Каменные джунгли городов расцветают

Ботаник и дизайнер Патрик Бланк, основное место работы которого — Национальный французский исследовательский центр, а основной вид деятельности — изучение растений тропического подлеска, пожалуй, сегодня больше известен в мире как изобретатель живых растительных стен — системы "Вертикальные сады".

Наблюдая в тропических лесах дивную растительность, взбирающуюся зеленым ковром по стволам деревьев или по каменистым скалам, биолог решил, что очень похожую систему можно создать искусственно. По словам Бланка, только в Малайзии существует 8 тысяч видов растений, из которых 2,5 тысячи растут без всякой почвы — на самых разнообразных поверхностях. Так почему же не попытаться пересадить их на скучные фасады и не создать из них рукотворную живую стену? Эта идея стала отправной точкой для одного из самых симпатичных изобретений в области дизайна и архитектуры — в буквальном смысле слова висячих садов. Справедливости ради следует заметить, что в том или ином виде вертикальные насаждения давно уже встречаются во многих городах мира. Только вот обычно они представляют собой традиционные горизонтальные лотки, наполненные землей, установленные на вертикальной раме друг над другом. Патрик Бланк в своей практике поднялся на совершенно иной уровень по сравнению с садовниками, на протяжении столетий увивающими фасад плющом. Ему удалось переселить растения непосредственно на вертикальные поверхности и заставить их расти и развиваться. Это фактически настоящие сады, поставленные вертикально. Здесь предусмотрена целая система крепления растений, разнообразие которых не ограничено почти ничем, кроме здравого смысла.

В системе "Вертикальных садов" месье Бланка никаких лотков нет, и вся толщина установки, не считая самих живых побегов, не превышает нескольких сантиметров. А ее вес, кстати, достаточно мал, чтобы не беспокоиться о прочности стены самого строения. Квадратный метр покрывающих фасад зеленых насаждений включая уже взрослые растения тянет менее чем на 30 кг. Базой для создания этих садов служит металлическая рама, закрепляемая на стене. К ней прикручивается каркас из пластика, в свою очередь, удерживающий тонкие высокопористые полиамидные пластины, формирующие нечто вроде войлока. В этом-то материале и пускают свои корни растения. Тут нужно сказать, что растения в систему имплантируют в виде семян. Так что зеленую стену нужно не только смонтировать на здании, но потом еще и кропотливо вырастить. Зато, вкрапляя до 30 разных растений в каждый квадратный метр композиции, можно создавать удивительно рельефные вертикальные ландшафты, навевающие мысли о настоящих тропиках и джунглях, которыми, к слову, часто именуют города, только в иносказательном смысле. Прекрасное знание ботаники помогает создателю этих вертикальных садов подбирать наиболее красивые композиции из растений, уживающихся друг с другом. Ученый уверен, что никакой почвы растениям не нужно. Главное — обеспечить их нужными веществами. Сеть трубок, спрятанных позади пластика, подает питательный раствор, содержащий минеральные элементы, необходимые для роста растений. Полимерный войлок пропитывается этой смесью за счет капиллярного эффекта. При этом стена здания, укрытая за таким украшением, не становится влажной — вода к ней не проходит и повреждений никаких не наносит.

Свою первую живую стену Патрик Бланк построил в 1988 году, и с тех пор его творения украсили несколько десятков стен зданий. Это отели, административные строения, магазины, штаб-квартиры крупных компаний. Причем вертикальные сады нашли применение как снаружи сооружений, так и изнутри. Да, как элемент внутреннего убранства музеев, выставочных залов, деловых центров, офисов и магазинов зеленые стены Патрика Бланка оказались востребованным товаром. Их даже можно найти в нескольких частных домах. Сегодня системы "Вертикальных садов" украшают частные и общественные здания не только на родине художника, но и в Германии, Бельгии, Индии, Испании, Италии, США, Тайланде, Швейцарии, Японии, Корее, Китае, Бразилии и других странах. Самую свежую живую стену месье Бланк вырастил для нового парижского музея Куай Бренли, представляющего предметы искусства народов Америки, Азии, Океании и Африки. Он открылся лишь в июне прошлого года. А на 2007 год намечена реализация еще нескольких проектов Бланка в Малайзии, Катаре, Бельгии, Вьетнаме, Корее, Австралии, США, Италии и Франции.

Несколько иначе к проблеме озеленения каменных джунглей подошел доктор Кен Йенг. Работающая под его руководством группа архитекторов и инженеров намерена построить в Сингапуре одно из самых необычных высотных зданий. На треть оно будет состоять из сада с живыми растениями и естественной системой ирригации. 26-этажный небоскреб EDITT Tower призван заполнить "натуральной природой" почти полностью лишенный зелени участок мегаполиса, в то же время предоставив Сингапуру приличные площади под магазины, выставочные залы и прочие места общественного отдыха. EDITT — сокращение от "Экологический дизайн в тропиках" (Ecological Design in the Tropics). Это название местного конкурса, который концепция башни выиграла в 1998 году. Сейчас проект находится в фазе развития. Уже известно место, где будут сооружены висячие сады XXI века. Также названы спонсоры проекта: сингапурская администрация по перестройке города и национальный университет Сингапура (National University of Singapore). По проекту разнообразные растения будут размещены на открытых террасах — от первого до последнего этажа здания. Фактически висячие сады и будут формировать его фасады. Любопытно, что растения, отобранные для высаживания на этажах EDITT Tower, проверены на совместимость с теми немногими кустами и деревьями, что растут в прилегающей области города — чтобы не было биологической конкуренции и подавления. На разных уровнях по высоте здания будут размещены различные виды растений, наиболее подходящие по микроклимату (освещенность, влажность, ветер) данного этажа. Тут нужно отметить, что поить эти сады, в основном, будет дождик. И вообще благодаря установке системы сбора дождя, а также за счет повторного использования (предусмотрена система фильтров и отстойников) будет обеспечиваться до 55% потребности здания в воде. Добавим, что целых 40% потребности башни в электричестве должны обеспечить солнечные панели. А уловители ветра и испарительные системы должны сократить расходы сооружения на вентиляцию и кондиционирование.

Авторы EDITT Tower хотят добиться такого визуального эффекта, чтоб окружающий ландшафт переходил из горизонтальной плоскости в вертикальную, органично продолжаясь наверху. В традиционных небоскребах все этажи очень изолированы как друг от друга, так и от улицы, сетуют разработчики висячих садов. Здесь же архитекторы намерены обеспечить непрерывный поток публики, фланирующей во всех трех измерениях. Дорожки, наклонные пандусы и открытые переходы будут размещены и на верхних этажах — у людей, находящихся в здании, должно создаться ощущение прогулки по парку. Задумывая проект, его авторы побеспокоились обо всех потенциальных этапах будущей жизни здания — от перемены его профиля до разборки в конце срока жизни. Жаль только, что далеко не во всех странах имеется такое количество солнечного света, дождя и заботящихся об экологии инвесторов.

Людмила АЛЕКСЕЕВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 04 за 2007 год в рубрике проектирование

©1995-2024 Строительство и недвижимость