Водоизоляция кровель, эксплуатируемых под транспортные нагрузки
Настоящая статья посвящена техническим возможностям и особенностям эксплуатируемых крыш, испытывающих нагрузки от транспорта. К примеру, любой современный торговый центр должен иметь достаточное количество мест для парковки автотранспорта. Поэтому такие места могут размещаться практически где угодно: от нижних помещений, где часто надо защищаться от грунтовых вод, до крыш, где основную опасность представляет атмосферная влага.
Виды эксплуатируемых под транспортные нагрузки кровель:
— для колесного транспорта (ограниченное или постоянное использование) грузоподъемностью до 3,5 т и свыше 3,5 т (это определяется
индивидуально);
— для рельсового транспорта (линейные нагрузки);
— для вертолетов (посадочные площадки);
— для движения судов.
Имеется много вариантов рассматриваемых крыш, которые отличаются, как правило, ценой, техническим решением и надежностью. Базовая
классификация таких конструкций следующая:
— теплоизолированные со специальным дорожным покрытием (сплошным, или неразборным; составным, или разборным);
— без теплоизоляции со специальным дорожным покрытием (сплошным, или неразборным; составным, или разборным) или без такого покрытия (в этом случае верхняя часть крыши, на которую непосредственно передаются нагрузки от транспорта, представляет собой водоизоляционный ковер).
Теплоизолированные крыши используются все чаще. Причина этого заключается в дефиците парковочных мест. Причем возможные площади под такие места стараются использовать до последнего квадратного метра. Проблема здесь в том, что утеплитель — не тот материал, который может непосредственно воспринимать нагрузки и воздействия от транспортных средств. Поэтому необходимы специальные конструктивные решения. При выборе теплоизоляции следует учитывать, какое специальное дорожное покрытие будет использоватьсяециальное дрожное пециальные конструктивные решениягрузки от транспорта: литой асфальт (асфальтобетон), замковая плитка, плиты на отдельных опорах или бетонная плита (с поверхностной обработкой). По сравнению с теплоизолированными крышами крыши без теплоизоляции имеют гораздо более простую конструкцию. Варианты их дорожного покрытия: непосредственно водоизоляционный ковер (фото 1, 2 и 3), литой асфальт (асфальтобетон), замковая плитка или бетонная плита (с поверхностной обработкой). В настоящее время последние два варианта используются сравнительно редко, а наиболее популярным является первый — непосредственно водоизоляционный ковер. Он состоит из двух слоев: нижнего — собственно водоизоляции — и верхнего — дорожного покрытия, которое следует постоянно поддерживать в исправном состоянии.
Конструктивное решение кровли с непосредственно эксплуатируемым водоизоляционным ковром следующее (рис. 1). Ковер выполняется с верхним защитным покрытием из мелкого гравия. Его отдельные слои на основе из полиметилметакрилата выполняются последовательно, причем финишный, непосредственно эксплуатируемый, слой необходимо регулярно восстанавливать. В конструкцию такой эксплуатируемой кровли можно интегрировать и систему обогрева, которая имеет большое значение для въездных рамп (фото 4). Преимущество рассмотренной системы — минимальная толщина и то, что она позволяет эффективно изолировать сложные места, примеры которых показаны на фото 2 и 3. В прошлом авторы участвовали в проектировании ряда теплоизолированных водоизоляционных кровельных систем, предназначенных для автостоянок. Вот, к примеру, состав двух из них. Первая система с прямым расположением слоев (перечисление слоев сверху вниз): литой асфальт, водоизоляционный ковер (два слоя рулонного материала на основе СБС-модифицированного битума), теплоизоляция из пеностекла, разуклонка, несущая железобетонная конструкция. Вторая система с обратным расположением слоев (перечисление слоев сверху вниз): бетонная плита или другое дорожное покрытие, разделительный слой, теплоизоляция из экструдированного пенополистирола, водоизоляционный ковер (два слоя рулонного материала на основе СБС-модифицированного битума), разуклонка из перлитобетона, несущая железобетонная конструкция.
