О государственной программе водоснабжения и гарантированного обеспечения качественной водой сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий
Окончание. Начало в СиН №32 от 22 августа 2006 г. и №33 от 29 августа 2006 г.
Основные задания программы
Основные мероприятия по совершенствованию системы управления водоснабжением сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий
Комплекс соответствующих мероприятий по улучшению системы управления сельхозводоснабжением представлен в табл. 4. Разработке основных заданий по реализации данной программы предшествовал ретроспективный анализ нормативных актов, документов, направленных на решение проблемы
сельхозводоснабжения в бывшем СССР.
Основные мероприятия по совершенствованию технического нормирования и стандартизации в области сельскохозяйственного водоснабжения
Комплекс мероприятий, направленных на разработку нормативной и технической документации в области сельскохозяйственного водоснабжения, представлен в табл. 5.
Основные задания по разработке научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
В табл. 6 представлены основные задания на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Технико-экономическое обоснование расчета капитальных вложений для реализации программы
В таблице 7 представлены капитальные вложения в модернизацию, тампонаж и бурение (новых или взамен ликвидированных) скважин. Данные были получены в ходе мониторинга производственно-финансовой деятельности предприятий ОАО «Заславльбурвод», ОАО «Барановичипромбурвод», ОАО «Витебскбурвод», ОАО «Гомельпромбурвод», ОАО «Гроднобурвод», ОАО «Могилевпромбурвод», ОАО «Слуцкпромбурвод». Необходимо отметить, что зачастую полученные в ходе проведенного мониторинга данные от администраций вышеназванных структурных подразделений не соответствовали действительности, что свидетельствует о низкой квалификации административных работников, не налаженном учете и отсутствии паспортизации объектов сельхозводоснабжения.
Данные, касающиеся стоимости тампонажа, капитального ремонта и перебуривания одной скважины, брались с учетом конъюнктуры цен на данном сегменте рынка. В таблицах 8 и 9 приведены необходимые капиталовложения на приобретение необходимого технологического оборудования для эффективной эксплуатации систем водоснабжения на селе. Количество экскаваторов и диагностического оборудования было рассчитано, исходя из потребности 1 производственная база = 1 экскаватор, 1 диагностическое оборудование по анализу водозаборных скважин, водопроводных сетей, насосного оборудования. В таблице 10 приведены капиталовложения на оборудование для водозаборных скважин. Необходимая потребность в оборудовании была взята из данных, представленных каждым предприятием по установленной форме-анкете, исходя из их предполагаемой производственной мощности, наличия на балансе водозаборных скважин, износа основных производственных фондов. Стоимость оборудования была взята с учетом средневзвешенных цен на данном сегменте рынка на аналогичную продукцию. В таблице 11 приведены капиталовложения на приобретение установок по дезинфекции и обеззараживанию воды. Исходными данными для данного расчета являются оптимальное количество бригад, необходимых для выполнения данного объема работ. Оптимальное количество бригад рассчитывается, исходя из общего числа скважин, находящихся в эксплуатации предприятий (согласно нормативам необходимо 2 раза проводить техническое обслуживание одной водозаборной скважины), и норм технического обслуживания скважин одной бригадой (оптимальное число заявок в месяц на обслуживание одной бригады равняется 25 — данные взяты при проведении ретроспективного анализа нормативной литературы). Таким образом, необходимое число установок по дезинфекции и обеззараживанию воды определяется, исходя из соотношения «одна установка в ведении одной бригады». В таблице 12 приведены необходимые затраты на приобретение станций обезжелезивания воды. Необходимое количество станций определялось экспертным методом, исходя из качества подземных вод в данном регионе.
Расчет необходимого наличия производственных баз для обеспечения оптимальной работы предприятий приведен в таблице 13. Так, из анализа отечественной практики организации служб эксплуатации и технического обслуживания систем водоснабжения на селе было установлено, что наиболее оптимальным соотношением является наличие на балансе одной производственной базы предприятий около 800 скважин. Стоимость строительно-монтажных работ по ремонту производственных баз производилась по типовой смете на аналогичный объект. Таким образом, исходя из информации о наличии на балансе водозаборных скважин, можно рассчитать необходимое количество производственных баз областного объединения «Промбурвод». В таблице 14 представлены необходимые затраты на обустройство зон санитарной охраны источников водоснабжения на селе производился в зависимости от числа скважин, находящихся в эксплуатации областных предприятий. Предварительно при расчете затрат на обустройство зон санитарной охраны было усредненно принято, что 20% водозаборных скважин имеют данное обустройство.
