Красиво, экономно и безвредно

После 18 лет проектирования, различных задержек и вообще остановок проекта Мост Винсента Томаса, 41-летняя достопримечательность, одно из искусственных сооружений лос-анджелесского порта, -- теперь один из немногих мостов в мире, освещаемый светоэмиссионными диодами (LEDs), и, если верить застройщикам, первый в мире мост, инженерное оборудование которого включает как LEDs, так и солнечно-фотоэлементную систему. Эта на самом деле редкая (пока!) комбинация технологий -- не чья-то причуда (и, как следствие, расточительность). Это -- фактически основная причина успеха проекта.

Мост, движение по которому впервые было открыто 15 ноября 1963 г., назван в честь одного из региональных государственных деятелей. Еще в 50-е гг. член местного законодательного органа Винсент Томас (1908-1980 гг.) пробивал решение о строительстве моста, теперь являющегося жизненно важной транспортной связью района лос-анджелесской бухты.

В то время недавний выпускник колледжа Луис Домингес находился на своей первой после завершения учебы работе в качестве помощника члена местного законодательного органа Винсента Томаса. А появившийся в конце концов мост стали считать самым главным достижением Томаса, осуществленным им на своем посту.

Годы спустя, когда отмечалось 25-летие моста, Домингес выразил удовлетворение как по поводу плодотворной совместной с Томасом работы при выполнении им его миссии, так и по поводу действительной значимости объекта, того потенциала, который заключает в себе данное сооружение, его функциональной нагрузки.

«Это очень красивый мост, но ночью красота его исчезает, поэтому мы хотели сделать еще кое-что для того, чтобы он стал достопримечательностью во всех отношениях», -- сказал Домингес, который стал президентом Комитета освещения Моста Винсента Томаса. Но то, что было с достаточной прямотой высказано, оказалось совсем не простым в реализации. Домингес и остальные члены комитета консультировались с местными художниками, архитекторами, проектировщиками, которые в конечном счете предложили традиционное решение в виде ряда белых огней направленных вверх светильников, расположенных в верхнем поясе подвесной системы моста. Как большинство идей, связанных с большими объектами, идей, плоды реализации которых видны всем, и данная идея имела своих антагонистов. В основном это были сторонники «темного неба», то есть противники загрязнения окружающей среды излишним освещением пространства. (Да, есть и такое понятие, как light pollution, о чем сравнительно недавно уже сообщала СиН.) К более конкретным доводам относилось соображение орнитологов, касающееся возможного влияния нового мощного светового объекта на традиционные маршруты миграции птиц.

Кроме того, большинство тогдашних проектов освещения мостов (в данной связи первыми на память приходят Golden Gate, а также другие мосты сан- францисской бухты) было, помимо всего прочего, крайне энергоемким. К несчастью для сторонников проекта освещения, их усилия набирали темпы столь же интенсивно, сколь интенсивно теряли свой потенциал государственные электростанции. (Все помнят, что началось в начале 70-х…)

А в начале 2000-х к своему пику пришел калифорнийский энергетический кризис, в результате чего штат принял закон, запрещающий проектирование любого декоративного освещения государственных сооружении, включая мосты. Под эту музыку был приостановлен и проект освещения Vincent Thomas Bridge. Но Домингес и возглавляемый им комитет не собирались отступаться.

«Мы и раньше присматривались к LEDs, но когда разразился этот энергетический кризис, мы поняли, что это, возможно, наш единственный выбор», — говорит Домингес. К счастью, по соседству, в Торрансе (Калифорния) находится штаб-квартира одной из самых больших в мире компаний LED-освещения -- LEDTronics. Узким профессионалам LEDs, или светоэмисионные диоды, были известны в течение многих десятилетий, но только недавно данные технические решения вступили в свою настоящую силу, охватывая широчайший диапазон – от освещения собственно пешеходов (путем оснащения LED-элементами их костюмов) до светофорной техники. А еще LEDs обеспечивают энергоэффективность, что также является решающим фактором в деле освещения мостов.

Питание каждого LED-гнезда требует всего 20 Вт, в то время как сияние, обеспечиваемое им, эквивалентно таковому, обеспечиваемому лампой накаливания мощностью 150 Вт. На основании данного расчета энергоэффективности комитет освещения Vincent Thomas Bridge смог наглядно показать, что возможно использование относительно скромной солнечной батареи мощностью 4,5 кВт для того, чтобы компенсировать почти всю энергию, требуемую для питания замышленной цепочки огней. Ну, и нужно сказать, что традиционное решение освещения с использованием солнечных батарей потребовало бы, чтобы энергопотенциал проекта, ныне составляющий 70 кВт, составил бы 160 кВт.

Теперь мост Vincent Thomas Bridge освещается по сути дела пучками 400-миллиметровых LEDs. При этом долговечность каждого из таких групповых светильников превышает 100 тыс. часов. Данный фактор и является наиболее эффективным в отношении уменьшения долговременных затрат обслуживания проекта. Ну и, разумеется, имела значение отмена постановления о проектах декоративного освещения в штате Калифорния. После того, как была продемонстрирована возможность простого пути возмещения стоимости энергии, работа комитета освещения Vincent Thomas Bridge возобновилась с возросшей силой. Лос-анджелесский департамент водо- и энергоснабжения (Los Angeles Department of Water and Power, LADWP) представил и определенное финансирование, и ряд солнечноэнергетических установок (общей мощностью 4,5 кВт), которые были установлены близ моста.

Нужно ли говорить, что проект освещения моста очень сильно поспособствовал коммерческому оживлению региона? Джон Чен, помощник директора экономического развития в LADWP, вложивший много сил в дело освещения моста, подчеркивает, что идея возобновления энергии, идея, основывающаяся на сочетании традиционной мостовой схемы с новой технологией солнечного и LED- освещения, реализованная непосредственно на входе в Лос-Анджелес, стала главной достопримечательностью, интересной для туристов круизных судов, и есть надежда, что она станет еще большим катализатором развития региона.

Вероятно, теперь LADWP рассмотрит ряд будущих LED-проектов. Сегодня самые широкие архитектурные круги интересуются новыми возможностями, предлагаемыми LEDs.
Декоративное освещение все в большей степени стыкуется с аспектами сбережения энергии, говорит Джордон Пэпэйниэр (LEDTronics). Все больше архитекторов и дизайнеров обращает все более пристальное внимание на LEDs различных цветов, и все более существенной становится энергоэффективная составляющая.

Оперируя цифрами годичной окупаемости (и половинной окупаемости проекта Vincent Thomas Bridge), Домингес уверен, что и другие проекты воспользуются успешной комбинацией солнечного и LED-освещения. «Каковые итоги деятельности комитета? Ради чего мы старались все эти годы? Мы доказали, что сегодня можно украшаться светом безвредно для окружающей среды» — резюмирует Домингес.

Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 26 за 2006 год в рубрике инженерное оборудование

©1995-2024 Строительство и недвижимость