Стройкомплекс: цены, темпы… и планы


Правительство Беларуси не удовлетворено качеством массового жилищного строительства. Об этом заявил вице-премьер Виктор Буря 27 октября на совместном заседании палат Национального собрания Республики Беларусь. "Существенных подвижек в области повышения качества массового жилищного строительства пока нет", — констатировал он. По его словам, правительство также не вполне удовлетворено темпами жилищного строительства по итогам января-сентября текущего года.
Резервом для повышения качества строительства жилья в стране, увеличения объемов и снижения стоимости является привлечение иностранных инвесторов. Следует также принять меры по совершенствованию взаимоотношений участников инвестиционного процесса, и прежде всего обеспечить непрерывность финансирования строительства объектов и своевременность расчетов за выполненные работы и поставленную продукцию. В последнее время уже проведена работа по снижению стоимости строительства. Так, была скорректирована нормативная и правовая база, стандарты и типовые проектные наработки. Правительство приступило к реализации программы применения в практике массового строительства самых прогрессивных конструктивных систем жилых зданий. Осуществляется комплекс мер импортозамещения и связанного с этим обновления основных фондов. Виктор Буря напомнил, что к 2010 году в стране планируется довести объем строительства жилья до 5,7-6,2 млн "квадратов" в год. При этом до 50% общего ввода жилья будет приходиться на сельскую местность и малые городские поселения. Основное внимание будет уделяться улучшению жилищных условий малообеспеченных, нетрудоспособных и некоторых других категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, многодетных семей. В то же время вице-премьер подчеркнул, что цены на жилье, строящееся с социальной поддержкой на уровне $400-$450 за квадратный метр, объективны и соответствуют уровню себестоимости строительства с минимальной фиксированной рентабельностью. В настоящее время разработан проект документа, в котором содержатся комплексные меры, направленные на удешевление строительства и сокращение сроков возведения жилья — например, использование проекта повторного применения. До недавнего времени, несмотря на то, что проекты повторялись, они требовали полной разработки документации с прохождением экспертизы всех составляющих, связанных прединвестиционным циклом.

Планируется, что скоро будет достаточно провести экспертизу фундамента и получить разрешительные документы. Это сократит сроки начала строительства и одновременно затраты.
Совершенно другая позиция вице-премьера насчет вторичного рынка жилья — там правительство не намерено регулировать цены. "Никакими законодательными и подзаконными актами цены на жилье на вторичном рынке регулировать нельзя, — сказал В. Буря. — Это договорные отношения субъектов хозяйствования, а чаще всего граждан". По мнению аналитиков, путь снижения цен на вторичном рынке жилья — строить больше и дешевле, чтобы первичный рынок был насыщенным. Отметим, что в стройкомплексе Беларуси наблюдается положительная динамика инвестиций в основной капитал. Организациями Минстройархитектуры за ІІІ квартал 2006 г. использовано 112,7 млрд рублей инвестиций в основной капитал, что на 10,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. За январь-август 2006 г. внешнеторговый оборот организаций Минстройархитектуры составил $305,6 млн, в том числе экспорт — $214,8 млн, импорт — $90,8 млн. Таким образом, экспорт превышает импорт в 2,4 раза, и обеспечивается положительное сальдо. За январь-август нынешнего года темп роста экспорта услуг составил 82,6% к аналогичному периоду 2005 г. при установленном задании 108%. Снижение экспортных услуг в строительной отрасли обусловлено, прежде всего, тем, что материальные и трудовые ресурсы максимально задействованы непосредственно в стране. Темп роста импорта услуг за январь-август составил 64,7% при установленном задании 106,5%. В 2006 году предельный целевой показатель роста стоимости строительно-монтажных работ равен 9,7%, в январе-сентябре он составил 7,1%. За 9 месяцев 2006 г. объем строительно-монтажных работ по стране возрос на 22,8% по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. и составил 5,4 трлн рублей. За этот период объем инвестиций приблизился к 13 трлн рублей с темпом роста 132% к соответствующему периоду прошлого года. Чистая прибыль строительно-монтажных и ремонтных организаций за 9 месяцев достигла 242,1 млрд рублей, что на 37,5% больше, чем в прошлом году. Рентабельность работ и услуг строительных организаций за 8 месяцев составила 9,6%.