Эффективность программы
Ожидаемый результат реализации Программы к 2010 г. — бесперебойное снабжение водой, удовлетворяющей требованиям стандарта качества, в количествах, соответствующих требованиям сельскохозяйственного производства, а также создание благоприятного экологического состояния источников водоснабжения. Реализация намеченных в программе основных заданий позволит достичь значительной суммарной экономической, социальной и экологической эффективности. Экономическая эффективность оценивается как совокупность следующих факторов. Это получение доходов от платежей, способствующих поддержанию устойчивого водоснабжения и эффективного водоотведения, экономия водных ресурсов, экономия энергоресурсов и капитальных вложений, снижение себестоимости услуг водоснабжения, повышение рентабельности предприятий сельскохозяйственного производства. За счет сокращения непроизводительных потерь и утечек воды возможна экономия используемых водных ресурсов до 30%, что позволит сократить расход электроэнергии на 15-25% и значительно снизить исчисляемые миллиардами рублей капиталовложения в строительство мощностей сооружений забора и подготовки питьевой воды, очистки сточных вод. За счет совершенствования и упорядочения структуры управления водоснабжением и водоотведением и переориентации «омертвленных» производственных мощностей удастся обойтись без привлечения новых капиталовложений на строительство производственных баз. Социальная эффективность развития сельскохозяйственного водоснабжения будет способствовать преобразованию сельских населенных мест в благоустроенные поселения с комфортными условиями. Улучшатся условия труда и отдыха, в сельскохозяйственное производство будет вовлекаться больше трудовых ресурсов. Экологическая же эффективность обеспечивается за счет уменьшения загрязнения источников водоснабжения, стабилизации, восстановления и оздоровления подземных и поверхностных вод, а также содействия поддержанию экологического равновесия, сохранения эстетической ценности природных ландшафтов.
Исполнители основных заданий Программы — НАНБ, ГКНТ, министерства Беларуси: Минсельхозпрод, Министерство образования, Минстройархитектуры, Минздрав, Минпром, Минэнерго, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также облисполкомы и органы местного управления. Общая сумма расходов на реализацию финансирования Программы — Br340.698,87 млн (в ценах на 1 октября 2005 г.), в том числе из республиканского бюджета Br155.739,92 млн, из местного — Br184958,94. От реализации Программы ожидаются следующие результаты: обеспечение технического и технологического переоснащения систем водоснабжения, проведение реконструкции и ремонта сооружений и сетей систем водоснабжения, сокращение энергетических потерь от нерационального водопользования на 25%, а также усовершенствование специализации и обеспечение интеграции специализированных субъектов АПК в объединения юридических лиц, осуществляющих водоснабжение и водоотведение.
Таблица 4. Совершенствование системы управления водоснабжением сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий
Таблица 5.Совершенствование технического нормирования и стандартизации в области сельскохозяйственного водоснабжения
Таблица 6. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
Таблица 7. Капиталовложения на модернизацию, тампонаж и бурение скважин
Таблица 8. Капиталовложения на приобретение технологического оборудования для эксплуатации систем водоснабжения на селе
Таблица 9. Капиталовложения на приобретение технологического оборудования для эксплуатации систем водоснабжения на селе
Таблица 10. Затраты на оборудования для водозаборных скважин
Таблица 11. Затраты на приобретение установок по дезинфекции и обеззараживанию воды
Таблица 12. Затраты на приобретение станций обезжелезивания воды
Таблица 13. Затраты на модернизацию производственных баз
Таблица 14. Затраты на обустройство зон санитарной охраны источников водоснабжения на селе
Анатолий ГУРИНОВИЧ, д.т.н., профессор
Основные задания программы
Основные мероприятия по совершенствованию системы управления водоснабжением сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий
Комплекс соответствующих мероприятий по улучшению системы управления сельхозводоснабжением представлен в табл. 4. Разработке основных заданий по реализации данной программы предшествовал ретроспективный анализ нормативных актов, документов, направленных на решение проблемы
сельхозводоснабжения в бывшем СССР.
Основные мероприятия по совершенствованию технического нормирования и стандартизации в области сельскохозяйственного водоснабжения
Комплекс мероприятий, направленных на разработку нормативной и технической документации в области сельскохозяйственного водоснабжения, представлен в табл. 5.
