Возрождение первого КрАЗа
Первым грузовиком, который в далеком 1959 году начали осваивать кременчугские машиностроители, стал самосвал «Днепр-222». Сборка первых грузовиков проходила на стапелях, вручную, потому как сборочного конвейера в современном его понимании еще не существовало. Только что перепрофилированное в Кременчугский автомобильный завод, предприятие в начальный период своего существования не могло самостоятельно производить грузовые автомобили. Не хватало производственных площадей и оборудования, отсутствовала необходимая оснастка для изготовления узлов и деталей будущих машин.
Как бы там ни было, несмотря на существующие трудности, два 10-тонных самосвала Днепр-222 были собраны в течение первого года работы, а вскоре — еще три. Такому быстрому результату способствовало и то, что Ярославским автозаводом за это время была передана вся конструкторская и технологическая документация на трехосные грузовики ЯАЗ, а также было отдано специальное технологическое оборудование.
Как это водилось в те советские времена, первые собранные машины сразу же приняли участие в Первомайских демонстрациях в городах Кременчуг, Полтава и Киев, позже отправились производить впечатление на Выставке Достижений Народного Хозяйства (ВДНХ) СССР. До того, как у автомобилей КрАЗ появилась собственная эмблема — красно-голубой гребешок на капоте и надпись «КрАЗ», первые самосвалы выпускались под брэндом «Днепр», но это красивое символическое имя, к сожалению, почему-то не прижилось. Так с выпуска грузовика Днепр-222 фактически начинается история Кременчугского автозавода, а всего с 1959 по 1967 годы было выпущено 11.630 автомобилей этой модификации. Эти труженики стройплощадок в массовом порядке оправлялись на стройки Советского Союза и внесли немалый вклад в развитие страны СССР.
Накануне 60-летнего юбилея автозавода уже частная холдинговая компания «АвтоКрАЗ» приняла решение продемонстрировать историю предприятия в образцах автомобилей, которые сходили с конвейера с момента образования автомобильного производства. Начало этого направления было положено в 2005 году с реставрации бортового полноприводного армейского КрАЗ-214. Следующей целью восстановления истории стал самосвал КрАЗ-222 «Днепр». Задача оказалась куда более сложной, чем предполагалось вначале. Автомобиль 1960 года выпуска был найден в одном из автохозяйств Украины почти полностью разрушенным. Если сравнивать с работами по восстановлению КрАЗ-214, то они значительно отличались. Армейский КрАЗ восстанавливали путем реставрации готового образца, в нем отремонтировали большинство уцелевших оригинальных деталей и узлов, которые за время эксплуатации пришли в негодность. В ситуации с «Днепром» оказалась другая картина, самосвал пришлось восстанавливать на основе частично сохранившегося оригинала, так как обычно эти машины в народном хозяйстве эксплуатировалась до полного износа.
Работу по реставрации автораритета были поручены коллективу экспериментального цеха ХК «АвтоКрАЗ», уникальным специалистам-автомобилестроителям, которые занимаются созданием всех опытных образцов автомобилей КрАЗ.
Проведя подробную техническую экспертизу того, что было в наличии, был сформирован план восстановительных работ. Основной целью было добиться максимального соответствия самосвала той конструкторской документации, тем техническим требованиям и нормам, которые действовали в 1959 году. Кроме идентичности, также стояла задача получить работоспособный автомобиль: чтобы ездил, управлялся и мог пройти достаточное расстояние без буксировки.
Возрождение автопервенца происходило таким же образом, как и 47 лет назад, т.е. практически вручную. Вначале автомобиль был полностью разобран. Значительное время заняли и подготовительные операции по восстановлению существующих, поиску и изготовлению недостающих узлов и деталей. Основной документацией для восстановления автомобиля была оригинальная конструкторская документация, которая бережно сохранялась в архивах завода до настоящего времени, и вот она вновь пригодилась. Помогли многочисленные фотографии тех далеких лет, найденные в цехе старые каталоги и инструкции по уходу, которые, в свою очередь, представляют определенную музейную ценность.