Специалистам всегда стоит помнить о том, что повседневная реальность не идеальна. И, в частности, о том, что, когда комбинируются перечисленные и другие материалы, получаются самые сложные эксплуатируемые при автомобильных нагрузках крыши, с какими только может столкнуться инвестор. Эксплуатируемую водоизоляционную систему сначала надо правильно спроектировать (все ее компоненты должны быть согласованными по своим свойствам), а затем — правильно выполнить, обращая особое внимание на решения конструктивных элементов и деталей (это, в частности, уклоны и водостоки, сопряжения водоизоляционного ковра с пересекающими его элементами, деформационные швы). В случае подобных эксплуатируемых кровель велик риск различных повреждений, как при их устройстве, так и при проведении других строительных работ (например, фасадных и электротехнических). Кроме того, нередко допускаются и инженерные ошибки. Так, при устройстве ряда недорогих крышных автостоянок с дорожным покрытием из замковой плитки не было учтено, что из автомобилей вытекают нефтепродукты, которые могут разрушить теплоизоляцию и водоизоляционный ковер. К сожалению, эта проблема трудно поддается решению. Однажды нам пришлось разбираться с ситуацией, когда из-за нефтепродуктов на крыше-автостоянке с дорожным покрытием из замковой плитки (фото 8, рис. 3) образовалось серьезное повреждение площадью 2 м2 (фото 9). Исследование показало, что в этом месте от экструдированного пенополистирола осталась лишь небольшая часть, остальное уничтожил бензин. Еще одна опасность, снижающая долговечность эксплуатируемых крыш с плиточным покрытием, — появляющаяся на них растительность (фото 10). Конечно, нельзя допускать ее развития, но уж если она пошла в рост, ее следует немедленно удалить, а соответствующий участок крыши привести в порядок.
Эксплуатируемые кровли с покрытием из замковой плитки имеют ряд достоинств. Кроме того, что такие крыши недороги, они быстро монтируются и сравнительно легко могут быть отремонтированы. Но вместе с тем подобные системы обладают невысокой стойкостью к воздействию нефтепродуктов. На рис. 4 показан вариант 2 эксплуатируемой кровли с обратным расположением слоев, когда над теплоизоляцией располагается слой бетона, защищающий ее от нефтепродуктов. Но эта конструкция имеет и недостаток — ее ремонт довольно сложен. На рис. 5 показан вариант 3 эксплуатируемой кровли с обратным расположением слоев, когда используется бетонная плита с поверхностной обработкой. На рис. 6 и 7 показаны варианты эксплуатируемой кровли с теплоизоляцией из пеностекла (фото 11). Здесь надо обратить внимание на то, что, если асфальтобетон укладывать прямо на водоизоляционный ковер или на пеностекло, могут проявляться швы между блоками пеностекла. Поэтому надо использовать специальный асфальтобетон, на котором меньше прорисовываются и колеи от колес. На фото 13 и на рис. 8 показаны системы с плитами на точечных опорах.
Марек НОВОТНЫ, авторизованный инженер и судебный эксперт в области строительной изоляции и строительной физики
Фото: Марек НОВОТНЫ, Рихард РОТБАУЕР, Михаил МАТЕЙЧИК
Рисунки: Карел ПЕТЕРКА, Владислав КОРНЕШКОВ, A.W.A.L. s.r.o. Чешская Республика
Рис. 1. Принципиальное конструктивное решение кровли с эксплуатируемым водоизоляционным ковром; 1 — несущая конструкция, 2 — разуклонка (выравнивающий слой), 3 — водоизоляция с покрытием из мелкого гравия (усилена слоем полиэстера), истираемый слой на основе из
полиметилметакрилата.
Рис. 2. Принципиальное конструктивное решение кровли со специальным дорожным покрытием; 1 — несущая конструкция, 2 — разуклонка, 3 — одно- или двухслойная наплавляемая битумная водоизоляционная система, 4 — литой асфальт (один или два слоя).
Рис. 3. Принципиальное решение эксплуатируемой кровли с обратным расположением слоев (вариант 1); 1 — несущая конструкция, 2 — разуклонка с ровной поверхностью, 3 — водоизоляционный ковер, 4 — теплоизоляция из экструдированного пенополистирола Floormate-500, 5 — геотекстиль, 6 — профилированная пленка, 7 — геотекстиль, 8 — основание из уплотненного щебня, 9 — замковая плитка.
