Дорожный богатырь

Самый большой в мире балластный тягач Tractomas TR 10x10 D100 был выпущен в конце 2005 года французской фирмой Nicolas Industrie, которая специализируется на изготовлении специальных прицепов и полуприцепов, а также могучих грузовых автомобилей. 26 лет назад на предприятии Nicolas в городе Champs-sur-Yonne началось производство сверхтяжелых машин диапазона Tractomas. За эти годы было выпущено более 60 тяжеловозов этой марки, многие из которых до сих пор находятся в активной эксплуатации.

Когда-то в мире были хорошо известны только несколько изготовителей тяжелых транспортеров — английская компания Rotinoff, немецкие Faun и Kaelbe, а также канадская Pacific, — теперь же в этой категории из знаменитых марок осталась только французская фирма Nicolas. Следует отметить, что грамотность и тщательность, с которыми технические специалисты фирмы Nicolas способны выпускать такие транспортные средства, сегодня, пожалуй, уникальна для мирового автопрома в целом. Конечно, выпустив несколько десятков автомобилей, за пять пятилеток предприятие вряд ли бы выжило, поэтому основной продукцией французов на протяжении многих лет остаются тяжелые и сверхтяжелые прицепы и полуприцепы различного назначения. Автомобили под маркой Nicolas производятся штучно, следовательно, нет ничего удивительного в том, что последний раз серия Tractomas обновлялась аж в 1994 году. Последний же в том веке автозаказ был выполнен для покупателя из Китая в 1999 году. Тогда был выпущен четырехосный полноприводный балластный тягач Tractomas 8х8 — именно он был первым автомобилем Nicolas, оборудованным новой кабиной из грузовой серии Kerax компании Renault.

После паузы в несколько лет в октябре 2005 г. Nicolas вновь вернулся к производству тяжеловозов. На этот раз в производство был запущен пятиосный Tractomas TR 10x10 D100, который стал самым большим грузовым автомобилем, когда-либо выпускавшимся французской фирмой. С выпуском нового тягача Tractomas TR 10x10 D100 все прошлые достижения относительно мощности двигателя и массы перевозимого груза оказались побиты. Казалось, трудно было даже представить, чтобы каким-нибудь перевозчикам понадобился автомобиль больше по размерам и мощнее по всем техническим параметрам, чем гигантский Tractomas 8х8. Но в 1999 году компания Rotran Heavy Transport Co из ЮАР обратилась к французским специалистам с заказом на супертранспортер. Фирме Rotran, являющейся транспортным подразделением южноафриканского энергетического монополиста — корпорации Eskom, необходимо было перевозить чрезвычайно тяжелые грузы массой до 500 тонн для тепловых и атомных электростанций страны на расстояния от 300 км до 4000 км. В свое время Rotran приобрела и эксплуатировала несколько «локомотивов шоссейных дорог», то есть канадских тяжеловозов Pacific, неофициально именуемых «бегемотами». Но последний из них был выпущен в 1984 году, поэтому транспортникам из Южной Африки необходимо заменять подвижной состав. Поскольку канадцы к этому время уже вышли из игры, пришлось выбрать другого поставщика сверхтяжеловозов. Проведя длительное исследование всевозможных вариантов различных автопроизводителей, специалисты Rotran пришли к идее заказать новые машины у Nicolas. Возможно, решающую роль в принятии решения в пользу этой фирмы сыграло то, что французские инженеры предложили спроектировать пятиосный тяжеловоз Tractomas с колесной формулой 10х10. Это позволило бы такому тягачу вписаться в дорожные правила Южной Африки, а также сократить нагрузку на 20% на каждой ведущей оси автомобиля. В октябре 2004 г. Rotran заключает соглашение на изготовление четырех новых балластных тягачей Tractomas TR 10x10 D100. К слову сказать, цена каждого такого автомобиля составила 800.000 евро.

В течение всего периода производства серии тягачей Tractomas фирма Nicolas Industrie уделяла большое внимание абсолютной надежности применяемых агрегатов и узлов, а также простоте своих конструкций, несмотря на огромные размеры выпускаемых транспортных средств. На новейшем тяжеловозе установлен 12-цилиндровый турбодизельный двигатель Caterpillar 3412 E объемом 27 литров, развивающий мощность 671 кВт (912 л/с.) при 2100 об/мин и выдающий крутящий момент 3460 Нм при 1400 об/мин. Вместе с ним применена автоматическая трансмиссия Power-Shift американской фирмы Dana Spicer 16 821 с восемью передачами вперед и четырьмя назад. Передние управляемые мосты автомобиля от немецкой фирмы Kessler обладают нагрузочной способностью 12,5 тонн каждый, задние, изготовленные тем же производителем, выдерживают нагрузку 25 тонн. Кабина, установленная на тягаче, взята из ряда Kerax фирмы Renault. Она обеспечит нормальный комфорт для водителя даже на дальних маршрутах. За кабиной расположены два больших фильтра воздушной системы, а следом в корпусе установлены дополнительные кулеры системы охлаждения. Шины тяжеловоза — Good Year Unisteel серии 445/95R25 GP28. Габаритные размеры машины: длина 12.620 мм, ширина — 3480 мм и высота 4515 мм. Снаряженная масса автомобиля составляет 40 тонн, а его полная масса включая балласт (контейнер с щебнем) — 71 тонну. Тягач Tractomas TR 10x10 D100 способен работать в составе автопоезда полной массой 600 тонн. Специально для этих машин французская фирма Nicolas спроектировала и изготовила новый 11-осный прицеп.

Первого ноября 2005 г. четыре тягача Tractomas TR 10x10 на трейлерах были доставлены в морской порт Le Havre (Франция), а спустя месяц прибыли на землю ЮАР. Здесь они были доукомплектованы вагончиками с кухней, местами отдыха и душем — всем тем, что очень понадобится людям при транспортировке тяжелых грузов по дорогам жаркой Южной Африки. Работа для супертягачей уже расписана наперед. Автопоезда, состоящие из четырех тяжеловозов и двух 11-осных прицепов, будут перевозить электротрансформаторы массой по 270 тонн каждый на строящиеся электростанции в городах Kendal, Mayuba, Matimba и Tutuka. Длина такой автосцепки составит 124 метра, а ее полная масса достигнет 700 тонн.

Владимир ЧЕХУТА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 06 за 2007 год в рубрике машины и механизмы

©1995-2024 Строительство и недвижимость