Поиск оригинальных узлов и деталей проходил в разных странах СНГ. Силовой агрегат привезли из России. Двигатель ЯАЗ-206 — это мотор, который имел удачную конструкцию для своего времени. Вызывают уважение такие технические решения, как двухтактный рабочий процесс двигателя, примененные насос — форсунки и нагнетатель воздуха с механическим приводом. Для восстановления мотора оказалось достаточным почистить его и перебрать, а также выполнить замену масла и фильтрующих элементов.
Работу начали с реставрации рамы, при этом некоторые утраченные поперечины были сделаны вновь по старым чертежам. Приоритет в восстановительном процессе всегда отдается ремонту старых или приобретению новых, но оригинальных деталей. Но когда эти возможности исчерпаны, приходится изготавливать необходимые узлы по обходной технологии потому, что уже нет тех штампов, того оборудования, на котором все они когда-то производились серийно.
Детали кабины нашли в ряде украинских автохозяйств. Однако над кабиной пришлось немало поработать, при помощи одного из партнеров КрАЗа по старым чертежам изготовили щиток приборов и внутренний деревянный каркас кабины. После долгих поисков в одном из автопредприятий города Черкассы были найдены детали пневматической системы рулевого управления.
Раздаточная коробка, мосты, другие элементы трансмиссии — все оригинальное, только восстановленное после длительной эксплуатации. К сожалению, некоторые детали автомобиля найти не удалось, и они были изготовлены работниками экспериментального цеха в точном соответствии с чертежами, которые хранились в архиве завода, — передняя ось, рессоры, крылья, радиатор самосвала. Больше всего хлопот доставил радиатор, в отличие от современных моделей он был пластинчатым.
Что касается окраски самосвала, то цвет был подобран идентично тем тонам, в которые окрашивались в то время КрАЗы, т.е. в защитный цвет, причем окраску провели в несколько слоев. В процессе реконструкции использовались оригинальные технологии не только по сборке, но и по окраске. В работе по восстановлению КрАЗ-222 «Днепр» были задействованы все производственные участки экспериментального цеха. Работники цеха к этой работе отнеслись с большим энтузиазмом, потому как многие помнят этот автомобиль, проводили его испытания, с ним связаны воспоминания о молодости. Об объеме проделанной работы можно судить хотя бы по тому, что самосвал состоит из 8 тысяч деталей, буквально каждую из которых нужно было отремонтировать или воссоздать заново. Цель проделанной работы заключалась в том, чтобы бережно воссоздать первозданный вид и уникальные свойства машины, нигде не приукрасив и не сфальшивив — и вот она достигнута. Отреставрированный автомобиль-самосвал КрАЗ-222 «Днепр» абсолютно идентичен образцам 1959 года выпуска.
В планах холдинговой компании «АвтоКрАЗ» — последовательное восстановления тех моделей грузовиков, которые оставили значительный след в истории Кременчугского автомобильного завода и всего автопрома СССР. Сегодня уже восстановлены две модели — КрАЗ-214 и КрАЗ-222, следующим этапом работы в этом направлении будет реконструкция автомобиля КрАЗ-255.
Можно только порадоваться за автопроизводителей из Украины и пожелать им дальнейших успехов в этой работе. Подобные идеи, как я видел, есть у Минского завода колесных тягачей, но средств, к сожалению, пока не хватает. Также приходиться констатировать, что прагматичным руководителям Минского автозавода такие мысли и в голову не приходят.
Техническая характеристика автомобиля ДНЕПР-222
Автомобиль-самосвал Днепр-222 предназначен для работы с экскаваторами, оснащенными ковшами объемом 3 м3 и перевозки различных строительных сыпучих материалов.
Колесная формула — 6х4.
Мотор — рядный двухтактный дизельный шестицилиндровый двигатель ЯАЗ-М20611, мощностью 180 л.с. при 2000 об/мин.
Коробка передач — механическая, пятиступенчатая.
Раздаточная коробка — двухступенчатая, соединена с коробкой отбора мощности, предназначенной для привода гидронасоса механизма поднимания платформы.
Кабина — металлическая с деревянным каркасом.
Рулевое управление с пневмоусилителем.
Грузоподъемность — 10.000 кг.
Объем самосвальной платформы — 8 м3.
Максимальная скорость — 47 км/час.
Расход топлива — 60 литров на 100 км пути.
Автомобиль Днепр-222 снят с производства в 1966 году.
Владимир ЧЕХУТА
Как бы там ни было, несмотря на существующие трудности, два 10-тонных самосвала Днепр-222 были собраны в течение первого года работы, а вскоре — еще три. Такому быстрому результату способствовало и то, что Ярославским автозаводом за это время была передана вся конструкторская и технологическая документация на трехосные грузовики ЯАЗ, а также было отдано специальное технологическое оборудование.
Как это водилось в те советские времена, первые собранные машины сразу же приняли участие в Первомайских демонстрациях в городах Кременчуг, Полтава и Киев, позже отправились производить впечатление на Выставке Достижений Народного Хозяйства (ВДНХ) СССР. До того, как у автомобилей КрАЗ появилась собственная эмблема — красно-голубой гребешок на капоте и надпись «КрАЗ», первые самосвалы выпускались под брэндом «Днепр», но это красивое символическое имя, к сожалению, почему-то не прижилось. Так с выпуска грузовика Днепр-222 фактически начинается история Кременчугского автозавода, а всего с 1959 по 1967 годы было выпущено 11.630 автомобилей этой модификации. Эти труженики стройплощадок в массовом порядке оправлялись на стройки Советского Союза и внесли немалый вклад в развитие страны СССР.
Накануне 60-летнего юбилея автозавода уже частная холдинговая компания «АвтоКрАЗ» приняла решение продемонстрировать историю предприятия в образцах автомобилей, которые сходили с конвейера с момента образования автомобильного производства. Начало этого направления было положено в 2005 году с реставрации бортового полноприводного армейского КрАЗ-214. Следующей целью восстановления истории стал самосвал КрАЗ-222 «Днепр». Задача оказалась куда более сложной, чем предполагалось вначале. Автомобиль 1960 года выпуска был найден в одном из автохозяйств Украины почти полностью разрушенным. Если сравнивать с работами по восстановлению КрАЗ-214, то они значительно отличались. Армейский КрАЗ восстанавливали путем реставрации готового образца, в нем отремонтировали большинство уцелевших оригинальных деталей и узлов, которые за время эксплуатации пришли в негодность. В ситуации с «Днепром» оказалась другая картина, самосвал пришлось восстанавливать на основе частично сохранившегося оригинала, так как обычно эти машины в народном хозяйстве эксплуатировалась до полного износа.
Работу по реставрации автораритета были поручены коллективу экспериментального цеха ХК «АвтоКрАЗ», уникальным специалистам-автомобилестроителям, которые занимаются созданием всех опытных образцов автомобилей КрАЗ.
Проведя подробную техническую экспертизу того, что было в наличии, был сформирован план восстановительных работ. Основной целью было добиться максимального соответствия самосвала той конструкторской документации, тем техническим требованиям и нормам, которые действовали в 1959 году. Кроме идентичности, также стояла задача получить работоспособный автомобиль: чтобы ездил, управлялся и мог пройти достаточное расстояние без буксировки.
Возрождение автопервенца происходило таким же образом, как и 47 лет назад, т.е. практически вручную. Вначале автомобиль был полностью разобран. Значительное время заняли и подготовительные операции по восстановлению существующих, поиску и изготовлению недостающих узлов и деталей. Основной документацией для восстановления автомобиля была оригинальная конструкторская документация, которая бережно сохранялась в архивах завода до настоящего времени, и вот она вновь пригодилась. Помогли многочисленные фотографии тех далеких лет, найденные в цехе старые каталоги и инструкции по уходу, которые, в свою очередь, представляют определенную музейную ценность.
Поиск оригинальных узлов и деталей проходил в разных странах СНГ. Силовой агрегат привезли из России. Двигатель ЯАЗ-206 — это мотор, который имел удачную конструкцию для своего времени. Вызывают уважение такие технические решения, как двухтактный рабочий процесс двигателя, примененные насос — форсунки и нагнетатель воздуха с механическим приводом. Для восстановления мотора оказалось достаточным почистить его и перебрать, а также выполнить замену масла и фильтрующих элементов.
Работу начали с реставрации рамы, при этом некоторые утраченные поперечины были сделаны вновь по старым чертежам. Приоритет в восстановительном процессе всегда отдается ремонту старых или приобретению новых, но оригинальных деталей. Но когда эти возможности исчерпаны, приходится изготавливать необходимые узлы по обходной технологии потому, что уже нет тех штампов, того оборудования, на котором все они когда-то производились серийно.
Детали кабины нашли в ряде украинских автохозяйств. Однако над кабиной пришлось немало поработать, при помощи одного из партнеров КрАЗа по старым чертежам изготовили щиток приборов и внутренний деревянный каркас кабины. После долгих поисков в одном из автопредприятий города Черкассы были найдены детали пневматической системы рулевого управления.
Раздаточная коробка, мосты, другие элементы трансмиссии — все оригинальное, только восстановленное после длительной эксплуатации. К сожалению, некоторые детали автомобиля найти не удалось, и они были изготовлены работниками экспериментального цеха в точном соответствии с чертежами, которые хранились в архиве завода, — передняя ось, рессоры, крылья, радиатор самосвала. Больше всего хлопот доставил радиатор, в отличие от современных моделей он был пластинчатым.
Что касается окраски самосвала, то цвет был подобран идентично тем тонам, в которые окрашивались в то время КрАЗы, т.е. в защитный цвет, причем окраску провели в несколько слоев. В процессе реконструкции использовались оригинальные технологии не только по сборке, но и по окраске. В работе по восстановлению КрАЗ-222 «Днепр» были задействованы все производственные участки экспериментального цеха. Работники цеха к этой работе отнеслись с большим энтузиазмом, потому как многие помнят этот автомобиль, проводили его испытания, с ним связаны воспоминания о молодости. Об объеме проделанной работы можно судить хотя бы по тому, что самосвал состоит из 8 тысяч деталей, буквально каждую из которых нужно было отремонтировать или воссоздать заново. Цель проделанной работы заключалась в том, чтобы бережно воссоздать первозданный вид и уникальные свойства машины, нигде не приукрасив и не сфальшивив — и вот она достигнута. Отреставрированный автомобиль-самосвал КрАЗ-222 «Днепр» абсолютно идентичен образцам 1959 года выпуска.
В планах холдинговой компании «АвтоКрАЗ» — последовательное восстановления тех моделей грузовиков, которые оставили значительный след в истории Кременчугского автомобильного завода и всего автопрома СССР. Сегодня уже восстановлены две модели — КрАЗ-214 и КрАЗ-222, следующим этапом работы в этом направлении будет реконструкция автомобиля КрАЗ-255.
Можно только порадоваться за автопроизводителей из Украины и пожелать им дальнейших успехов в этой работе. Подобные идеи, как я видел, есть у Минского завода колесных тягачей, но средств, к сожалению, пока не хватает. Также приходиться констатировать, что прагматичным руководителям Минского автозавода такие мысли и в голову не приходят.
Техническая характеристика автомобиля ДНЕПР-222
Автомобиль-самосвал Днепр-222 предназначен для работы с экскаваторами, оснащенными ковшами объемом 3 м3 и перевозки различных строительных сыпучих материалов.
Колесная формула — 6х4.
Мотор — рядный двухтактный дизельный шестицилиндровый двигатель ЯАЗ-М20611, мощностью 180 л.с. при 2000 об/мин.
Коробка передач — механическая, пятиступенчатая.
Раздаточная коробка — двухступенчатая, соединена с коробкой отбора мощности, предназначенной для привода гидронасоса механизма поднимания платформы.
Кабина — металлическая с деревянным каркасом.
Рулевое управление с пневмоусилителем.
Грузоподъемность — 10.000 кг.
Объем самосвальной платформы — 8 м3.
Максимальная скорость — 47 км/час.
Расход топлива — 60 литров на 100 км пути.
Автомобиль Днепр-222 снят с производства в 1966 году.
Владимир ЧЕХУТА
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 27 за 2006 год в рубрике del - техника