Основные требования законодательства Беларуси в области обращения с отходами
Сообщение, сделанное начальником отдела госконтроля обращения с отходами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Александром Гнедовым 18 апреля 2006 г. на 1-й международной выставке-конференции «Управление отходами».
Правовое регулирование обращения с отходами началось в Беларуси в 1993 г., когда впервые появился Закон об отходах производства и потребления (первая евродиректива, не считая локальных актов, появилась в 1975 г.). Что же касается начала 90-х, то именно тогда в Беларуси появился определенный понятийный аппарат. Тогда не существовало самого понятия «отходы». Появились понятия «отходы производства», «отходы потребления». Закон же впервые обозначил обязанности как субъектов хозяйствования, так и граждан. Первые обязывались обеспечивать сбор отходов и доставку их на захоронение. Тогда еще нельзя было говорить о комплексном регулировании работы с отходами. Тем не менее, впервые в законодательстве Беларуси появилось требование получать специальный документ — разрешение на складирование отходов. Появилось и требование лицензирования деятельности, связанной с переработкой отходов. С одной стороны, данная деятельность при условии внедрения высокотехнологичных подходов может приносить определенную прибыль. С другой — иметь те или иные негативные последствия — в частности, вторичное загрязнение окружающей среды. Впервые в 1993 г. в стране появилось и такое понятие, как платность размещения отходов. Плата взимается не только за возможность вывоза и захоронения отходов, но и за создание условий эффективного обращения с ними путем аккумулирования специальных средств в различных фондах. С 1993 г. платежи за размещение отходов аккумулируются в специальном фонде охраны природы, который является единственным в Беларуси источником целенаправленного финансирования мероприятий, касающихся обращения с отходами, идет ли речь о строительстве специальных сооружений или разработке тех или иных документов. В 2000 г. была подготовлена новая редакция Закона об отходах. В соответствии с этим совершенно новым актом в круг обязанностей субъектов и граждан входит сортировка отходов по их видам. Граждане обязаны обеспечивать так называемое санкционированное хранение отходов. То есть собрать их, разделить по видам и доставить туда, где находиться им определено городской администрацией либо законодательством. От субъектов же хозяйствования закон требует документального регулирования обращения с отходами. Специалисты знают, что установить требования к тем или иным видам промышленных отходов, учитывая их специфику, бывает весьма сложно. Поэтому требования к обращению с отходами на первоначальном этапе устанавливает специальный документ — Инструкция по обращению с отходами. В соответствии с Законом о нормативных правовых актах такая инструкция является локальным нормативным правовым актом, обязательным к исполнению. Кроме того, теперь отходы стало необходимо классифицировать и документировать. Они подразделяются по степени опасности по отношению к окружающей среде по различным критериям, и неправы те специалисты, которые полагают, что единственным из таких критериев является токсичность. И новый Закон об отходах установил обязанность изучить все свойства разнообразных отходов и задокументировать их. Другие обязанности требовали от субъектов внедрять малоотходные технологии, а также обеспечивать направление отходов либо на захоронение, либо на использование.
Закон 2001 г. имел свои проблемы. Там не было многого из того, что сейчас предусмотрено проектом нового Закона об отходах. Практически отсутствовали требования к самим процессам обезвреживания, использования и захоронения отходов. Регулирование осуществлялось на уровне требования обязательности выполнения тех или иных процессов, но как они должны осуществляться, с какими рамочными ограничениями, не конкретизировалось. Все это должны были регулировать подзаконные акты. Практика показала, что этого недостаточно. Не получил развития ряд видов нормирования, предусмотренных первоначально — например, нормирование образования отходов. Можно установить, сколько отходов должно нормативно образовываться, но возникают сложности с практическим измерением этого параметра. Как ни странно, и само понятие «отходы» официально существует в Беларуси лишь с 2001 г. Было принято около 20 основных и косвенных (не связанных с отходами, но регулирующих обращение с ними) актов. В 2004 г. было принято решение переработать Закон об отходах. Это мероприятие было включено в план законопроектной деятельности, и в 2005 г. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси внесло его в первом чтении в Национальное собрание Беларуси. Вот-вот должно состояться второе чтение. Что принципиально нового в этом законе? В нем впервые в странах СНГ отрегулирован вопрос образования отходов в домашних хозяйствах — отходов потребления. (Могут ли эти отходы накапливаться так, чтобы их можно было эффективно собирать и перерабатывать?) Изучая практику законодательного регулирования в различных странах, в частности, в странах ЕС, специалисты министерства пришли к выводу о необходимости законодательного закрепления известного в природоохранной среде принципа расширенной ответственности производителя. В новом белорусском законе это будет называться по-другому, но предложенный в Западной Европе принцип там закреплен. В чем он состоит?
Общеизвестно постановление Совмина Беларуси №261 «Об обращении с отходами пластмасс». В нем впервые определено, что, если производитель упаковывает свою продукцию в полимерную упаковку, он должен обеспечить либо сбор будущих отходов в количестве не менее установленного законодательством, либо перечислить средства на этот сбор в установленном размере. Практические результаты действия этого документа имеются. Сегодня появилась реальная возможность установки контейнеров для раздельного сбора упаковочных пластиков — выполнения того, что требует финансовых затрат, как правило, превышающих стоимость собственно переработки. Данное постановление и легло в основу нового законопроекта. Суть его — в законодательном установлении перечня продуктов, производители которых будут обязаны обеспечить сбор будущих отходов, направляя их либо на обезвреживание, либо на переработку. С учетом опыта европейских стран в области решения данной проблемы в первую очередь речь будет идти об упаковке, одноразовой посуде. В принципе же гамма товаров может быть очень широкой — от источников света до автомобильных шин. А еще в новом законопроекте впервые будет закреплена обязанность субъектов хозяйствования принимать решения, руководствуясь определенными принципами. В первую очередь после того, как отходы образовались, необходимо рассмотреть возможность повторного их использования. Специалистам в области обращения с отходами известна иерархия управления отходами, закрепленная в Директиве ЕС об отходах.
К сожалению, лицо, ответственное за образование отходов, в первую очередь озабочено оперативным решением вопроса быстрого захоронения этих отходов. (И концы в воду!) Оно не думает о том, можно ли их использовать, обезвредить без захоронения (в этом есть свои плюсы), и только после этого захоронить. Как известно, Беларусь подписала Стокгольмскую конвенцию о стойких органических загрязнителях. Подписание этой конвенции нашло свое отражение в законопроекте, о котором идет речь. Впервые на уровне закона (а в соответствии с Конституцией Беларуси все обязанности субъектов и граждан должны быть только на уровне законодательных актов) достаточно жестко установлен запрет на технологии, которые приводят к образованию стойких органических загрязнителей — как в процессе обезвреживания, так и в процессе использования отходов. Нет сомнения, что сжигание мусора в своем диком варианте будет однозначно исключено. Законодательно была установлена обязанность граждан разделять отходы по их видам. К сожалению, не была закреплена обязанность ЖЭС и ЖРЭО помогать в этом гражданам, жильцам. Теперь она будет закреплена. Раздельный сбор отходов от населения тем актуальнее, чем интенсивнее рост объема бытовых отходов. На этот параметр все ощутимее влияет не только вышедшая из строя (и поэтому выброшенная), но и морально устаревшая бытовая техника. Если раньше тот же холодильник работал до полного износа, то сегодня владелец меняет его на новый гораздо раньше. А это — отход, который требует комплексного решения своей дальнейшей судьбы. Новое законодательство будет требовать от субъектов хозяйствования жесткого нормирования образования отходов. При рассмотрении проектных решений, касающихся производства продукции, субъекты должны будут принимать такие решения, которые сразу же обеспечивали бы эффективное управление будущими отходами. Продукция, производство которой связано с появлением большого количества отходов, не должна производиться в Беларуси.
Многие переработчики задают вопрос о преференциях для тех, кто посвящает себя переработке отходов. К сожалению, пока что тенденция (на которую сильно влияет налоговая политика) в стране такова, что новых льгот, кроме уже существующих, ждать не приходится. Так или иначе, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды делает все возможное для того, чтобы направить регулирование обращения с отходами в цивилизованное русло.
Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ
Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ
Правовое регулирование обращения с отходами началось в Беларуси в 1993 г., когда впервые появился Закон об отходах производства и потребления (первая евродиректива, не считая локальных актов, появилась в 1975 г.). Что же касается начала 90-х, то именно тогда в Беларуси появился определенный понятийный аппарат. Тогда не существовало самого понятия «отходы». Появились понятия «отходы производства», «отходы потребления». Закон же впервые обозначил обязанности как субъектов хозяйствования, так и граждан. Первые обязывались обеспечивать сбор отходов и доставку их на захоронение. Тогда еще нельзя было говорить о комплексном регулировании работы с отходами. Тем не менее, впервые в законодательстве Беларуси появилось требование получать специальный документ — разрешение на складирование отходов. Появилось и требование лицензирования деятельности, связанной с переработкой отходов. С одной стороны, данная деятельность при условии внедрения высокотехнологичных подходов может приносить определенную прибыль. С другой — иметь те или иные негативные последствия — в частности, вторичное загрязнение окружающей среды. Впервые в 1993 г. в стране появилось и такое понятие, как платность размещения отходов. Плата взимается не только за возможность вывоза и захоронения отходов, но и за создание условий эффективного обращения с ними путем аккумулирования специальных средств в различных фондах. С 1993 г. платежи за размещение отходов аккумулируются в специальном фонде охраны природы, который является единственным в Беларуси источником целенаправленного финансирования мероприятий, касающихся обращения с отходами, идет ли речь о строительстве специальных сооружений или разработке тех или иных документов. В 2000 г. была подготовлена новая редакция Закона об отходах. В соответствии с этим совершенно новым актом в круг обязанностей субъектов и граждан входит сортировка отходов по их видам. Граждане обязаны обеспечивать так называемое санкционированное хранение отходов. То есть собрать их, разделить по видам и доставить туда, где находиться им определено городской администрацией либо законодательством. От субъектов же хозяйствования закон требует документального регулирования обращения с отходами. Специалисты знают, что установить требования к тем или иным видам промышленных отходов, учитывая их специфику, бывает весьма сложно. Поэтому требования к обращению с отходами на первоначальном этапе устанавливает специальный документ — Инструкция по обращению с отходами. В соответствии с Законом о нормативных правовых актах такая инструкция является локальным нормативным правовым актом, обязательным к исполнению. Кроме того, теперь отходы стало необходимо классифицировать и документировать. Они подразделяются по степени опасности по отношению к окружающей среде по различным критериям, и неправы те специалисты, которые полагают, что единственным из таких критериев является токсичность. И новый Закон об отходах установил обязанность изучить все свойства разнообразных отходов и задокументировать их. Другие обязанности требовали от субъектов внедрять малоотходные технологии, а также обеспечивать направление отходов либо на захоронение, либо на использование.
Закон 2001 г. имел свои проблемы. Там не было многого из того, что сейчас предусмотрено проектом нового Закона об отходах. Практически отсутствовали требования к самим процессам обезвреживания, использования и захоронения отходов. Регулирование осуществлялось на уровне требования обязательности выполнения тех или иных процессов, но как они должны осуществляться, с какими рамочными ограничениями, не конкретизировалось. Все это должны были регулировать подзаконные акты. Практика показала, что этого недостаточно. Не получил развития ряд видов нормирования, предусмотренных первоначально — например, нормирование образования отходов. Можно установить, сколько отходов должно нормативно образовываться, но возникают сложности с практическим измерением этого параметра. Как ни странно, и само понятие «отходы» официально существует в Беларуси лишь с 2001 г. Было принято около 20 основных и косвенных (не связанных с отходами, но регулирующих обращение с ними) актов. В 2004 г. было принято решение переработать Закон об отходах. Это мероприятие было включено в план законопроектной деятельности, и в 2005 г. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси внесло его в первом чтении в Национальное собрание Беларуси. Вот-вот должно состояться второе чтение. Что принципиально нового в этом законе? В нем впервые в странах СНГ отрегулирован вопрос образования отходов в домашних хозяйствах — отходов потребления. (Могут ли эти отходы накапливаться так, чтобы их можно было эффективно собирать и перерабатывать?) Изучая практику законодательного регулирования в различных странах, в частности, в странах ЕС, специалисты министерства пришли к выводу о необходимости законодательного закрепления известного в природоохранной среде принципа расширенной ответственности производителя. В новом белорусском законе это будет называться по-другому, но предложенный в Западной Европе принцип там закреплен. В чем он состоит?
Общеизвестно постановление Совмина Беларуси №261 «Об обращении с отходами пластмасс». В нем впервые определено, что, если производитель упаковывает свою продукцию в полимерную упаковку, он должен обеспечить либо сбор будущих отходов в количестве не менее установленного законодательством, либо перечислить средства на этот сбор в установленном размере. Практические результаты действия этого документа имеются. Сегодня появилась реальная возможность установки контейнеров для раздельного сбора упаковочных пластиков — выполнения того, что требует финансовых затрат, как правило, превышающих стоимость собственно переработки. Данное постановление и легло в основу нового законопроекта. Суть его — в законодательном установлении перечня продуктов, производители которых будут обязаны обеспечить сбор будущих отходов, направляя их либо на обезвреживание, либо на переработку. С учетом опыта европейских стран в области решения данной проблемы в первую очередь речь будет идти об упаковке, одноразовой посуде. В принципе же гамма товаров может быть очень широкой — от источников света до автомобильных шин. А еще в новом законопроекте впервые будет закреплена обязанность субъектов хозяйствования принимать решения, руководствуясь определенными принципами. В первую очередь после того, как отходы образовались, необходимо рассмотреть возможность повторного их использования. Специалистам в области обращения с отходами известна иерархия управления отходами, закрепленная в Директиве ЕС об отходах.
К сожалению, лицо, ответственное за образование отходов, в первую очередь озабочено оперативным решением вопроса быстрого захоронения этих отходов. (И концы в воду!) Оно не думает о том, можно ли их использовать, обезвредить без захоронения (в этом есть свои плюсы), и только после этого захоронить. Как известно, Беларусь подписала Стокгольмскую конвенцию о стойких органических загрязнителях. Подписание этой конвенции нашло свое отражение в законопроекте, о котором идет речь. Впервые на уровне закона (а в соответствии с Конституцией Беларуси все обязанности субъектов и граждан должны быть только на уровне законодательных актов) достаточно жестко установлен запрет на технологии, которые приводят к образованию стойких органических загрязнителей — как в процессе обезвреживания, так и в процессе использования отходов. Нет сомнения, что сжигание мусора в своем диком варианте будет однозначно исключено. Законодательно была установлена обязанность граждан разделять отходы по их видам. К сожалению, не была закреплена обязанность ЖЭС и ЖРЭО помогать в этом гражданам, жильцам. Теперь она будет закреплена. Раздельный сбор отходов от населения тем актуальнее, чем интенсивнее рост объема бытовых отходов. На этот параметр все ощутимее влияет не только вышедшая из строя (и поэтому выброшенная), но и морально устаревшая бытовая техника. Если раньше тот же холодильник работал до полного износа, то сегодня владелец меняет его на новый гораздо раньше. А это — отход, который требует комплексного решения своей дальнейшей судьбы. Новое законодательство будет требовать от субъектов хозяйствования жесткого нормирования образования отходов. При рассмотрении проектных решений, касающихся производства продукции, субъекты должны будут принимать такие решения, которые сразу же обеспечивали бы эффективное управление будущими отходами. Продукция, производство которой связано с появлением большого количества отходов, не должна производиться в Беларуси.
Многие переработчики задают вопрос о преференциях для тех, кто посвящает себя переработке отходов. К сожалению, пока что тенденция (на которую сильно влияет налоговая политика) в стране такова, что новых льгот, кроме уже существующих, ждать не приходится. Так или иначе, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды делает все возможное для того, чтобы направить регулирование обращения с отходами в цивилизованное русло.
Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ
Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 17 за 2006 год в рубрике жкх