Рис. 4. Принципиальное решение эксплуатируемой кровли с обратным расположением слоев (вариант 2); 7 — защитная бетонная стяжка (1-6, 8, 9 — см. рис. 3).
Рис. 5. Принципиальное решение эксплуатируемой кровли с обратным расположением слоев (вариант 3); 6 — бетонная плита, 7 — поверхностная обработка (1-5 — см. рис. 3).
Рис. 6 и 7. Два варианта эксплуатируемой кровли с теплоизоляцией из пеностекла; 1 — несущая конструкция, 2 — разуклонка, 3 — пароизоляция, 4 — пеностекло, 5 — водоизоляционный ковер, 6 — защитная бетонная стяжка, 7 — асфальтобетон.
Рис. 8. Принципиальное решение кровли с обратным расположением слоев и плитами на отдельных опорах; 1 — несущая конструкция, 2 — разуклонка, 3 — гидроизоляция, 4 — теплоизоляция из экструдированного пенополистирола Floormate-500, 5 — геотекстиль, 6 — профилированный материал, 7 — плиты на отдельных опорах (должен быть выполнен статический расчет).
Фото 1. Эксплуатируемый водоизоляционный ковер.
Фото 2. Устройство элемента эксплуатируемого водоизоляционного ковра.
Фото 3. Сложная деталь эксплуатируемой водоизоляции с верхним покрытием из мелкого гравия.
Фото 4. Система обогрева рампы.
Фото 5. Нанесение литого асфальта на водоизоляционный ковер.
Фото 6. Выполнение разуклонки из железобетона.
Фото 7. Укладка асфальтобетона на водоизоляционный ковер, наплавленный на разуклонку.
Фото 8. Поверхность эксплуатируемой кровли, конструктивное решение которой показано на рис. 3.
Фото 9. Разрушение эксплуатируемой кровли вследствие контакта с нефтепродуктами (не была предусмотрена защита пенополистирола).
Фото 10. Растительность на эксплуатируемой кровле.
Фото 11. Пример устройства водоизоляционного ковра по теплоизоляции из пеностекла.
Фото 12. Асфальт, нанесенный на водоизоляционный ковер в качестве защитного слоя.
Фото 13. Ограниченно эксплуатируемое покрытие с плитами на отдельных опорах.
Подготовил к печати Дмитрий ЖУКОВ
обсуждение статьи
Виды эксплуатируемых под транспортные нагрузки кровель:
— для колесного транспорта (ограниченное или постоянное использование) грузоподъемностью до 3,5 т и свыше 3,5 т (это определяется
индивидуально);
— для рельсового транспорта (линейные нагрузки);
— для вертолетов (посадочные площадки);
— для движения судов.
Имеется много вариантов рассматриваемых крыш, которые отличаются, как правило, ценой, техническим решением и надежностью. Базовая
классификация таких конструкций следующая:
— теплоизолированные со специальным дорожным покрытием (сплошным, или неразборным; составным, или разборным);
— без теплоизоляции со специальным дорожным покрытием (сплошным, или неразборным; составным, или разборным) или без такого покрытия (в этом случае верхняя часть крыши, на которую непосредственно передаются нагрузки от транспорта, представляет собой водоизоляционный ковер).
Теплоизолированные крыши используются все чаще. Причина этого заключается в дефиците парковочных мест. Причем возможные площади под такие места стараются использовать до последнего квадратного метра. Проблема здесь в том, что утеплитель — не тот материал, который может непосредственно воспринимать нагрузки и воздействия от транспортных средств. Поэтому необходимы специальные конструктивные решения. При выборе теплоизоляции следует учитывать, какое специальное дорожное покрытие будет использоватьсяециальное дрожное пециальные конструктивные решениягрузки от транспорта: литой асфальт (асфальтобетон), замковая плитка, плиты на отдельных опорах или бетонная плита (с поверхностной обработкой). По сравнению с теплоизолированными крышами крыши без теплоизоляции имеют гораздо более простую конструкцию. Варианты их дорожного покрытия: непосредственно водоизоляционный ковер (фото 1, 2 и 3), литой асфальт (асфальтобетон), замковая плитка или бетонная плита (с поверхностной обработкой). В настоящее время последние два варианта используются сравнительно редко, а наиболее популярным является первый — непосредственно водоизоляционный ковер. Он состоит из двух слоев: нижнего — собственно водоизоляции — и верхнего — дорожного покрытия, которое следует постоянно поддерживать в исправном состоянии.
Конструктивное решение кровли с непосредственно эксплуатируемым водоизоляционным ковром следующее (рис. 1). Ковер выполняется с верхним защитным покрытием из мелкого гравия. Его отдельные слои на основе из полиметилметакрилата выполняются последовательно, причем финишный, непосредственно эксплуатируемый, слой необходимо регулярно восстанавливать. В конструкцию такой эксплуатируемой кровли можно интегрировать и систему обогрева, которая имеет большое значение для въездных рамп (фото 4). Преимущество рассмотренной системы — минимальная толщина и то, что она позволяет эффективно изолировать сложные места, примеры которых показаны на фото 2 и 3. В прошлом авторы участвовали в проектировании ряда теплоизолированных водоизоляционных кровельных систем, предназначенных для автостоянок. Вот, к примеру, состав двух из них. Первая система с прямым расположением слоев (перечисление слоев сверху вниз): литой асфальт, водоизоляционный ковер (два слоя рулонного материала на основе СБС-модифицированного битума), теплоизоляция из пеностекла, разуклонка, несущая железобетонная конструкция. Вторая система с обратным расположением слоев (перечисление слоев сверху вниз): бетонная плита или другое дорожное покрытие, разделительный слой, теплоизоляция из экструдированного пенополистирола, водоизоляционный ковер (два слоя рулонного материала на основе СБС-модифицированного битума), разуклонка из перлитобетона, несущая железобетонная конструкция.
Специалистам всегда стоит помнить о том, что повседневная реальность не идеальна. И, в частности, о том, что, когда комбинируются перечисленные и другие материалы, получаются самые сложные эксплуатируемые при автомобильных нагрузках крыши, с какими только может столкнуться инвестор. Эксплуатируемую водоизоляционную систему сначала надо правильно спроектировать (все ее компоненты должны быть согласованными по своим свойствам), а затем — правильно выполнить, обращая особое внимание на решения конструктивных элементов и деталей (это, в частности, уклоны и водостоки, сопряжения водоизоляционного ковра с пересекающими его элементами, деформационные швы). В случае подобных эксплуатируемых кровель велик риск различных повреждений, как при их устройстве, так и при проведении других строительных работ (например, фасадных и электротехнических). Кроме того, нередко допускаются и инженерные ошибки. Так, при устройстве ряда недорогих крышных автостоянок с дорожным покрытием из замковой плитки не было учтено, что из автомобилей вытекают нефтепродукты, которые могут разрушить теплоизоляцию и водоизоляционный ковер. К сожалению, эта проблема трудно поддается решению. Однажды нам пришлось разбираться с ситуацией, когда из-за нефтепродуктов на крыше-автостоянке с дорожным покрытием из замковой плитки (фото 8, рис. 3) образовалось серьезное повреждение площадью 2 м2 (фото 9). Исследование показало, что в этом месте от экструдированного пенополистирола осталась лишь небольшая часть, остальное уничтожил бензин. Еще одна опасность, снижающая долговечность эксплуатируемых крыш с плиточным покрытием, — появляющаяся на них растительность (фото 10). Конечно, нельзя допускать ее развития, но уж если она пошла в рост, ее следует немедленно удалить, а соответствующий участок крыши привести в порядок.
Эксплуатируемые кровли с покрытием из замковой плитки имеют ряд достоинств. Кроме того, что такие крыши недороги, они быстро монтируются и сравнительно легко могут быть отремонтированы. Но вместе с тем подобные системы обладают невысокой стойкостью к воздействию нефтепродуктов. На рис. 4 показан вариант 2 эксплуатируемой кровли с обратным расположением слоев, когда над теплоизоляцией располагается слой бетона, защищающий ее от нефтепродуктов. Но эта конструкция имеет и недостаток — ее ремонт довольно сложен. На рис. 5 показан вариант 3 эксплуатируемой кровли с обратным расположением слоев, когда используется бетонная плита с поверхностной обработкой. На рис. 6 и 7 показаны варианты эксплуатируемой кровли с теплоизоляцией из пеностекла (фото 11). Здесь надо обратить внимание на то, что, если асфальтобетон укладывать прямо на водоизоляционный ковер или на пеностекло, могут проявляться швы между блоками пеностекла. Поэтому надо использовать специальный асфальтобетон, на котором меньше прорисовываются и колеи от колес. На фото 13 и на рис. 8 показаны системы с плитами на точечных опорах.
Марек НОВОТНЫ, авторизованный инженер и судебный эксперт в области строительной изоляции и строительной физики
Фото: Марек НОВОТНЫ, Рихард РОТБАУЕР, Михаил МАТЕЙЧИК
Рисунки: Карел ПЕТЕРКА, Владислав КОРНЕШКОВ, A.W.A.L. s.r.o. Чешская Республика
Рис. 1. Принципиальное конструктивное решение кровли с эксплуатируемым водоизоляционным ковром; 1 — несущая конструкция, 2 — разуклонка (выравнивающий слой), 3 — водоизоляция с покрытием из мелкого гравия (усилена слоем полиэстера), истираемый слой на основе из
полиметилметакрилата.
Рис. 2. Принципиальное конструктивное решение кровли со специальным дорожным покрытием; 1 — несущая конструкция, 2 — разуклонка, 3 — одно- или двухслойная наплавляемая битумная водоизоляционная система, 4 — литой асфальт (один или два слоя).
Рис. 3. Принципиальное решение эксплуатируемой кровли с обратным расположением слоев (вариант 1); 1 — несущая конструкция, 2 — разуклонка с ровной поверхностью, 3 — водоизоляционный ковер, 4 — теплоизоляция из экструдированного пенополистирола Floormate-500, 5 — геотекстиль, 6 — профилированная пленка, 7 — геотекстиль, 8 — основание из уплотненного щебня, 9 — замковая плитка.
Рис. 4. Принципиальное решение эксплуатируемой кровли с обратным расположением слоев (вариант 2); 7 — защитная бетонная стяжка (1-6, 8, 9 — см. рис. 3).
Рис. 5. Принципиальное решение эксплуатируемой кровли с обратным расположением слоев (вариант 3); 6 — бетонная плита, 7 — поверхностная обработка (1-5 — см. рис. 3).
Рис. 6 и 7. Два варианта эксплуатируемой кровли с теплоизоляцией из пеностекла; 1 — несущая конструкция, 2 — разуклонка, 3 — пароизоляция, 4 — пеностекло, 5 — водоизоляционный ковер, 6 — защитная бетонная стяжка, 7 — асфальтобетон.
Рис. 8. Принципиальное решение кровли с обратным расположением слоев и плитами на отдельных опорах; 1 — несущая конструкция, 2 — разуклонка, 3 — гидроизоляция, 4 — теплоизоляция из экструдированного пенополистирола Floormate-500, 5 — геотекстиль, 6 — профилированный материал, 7 — плиты на отдельных опорах (должен быть выполнен статический расчет).
Фото 1. Эксплуатируемый водоизоляционный ковер.
Фото 2. Устройство элемента эксплуатируемого водоизоляционного ковра.
Фото 3. Сложная деталь эксплуатируемой водоизоляции с верхним покрытием из мелкого гравия.
Фото 4. Система обогрева рампы.
Фото 5. Нанесение литого асфальта на водоизоляционный ковер.
Фото 6. Выполнение разуклонки из железобетона.
Фото 7. Укладка асфальтобетона на водоизоляционный ковер, наплавленный на разуклонку.
Фото 8. Поверхность эксплуатируемой кровли, конструктивное решение которой показано на рис. 3.
Фото 9. Разрушение эксплуатируемой кровли вследствие контакта с нефтепродуктами (не была предусмотрена защита пенополистирола).
Фото 10. Растительность на эксплуатируемой кровле.
Фото 11. Пример устройства водоизоляционного ковра по теплоизоляции из пеностекла.
Фото 12. Асфальт, нанесенный на водоизоляционный ковер в качестве защитного слоя.
Фото 13. Ограниченно эксплуатируемое покрытие с плитами на отдельных опорах.
Подготовил к печати Дмитрий ЖУКОВ
обсуждение статьи
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 09 за 2007 год в рубрике материалы и технологии