Light+Building 2006: говорим по-русски

Среди участников четвертой Международной специализированной архитектурно-технической ярмарки Light+Building, состоявшейся с 23 по 27 апреля текущего года во Франкфурте-на-Майне (Германия), были и представители постсоветских стран. Трех экспонентов прислала Россия, двух — Украина, по одному — Латвия и Литва.

Ульяна и Александр БРЫЗГАЛИНЫ, архитекторы (Нижний Новгород, Россия).


— Что понравилось на ярмарке?
— Просто колоссальные объемы новой продукции. В дизайне и технологии. Особенно интересны светодиоды, которые используются даже для подсветки фасадов. Обычно на это тратится много энергии, а здесь представлены технологии подсветки через отражение с помощью светодиодов. Это маленькие яркие пучки, которые освещают целые небоскребы. Это ватт, два, три.

— Какие архитектурные идеи почерпнули здесь?
— Пока собираем информацию, а осознание всего придет через пару месяцев. Конечно, на нашей работе скажется то, что мы здесь увидели. Будем внедрять увиденное на ярмарке в Нижнем Новгороде. Есть люди, которые хотят использовать новинки в своих квартирах, домах и офисах и не хотят довольствоваться тем, что придумано 30 лет назад. Ради этого мы поехали сюда.

— Что не понравилось?
— То, что фотографировать запрещено. Столько красоты, которую просто охота сфотографировать. Все эти светильники, оборудование — зачем нам это фотографировать? Все в каталогах есть. Очень хочется стенды, вот это радостное настроение, впечатление зафиксировать. Мы бывали на разных выставках, и везде разрешено фотографировать. Ясно, что все беспокоятся о безопасности. Но все должно быть в разумных рамках. Кому нужны шпионские дела, они их без проблем сделают.

Ромен УМАН, директор департамента внешних экономических связей, и Ирина МОИСЕЕНКО, директор по маркетингу, Стекольный завод Grizinkalns (Рига, Латвия).

— Ваш стенд теперь не такой, как был два года назад, когда он, извините, напоминал торговую лавку.
— И.М.: Тогда мы выставляли продукт массового производства, показывая то, что мы научились делать за много лет. Сейчас мы показываем продукт дизайнера Умана, т.е. продукт, который хотим изготавливать в небольших количествах. Хотим позволить себе работать не только ради денег, но и ради денег и удовольствия одновременно.
— Р.У.: Удовольствия не только для нас, но и для потребителей. Им хорошо — и нам хорошо.

— Каково общее состояние вашего предприятия?
— И.М.: На сегодня наш портфель заказов полный, перспективы мы видим, становятся стабильными отношения с клиентами. И поэтому нам теперь интересно делать новый продукт, работать с новыми клиентами.

— И вы выходите на западный рынок?
— И.М.: Мы уже давным-давно вышли на него.
— Р.У.: И хотим иметь тот же итальянский рынок. Это дизайн, это не для всех, это дорого. Хотим не количеством брать, а качеством. Не только качеством стекла и т.д., а качеством дизайна и новизной. Можем шокировать иной раз. Считаю, будущее за индивидуальными вещами. Массовое — это Китай, который заполонил все. Но — растет средний класс во всех странах. Вот для него и high-класса выставленные здесь изделия и созданы.
— А что с обычной продукцией?
— И.М.: Конечно, мы не прекращаем ее выпуск, т.к. она дает базу и стабильность. На этом строится верхушка пирамиды. Мы достигли за прошедшие два года высокого качества обычного продукта. Но наши клиенты требуют нового, в результате растем и мы.

— Изменился ли ваш сегмент рынка?
— И.М.: Немножко. Раньше акценты были на шведском и немецком рынке. Это конкретный, прагматичный продукт небольших размеров. Теперь у нас появился в большей степени итальянский рынок. Это более крупные, более высокого качества, с более высокими требованиями изделия.
— Р.У.: И более престижные. Итальянцы — доки в осветительных приборах и оборудовании. Тот факт, что итальянские фирмы заказывают у нас стекло, — показатель нашего роста. И дело не только в дешевизне нашей продукции. Дело в том, что мы можем воплотить их ожидания и требования не только в цене и качестве, но и в сервисе, и в контактах. Здесь очень важен человеческий фактор.

— Конкретнее об этом, пожалуйста.
— И.М.: У нас хороший представитель в Италии. А для Италии важны стабильные взаимоотношения. Бизнес там преемственный, т.е. передается от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку. Им важно, чтобы все было стабильно, на долгие годы. Ощущение этого мы им даем.
— Р.У.: Это наша козырная карта. Наша представительница в Италии владеет итальянским языком. Это оказалось исключительно важно.
— И.М.: Вообще, любой бизнес — это отношения людей. Все остальное занимает очень маленькую часть. И порой, к сожалению, преобладают эмоции, а не расчет.

— Эта ярмарка сильно помогает вашему движению вперед?
— Р.У.: Это проба сил. Мы не особенно рассчитываем на материальные выгоды от участия в этой ярмарке. Наш портфель заказов и так заполнен. Это следующий шаг.
— И.М.: Наши клиенты не ожидали увидеть нас в новом статусе. Но критики нет. Лишь американцы заметили, что мы начинаем конкурировать с собственными покупателями. Все понимают, что мы к этому должны были прийти. Продукт, разработанный дизайнером, стоит дорого. Пока его не успеют повторить китайцы. Впрочем, это даже подстегивает работать над новым. Мы хотим создать серию готового красивого дизайнерского продукта вместе с арматурой. Но мы будем продавать и только стекло. Ведь это основная ниша нашей работы.
— Р.У.: Может, в следующий раз мы наш новый продукт выставим. Стекло у нас хорошее, но готового нового продукта еще все-таки нет. Один из путей нашего развития — торговать не аксессуарами, а торговать цельным продуктом. Это намного выгоднее.

— Что конкретно у вас представлено на стенде?
— Р.У.: Первое — серия «Далматино», черное с белыми пятнышками. Но здесь не хватает живой собаки — далматинца. Хочу показать, что мы можем в этом стиле сделать любую вещь. Здесь сочетание и непростой новой эксклюзивной технологии, и новых форм, и даже отсутствия формы. Второе — серия «Ришелье», с дырками. Третье — у нас это называется сперматозоидами. Но тут не рискнули так назвать, выставили как серию «Лианы». Это тоже свободное формование. Здесь это в роли светильников. Третье — это декорирование обыкновенного стекла (стиль Ice cream, белое мороженое со всякими вкраплениями). Четвертое — использование стеклянной нити, позволяющей добиться ажурности изделия. Этого тоже ни у кого нет. Здесь выплеснуто, наверное, чересчур много идей, которые потом будут тиражироваться. Но это мое нетерпение — сразу показать все, что умеешь.

— А что у других в отношении формы показа?
— Р.У.: Итальянцы, например, выставляют только один продукт. В разных формах, правда, но технология одна. Это создает гармонию, коллекцию, а коллекция всегда ценится среди дизайнеров. Эта выставка, кстати, не столько для потребителей, сколько для дизайнеров.

— Как одним словом назвать ваши изделия?
— Р.У.: Светильники. Но лучше по-французски — абажуры. Ну, а если технически точно, то это стекло для электроосветительной арматуры.

— Как все это связано с архитектурой? Архитектурой в широком смысле этого слова.
— Р.У.: Это связывает архитектуру и дизайн.
— И.М.: Мы работаем для дизайнеров. Они на ярмарке ищут идеи и потом их применяют.

— То есть, отталкиваясь от вашей продукции, они могут интерьеры соответствующие делать?
— Р.У.: Я говорю: покупаешь вот эту люстру и под нее строишь всю концепцию интерьера, альковы делаешь, ниши.

— Т.е. ваши изделия могут быть первичны в архитектурном отношении?
— И.М.: У каждого свой подход.
— Р.У.: Наш лозунг, перефразируя Маяковского: «Покупайте абажуры различной масти: синие — для уюта, красные для сладострастия!»

— Интересно, что и газета «Строительство и недвижимость» недавно начала осваивать сексуальную тему, опубликовав материал «Британии нужен более сексуальный образ инженера-строителя».
— И.М.: В этом мире все создано на сексуальной энергии. Гармония полов и т.д.
— Р.У.: У меня, к слову, были две соответствующие выставки. А Ирина — парапсихолог. Это ее любимая тема. Она один из путей нашего развития. Она связана именно с тем, что нужно клиентам, что понадобится им завтра. Где-то и мистика есть.
— И.М.: Вся наша жизнь — сплошная мистика.
— Р.У.: Уловить, что понадобится завтра, очень важно. Для многих фирм это является основой деятельности. Тот, кто пренебрегает подобными вещами, многое теряет.

— Т.е. чисто прагматический подход к работе нынче нехорош?
— И.М.: Трудно сказать, хорош или нехорош. Люди разные. Есть жесткие системы, есть гибкие системы. Нет ни хорошего, ни плохого. Есть разное. В этом и красота жизни. Мы стараемся быть гибкими.
— Р.У.: Иногда до абсурда надо довести мысль, чтобы понять суть.
— И.М.: Или отстраниться от всего.
— Р.У.: Вот на таких тонких философских материях мы работаем, растем и развиваемся.

Александр СТАРОВ, директор Никольского завода светотехнического стекла (Пензенская область, Россия).

— Кто вы и откуда?
— Мы представляем корпорацию «Макском» (центральный офис в подмосковном Королеве), включающую четыре завода. Они производят стекло и светильники в сборе. Завод, который я представляю, расположен в Никольске Пензенской области и занимается стеклом для светильников.

— Есть ли здесь к вам интерес?
— Производители светильников проявляют к нам неплохой интерес. Мы же четко поняли, что производить уже надо изделия мирового качества. Подобные тем, что представлены на этой ярмарке. Сама она, кстати, поражает размерами. Московская ярмарка «Интерсвет» (InterLight) гораздо меньше.

