Зимний сад как связь между окружающей средой и жилым пространством

Стремление человека быть круглый год окруженным благоуханной флорой естественно как само желание жить. Поэтому он и реализует это стремление с незапамятных времен…

Древние римляне, если позволял достаток, украшали атриумы своих домов цветущими растениями в подвесных горшках, а для выращивания овощей и экзотических растений строили теплицы, крытые слюдой и обогреваемые в зимний период теплом перегноя. Что же касается Северной Европы, то по причине невозможности разведения здесь теплолюбивых растений в условиях открытого грунта уже в начале XVII в. в английских загородных домах и усадьбах начали появляться первые прототипы оранжерей и зимних садов. Разведение экзотических растений требовало специальных отопительных систем, получивших распространение в Европе в конце XVII в.

Одна из таких систем представляла собой спиральные дымоходы, встраиваемые в кирпичные стены. Более простой способ отопления оранжереи или зимнего сада предполагал наличие в помещении больших напольных ям, в которые укладывался горячий уголь. Система водяного отопления теплиц и оранжерей была впервые разработана и реализована в начале XIX в. в Голландии. А в 1802 г. в Англии впервые было использовано воздушное отопление оранжерей с помощью древесной коры. При гниении уложенная в длинные желоба кора обогревала и увлажняла воздух парников. Стеклянные крыши для улавливания солнечных лучей появились в Англии в 1717 г. Со временем данная идея выросла в такие сооружения, как, например, хрустальный дворец Пакстона, возведенный в 1801 г. В XIX в. начинает развиваться производство металлоконструкций, складываются экономически благоприятные условия для промышленного получения листового стекла в достаточном количестве. Эти факторы привели к появлению такого нового направления в архитектуре, где основным материалом наружных ограждений стало стекло, обрамляемое металлопрофилями, что и явилось большим шагом в развитии зимних садов.

В европейских городах появляются пассажи со стеклянными крышами – крупные торгово-деловые центры с магазинами, представительствами и зонами отдыха, включающими зимние сады и цветники. Сооружаются оранжереи ботанических садов с большими многопролетными стеклянными галереями для субтропических и тропических растений. Однако заслугой новой архитектуры стало не только внедрение стекла и металла в повседневную жизнь, но и соединение зимнего сада с внутренним пространством и получение органичного единого пространства. Впервые этот подход нашел применение в Скандинавии. Такое объединение внутренней среды дома и зимнего сада использовалось в основном при проектировании индивидуальных жилых домов, но уже в конце XIX в. зимние сады нашли свое место в жилых многоэтажных домах и общественных зданиях. В 80-е гг. прошлого века зимние сады обрели свое второе рождение. Сегодня данная идея широко используется во многих странах Европы, в Америке и Канаде при проектировании не только жилых и общественных, но и промышленных зданий. Поэтому концепция прямой связи зимнего сада с обитаемыми помещениями является одним из определяющих функциональных признаков, когда речь идет о зимних садах.

Итак, зимний сад – это буферная, промежуточная зона между окружающей средой, будь то сад, цветник или городская застройка, и обитаемым пространством, ограниченным четырехугольником стен. Одно из полноправных помещений здания и в то же время совершенно особое помещение. В чем и состоит отличие зимнего сада от оранжереи, которая не является частью жилого пространства, а служит лишь для выращивания теплолюбивых растений. Классический вариант компоновки зимнего сада – трехфасадный объем, одной стороной примыкающий к основному зданию. Часто встречаются и другие варианты. Например, в районах старой и тесной застройки, характерной для центра некоторых городов, из-за недостатка площади порой невозможно вынести зимний сад за периметр здания. В этом случае он может быть и двухфасадным, устроенным по углу дома. Такой способ размещения из-за лаконичности и выразительности иногда применяется и при наличии достаточной свободной площади.

Независимо от того, является ли в плане зимний сад небольшим выступом по отношению к фасадной стене или равен ей по протяженности, эффект единства внутреннего и внешнего пространств присутствует в каждом случае, хотя и в разной степени. Этим объясняется большое количество зимних садов, устроенных в самых различных местах: на лоджиях и под ними, на мансардах по фронтону и по коньку крыши, в эркерах и над гаражами. Большую роль в формировании архитектурного облика зимнего сада играет его этажность. Двухэтажный объем не просто выводит эффект расширения пространства на более высокий в любом смысле уровень, но зачастую превосходит по выразительности основное здание, сохраняя в этом союзе формальное положение младшего партнера и общую стилевую направленность. Фактически в ряде случаев он становится архитектурной доминантой. Зимний сад – это не только красивый, но и сложный организм, в котором все взаимосвязано. Поэтому понятно, что грамотное проектирование зимнего сада требует учета множества параметров (местоположение зимнего сада, его конфигурация, ориентация по странам света, уклон крыши, система вентиляции, возможности затенения).

Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 37 за 2006 год в рубрике материалы и технологии

©1995-2024 Строительство и недвижимость