Основные задания по разработке научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
В табл. 6 представлены основные задания на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Технико-экономическое обоснование расчета капитальных вложений для реализации программы
В таблице 7 представлены капитальные вложения в модернизацию, тампонаж и бурение (новых или взамен ликвидированных) скважин. Данные были получены в ходе мониторинга производственно-финансовой деятельности предприятий ОАО «Заславльбурвод», ОАО «Барановичипромбурвод», ОАО «Витебскбурвод», ОАО «Гомельпромбурвод», ОАО «Гроднобурвод», ОАО «Могилевпромбурвод», ОАО «Слуцкпромбурвод». Необходимо отметить, что зачастую полученные в ходе проведенного мониторинга данные от администраций вышеназванных структурных подразделений не соответствовали действительности, что свидетельствует о низкой квалификации административных работников, не налаженном учете и отсутствии паспортизации объектов сельхозводоснабжения.
Данные, касающиеся стоимости тампонажа, капитального ремонта и перебуривания одной скважины, брались с учетом конъюнктуры цен на данном сегменте рынка. В таблицах 8 и 9 приведены необходимые капиталовложения на приобретение необходимого технологического оборудования для эффективной эксплуатации систем водоснабжения на селе. Количество экскаваторов и диагностического оборудования было рассчитано, исходя из потребности 1 производственная база = 1 экскаватор, 1 диагностическое оборудование по анализу водозаборных скважин, водопроводных сетей, насосного оборудования. В таблице 10 приведены капиталовложения на оборудование для водозаборных скважин. Необходимая потребность в оборудовании была взята из данных, представленных каждым предприятием по установленной форме-анкете, исходя из их предполагаемой производственной мощности, наличия на балансе водозаборных скважин, износа основных производственных фондов. Стоимость оборудования была взята с учетом средневзвешенных цен на данном сегменте рынка на аналогичную продукцию. В таблице 11 приведены капиталовложения на приобретение установок по дезинфекции и обеззараживанию воды. Исходными данными для данного расчета являются оптимальное количество бригад, необходимых для выполнения данного объема работ. Оптимальное количество бригад рассчитывается, исходя из общего числа скважин, находящихся в эксплуатации предприятий (согласно нормативам необходимо 2 раза проводить техническое обслуживание одной водозаборной скважины), и норм технического обслуживания скважин одной бригадой (оптимальное число заявок в месяц на обслуживание одной бригады равняется 25 — данные взяты при проведении ретроспективного анализа нормативной литературы). Таким образом, необходимое число установок по дезинфекции и обеззараживанию воды определяется, исходя из соотношения «одна установка в ведении одной бригады». В таблице 12 приведены необходимые затраты на приобретение станций обезжелезивания воды. Необходимое количество станций определялось экспертным методом, исходя из качества подземных вод в данном регионе.
Расчет необходимого наличия производственных баз для обеспечения оптимальной работы предприятий приведен в таблице 13. Так, из анализа отечественной практики организации служб эксплуатации и технического обслуживания систем водоснабжения на селе было установлено, что наиболее оптимальным соотношением является наличие на балансе одной производственной базы предприятий около 800 скважин. Стоимость строительно-монтажных работ по ремонту производственных баз производилась по типовой смете на аналогичный объект. Таким образом, исходя из информации о наличии на балансе водозаборных скважин, можно рассчитать необходимое количество производственных баз областного объединения «Промбурвод». В таблице 14 представлены необходимые затраты на обустройство зон санитарной охраны источников водоснабжения на селе производился в зависимости от числа скважин, находящихся в эксплуатации областных предприятий. Предварительно при расчете затрат на обустройство зон санитарной охраны было усредненно принято, что 20% водозаборных скважин имеют данное обустройство.
Эффективность программы
Ожидаемый результат реализации Программы к 2010 г. — бесперебойное снабжение водой, удовлетворяющей требованиям стандарта качества, в количествах, соответствующих требованиям сельскохозяйственного производства, а также создание благоприятного экологического состояния источников водоснабжения. Реализация намеченных в программе основных заданий позволит достичь значительной суммарной экономической, социальной и экологической эффективности. Экономическая эффективность оценивается как совокупность следующих факторов. Это получение доходов от платежей, способствующих поддержанию устойчивого водоснабжения и эффективного водоотведения, экономия водных ресурсов, экономия энергоресурсов и капитальных вложений, снижение себестоимости услуг водоснабжения, повышение рентабельности предприятий сельскохозяйственного производства. За счет сокращения непроизводительных потерь и утечек воды возможна экономия используемых водных ресурсов до 30%, что позволит сократить расход электроэнергии на 15-25% и значительно снизить исчисляемые миллиардами рублей капиталовложения в строительство мощностей сооружений забора и подготовки питьевой воды, очистки сточных вод. За счет совершенствования и упорядочения структуры управления водоснабжением и водоотведением и переориентации «омертвленных» производственных мощностей удастся обойтись без привлечения новых капиталовложений на строительство производственных баз. Социальная эффективность развития сельскохозяйственного водоснабжения будет способствовать преобразованию сельских населенных мест в благоустроенные поселения с комфортными условиями. Улучшатся условия труда и отдыха, в сельскохозяйственное производство будет вовлекаться больше трудовых ресурсов. Экологическая же эффективность обеспечивается за счет уменьшения загрязнения источников водоснабжения, стабилизации, восстановления и оздоровления подземных и поверхностных вод, а также содействия поддержанию экологического равновесия, сохранения эстетической ценности природных ландшафтов.
Исполнители основных заданий Программы — НАНБ, ГКНТ, министерства Беларуси: Минсельхозпрод, Министерство образования, Минстройархитектуры, Минздрав, Минпром, Минэнерго, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также облисполкомы и органы местного управления. Общая сумма расходов на реализацию финансирования Программы — Br340.698,87 млн (в ценах на 1 октября 2005 г.), в том числе из республиканского бюджета Br155.739,92 млн, из местного — Br184958,94. От реализации Программы ожидаются следующие результаты: обеспечение технического и технологического переоснащения систем водоснабжения, проведение реконструкции и ремонта сооружений и сетей систем водоснабжения, сокращение энергетических потерь от нерационального водопользования на 25%, а также усовершенствование специализации и обеспечение интеграции специализированных субъектов АПК в объединения юридических лиц, осуществляющих водоснабжение и водоотведение.
Таблица 4. Совершенствование системы управления водоснабжением сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий
Наименование мероприятий | Стоимость, млн руб. | Ожидаемый результат |
Разработать бизнес-план по созданию системы технического обслуживания и эксплуатации сельскохозяйственного водоснабжения и создать предприятия "Сельхозводоканал" в областях | 224,000 | Повышение профессионального уровня эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения. Обеспечение бесперебойного водоснабжения. Рациональное расходование инвестиций с целью обеспечения сельского насе6ления качественной питьевой водой |
Создать единую информационную систему (кадастр) сетей, сооружений и инженерного оборудования систем сельскохозяйственного водоснабжения и водоотведения | 100,000 | Снижение затрат на проектно-изыскательские работы и эксплуатацию на 5%. Сокращение времени ликвидации аварий на сетях водопровода и канализации |
Разработать систему ценообразования воды и услуг канализации сельскохозяйственного водоснабжения и водоотведения | 20,00 | Обоснованная цена воды и планирование снижения себестоимости |
Разработать систему статистической отчетности эксплуатацией сельскохозяйственного водоснабжения и водоотведения | 30,00 | Объективная информация для анализа и принятия решений |
Таблица 5.Совершенствование технического нормирования и стандартизации в области сельскохозяйственного водоснабжения
