В Министерстве экономики Республики Беларусь


В текущем году правительство планирует получить 479,6 млрд рублей от использования государственного имущества и 1,2 млрд рублей — от его реализации. В январе-мае 2006 г. в бюджет от использования уже поступило 252,9 млрд рублей, что составило 52,6% от запланированного на год. Годовое задание по поступлению средств в бюджет от использования государственного имущества выполнено на 52,5%, от реализации — на 96,7%. По сравнению с аналогичным периодом 2005 г. поступления в бюджет от использования и реализации государственного имущества в 2006 г. увеличились на 44,6%.

Программа развития Беларуси на 2006-2010 гг.

Указом главы государства утверждена программа социально-экономического развития страны на 2006-2010 годы. Намеченные в программе макроэкономические параметры являются максимально напряженными и направлены на реализацию основной цели социально-экономической политики на 2006- 2010 гг. — обеспечение дальнейшего повышения уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики. В 2006-2010 гг. ежегодные темпы прироста ВВП в Беларуси должны составить 8-9%.

Это позволит по объему производства ВВП на душу населения постепенно приблизиться к европейским государствам. Требуется обеспечить экономический рост на качественно новой основе, преимущественно за счет использования интенсивных факторов — внедрения достижений научно-технического прогресса, инноваций, роста производительности труда. Для этого потребуется обновление основного капитала, внедрение прогрессивных ресурсосберегающих и экологически чистых технологий. Необходимо завершить структурную перестройку и обеспечить модернизацию экономики на основе снижения доли энерго- и материалоемких производств, замены неэффективных, устаревших производств новыми, основанными на передовых технологиях. Особо важное значение для Беларуси имеют проблемы энерго- и ресурсосбережения как для страны, импортирующей энергетические и важнейшие сырьевые ресурсы и расходующей их на производство единицы продукции в два-три раза больше, чем в экономически развитых государствах. В связи с этим интеллектуальный ресурс страны должен быть задействован в обеспечении перехода национальной экономики от материало- и энергоемкого к наукоемкому ресурсосберегающему и экологически чистому производству.

Такой переход обусловлен объективными причинами, связанными с невозобновляемостью этих ресурсов, ростом мировых цен на энергоресурсы. Инновационное развитие экономики неразрывно связано с необходимостью активизации инвестиционной деятельности. В этой связи в 2006-2010 гг. предусматривается опережающий рост инвестиций в основной капитал на уровне 198%-215%. Важнейшей задачей в инвестиционной политике является направление инвестиций на развитие приоритетных направлений, обеспечивающих эффективность производства и конкурентоспособность выпускаемой продукции. Инвестиционные ресурсы предполагается направить на дальнейшую модернизацию производств в нефтехимическом комплексе, микроэлектронике, производстве медицинских препаратов и сельскохозяйственной техники, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, в сфере современных транспортных коммуникаций, связи и туризма, в строительство жилья. В перспективе будет продолжена практика государственной поддержки инвестиционных проектов высокотехнологичных и наукоемких производств и секторов экономики, обеспечивающих народнохозяйственный эффект. Приоритетом текущей пятилетки будет развитие малых и средних городов.

Индустриализация страны привела к чрезмерному росту крупных и больших городов со всеми ее негативными последствиями — скученностью населения, сверхнормативным уровнем загрязнения окружающей природной среды, слабым развитием периферийных и возникновению проблемных регионов, ростом территориальных различий в уровне жизни населения. Поэтому важнейшей задачей региональной политики в этой области предусмотрено выравнивание условий жизни и рост благосостояния населения независимо от места его проживания, обеспечение взаимосвязанного развития городов и прилегающих территорий в целях комплексного обслуживания населения. В малых и средних городах предусматривается создание новых рабочих мест, ускоренное строительство жилья, объектов социальной инфраструктуры. Намечается размещение здесь новых предприятий, филиалов и цехов действующих производств, развитие малого предпринимательства, прежде всего производств, связанных с обслуживанием сельского хозяйства, переработкой сельскохозяйственной продукции, выпуском изделий из местного сырья, а также реализацией услуг для населения. Реализация Программы социально-экономического развития страны направлена на устойчивое повышение уровня и качества жизни населения на основе роста денежных доходов, развития системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения. Прогнозируется обеспечить сбалансированный рост доходов и заработной платы на основе роста ВВП, производительности труда и улучшения качественных параметров экономики. Предполагается, что заработная плата одного работника на конец 2010 г. в долларовом эквиваленте должна составить не менее $500.

Рост грузооборота

По данным Минстата, за январь-май 2006 г. организациями транспорта общего пользования выполнен грузооборот в размере 19,7 млрд тонно-километров (ткм), в том числе железнодорожным транспортом 18,3 млрд ткм, автомобильным — 1349,5 млн ткм, воздушным — 23,9 млн ткм и внутренним водным — 25,7 млн ткм. При этом рост грузооборота для организаций транспорта общего пользования составил 106,8% по сравнению с январем-маем 2005 г., в т.ч. для железнодорожного транспорта — 106,7%, для автомобильного — 108,6%, для воздушного — 87,2% и для внутреннего водного — 119,3%. Основной причиной снижения грузооборота для воздушного транспорта является снижение спроса на грузовые перевозки этим видом транспорта в январе-мае 2006 г. Вместе с тем, оно практически не оказало влияния на выполнение грузооборота для организаций транспорта общего пользования в целом по стране, так как удельный вес грузооборота для воздушного транспорта в общем объеме грузооборота организаций транспорта общего пользования в январе-мае 2006 г. составил 0,1%.

Белорусские строители будут изучать опыт иностранных коллег

В правительстве рассмотрены некоторые вопросы повышения эффективности работы экономики страны. Заседание провел премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский со своими заместителями, министром иностранных дел, министром финансов и министром экономики. В частности, обсуждены меры по повышению производительности труда на предприятиях. Кроме того, были обсуждены вопросы повышения качества строительства и ремонта автомобильных дорог страны. Премьер-министр поставил задачу изучить соответствующий опыт иностранных государств, схожих по климатическим условиям с Беларусью, в целях его возможного применения в условиях нашей страны. Рассмотрены некоторые вопросы эффективности расходования бюджетных средств в 2006 г., а также подготовки проекта бюджета на 2007 г. Еще одной темой совещания стал ход выполнения в текущем году программы строительства в Беларуси агрогородков, а также отдельные направления ее реализации в 2007 г. В частности, Сергей Сидорский поручил обеспечить разработку проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию объектов социально-культурной и производственной сферы агрогородков, предусмотренных к вводу в 2007 г.

Подготовил Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 23 за 2006 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость