О государственной программе водоснабжения и гарантированного обеспечения качественной водой сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий
В 2005 г. автором данной публикации совместно с рабочей группой строительного факультета БНТУ была разработана государственная программа водоснабжения и гарантированного обеспечения качественной водой сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий на 2006-2010 гг.
Проблема сельскохозяйственного производства — одна из главных в социально-экономическом развитии общества и укреплении продовольственной безопасности Беларуси. Около 90% территории страны занято сельским производством, в сфере которого задействовано около 30% ее населения. Негативные последствия институциональной реформы (отсутствие государственных программ финансирования развития сельских населенных пунктов) в первой половине 90-х гг. привели к резкому снижению объемов сельхозпроизводства и хозяйственной деятельности на селе. Несмотря на то, что в последние годы в агропромышленном комплексе наметились положительные тенденции, они еще не обеспечивают эффективного развития аграрного производства и хозяйствования. В связи с этим требуется принятие государством комплекса мероприятий, направленных на решение данных проблем. Инвестирование в развитие инженерной инфраструктуры сельхозпроизводства, где основное место принадлежит водоснабжению, в условиях ограниченных финансовых возможностей государства осуществлялось по остаточному принципу, в результате чего резко снизилась надежность и эффективность работы систем сельхозводоснабжения. В целом сектор сельскохозяйственного водоснабжения и водоотведения находится в критическом состоянии и характеризуется постоянным дефицитом капитальных вложений, огромными потерями электроэнергии и воды, а также большим числом аварий, что продиктовало необходимость проведения новой государственной водохозяйственной политики. Отсутствие четкой политики, направленной на управление водными ресурсами или распределение прав собственности, приводит к извлечению воды в недопустимых для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности количествах и — как следствие — к снижению доступности грунтовых вод, а также к загрязнению поверхностных вод промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми сточными водами. В результате потенциальное использование подземных вод ограничивается, а стоимость услуг для конечного пользователя повышается. Программа предусматривает решение комплекса задач организационного, технического, экономического и правового характера в целостной системе сельскохозяйственного водоснабжения. Технически эти задачи включают извлечение воды из источника (скважинный или поверхностный забор), водоподготовку, подачу воды на сооружения локальной очистки и, наконец, снабжение потребителей водой нормативных пользовательских параметров.
Государственная программа возрождения и развития села на 2006-2010 гг. требует больших капиталовложений, выполнения огромных объемов работ и значительных материальных и трудовых затрат. Рациональное их использование должно органически сочетаться с охраной окружающей среды, сокращением потребления воды и сброса стоков от сельскохозяйственного производства, обеспечением населения системами водоснабжения и канализации. При этом стоящие задачи должны решаться не копированием городских систем, а с учетом специфики села, перерабатывающих предприятий, а следовательно, с применением специальных систем и сооружений. Комплексная задача водоснабжения неразрывно связана с водоотведением и очисткой сточных вод и должна решаться в единой системе водного хозяйства того или иного региона. Реализация заданий и мероприятий программы потребует значительных объемов финансирования и консолидации усилий республиканских, областных и районных структур, органов местного управления, предприятий, ученых и специалистов.
Состояние водоснабжения сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий
Объединение «Промбурвод» было создано в 1927 г. решением Совета народных комиссаров БССР для оказания услуг водоснабжения на селе. С 1930 по 1985 гг. имеет место структурное становление системы управления сельскохозяйственным водоснабжением: зоны обслуживания делятся по областям, внедряются прогрессивные методы бурения. Объекты стали сдаваться под ключ. В состав треста «Промбурвод» входило 7 строительно-монтажных управлений: ССМУ-1 (Заславль), ССМУ-2 (Барановичи), ССМУ-3 (Витебск), ССМУ-4 (Гомель), ССМУ-5 (Гродно), ССМУ-6 (Могилев) и ССМУ-7 (Слуцк). Впоследствии данные предприятия были переименованы в специализированные строительно-монтажные предприятия «Промбурвод». В конце 60-х гг. Республиканским объединением «Белсельхозтехника» была создана служба технического обслуживания и ремонта систем водоснабжения объектов сельского хозяйства в каждом районе БССР, а впоследствии — Республики Беларусь. В целом по стране работало 80 бригад технического обслуживания и ремонта скважин (основные данные производственно-финансовой деятельности областных предприятий треста «Промбурвод» за период с 1991 по 2004 гг. были получены в ходе проведенного мониторинга). В этот период была сформирована система управления объектами сельскохозяйственного водоснабжения. Ее участники и их основные функции представлены в таблице 1.
Таблица 1. Распределение прав и обязанностей
Рис. 1. Динамика изменения объемов выполненных заявок по техническому обслуживанию и капитальному ремонту за период с 1991 по 2004 гг.
Начиная с 1991 г. в связи с удорожанием работ, падением платежеспособности предприятий сельского хозяйства сократились объемы работ по техническому обслуживанию и ремонту скважин (см. рис. 1). В результате основную работу по техническому обслуживанию и капитальному ремонту скважин предприятия сельского хозяйства производят самостоятельными силами — как правило, низкоквалифицированно и без надлежащего технического оборудования. В результате передачи прав на обслуживание и эксплуатацию систем водоснабжения предприятиям сельского хозяйства значительно увеличилось число поломок водоподъемного и технологического оборудования, что вело, в первую очередь, к преждевременному выходу из строя скважин и систем водоснабжения в целом. В настоящее время ОАО «Промбурвод» лишь оказывает на договорных началах разовые заявки по техническому обслуживанию скважин. Как видно из графического анализа, количество заявок на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов водоснабжения сократилось в 2004 г. по сравнению с 1991 г. почти в 6 раз; объем работ по капитальному периоду за аналогичный период — более чем в 11 раз.
Рис. 2. Наличие звеньев по техническому обслуживанию и техническому ремонту по предприятиям «Промбурвод»
В результате в Республике Беларусь на эксплуатации систем водоснабжения в сельской местности занято всего 25 бригад. Иначе говоря, недокомплект до оптимальной работы системы составляет 70% (см. рис. 2). Изменение организационно-правовой формы управления (специализированные строительно- монтажные предприятия «Промбурвод» преобразовались в открытые акционерные общества) не улучшило критического состояния дел в сельхозводоснабжениии. Износ активной части основных производственных фондов (машины и оборудование) организаций объединения «Промбурвод» превышает 90% (см. рис. 3).
Рис. 3. Износ основных производственных фондов предприятий «Промбурвод»
В результате техническое состояние систем водоснабжения на селе зачастую не отвечает установленным требованиям Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь, осуществляющих контроль и надзор в области питьевого водоснабжения. В таблице 2 приведены основные причины низкой эффективности эксплуатации систем сельского водоснабжения.
Таблица 2. Основные причины снижения эффективности эксплуатации систем водоснабжения
Использование и учет воды
Основными потребителями воды в сельском хозяйстве являются предприятия переработки сельскохозяйственной продукции, предприятия животноводства, сельскохозяйственная техника и ремонтно-механические мастерские, а также население, работающее на производстве. Большие расходы воды могут понадобиться на орошение сельскохозяйственных угодий, которое в настоящей работе не рассматривается и должно решаться в качестве самостоятельной задачи соответствующими специализированными организациями. Предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции потребляют большое количество воды в санитарно-гигиенических (мойка тары, оборудования, помещений) и технологических (теплообменное оборудование, кондиционирование, паровая стерилизация, отопление) целях. Этот вид потребителей представлен объектами, продукцией которых являются молочная продукция, консервы, спирт, мясо, крахмал, вино. Водопотребление на перерабатывающих предприятиях регламентируется технологическими инструкциями. Для определения расходов воды и количеств образующихся сточных вод от сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий при проектировании используются удельные нормы водопотребления и водоотведения, отнесенные к какой-либо единице измерения (в зависимости от вида потребителя), которые принимаются по действующим СНиП, технологическим нормам проектирования, укрупненным нормам расхода воды и количества сточных вод на единицу продукции. В таблице 3 приведены усредненные расходы свежей воды по Республике Беларусь.
Таблица 3. Потребности в свежей воде основных отраслей сельского хозяйства
До 50% воды теряется из-за неисправности сетей и установленного на них оборудования, нерационального расходования воды на производстве, отсутствия регулирования давлений у потребителей, высокой аварийности на водопроводных сетях. Несмотря на сокращение использования воды ввиду общего падения производства остается проблемой высокое (более 20%) потребление питьевой воды на технологические нужды. Приборным учетом не охвачены забор воды, ее подача сельхозпотребителям и распределение ее между ними. Это не позволяет объективно оценивать в действующих формах статистической отчетности водопотребление и потери воды.
Источники водоснабжения
В Беларуси достаточно ресурсов пресной подземной и поверхностной воды для удовлетворения потребностей сельскохозяйственного производства. Однако эти ресурсы нужно правильно использовать, технически грамотно эксплуатируя системы водоснабжения и водоотведения. Отбор только подземных вод не превышает 50% от разведанных и составляет менее 7% от прогнозных запасов, что свидетельствует о пригодности данного резерва для перспективного водоснабжения. Однако эти ресурсы подвержены угрозе загрязнения. Кроме того, они либо используются неэффективно, либо вообще растрачиваются впустую. Подземные воды характеризуются наличием в целом благоприятных условий формирования естественных ресурсов, что обеспечивается инфильтрацией атмосферных осадков. Имеющиеся прогнозные ресурсы оцениваются в объеме 49.596 м3/сут.
По своим природным качествам подземные воды более чем 80% водоисточников не соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям по содержанию железа (в среднем 1-5, в отдельных случаях — 10 мг/л и более), а также марганца, аммиака и других нежелательных включений. Вода многих водозаборов обладает высокой коррозийной активностью, способствующей возникновению вторичному загрязнению воды в металлических емкостях и трубах. Наметилась тенденция ухудшения качества подземных вод по ряду показателей (нитраты, сульфаты, хлориды, фенолы, хром, свинец, нефтепродукты, микробиологические загрязнения) в результате влияния объектов городского хозяйства (полигоны твердых бытовых отходов, поля фильтрации, иловые площадки), промышленных и сельскохозяйственных предприятий, смывов с сельхозугодий. По данным официальной статистики, 31% подземных водоисточников не соответствует санитарным нормам, что приводит к ликвидации водозаборных скважин.
Окончание следует
Aнатолий ГУРИНОВИЧ, д.т.н., профессор
обсуждение статьи
Проблема сельскохозяйственного производства — одна из главных в социально-экономическом развитии общества и укреплении продовольственной безопасности Беларуси. Около 90% территории страны занято сельским производством, в сфере которого задействовано около 30% ее населения. Негативные последствия институциональной реформы (отсутствие государственных программ финансирования развития сельских населенных пунктов) в первой половине 90-х гг. привели к резкому снижению объемов сельхозпроизводства и хозяйственной деятельности на селе. Несмотря на то, что в последние годы в агропромышленном комплексе наметились положительные тенденции, они еще не обеспечивают эффективного развития аграрного производства и хозяйствования. В связи с этим требуется принятие государством комплекса мероприятий, направленных на решение данных проблем. Инвестирование в развитие инженерной инфраструктуры сельхозпроизводства, где основное место принадлежит водоснабжению, в условиях ограниченных финансовых возможностей государства осуществлялось по остаточному принципу, в результате чего резко снизилась надежность и эффективность работы систем сельхозводоснабжения. В целом сектор сельскохозяйственного водоснабжения и водоотведения находится в критическом состоянии и характеризуется постоянным дефицитом капитальных вложений, огромными потерями электроэнергии и воды, а также большим числом аварий, что продиктовало необходимость проведения новой государственной водохозяйственной политики. Отсутствие четкой политики, направленной на управление водными ресурсами или распределение прав собственности, приводит к извлечению воды в недопустимых для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности количествах и — как следствие — к снижению доступности грунтовых вод, а также к загрязнению поверхностных вод промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми сточными водами. В результате потенциальное использование подземных вод ограничивается, а стоимость услуг для конечного пользователя повышается. Программа предусматривает решение комплекса задач организационного, технического, экономического и правового характера в целостной системе сельскохозяйственного водоснабжения. Технически эти задачи включают извлечение воды из источника (скважинный или поверхностный забор), водоподготовку, подачу воды на сооружения локальной очистки и, наконец, снабжение потребителей водой нормативных пользовательских параметров.
Государственная программа возрождения и развития села на 2006-2010 гг. требует больших капиталовложений, выполнения огромных объемов работ и значительных материальных и трудовых затрат. Рациональное их использование должно органически сочетаться с охраной окружающей среды, сокращением потребления воды и сброса стоков от сельскохозяйственного производства, обеспечением населения системами водоснабжения и канализации. При этом стоящие задачи должны решаться не копированием городских систем, а с учетом специфики села, перерабатывающих предприятий, а следовательно, с применением специальных систем и сооружений. Комплексная задача водоснабжения неразрывно связана с водоотведением и очисткой сточных вод и должна решаться в единой системе водного хозяйства того или иного региона. Реализация заданий и мероприятий программы потребует значительных объемов финансирования и консолидации усилий республиканских, областных и районных структур, органов местного управления, предприятий, ученых и специалистов.
Состояние водоснабжения сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий
Объединение «Промбурвод» было создано в 1927 г. решением Совета народных комиссаров БССР для оказания услуг водоснабжения на селе. С 1930 по 1985 гг. имеет место структурное становление системы управления сельскохозяйственным водоснабжением: зоны обслуживания делятся по областям, внедряются прогрессивные методы бурения. Объекты стали сдаваться под ключ. В состав треста «Промбурвод» входило 7 строительно-монтажных управлений: ССМУ-1 (Заславль), ССМУ-2 (Барановичи), ССМУ-3 (Витебск), ССМУ-4 (Гомель), ССМУ-5 (Гродно), ССМУ-6 (Могилев) и ССМУ-7 (Слуцк). Впоследствии данные предприятия были переименованы в специализированные строительно-монтажные предприятия «Промбурвод». В конце 60-х гг. Республиканским объединением «Белсельхозтехника» была создана служба технического обслуживания и ремонта систем водоснабжения объектов сельского хозяйства в каждом районе БССР, а впоследствии — Республики Беларусь. В целом по стране работало 80 бригад технического обслуживания и ремонта скважин (основные данные производственно-финансовой деятельности областных предприятий треста «Промбурвод» за период с 1991 по 2004 гг. были получены в ходе проведенного мониторинга). В этот период была сформирована система управления объектами сельскохозяйственного водоснабжения. Ее участники и их основные функции представлены в таблице 1.
Таблица 1. Распределение прав и обязанностей
Наименование органа управления | Основные функции |
Министерство сельского хозяйства БССР | разработка годовых и перспективных планов строительства объектов водоснабжения в колхозах, совхозах и на других предприятиях и в организациях сельского хозяйства; функции заказчика по строительству объектов сельскохозяйственного водоснабжения, кроме групповых водопроводов сметной стоимостью свыше 10 млн.рублей |
Министерство мелиорации и водного хозяйства БССР и Главполесьеводстрой | разработка и утверждение по согласованию с Министерством сельского хозяйства СССР и Госстроем СССР нормативных материалов, инструктивных и методических указаний по проектированию, строительству и эксплуатации объектов сельскохозяйственного водоснабжения; проектирование объектов водоснабжения в колхозах, совхозах и на других предприятиях и в организациях сельского хозяйства; функции генерального подрядчика по строительству объектов сельскохозяйственного водоснабжения, а также функции заказчика по строительству групповых водопроводов в сельской местности сметной стоимостью свыше 10 млн рублей соответственно зонам их деятельности; эксплуатация групповых водопроводов в сельской местности |
Республиканское объединение "Белсельхозтехника" Совета Министров БССР | производство работ по устройству локальных систем водоснабжения в сельских населенных пунктах |
Колхозы, совхозы и предприятия Министерства сельского хозяйства БССР | эксплуатация локальных водопроводов, включая разводящую сеть на групповых водопроводах |
Рис. 1. Динамика изменения объемов выполненных заявок по техническому обслуживанию и капитальному ремонту за период с 1991 по 2004 гг.
Начиная с 1991 г. в связи с удорожанием работ, падением платежеспособности предприятий сельского хозяйства сократились объемы работ по техническому обслуживанию и ремонту скважин (см. рис. 1). В результате основную работу по техническому обслуживанию и капитальному ремонту скважин предприятия сельского хозяйства производят самостоятельными силами — как правило, низкоквалифицированно и без надлежащего технического оборудования. В результате передачи прав на обслуживание и эксплуатацию систем водоснабжения предприятиям сельского хозяйства значительно увеличилось число поломок водоподъемного и технологического оборудования, что вело, в первую очередь, к преждевременному выходу из строя скважин и систем водоснабжения в целом. В настоящее время ОАО «Промбурвод» лишь оказывает на договорных началах разовые заявки по техническому обслуживанию скважин. Как видно из графического анализа, количество заявок на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов водоснабжения сократилось в 2004 г. по сравнению с 1991 г. почти в 6 раз; объем работ по капитальному периоду за аналогичный период — более чем в 11 раз.
Рис. 2. Наличие звеньев по техническому обслуживанию и техническому ремонту по предприятиям «Промбурвод»
В результате в Республике Беларусь на эксплуатации систем водоснабжения в сельской местности занято всего 25 бригад. Иначе говоря, недокомплект до оптимальной работы системы составляет 70% (см. рис. 2). Изменение организационно-правовой формы управления (специализированные строительно- монтажные предприятия «Промбурвод» преобразовались в открытые акционерные общества) не улучшило критического состояния дел в сельхозводоснабжениии. Износ активной части основных производственных фондов (машины и оборудование) организаций объединения «Промбурвод» превышает 90% (см. рис. 3).
Рис. 3. Износ основных производственных фондов предприятий «Промбурвод»
В результате техническое состояние систем водоснабжения на селе зачастую не отвечает установленным требованиям Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь, осуществляющих контроль и надзор в области питьевого водоснабжения. В таблице 2 приведены основные причины низкой эффективности эксплуатации систем сельского водоснабжения.
Таблица 2. Основные причины снижения эффективности эксплуатации систем водоснабжения
Причины | Оценка ущерба |
Неправильный подбор и установка насосного оборудования | перерасход электроэнергии до 30%, сокращение срока службы насосов в 1,5-2 раза |
Отсутствие учета и контроля подачи, потребления воды и ее оплаты | потери воды более 30% и перерасход электроэнергии |
Невыполнение регламентных работ по регенерации фильтров скважин | снижение удельного дебита, перерасход электроэнергии до 20% |
Отсутствие автоматики и средств защиты электродвигателей насосов | перерасход электроэнергии, сокращение срока службы насосов |
Отсутствие контроля утечек в водопроводной сети и несвоевременный ремонт | потери в воде до 50% |
Антисанитарное состояние водоохранных зон, водонапорных башен, скважин, водоразборных колонок | загрязнение окружающей среды, заболеваемость людей |
Отсутствие сооружений водоподготовки | повышение заболеваемости людей, особенно детей, износ оборудования, потери сельхозпроизводства |
Использование и учет воды
Основными потребителями воды в сельском хозяйстве являются предприятия переработки сельскохозяйственной продукции, предприятия животноводства, сельскохозяйственная техника и ремонтно-механические мастерские, а также население, работающее на производстве. Большие расходы воды могут понадобиться на орошение сельскохозяйственных угодий, которое в настоящей работе не рассматривается и должно решаться в качестве самостоятельной задачи соответствующими специализированными организациями. Предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции потребляют большое количество воды в санитарно-гигиенических (мойка тары, оборудования, помещений) и технологических (теплообменное оборудование, кондиционирование, паровая стерилизация, отопление) целях. Этот вид потребителей представлен объектами, продукцией которых являются молочная продукция, консервы, спирт, мясо, крахмал, вино. Водопотребление на перерабатывающих предприятиях регламентируется технологическими инструкциями. Для определения расходов воды и количеств образующихся сточных вод от сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий при проектировании используются удельные нормы водопотребления и водоотведения, отнесенные к какой-либо единице измерения (в зависимости от вида потребителя), которые принимаются по действующим СНиП, технологическим нормам проектирования, укрупненным нормам расхода воды и количества сточных вод на единицу продукции. В таблице 3 приведены усредненные расходы свежей воды по Республике Беларусь.
Таблица 3. Потребности в свежей воде основных отраслей сельского хозяйства
Потребители | Водопотребление, тыс. м3/сут |
Население и работающие на производстве | 455 |
Животноводство (включая производственные котельные) | 756 |
Сельхозтехника | 75 |
Предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции | 47 |
ИТОГО | 1333 |
Неучтенные расходы (10%) | 133 |
Всего | 1466 |
До 50% воды теряется из-за неисправности сетей и установленного на них оборудования, нерационального расходования воды на производстве, отсутствия регулирования давлений у потребителей, высокой аварийности на водопроводных сетях. Несмотря на сокращение использования воды ввиду общего падения производства остается проблемой высокое (более 20%) потребление питьевой воды на технологические нужды. Приборным учетом не охвачены забор воды, ее подача сельхозпотребителям и распределение ее между ними. Это не позволяет объективно оценивать в действующих формах статистической отчетности водопотребление и потери воды.
Источники водоснабжения
В Беларуси достаточно ресурсов пресной подземной и поверхностной воды для удовлетворения потребностей сельскохозяйственного производства. Однако эти ресурсы нужно правильно использовать, технически грамотно эксплуатируя системы водоснабжения и водоотведения. Отбор только подземных вод не превышает 50% от разведанных и составляет менее 7% от прогнозных запасов, что свидетельствует о пригодности данного резерва для перспективного водоснабжения. Однако эти ресурсы подвержены угрозе загрязнения. Кроме того, они либо используются неэффективно, либо вообще растрачиваются впустую. Подземные воды характеризуются наличием в целом благоприятных условий формирования естественных ресурсов, что обеспечивается инфильтрацией атмосферных осадков. Имеющиеся прогнозные ресурсы оцениваются в объеме 49.596 м3/сут.
По своим природным качествам подземные воды более чем 80% водоисточников не соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям по содержанию железа (в среднем 1-5, в отдельных случаях — 10 мг/л и более), а также марганца, аммиака и других нежелательных включений. Вода многих водозаборов обладает высокой коррозийной активностью, способствующей возникновению вторичному загрязнению воды в металлических емкостях и трубах. Наметилась тенденция ухудшения качества подземных вод по ряду показателей (нитраты, сульфаты, хлориды, фенолы, хром, свинец, нефтепродукты, микробиологические загрязнения) в результате влияния объектов городского хозяйства (полигоны твердых бытовых отходов, поля фильтрации, иловые площадки), промышленных и сельскохозяйственных предприятий, смывов с сельхозугодий. По данным официальной статистики, 31% подземных водоисточников не соответствует санитарным нормам, что приводит к ликвидации водозаборных скважин.
Окончание следует
Aнатолий ГУРИНОВИЧ, д.т.н., профессор
обсуждение статьи
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 32 за 2006 год в рубрике жкх