Наименование мероприятий | Стоимость, млн руб. | Ожидаемый результат |
Разработать ТКП "Технические правила эксплуатации сельских систем водоснабжения" | 32.00 | Повышение уровня эксплуатации систем водоснабжения |
Разработать ТКП "Порядок проведении планово-предупредительных ремонтов систем сельхозводоснабжения" | 22.0 | Обеспечение надежной работы систем питьевого водоснабжения и безаварийной их эксплуатации |
Разработать стандарт Республики Беларусь "Технические требования выбора источников систем нецентрализованных водоснабжения" | 24.00 | Защита подземных вод от проникновения загрязнений |
Разработать ТКП «Проектирование и производство работ по ликвидации (тампонажу) водозаборных скважин" | 21.00 | Повышение уровня проектирования систем водоснабжения |
Разработать СТБ «Приемка законченных строительством водозаборов из подземных источников» | 24.00 | Повышение уровня эксплуатации систем водоснабжения |
Разработать СТБ «Фильтры водозаборных скважин» | 18.00 | Повышение технического уровня строительства водозаборных скважин |
ТКП « Обследование сетей и сооружений систем водоснабжения» | 28.00 | Обеспечение надежной работы систем питьевого водоснабжения и безаварийной их эксплуатации |
Разработать ТКП "Санация водозаборных скважин систем сельхозводоснабжения" | 26.00 | Продление срока службы водозаборных скважин. Экономия капитальных вложений на 60% |
Таблица 6. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
Наименование мероприятий | Стоимость, млн руб. | Ожидаемый результат |
Провести районирование областей по регламентации технического обслуживания водозаборных скважин | 144,00 | Определение оптимальных сроков и методов технического обслуживания фильтров скважин и водоподъемного оборудования. Увеличение сроков службы на 20% |
Оценить влияние и разработать меры по предотвращению поступлений загрязнений в источники сельхозводоснабжения от сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий | 60,00 | Снижение поступлений загрязнений в источники сельхозводоснабжения |
Разработать, освоить производство и внедрить универсальную переносную установку и технологию для дезинфекции оборудования и обеззараживания воды | 150,00 | Предотвращение микробиологического загрязнения воды |
Создать унифицированные автоматизированные станции очистки питьевой воды от железа | 160,00 | Совершенствование процесса очистки природных вод от железа, повышение надежности работы станций водоподготовки |
Разработать и внедрить технологию гидродинамической и телевизионной диагностики технического состояния водозаборных скважин | 100.00 | Оперативное средство объективной диагностики технического состояния водозаборных скважин. Снижение эксплуатационных затрат по обслуживанию и ремонту скважин на 20% |
Создать информационную технологию оптимального проектирования новых, реконструкции и капитального ремонта водозаборных скважин | 78,00 | Повышение качества проектных работ, снижение сроков и стоимости проектов на 75%.Проектирование непосредственно буровым предприятием |
Создать универсальный агрегат для бурения, капитального ремонта и технического обслуживания водозаборных скважин и регенерации фильтров скважин | 860.00 | Обеспечение предприятий отечественным оборудованием для бурения, технического обслуживания скважин питьевого водоснабжения. Обеспечение своевременного выполнения ремонта. Снижение эксплуатационных затрат |
Разработать и освоить выпуск средств дезинфекции сооружений и сетей и обеззараживания воды и продуктов сельхозпроизводства | 136.00 | Обеспечение нормативного качества воды по бактериологическим показателям. Снижение эксплуатационных затрат на 15-20%. |
Разработать и внедрить комплексные технологические решения автоматизированного управления объектами сельхозводоснабжения | 80.00 | Снижение эксплуатационных и энергетических затрат на 20-30%. Снижение аварийности на 20-30%. |
Провести комплекс технологических и гидрогеологических работ по оптимизации параметров оборудования и режимов работы насосных систем объектов сельхозводоснабжения | 82705.00 | Снижение энергетических затрат на 25% |
Таблица 7. Капиталовложения на модернизацию, тампонаж и бурение скважин
Стоимость 1 капит. ремонта, млн руб. | Кол-во скважин, требующих тампонажа, шт. | Стоимость 1 тампонажа, млн руб. | Кол-во скважин, которые нужно пробурить (новых и взамен ликвидированных), шт. | Стоимость 1 перебуривания, млн руб. |
10 | 402 | 4 | 107 | 5,3 |
10 | 732 | 4 | 91 | 5,3 |
10 | 162 | 4 | 81 | 5,3 |
10 | 132 | 4 | 66 | 5,3 |
10 | 866 | 4 | 217 | 5,3 |
10 | 65 | 4 | 188 | 5,3 |
Таблица 8. Капиталовложения на приобретение технологического оборудования для эксплуатации систем водоснабжения на селе
Наимен. региона | Буровые уста- новки | Стоим. 1 буровой устан. | Компрес- соры | Стоим. 1 компрес- сора | Авто- цистер- ны | Стоим. 1 авто- цистер- ны | Грузовой авто- транспорт | Стоим. 1 грузового авто- транпорта |
Брестская область | 2 | 300 | 2 | 200 | 0 | 30 | 4 | 65 |
Витебская область | 3 | 300 | 2 | 200 | 2 | 30 | 5 | 65 |
Гомельская область | 3 | 300 | 1 | 200 | 3 | 30 | 3 | 65 |
Гродненская область | 4 | 300 | 2 | 200 | 0 | 30 | 2 | 65 |
Минская область | 10 | 300 | 5 | 200 | 3 | 30 | 8 | 65 |
Могилевская область | 3 | 300 | 3 | 200 | 4 | 30 | 6 | 65 |
Таблица 9. Капиталовложения на приобретение технологического оборудования для эксплуатации систем водоснабжения на селе
Наименование региона | Автокран, кол-во, шт. | Цена 1 авто- крана | Агрегаты по ремонту скважин | Цена 1 агрегата | Экска- ваторы | Стоим. 1 экска- ватора | Диагно- стическое обору- дование | Цена 1 шт. оборудо- вания |
Брестская область | 1 | 180 | 2 | 430 | 3 | 60 | 0 | 32,25 |
Витебская область | 1 | 180 | 2 | 430 | 4 | 60 | 0 | 32,25 |
Гомельская область | 1 | 180 | 2 | 430 | 2 | 60 | 0 | 32,25 |
Гродненская область | 1 | 180 | 2 | 430 | 3 | 60 | 0 | 32,25 |
Минская область | 2 | 180 | 4 | 430 | 5 | 60 | 0 | 32,25 |
Могилевская область | 1 | 180 | 2 | 430 | 3 | 60 | 0 | 32,25 |
Таблица 10. Затраты на оборудования для водозаборных скважин
Наимен. региона | Станции управ- ления | Стоим. 1 станции | Оборуд. с частотным преобра- зователем | Стоим. 1 оборудования с частотным преобра- зователем | Водо- меры | Стоим. 1 водо- мера | Насосы погруж- ные | Стоимость 1 насоса |
Брестская область | 739 | 0,276 | 492 | 2,15 | 2073 | 0,323 | 264 | 0,359 |
Витебская область | 1139 | 0,276 | 758 | 2,15 | 2776 | 0,323 | 400 | 0,359 |
Гомельская область | 300 | 0,276 | 200 | 2,15 | 1470 | 0,323 | 500 | 0,359 |
Гродненская область | 760 | 0,276 | 500 | 2,15 | 2258 | 0,323 | 300 | 0,359 |
Минская область | 1300 | 0,276 | 800 | 2,15 | 3898 | 0,323 | 1315 | 0,359 |
Могилевская область | 600 | 0,276 | 400 | 2,15 | 2491 | 0,323 | 1000 | 0,359 |
Таблица 11. Затраты на приобретение установок по дезинфекции и обеззараживанию воды
Наимено- вание региона | Кол-во скважин, находящиеся в эксплуатации областных предприятий | Норма на 1 бригаду по техническому обслуживанию за месяц* | Расчет необходимого количества бригад для выполнения всего объема по техническому обслужи- ванию водозаборных скважин (проект) | Кол-во установок (в расчете 1 бригада -1 установка), шт. | Стоимость 1 установки, млн руб. |
Брестская область | 2303 | 25 | 15 | 15 | 4,3 |
Витебская область | 3084 | 25 | 21 | 21 | 4,3 |
Гомельская область | 1633 | 25 | 11 | 11 | 4,3 |
Гродненская область | 2509 | 25 | 17 | 17 | 4,3 |
Минская область | 4331 | 25 | 29 | 29 | 4,3 |
Могилевская область | 2768 | 25 | 18 | 18 | 4,3 |
Таблица 12. Затраты на приобретение станций обезжелезивания воды
Наименование региона | Кол-во, шт. | Цена за 1 шт. |
Брестская область | 921 | 18 |
Витебская область | 1388 | 18 |
Гомельская область | 572 | 18 |
Гродненская область | 1004 | 18 |
Минская область | 1299 | 18 |
Могилевская область | 1246 | 18 |
Таблица 13. Затраты на модернизацию производственных баз
Наименование региона | Кол-во скважин, находящиеся на обслуживании 1 производственной базы (в среднем), шт. | Кол-во производственных баз, находящихся в составе каждого областного отделения (проект) | Цена ремонта 1-ой производственной базы (в среднем), млн .руб. |
Брестская область | 800 | 3 | 64,5 |
Витебская область | 800 | 4 | 64,5 |
Гомельская область | 800 | 2 | 64,5 |
Гродненская область | 800 | 3 | 64,5 |
Минская область | 800 | 5 | 64,5 |
Могилевская область | 800 | 3 | 64,5 |
Таблица 14. Затраты на обустройство зон санитарной охраны источников водоснабжения на селе
Наименование региона | Кол-во зон санитарного обустройства | Цена одного обустройства зоны санитарного обустройства, мил. руб. |
Брестская область | 1842 | 5 |
Витебская область | 2467 | 5 |
Гомельская область | 1306 | 5 |
Гродненская область | 2007 | 5 |
Минская область | 3465 | 5 |
Могилевская область | 2214 | 5 |
Анатолий ГУРИНОВИЧ, д.т.н., профессор
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 35 за 2006 год в рубрике жкх