— А кроме размеров чем поражает?
— Большим количеством стран, представляющих свою продукцию. В большинстве своем у нее очень высокий уровень. Поэтому нам есть над чем подумать, к чему стремиться. По крайней мере, надо попытаться доказать, что мы не хуже других.

— Т.е. вы поняли, каков ваш международный уровень?
— Конечно.

— В чем еще плюсы этой ярмарки для вас?
— Есть намерение вести совместную работу с некоторыми зарубежными фирмами — производителями светильников. Хотя за рубеж мы и так поставляем продукцию, тем не менее, хотим расширить свой диапазон светотехники. Существует интерес к совместному производству как светильников в сборе, так и к покупке нашего стекла конкретными зарубежными фирмами, причем с внедрением в производство их технологий. Ну и обмен опытом, расширение кругозора тоже немалую роль играют. Главное — чтобы все это внедрить.

— Какие тенденции вы здесь углядели? Чего не было видно дома?
— Мы бываем на разных выставках, видим зарубежных производителей. Сейчас все больше осваиваются светильники с галогенными и энергосберегающими лампами. В России этим мало кто пока занимается. Помимо светотехники, здесь есть и светотехническая продукция промышленного назначения, уличное освещение. Дизайн, конечно, красивый. А начинка электронная, включается-выключается светильник по заданной программе, т.е. все направлено на энергосбережение.

— Почему в России это дело не развивается?
— Развивается, но не такими темпами, как на Западе. России, и не только России, надо посмотреть внимательно, как в этой же Германии экономят практически на всем. Даже в гостинице: вошел в коридор — свет зажегся, вышел из коридора — погас. Мы еще, к сожалению, не научились ценить такую экономию.

— Газа много?
— Да, газа много, энергии много, все дешево. Но, к сожалению, «прогресс» и в этом есть — все дорожает. Поэтому нам надо осваивать
энергосберегающие технологии. Здесь что еще четко видно: очень быстро меняется мода, меняется ассортимент. Нам тоже необходимо идти по этому пути. Наш завод, например, делает больше одной тысячи видов стекол для светильников в месяц. И в Беларуси, кстати, у нас есть солидные покупатели. Мы хотели бы развивать сотрудничество, в частности, и с этой страной, не обязательно только с дальним зарубежьем.

— Во Франкфурт каждый раз следует с новым приезжать?
— Конечно! Кому нужно старое. Скорость освоения нового до того большая, что просто кошмар.

— Если в следующий раз сюда поедете, то оформите свой стенд лучше?
— Наверное, сделаем его несколько по-иному. Но есть один нюанс: сначала надо заработать денег, а потом хорошие стенды делать.

Михаил ГЕРДА, инженер-светотехник компании «Световые Технологии» (Москва, Россия):

— Наш ассортимент со времени прошлой ярмарки сильно расширился. Что касается партнеров из СНГ, то их мы находим на московской выставке InterLight. Здесь, во Франкфурте, ищем, прежде всего, новых партнеров из Европы. В прошлый раз все интересовались, кто мы такие. Тогда была «проба пера», после чего мы развернули большую работу по продвижению своей продукции за рубежом. Сейчас пошли предложения по бизнесу. Так что участие в этой ярмарке стимулирует нашу работу, позволяет выходить на международные рынки. Тогда мы выставлялись вместе с западным партнером, теперь участвуем самостоятельно, увеличив площадь стенда вдвое. И оформление его, как видно, стало на европейском уровне. Показываем здесь то, что производим: светильники для освещения общественных зданий и сооружений, промышленных объектов и спортивных сооружений (мощность 1 и 2 кВт), новинки (экспозиционные светильники для шинных систем, аварийные светильники). После прошлой Light+Building начали выпускать светильники для теплиц. На заводе в Рязани делаем пылевлагозащищенные светильники из полимерных материалов. Шире стали применяться светильники Downlight. Эти компактные изделия встраиваются в потолок и светят вниз. За два года на порядок увеличились наши продажи светильников с электронными пускорегулирующими аппаратами (ЭПРА). Почему? С одной стороны, ужесточились российские нормы, с другой — подешевели ЭПРА. Европейцы переориентировались на более высокие и дорогие технологии. То, что делает компания «Световые технологии», — это работа для менее развитых стран. Мы делаем упор на экономичность. Поэтому перестали делать светильники с потребляющими много энергии лампами накаливания. Расчеты показывают, что современные энергоэкономичные светильники, несмотря на их относительно высокую стоимость, тем не менее, окупаются и в целом выгодны. В планах нашей компании — и работа над светодиодами — самым динамично развивающимся источником света. Увеличение светоотдачи светодиодов влечет за собой уменьшение их срока службы. Поэтому производители ищут компромисс. Но в будущем светодиоды станут практически вечными источниками света, и срок их службы будет равняться сроку службы светильников.

Дмитрий ЖУКОВ, канд. техн. наук, спец. корр. СиН на Light+Building 2006
Фото автора


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 19 за 2006 год в рубрике выставки

©1995-2025 Строительство и недвижимость