Оптимизация сети объектов размещения отходов в регионах
Сообщение, сделанное инженером I категории сектора нормирования и обращения с отходами РУП «БелНИЦ «Экология» Юлией Раковой на 1-й международной выставке-конференции «Управление отходами».
Ежегодно в Беларуси образуется более 3 млн т коммунальных отходов. Несмотря на намечаемый рост использования отходов, проблема экологически безопасного их размещения в окружающей среде будет оставаться актуальной длительное время. По экспертным оценкам объем отходов, накопленных на действующих полигонах твердых коммунальных отходов (ТКО), превышает 10 млн м3, количество полигонов ТКО в стране — 190. До недавнего времени в каждом административном районе функционировал один (реже два или три) полигон ТКО. Опыт показал, что для района независимо от размера его территории и количества проживающего населения этого количества полигонов для обеспечения регулярного сбора и удаления отходов недостаточно. Для оптимизации размещения объектов с отходами БелНИЦ «Экология» в 1997-1998 гг. в рамках Государственной научно-технической программы «Природопользование и охрана окружающей среды» разработал и апробировал методические подходы к созданию экологически и экономически обоснованной схемы размещения полигонов ТКО для области с учетом состояния и эксплутационных возможностей действующих объектов, перспектив утилизации отходов (в публикации 1999 г. речь шла о Могилевской области).
По предложенной методике созданы и согласованы схемы размещения дополнительных полигонов ТКО для всех областей и районов Беларуси. В соответствии с постановлением Совмина Беларуси от 27 февраля 2003 г. №283 «Об утверждении республиканской программы проведения года порядка и благоустройства» и приказом министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси №105 «О наведении порядка на земле и улучшении санитарного состояния территорий» начиная с 2003 г. во всех областях страны началось строительство мини-полигонов и площадок временного складирования (ПВС) для сбора и вывоза коммунальных отходов в сельской местности. В результате количество мини-полигонов в Беларуси по неуточненным данным достигло 3,5-4 тысячи. В 2005 г. на мини-полигонах захоронено порядка 512,2 м3 отходов, что составляет 4% от общего количества отходов, поступающих на полигоны. Теоретически необходимое количество мини-полигонов для каждого района в отдельности можно определить, исходя из численности обслуживаемого населения на основании расчетных данных накопления отходов при оптимальных режимах обслуживания и эксплуатации полигонов и мини-полигонов, которые приводятся в утвержденном приказами Минприроды Беларуси и Минжилкомхоза Беларуси от 19 января 2000 г. №14/8а документе «Методические нормативные указания по выбору и размещению площадок временного складирования и мини-полигонов твердых бытовых отходов сельских населенных пунктов и поселков городского типа». Согласно утвержденному 19 декабря 2002 г. заместителем министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси документу «Методические указания по организации сбора, вывоза отходов и размещения площадок временного складирования и мини-полигонов ТБО в сельских населенных пунктах, поселках городского типа и садоводческих товариществах» мини-полигон может принять до 5 тыс. м3 или до 1 тыс. т в год коммунальных отходов, обслужив при этом от 1 до 5 тыс. человек. Количество мини-полигонов, созданных в Беларуси, в 5-6 раз превышает расчетное количество объектов, предусмотренных нормативами. Средняя мощность (количество принимаемых за год отходов) мини-полигонов составляет 100-500 т/год, но есть объекты, на которые вывозится всего 10-30 т/год отходов. В основном это касается районов страны с относительно небольшой численностью населения.
Анализ существующих схем размещения полигонов и мини-полигонов ТКО в Брестской и Могилевской областях показал, что корректировка сети мини- полигонов должна осуществляться в сторону сокращения их количества. При оптимизации сети должны учитываться определенные критерии, исключающие или, наоборот, благоприятствующие организации мини-полигонов на той или иной территории (площадке). Критерии, исключающие возможность строительства полигонов, оговорены нормативными документами. Их нельзя строить в водоохранных зонах водоемов и водотоков, в зонах водозаборов, в национальных парках и заповедниках, в зонах отдыха, на территориях с особой защитной функцией, а также на расстоянии менее 500 м от населенных пунктов (для мини-полигонов это расстояние не оговорено). Остальные критерии (ситуационные, геолого-гидрогеологические, ландшафтные, экономические) можно рассматривать с позиций благоприятности и предпочтительности: необходимо учитывать расстояния до населенных пунктов, определенные географические барьеры (реки, каналы, водохранилища), наличие транспортных коммуникаций на путях вывоза отходов и между населенными пунктами, геолого-гидрогеологические условия площадки. Значительное внимание следует уделять изучению геолого-гидрогеологических условий площадок, на которых расположены объекты, поскольку при отсутствии природоохранных сооружений геологическая среда должна обеспечивать основные изолирующие функции полигонов. От типа грунта (глина, суглинок, супесь, песок), его проницаемости, глубины залегания подземных вод зависит степень защищенности последних от эмиссий загрязнителей. Располагать объекты на площадках с незащищенными или слабо защищенными подземными водами нерационально, так как в этом случае требуется строительство противофильтрационных экранов, препятствующих поступлению фильтратов в грунты и грунтовые воды.
В связи с этим мини-полигоны, расположенные в неблагоприятных инженерно-геологических условиях, рекомендуется заменить на ПВС с организованным вывозом отходов на ближайшие мини-полигоны или полигоны ТКО. Учитывая ограниченность экономических возможностей районных администраций по строительству природоохранных сооружений, а также нецелесообразность эксплуатации огромного количество мини-полигонов, рекомендуется ликвидировать мини-полигоны, которые расположены близко друг от друга, компенсируя эту убыль увеличением количества отходов, принимаемых на одном, наиболее удобно расположенном, мини-полигоне. Расстояние от селитебных мест должно быть экологически и экономически обосновано и исключать влияние объекта на воздушный бассейн населенного пункта, источники потребления воды и другие объекты, названные в работе Н.А. Лысухо, Д.М. Ерошиной, А.С. Сенько и И.А. Залыгиной «Схема размещения перспективных полигонов твердых бытовых отходов Могилевской области» (Минск, БелНИЦ «Экология», 1999 г.). Также нет необходимости эксплуатировать мини-полигоны, находящиеся в сфере влияния городского полигона ТКО — достаточно ПВС с дальнейшим вывозом на городской полигон. Таким образом, оптимизацию организации сбора и удаления отходов сельских населенных пунктов и садоводческих товариществ на мини-полигоны следует осуществлять путем сокращения количества мини-полигонов и развития сети ПВС (по возможности контейнерного типа, не исключая бесконтейнерные). Основные причины, по которым мини-полигоны рекомендуется ликвидировать, — несоответствие инженерно-геологическим условиям и расположение на запретных территориях (ситуационный критерий). Одним объектом должно обслуживаться не менее 1 тысячи человек. Только на основании выделенных критериев в Беларуси можно сократить количество мини-полигонов более чем на 50-70%. Это должно осуществляться на уровне местных исполнительных и распорядительных органов каждого района, так как именно они должны обеспечить вывоз отходов на мини-полигоны и безопасную их эксплуатацию, исключающую загрязнение окружающей среды. В большинстве районов работу по сокращению количества объектов размещения коммунальных отходов следует проводить еще и потому, что в любом случае после закрытия полигона или мини-полигона и рекультивации земельного отвода независимо от размера объекта и степени воздействия его на геосреду такой земельный участок остается «ущербным» — еще несколько десятилетий возможности его реабилитации и использования будут ограниченными.
Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ
Ежегодно в Беларуси образуется более 3 млн т коммунальных отходов. Несмотря на намечаемый рост использования отходов, проблема экологически безопасного их размещения в окружающей среде будет оставаться актуальной длительное время. По экспертным оценкам объем отходов, накопленных на действующих полигонах твердых коммунальных отходов (ТКО), превышает 10 млн м3, количество полигонов ТКО в стране — 190. До недавнего времени в каждом административном районе функционировал один (реже два или три) полигон ТКО. Опыт показал, что для района независимо от размера его территории и количества проживающего населения этого количества полигонов для обеспечения регулярного сбора и удаления отходов недостаточно. Для оптимизации размещения объектов с отходами БелНИЦ «Экология» в 1997-1998 гг. в рамках Государственной научно-технической программы «Природопользование и охрана окружающей среды» разработал и апробировал методические подходы к созданию экологически и экономически обоснованной схемы размещения полигонов ТКО для области с учетом состояния и эксплутационных возможностей действующих объектов, перспектив утилизации отходов (в публикации 1999 г. речь шла о Могилевской области).
По предложенной методике созданы и согласованы схемы размещения дополнительных полигонов ТКО для всех областей и районов Беларуси. В соответствии с постановлением Совмина Беларуси от 27 февраля 2003 г. №283 «Об утверждении республиканской программы проведения года порядка и благоустройства» и приказом министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси №105 «О наведении порядка на земле и улучшении санитарного состояния территорий» начиная с 2003 г. во всех областях страны началось строительство мини-полигонов и площадок временного складирования (ПВС) для сбора и вывоза коммунальных отходов в сельской местности. В результате количество мини-полигонов в Беларуси по неуточненным данным достигло 3,5-4 тысячи. В 2005 г. на мини-полигонах захоронено порядка 512,2 м3 отходов, что составляет 4% от общего количества отходов, поступающих на полигоны. Теоретически необходимое количество мини-полигонов для каждого района в отдельности можно определить, исходя из численности обслуживаемого населения на основании расчетных данных накопления отходов при оптимальных режимах обслуживания и эксплуатации полигонов и мини-полигонов, которые приводятся в утвержденном приказами Минприроды Беларуси и Минжилкомхоза Беларуси от 19 января 2000 г. №14/8а документе «Методические нормативные указания по выбору и размещению площадок временного складирования и мини-полигонов твердых бытовых отходов сельских населенных пунктов и поселков городского типа». Согласно утвержденному 19 декабря 2002 г. заместителем министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси документу «Методические указания по организации сбора, вывоза отходов и размещения площадок временного складирования и мини-полигонов ТБО в сельских населенных пунктах, поселках городского типа и садоводческих товариществах» мини-полигон может принять до 5 тыс. м3 или до 1 тыс. т в год коммунальных отходов, обслужив при этом от 1 до 5 тыс. человек. Количество мини-полигонов, созданных в Беларуси, в 5-6 раз превышает расчетное количество объектов, предусмотренных нормативами. Средняя мощность (количество принимаемых за год отходов) мини-полигонов составляет 100-500 т/год, но есть объекты, на которые вывозится всего 10-30 т/год отходов. В основном это касается районов страны с относительно небольшой численностью населения.
Анализ существующих схем размещения полигонов и мини-полигонов ТКО в Брестской и Могилевской областях показал, что корректировка сети мини- полигонов должна осуществляться в сторону сокращения их количества. При оптимизации сети должны учитываться определенные критерии, исключающие или, наоборот, благоприятствующие организации мини-полигонов на той или иной территории (площадке). Критерии, исключающие возможность строительства полигонов, оговорены нормативными документами. Их нельзя строить в водоохранных зонах водоемов и водотоков, в зонах водозаборов, в национальных парках и заповедниках, в зонах отдыха, на территориях с особой защитной функцией, а также на расстоянии менее 500 м от населенных пунктов (для мини-полигонов это расстояние не оговорено). Остальные критерии (ситуационные, геолого-гидрогеологические, ландшафтные, экономические) можно рассматривать с позиций благоприятности и предпочтительности: необходимо учитывать расстояния до населенных пунктов, определенные географические барьеры (реки, каналы, водохранилища), наличие транспортных коммуникаций на путях вывоза отходов и между населенными пунктами, геолого-гидрогеологические условия площадки. Значительное внимание следует уделять изучению геолого-гидрогеологических условий площадок, на которых расположены объекты, поскольку при отсутствии природоохранных сооружений геологическая среда должна обеспечивать основные изолирующие функции полигонов. От типа грунта (глина, суглинок, супесь, песок), его проницаемости, глубины залегания подземных вод зависит степень защищенности последних от эмиссий загрязнителей. Располагать объекты на площадках с незащищенными или слабо защищенными подземными водами нерационально, так как в этом случае требуется строительство противофильтрационных экранов, препятствующих поступлению фильтратов в грунты и грунтовые воды.
В связи с этим мини-полигоны, расположенные в неблагоприятных инженерно-геологических условиях, рекомендуется заменить на ПВС с организованным вывозом отходов на ближайшие мини-полигоны или полигоны ТКО. Учитывая ограниченность экономических возможностей районных администраций по строительству природоохранных сооружений, а также нецелесообразность эксплуатации огромного количество мини-полигонов, рекомендуется ликвидировать мини-полигоны, которые расположены близко друг от друга, компенсируя эту убыль увеличением количества отходов, принимаемых на одном, наиболее удобно расположенном, мини-полигоне. Расстояние от селитебных мест должно быть экологически и экономически обосновано и исключать влияние объекта на воздушный бассейн населенного пункта, источники потребления воды и другие объекты, названные в работе Н.А. Лысухо, Д.М. Ерошиной, А.С. Сенько и И.А. Залыгиной «Схема размещения перспективных полигонов твердых бытовых отходов Могилевской области» (Минск, БелНИЦ «Экология», 1999 г.). Также нет необходимости эксплуатировать мини-полигоны, находящиеся в сфере влияния городского полигона ТКО — достаточно ПВС с дальнейшим вывозом на городской полигон. Таким образом, оптимизацию организации сбора и удаления отходов сельских населенных пунктов и садоводческих товариществ на мини-полигоны следует осуществлять путем сокращения количества мини-полигонов и развития сети ПВС (по возможности контейнерного типа, не исключая бесконтейнерные). Основные причины, по которым мини-полигоны рекомендуется ликвидировать, — несоответствие инженерно-геологическим условиям и расположение на запретных территориях (ситуационный критерий). Одним объектом должно обслуживаться не менее 1 тысячи человек. Только на основании выделенных критериев в Беларуси можно сократить количество мини-полигонов более чем на 50-70%. Это должно осуществляться на уровне местных исполнительных и распорядительных органов каждого района, так как именно они должны обеспечить вывоз отходов на мини-полигоны и безопасную их эксплуатацию, исключающую загрязнение окружающей среды. В большинстве районов работу по сокращению количества объектов размещения коммунальных отходов следует проводить еще и потому, что в любом случае после закрытия полигона или мини-полигона и рекультивации земельного отвода независимо от размера объекта и степени воздействия его на геосреду такой земельный участок остается «ущербным» — еще несколько десятилетий возможности его реабилитации и использования будут ограниченными.
Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 22 за 2006 год в рубрике жкх