов и мини- полигонами для их размещения, а также техникой и контейнерным парком для сбора отходов. Таким образом, старая система управления и эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства на селе фактически демонтирована, а новая, по существу, еще не создана. В настоящее время на селе идет процесс перехода к отраслевому управлению жилищно-коммунальным хозяйством и поиск оптимальных методов его обслуживания и ремонта. Одной из главных задач является создание в сельской местности в период до 2010 года условий проживания, соответствующих нормативам социального стандарта в области жилищно-коммунального обслуживания.
Подготовил по материалам МЖКХ Александр ПАНИЧ
Основная цель данной концепции — создание экономических, правовых и организационных условий для безубыточного функционирования, дальнейшего развития и реформирования жилищно-коммунального хозяйства, направленных на повышение эффективности, надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, улучшение качества предоставляемых услуг с одновременным снижением затрат на их производство, обеспечение социальной защиты населения. Основные задачи концепции — соблюдение минимальных нормативов социального стандарта по предоставлению населению услуг в области жилищно-коммунального обслуживания; совершенствование системы социальной защиты населения путем упорядочения существующих льгот, усиления адресной направленности выделяемых на эти цели средств; дальнейшее совершенствование системы платы за пользование жилыми помещениями; финансовое оздоровление организаций жилищно-коммунального хозяйства и др. Достижение цели и реализация задач развития жилищно-коммунального хозяйства, определенных концепцией, возможно только в условиях радикального изменения хозяйственного механизма — перехода отрасли в режим безубыточного функционирования.
Реформирование экономических взаимоотношений
Основной проблемой развития жилищно-коммунального хозяйства в перспективе до 2015 года является обеспечение финансирования его воспроизводства. В настоящее время на смену централизованному государственному управлению и финансированию развития отрасли пришла их децентрализация, которая была осуществлена путем передачи основных фондов в коммунальную собственность, а также путем приватизации гражданами значительной части государственного и общественного жилищного фонда. Общие темпы и неравномерность развития основных фондов отрасли за счет капитального ремонта и нового строительства в отдельных населенных пунктах требуют совершенствования экономических отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг. Плата за пользование жилыми помещениями, техническое обслуживание и коммунальные услуги, предоставляемые по фиксированным тарифам, средства местных бюджетов включая доходы от сдачи в аренду нежилых помещений, доходы от прочих потребителей коммунальных услуг, предоставляемых по договорным ценам, в целом недостаточны для обеспечения простого воспроизводства в отрасли. В перспективе коммунальщики планируют осуществить ряд мер по совершенствованию экономических взаимоотношений между производителями и потребителями жилищно-коммунальных услуг — главным образом, путем изменения системы финансирования, то есть путем перехода от частичного бюджетного и перекрестного субсидирования затрат, связанных с оказанием услуг населению.
В настоящее время за счет совершенствования тарифной политики и снижения издержек достигнут 50-процентный уровень возмещения затрат по основным видам услуг. Основные усилия будут сосредоточены на рационализации и снижении издержек производителей услуг. За счет данного фактора планируется удержать уровень возмещения затрат в рамках достигнутого без существенного повышения тарифов на общегосударственном уровне. В целях экономической заинтересованности производителей услуг независимо от форм собственности на период сохранения жесткого государственного регулирования тарифов в сфере жилищно-коммунальных услуг сохранятся все прочие источники возмещения затрат по предоставлению услуг для населения: субсидии из бюджета, арендная плата и прочие доходы, перекрестное субсидирование. По мере повышения уровня возмещения затрат платежами населения за счет снижения издержек планируется снизить нагрузку на бюджет и промышленность путем ликвидации перекрестного субсидирования. Учитывая экономическую ситуацию в стране, в том числе продолжающиеся инфляционные процессы, предполагается проводить работу по совершенствованию тарифов на жилищно-коммунальные услуги за счет планомерного снижения себестоимости при повышении уровня возмещения затрат по жилищно-коммунальным услугам платежами населения. Уровень возмещения затрат платежами населения на каждом этапе реализации концепции определяется при планировании расчетных показателей бюджета на очередной финансовый год. На завершающем этапе реформирования жилищно- коммунального хозяйства предполагается, что действующие тарифы будут составлять 100% затрат включая источники расширенного воспроизводства и расходов по обязательному страхованию жилых помещений. Сохранение всех источников финансирования на период доведения уровня возмещения затрат платежами населения до полной окупаемости и образования источников расширенного воспроизводства создает предпосылки привлекательности бизнеса в сфере жилищно-коммунальных услуг и возникновения конкуренции на рынке возможных претендентов по их оказанию. Сложившийся уровень цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на современном этапе и соответственно расходы граждан на их оплату создали недостаточные предпосылки и стимулы для экономии потребляемых услуг. Материальная заинтересованность населения по установке индивидуальных приборов учета и регулирования потребления услуг теплоснабжения и водопотребления не подкреплена финансовыми возможностями их установки за счет средств граждан. Для разрешения данной проблемы предлагается предоставить гражданам возможность установки индивидуальных приборов учета и регулирования потребления услуг и, прежде всего, водопотребления за счет средств организаций — поставщиков услуг (предполагаемый срок завершения — 2008 год) с последующим возмещением гражданами этих затрат в рассрочку либо через стоимость этих услуг.
Особенностью дальнейшего совершенствования политики ценообразования на жилищно-коммунальные услуги должно стать не простое повышение цен и тарифов в связи с изменением цен на материальные и, прежде всего, энергоресурсы, а более плавное регулирование в зависимости от роста реальных доходов граждан и снижения себестоимости услуг. Платежи населения за техническое обслуживание и коммунальные услуги на каждом этапе реформирования не должны превышать уровня (доли собственных расходов граждан в совокупном доходе среднестатистической семьи), установленного государством. На завершающем этапе реформирования ставка платы за пользование жилым помещением должна быть дифференцирована в зависимости от качества и месторасположения жилого помещения и обеспечивать расширенное воспроизводство этого вида услуг. Собственники жилых помещений должны уплачивать налог на недвижимость. Наниматели, собственники жилых помещений, члены организаций граждан-застройщиков, имеющие более одного жилого помещения, должны оплачивать его содержание и потребление коммунальных услуг в полном объеме. При наличии у гражданина двух и более жилых помещений освобождению от обложения налогом на недвижимость подлежит только одно жилое помещение по выбору гражданина. Предполагается введение в повышенном размере налога на недвижимость для граждан, имеющих два и более жилых помещений.
Состояние жилищного хозяйства
Сложившиеся экономические отношения в жилищной сфере позволили сформировать частный жилищный фонд, в том числе путем проведения его приватизации и увеличения строительства жилых помещений за счет средств граждан. Около 80% жилищного фонда находится в частной собственности. В настоящее время завершается этап льготной приватизации занимаемых гражданами жилых помещений. Сформировался вторичный рынок жилых помещений, который позволяет населению решать свои жилищные проблемы без помощи государства. В результате очередь на улучшение жилищных условий уменьшилась на 200 тыс. семей по сравнению с 1990 годом. Проводится работа по упорядочению платы за техническое обслуживание и коммунальные услуги, осуществлен переход к оплате за общую площадь жилого помещения. Введен механизм адресной социальной защиты населения путем предоставления гражданам безналичных жилищных субсидий. Вместе с тем в жилищном хозяйстве не удалось добиться полноценных договорных отношений. Возложение на организации жилищно-коммунального хозяйства несвойственных им функций и неспособность местных исполнительных и распорядительных органов выполнять договорные обязательства привели к фактическому отходу от выполнения в полном объеме необходимых работ по содержанию и ремонту жилищного фонда. Одним из главных направлений дальнейшего развития механизмов функционирования жилищного хозяйства является создание конкурентной среды путем своевременного и достаточного финансирования содержания и ремонта жилищного фонда, а также постепенного повышения тарифов на жилищно- коммунальные услуги с одновременной адресной поддержкой малообеспеченных граждан. В настоящее время недостаточное финансирование, несовершенство тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве обуславливают отсутствие экономического интереса в создании товариществ собственников жилья, что снижает перспективы развития конкуренции по его обслуживанию. Административные методы в управлении жилищно-коммунальным хозяйством не дали должного эффекта при переводе жилищно-эксплуатационных организаций на самостоятельный баланс с правом юридического лица. В 2006 году предполагалось выполнение исключительно на конкурсной основе всех подрядных работ по ремонту конструктивных элементов жилых домов и капитальному ремонту коммунального жилищного фонда. К 2013 году предполагается осуществить переход от модернизации отдельных жилых домов к комплексной реконструкции жилой застройки, обеспечивая при этом выбор наиболее эффективных решений, создание зон энергоэффективной эксплуатации жилых помещений. В 2006-2010 годах предполагается осуществить переход на профессиональное управление коммунальным жилищным фондом на конкурсной основе. Развитие конкуренции в управлении жилищным фондом и предоставлении жилищно-коммунальных услуг создаст предпосылки для последующей приватизации организаций жилищно-коммунального хозяйства. С учетом сложившейся ситуации реформа в жилищном хозяйстве должна обеспечить на первом этапе конкуренцию подрядных организаций за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг, на втором этапе — конкуренцию в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом.
Этапы развития коммунального хозяйства
В настоящее время из-за недостаточности объемов финансирования на развитие и обновление объектов коммунального хозяйства продолжается их физическое и моральное старение, увеличивается количество сооружений, эксплуатируемых с превышением амортизационного срока, и возрастает себестоимость коммунальных услуг, снижается надежность, экономичность и безопасность их эксплуатации. Основными проблемами в коммунальной энергетике являются низкая техническая и экономическая эффективность систем теплоснабжения и большие потери энергоресурсов при транспортировке и использовании тепловой энергии. На первом этапе реформирования предлагается осуществить передачу в коммунальную собственность ведомственных котельных и тепловых сетей, объектов водоснабжения и канализации, разработать оптимальные схемы управления системами тепло-, водоснабжения, канализации, привести все объекты инфраструктуры в надлежащее техническое состояние. Кроме этого, планируется внедрить менее энергоемкое оборудование и прогрессивные технологии, завершить оснащение источников и потребителей приборами учета воды, тепла и регулирования тепловой энергии, обеспечить техническое перевооружение и реконструкцию коммунальных котельных с переводом их на сжигание природного газа и местных видов топлива, ликвидацию неэкономичных котлов и подвальных газовых котельных.
В настоящее время состояние дорожного покрытия городских улиц и дорог не отвечает современным требованиям возрастающих транспортных потоков. Около четверти городских мостов и путепроводов имеют габариты, не удовлетворяющие требованиям норм интенсивности движения транспорта, не выдерживается периодичность обследования и в неполном объеме выполняются работы по их реконструкции и капитальному ремонту. В жилой застройке ряда населенных пунктов габариты внутриквартальных территорий не позволяют осуществлять качественную работу специализированного транспорта по их уборке и вывозу коммунальных отходов. К 2015 году планируется выполнить программу освещения и усовершенствования покрытия городских улиц и дорог в полном объеме. В городах предлагается осуществить строительство подземных переходов и многоуровневых паркингов с привлечением для этих целей внешних инвестиций, реконструкцию и капитальный ремонт внутриквартальных дворовых территорий производить с обязательным расширением проездов и устройством разворотных площадок, хозяйственных, детских игровых и спортивных площадок. Ежегодный объем образования твердых коммунальных отходов имеет устойчивую тенденцию к росту и изменению морфологического состава. В настоящее время не полностью охвачены планово-регулярной санитарной очисткой в городских населенных пунктах районы частной и малоэтажной застройки. Более половины имеющихся полигонов для размещения коммунальных отходов имеют ограниченный срок эксплуатации и не соответствуют современным природоохранным требованиям. Оснащенность организаций жилищно- коммунального хозяйства мусоровозами ниже нормативной. Около половины из них требуют обновления. Низка обеспеченность населенных пунктов оборудованными местами временного складирования твердых коммунальных отходов и мини-полигонами для их размещения в сельской местности. Отсутствие промышленных комплексов по переработке коммунальных отходов приводит к возврату в хозяйственный оборот не более одного процента их общего объема. До 2010 года планируется довести обновление специальной коммунальной техники и контейнеров до нормативного уровня и построить объекты сортировки и переработки коммунальных отходов в областных центрах и г. Минске с применением прессования балластной части отходов и других технологий.
Особенности реформирования ЖКХ на селе
Особенностью социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности является то, что разделить ее однозначно по отраслям практически невозможно, так как в предыдущий период сельскохозяйственные организации развивались комплексно. Социальная и инженерная инфраструктура в сельской местности (жилищный фонд, объекты бытового и торгового обслуживания, коммунального хозяйства и благоустройства, внутрихозяйственные дороги и другие) формировалась как неотделимая от сельскохозяйственных организаций отрасль. Тепловое и водопроводно-канализационное хозяйство оказывает услуги как населению, так и основному производству. Решением правительства коммунальная инфраструктура, расположенная в сельской местности, в основном передана на баланс и обслуживание организаций жилищно-коммунального хозяйства. В 2002 году было принято более 3,5 тыс. водозаборных скважин, около 7 тыс. м2 водопроводных сетей, 351 котельная, 523,3 тыс. м2 общей площади жилищного фонда и др. При этом указанные объекты и сети приняты по их фактическому техническому состоянию и без дополнительных источников финансирования. Вместе с тем техническое состояние коммунальной инфраструктуры села характеризуется высоким (более 70%) уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями теплоносителей. Вследствие этого обострились проблемы снабжения сельских населенных пунктов питьевой водой, проявился дефицит мощностей водоотведения и очистки сточных вод, наблюдается повсеместный перерасход топливно-энергетических ресурсов, низкая обеспеченность сельских населенных пунктов оборудованными местами временного складирования твердых коммунальных отходов и мини- полигонами для их размещения, а также техникой и контейнерным парком для сбора отходов. Таким образом, старая система управления и эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства на селе фактически демонтирована, а новая, по существу, еще не создана. В настоящее время на селе идет процесс перехода к отраслевому управлению жилищно-коммунальным хозяйством и поиск оптимальных методов его обслуживания и ремонта. Одной из главных задач является создание в сельской местности в период до 2010 года условий проживания, соответствующих нормативам социального стандарта в области жилищно-коммунального обслуживания.
Подготовил по материалам МЖКХ Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 10 за 2007 год в рубрике официально