Экспорт в 120 стран мира

Более половины производимой в стране продукции экспортируется в более чем 120 стран мира. Об этом заявил премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств в Москве. По его словам, объем внешней торговли товарами и услугами за 8 месяцев текущего года вырос на 32% по сравнению с таким же периодом прошлого года, при этом экспорт увеличился на 27%. С. Сидорский подчеркнул, что последовательно проводимое реформирование экономики позволяет сохранять положительную динамику основных макроэкономических показателей. Кроме того, приняты эффективные меры по снижению уровня инфляции. Так, на 1 октября 2006 г. достигнут самый низкий за последние 15 лет индекс потребительских цен — всего 3% к декабрю 2005 г. Это, в свою очередь, способствует укреплению белорусского рубля по отношению к иностранным валютам. Среднегодовой прирост ВВП в Беларуси обеспечен на уровне более 7%. По его словам, этот результат достигнут, в первую очередь, за счет повышения качественных параметров функционирования национальной экономики.

Программа инновационного развития

Государственная программа инновационного развития Беларуси на 2006-2010 годы станет основным звеном национальной инновационной системы. Ее стратегическая цель — создание в Беларуси инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, ресурсосберегающей и социально ориентированной экономики. Программа предусматривает создание новых и модернизацию действующих производств на основе внедрения современных высоких технологий. По предложению правительства данной госпрограммой будут охвачены более 880 важнейших предприятий реального сектора белорусской экономики. Кроме того, на уровне отраслей и регионов должны быть разработаны свои программы инновационного развития, в соответствии с которыми будет осуществляться комплексная модернизация практически всех субъектов хозяйствования. Ожидается, что реализация программы позволит к 2010 году почти в два раза увеличить выпуск новой промышленной продукции (ее доля в общем объеме промышленной продукции возрастет с 10,4% в 2005 году до 19% в 2010). Доля инновационно активных предприятий возрастет к 2010 г. до 25%, что будет соответствовать уровню наиболее развитых стран мира. Поставлена также задача довести долю сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства не менее чем до 70%.

Отметим, что Государственная программа инновационного развития разработана в соответствии с приоритетами научно-технической деятельности, утвержденными указом главы государства. Для реализации данной программы правительством разработана также структура управления Национальной инновационной системой на различных уровнях: республиканском, отраслевом и региональном. Планируется, что на 2006-2010 годы объекты инновационного развития отраслей экономики станут главными в Государственной программе инновационного развития. В документе будут определены конкретные предприятия, которые в течение этих лет внедрят новые производственные и информационные технологии, передовые технологические процессы. Причем программы инновационного развития разработают во всех министерствах и ведомствах, на предприятиях областей, районов и городов страны. Инновационная программа предусматривает 6 уровней инновационного развития: приоритеты научно-технической деятельности, государственные комплексные целевые научно-технические программы, создание новых производств, отраслевые программы, региональные программы и инновационные проекты на конкретных предприятиях. При этом научно-практические центры получат государственную поддержку по финансированию научных исследований в размере 50% от необходимых затрат.

Проект экономического развития

Проект Основных направлений социально-экономического развития Беларуси на 2006-2015 гг. доработан с учетом замечаний и внесен на утверждение в правительство. Согласно проекту основных направлений социально-экономического развития Беларуси на 2006-2015 гг., за 10 лет валовой внутренний продукт возрастет в 2-2,3 раза. Объем производства промышленной продукции предусматривается увеличить в 2-2,1 раза, сельхозпроизводства — в 1,6-1,8 раза. Основной задачей на ближайшие пять лет должно стать повышение качества экономического роста, эффективность реального сектора экономики, увеличение доли высокотехнологичных производств, радикальное улучшение инновационной восприимчивости. Все это обуславливает некоторое замедление прироста ВВП по сравнению с текущим пятилетием. Тем не менее, хотя темп роста ВВП в следующем пятилетии и снижается, весомость одного процента прироста ВВП в 2011-2015 гг. значительно возрастает: с 3,85 трлн рублей в текущем пятилетии до 5,78 трлн рублей в следующем. Затраты на исследования и разработки в 2010 году увеличатся не менее чем в 2,5-3 раза по сравнению с 2005 годом. Данная тенденция будет сохранена и к 2015 году. Наукоемкость ВВП увеличится с 0,7% в 2005 году до 1,8-2% в 2015. К 2015 г. доля услуг в валовом внутреннем продукте составит 52%, по итогам 2010 г. — 48%. В настоящее время этот показатель составляет 42% ВВП. Годовой уровень инфляции в Беларуси к 2015 г. планируется сократить до 3%. Предполагается, что уже к 2010 г. данный показатель будет составлять не более 5%.

Подготовил по материалам Совмина Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 42 за 2006 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость