Итоги конкурса «Лучший строительный продукт года» будут подведены 6 сентября

11 августа в Белорусском национальном техническом университете состоялась пресс-конференция, посвященная предварительным итогам 3-го ежегодного республиканского конкурса «Лучший строительный продукт года», который проводится при поддержке двух белорусских министерств: архитектуры и строительства и образования. Его главный организатор — Научно-исследовательский и испытательный центр строительных материалов, являющийся исследовательской базой кафедры «Строительные материалы и изделия» БНТУ. От организаторов в пресс-конференции приняли участие руководитель НИИЦСМ БНТУ Александр Дрозд, его заместитель Владимир Остапенко, непосредственный куратор конкурса от НИИЦСМ Алексей Смоляков и главный редактор журнала «Мастерская» Александр Патутин.

Общая информация от организаторов конкурса


После истечения срока приема и рассмотрения заявок к участию в конкурсе допущено 107 организаций и предприятий, заявивших в общей сложности 162 продукта. На количестве конкурсных продуктов сказалось то, что в этот раз были ужесточены требования к потенциальным участникам. В первую очередь это ужесточение, ставшее важной отличительной чертой нынешнего соревнования, коснулось производителей и продавцов тротуарной плитки, теплоизоляционных материалов, сухих строительных смесей. В НИИЦСМ были проведены испытания конкурсных продуктов, что позволило сравнить их результаты с данными, предоставленными участниками. Примечательно, что конкурсанты проявили неподдельный интерес к этим исследованиям, т.к. в ходе привычных им сертификационных испытаний выясняется просто соответствие характеристик материалов требованиям норм. Цель же конкурсных испытаний — определение максимальных физико-механических показателей материалов, с тем чтобы точно знать, насколько значения этих показателей превосходят нормативные значения. Иными словами, организаторы конкурса пытаются показать, что, образно говоря, запас качества полезен. В ходе конкурса также реализован проект, имеющий прямое отношение к кафедре «Строительные материалы и изделия». Заинтересованные участники подготовили для нее стенды с образцами и описаниями своей продукции, которые будут использоваться в учебном процессе.

Вопросы журналистов и ответы организаторов конкурса

— Какие конкурсные номинации имеются, и как они определяются?


— Есть базовые номинации, они известны. А конкретные конкурсные номинации определяются по ходу приема заявок. Дело в том, что наш строительный рынок мелкосегментный. Например, разные фасадные краски (воднодисперсионные, плиолитовые, силиконовые и т.д.) собрать в одну номинацию проблематично. И мы разводим их по мере того, как набираются кандидаты. Надо адекватно на это смотреть — чтобы не сравнивать несравнимые вещи.

— Не должны ли быть изначально четко определенные номинации?

— Т.к. у нас в стране на каждый строительный продукт есть СТБ, ГОСТ или СНБ, то от них мы и отталкиваемся, определяя номинации. Кстати сказать, нормативный документ указывается в дипломах конкурса. Если, например, тротуарная плитка разделяется согласно СТБ на цветную и серую, то и номинации разделяются аналогично. Такой подход позволяет любым фирмам, организациям, частным предпринимателям точно определять, к какой номинации их продукция относится. Самый ярко выраженный в этом плане документ — СТБ по сухим строительным смесям, который разделяет эти смеси на восемь или девять видов. Значит, и номинаций столько же может быть. Если стандарт описывает одно изделие, то имеет место и одна номинация.

— Можете ли вы сказать как эксперты о каком-то среднем повышении качества отечественной продукции в сравнении с импортной?

— За всю строительную отрасль сказать сложно. Но если на конкурс приходит мировой лидер, то белорусским производителям с ним сложно конкурировать. Ведь инвестиции в производство, которые могут себе позволить такие, например, компании, как Knauf, исчисляются чуть ли не сотнями миллионов евро. Инвестиции же, которые могут позволить себе даже крупные белорусские компании, с этим несоизмеримы. Но даже у мировых лидеров есть продукция для внутреннего рынка и для использования за пределами ЕС или США. По крайней мере, это было замечено в области строительства. Они считают: чтобы завоевать восточный или другой развивающийся рынок, надо продавать на них продукты более низкой стоимости. А этого можно добиться только частично снижая их качество. С производителями таких продуктов белорусские производители конкурируют практически на равных, т.к., в частности, наша нормативная база жестче, чем в остальных странах СНГ. К сожалению, для большинства иностранных компаний участие не только в этом, но и в других белорусских конкурсах еще не стало приоритетной задачей. Это связано и с тем, что они считают: если импортное — то лучшее. Иностранные компании и рекламную деятельность на этом строят. Но по мере того как белорусский производитель будет теснить иностранных производителей, желание последних участвовать в нашем конкурсе будет усиливаться.

— Между прочим, в прошлогоднем конкурсе отечественных победителей было больше, чем зарубежных. В ряде сегментов нашего строительного рынка отечественные производители чувствуют себя гораздо увереннее, чем иностранные. Можно назвать производство предварительно изолированных труб, рынок которых принадлежит белорусским производителям. Среди сфер, в которых мы чувствуем себя уверенно, также производство лакокрасочных и теплоизоляционных материалов, сухих строительных смесей. Важно, что конкурс изначально не разделяет материалы на импортные и отечественные. Это разумно: для отечественных производителей есть очень хороший стимул стремиться к тому, чтобы превзойти своих зарубежных коллег. Но есть сферы, в которых ситуация с точностью до наоборот. Это относится, например, к теплоизоляционным системам. За десять лет существования в Беларуси этого рынка получилось так, что на нем доминируют отечественные компании, а иностранные компании не смогли представить продукт, который бы соответствовал потребностям рынка как по качеству, так и по цене. И с лакокрасочными материалами аналогичная ситуация.

— Что имеется в виду под качеством отечественных систем утепления зданий и сооружений?

— Очень многие параметры включая как стоимость, так и адекватность качества потребностям рынка.

— Но почему все эти системы в той или иной степени не отвечают требованиям, изложенным даже в не самых жестких в этом отношении наших нормативных документах? В прошлом конкурсе победили три беспрессовых пенополистирола разной плотности. Были ли у них конкуренты? Можно ли говорить, что соревновательный принцип конкурса действительно реализуется?

— Про пенополистирол и соревновательный принцип. Еще раз: ГОСТ разрешает выпускать пенополистирол разной плотности. По некоторым маркам, действительно, конкуренции не было, но были марки, где конкурировали два белорусских производителя.

— А стоит ли так мельчить? Есть вообще беспрессовый пенополистирол — вот и номинация. Можно какую-то разумную систему показателей разработать — отклонений от среднестатистического, от нормативного и т.д.

— Получается не совсем правильно. Если объединять группы материалов (допустим, те же пенополистиролы), то конкурировать между собой максимальная марка по плотности П-50 (прочный пенополистирол) и низкие по плотности марки, хоть они немного и выигрывают по теплопроводности, в плане комплексного учета всех показателей вряд ли могут. Низкие марки заведомо оказываются в проигрышном состоянии.

— Это по абсолютным отклонениям. А если взять относительные?

— Конечно, можно разработать систему относительных показателей. Но если мы ее разработаем, это будет наша система. Значит, мы будем оценивать продукты исходя из своих субъективных подходов. Мы же хотим, чтобы была объективность. По ходу конкурса мы и так сталкиваемся со многими проблемами в этом отношении. Ведь не все 162 продукта станут победителями. И когда ты сталкиваешься с проигравшим участником, ты должен ему, по крайней мере, лично, четко объяснить, почему его продукт уступил другим, по каким показателям. Но у нас иногда и объективные факторы не убеждают. Что уж тут говорить о субъективных!

— Все же улучшить систему оценки можно. Возможно, соответствующие предложения вы получите.

— Мы любые предложения рассматриваем.

— Такая частность — тротуарная плитка нашего крупного производителя. Она уже разрушается без всякого приложения нагрузки. Тем не менее, этот продукт в победителях конкурса. Что вы будете делать по этому поводу?


— Как было принято решение? Мы получили все документы, из которых следовало, что эта плитка прошла испытания и соответствует требованиям норм. Вот здесь, наверное, не обойтись без субъективного фактора. Надо собирать рекламации и отзывать такие продукты из победителей. Но, насколько известно, указанное предприятие имеет систему качества ISO 9001. А эта система должна гарантировать качество продукции в течение всего заданного срока ее службы. Конечно, вопрос есть.

— Ну и краска — то же самое. Даже краски самых авторитетных производителей облупливаются. Даже если подоснова хорошая. Что происходит? Конкурс на эти вопросы ответы дает?

— Это, наверное, надо придумать другой конкурс — конкурс эксплуатации, обследований. Такой конкурс в течение года, например, показывает — вот эти краски плохо наносили. Мы занимаемся и обследованиями. Но начинаешь испытывать материал — вроде все с ним хорошо. Значит, рабочий плохо работал. Или подоснова была не такая, какая требуется. А бывало, что заложенного в проект материала не было и в помине. И идет расследование по линии МВД. Например, говорят: водоэмульсионная краска почему-то мажется и слезает со стен. Мы посмотрели — стены просто мелом покрасили. Что делать? Наверное, с какого-то периода эксплуатации взятого под наблюдение объекта надо смотреть и решать, соответствует ли заявленное фирмой качество материала фактическому качеству. Да, есть тут море вопросов. Не всегда все делается так, как хочется.

— Кстати, в этом году набор участников конкурса производился без постоянного информирования — чтобы избежать ситуации с упомянутым крупным производителем. Как правило, небольшой или средний производитель, услышав громкое имя, не выставляет свою продукцию. Впрочем, в 2004 году у частного предпринимателя — производителя плитки — свойства его продукции оказались лучше, чем у заводов, и он победил.

— Насколько плотно вы работаете с проектными и иными организациями, которые решают, какие материалы закладывать в проекты?

— Мы с проектными институтами работаем, так сказать, от обратной связи. В типовых работах обходятся без нас, там все наработано годами. Если же возникает необходимость в нашей технической консультации, то мы подбираем материалы, соответствующие заданным техническим требованиям. Причем обычно предлагаем 2-3 альтернативных варианта, не задумываясь особо о ценовых и технологических моментах, сроках поставки и т.д. Пусть проектировщики делают выбор. О прошлогоднем конкурсе. Если в письмах нас спрашивали, какой материал лучше, мы передавали список победителей — действительно лучших на тот год материалов.

— Есть ли предприятия, которые на протяжении этих трех лет смогли каждый раз выставлять на конкурс новую продукцию? Ведь какой смысл каждый раз выставлять одно и то же? Или же раз в год выставлять новую продукцию для предприятий достаточно сложно?

— Если предприятие развивается, ему всегда есть что показать. Даже если предприятие узкого профиля, оно может выставлять измененный продукт. В этом году мы столкнулись с рядом производителей, которые выпустили подобные модификации базового продукта. Количество таких предприятий растет, но не настолько быстрыми темпами, как хотелось бы. Скорее всего, это сопряжено с инвестициями в технологию, в персонал. Общая тенденция здесь соизмерима с развитием экономики нашей страны. В России чаще в процентном отношении, чем у нас строятся новые заводы, вкладываются десятки или сотни миллионов долларов — и тут же получаются гаммы новой продукции в 20-30 наименований. У нас же в основном превалирует модернизация предприятий, строительство небольших и средних производств.

Заключение

Судя по всему, нынешний конкурс вышел на более высокий уровень по сравнению с двумя предыдущими. А подведение его итогов и торжественное награждение победителей состоятся 6 сентября в рамках 14-й международной специализированной строительной выставки «Будпрагрэс-2006». К этой дате также приурочен выход в свет каталога под названием «Лучший строительный продукт — 2006». В этом источнике будет исчерпывающая информация по предприятиям-победителям и представленной ими на конкурс продукции. Каталог планируется распространять по линии Минстройархитектуры, а также напрямую для проектных и строительных организаций Беларуси.

Дмитрий ЖУКОВ, фото автора


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 31 за 2006 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость