Стартовал очередной конкурс «Лучший строительный продукт года»

Об этом было сообщено 30 марта на пресс-конференции, проведенной на строительном факультете Белорусского национального технического университета. Организатором 3-го ежегодного республиканского конкурса «Лучший строительный продукт года», который проводится при поддержке Министерства архитектуры и строительства и Министерства образования, выступает такое подразделение научно-исследовательской части университета, как Научно-исследовательский и испытательный центр строительных материалов (НИИЦСМ), являющийся исследовательской базой кафедры «Строительные материалы и изделия».

В данном мероприятии имеют право участвовать отечественные производители всех видов строительных материалов и изделий, а также поставщики аналогичной зарубежной продукции. Победители конкурса получают право маркировать свой товар эмблемой конкурса. Подавать заявки на участие можно до 1 июля. Объявление победителей и торжественное вручение дипломов состоится в сентябре — во время работы 14-й международной специализированной строительной выставки «Будпрагрэс-2006». На пресс-конференции выступили заведующий кафедрой «Строительные материалы и изделия» БНТУ Эдуард Батяновский, руководитель НИИЦСМ Александр Дрозд, а также сотрудники НИИЦСМ Алексей Смоляков и Владимир Остапенко.

Эдуард Батяновский:

— Начинается очередной конкурс на лучшие строительные материалы, изделия и, в какой-то степени, даже конструкции. Он становится в определенной степени популярным. Оценка двух прошедших конкурсов с трезвых позиций говорит, что есть недостатки, но есть и существенные достоинства. Поскольку предприятия начали всерьез проявлять заинтересованность, это говорит о том, что конкурс занял какое-то значимое положение. Прессе моя искренняя благодарность за критические замечания и — главное — за критические замечания, высказанные с позиции доброжелательности к конкурсу с пониманием того, что в принципе он должен быть. И, наверное, в бульших объемах и с более солидным обеспечением. Говорилось, что конкурс должен проводиться по линии министерств, ведомств. Но министерства, в том числе Минстройархитектуры, сейчас свои функции постепенно меняют. Поэтому трудно сказать, поднимем ли мы статус, значимость конкурса, опираясь на государственную управленческую структуру. В этом году мы подготовительную работу начали значительно раньше, учтя одно из пожеланий участников конкурса и СМИ. За мной общее руководство и работа по подведению итогов с теми, кто задействован в работе соответствующей комиссии. Материально-техническая сторона конкурса — это НИИЦСМ и его руководитель с помощниками. Хотелось бы поменьше конфликтных ситуаций, хотя конкурс предполагает наличие таковых. Избавиться от них невозможно не только практически, но и теоретически. У победителей обычно нет нареканий, но у проигравших чаще всего вопросы к организаторам и жюри есть. Поэтому в этом году при необходимости в спорных ситуациях мы будем проводить и собственные испытания конкурсной продукции.

Александр Дрозд:

— В течение прошлого конкурса мы выводили на него только лучшие строительные продукты. То есть в процессе подачи заявок отсеивали те продукты, которые как бы автоматически не пройдут. И в финансовом плане они в конкурсе не участвовали. Мы понимаем, что, если человек за участие в конкурсе заплатит, то он должен что-то получить взамен этого. Платили только те, кто действительно мог получить диплом победителя. Мы снова договорились с «МинскЭкспо», что на осенней выставке «Будпрагрэс-2006» будут подведены итоги и нынешнего конкурса. Мы пытаемся органично влиться в выставку, и вроде нас там привечают — чтобы выставка не была сухой, а было там какое-то шоу. Может, в прошлом году это не очень удачно получилось. В этом году на этот аспект будет обращено больше внимания. Но мы ограничены в средствах. Мы начинаем конкурс с нуля, используя сначала свои средства, а потом за счет участников пытаемся закрыть эти дырки. Но эти проблемы будут решаться. Мы провели свой опрос участников конкурса и видим, что явных негативных моментов нет. Критические замечания мы учтем. Так, нам указали, что иногда продукты были очень близки по свойствам, которые трудно различить, и, кроме того, эти свойства определялись в различных лабораториях. Поэтому, если в этом году возникнут спорные вопросы, мы силами НИИЦСМ, о чем уже говорил Э. Батяновский, проведем независимую экспертизу. Мы понимаем, что нас будут обвинять в необъективности, но в этом плане мы должны работать. Мы создали сайт конкурса, чтобы не только освещать его, но и больше внимания уделить лучшим продуктам и их техническим качествам. Но это не столько от нас зависит, сколько от тех, кто дает информацию о своих продуктах. Нам иногда дают не полную информацию. Получается, прошел конкурс — все о нем забыли, ждут следующего. На нашем сайте около 900 посещений в месяц. Мы передали список лучших продуктов в Минстройархитектуры. Обращаются к нам крупные организации (например, МАПИД), интересуются участвующими в конкурсе стройматериалами и спрашивают, можно ли использовать их в своей работе. Подобную информацию мы рассылаем.

Алексей Смоляков:

— Так как к нам обращаются предприятия и организации, которые интересуются победителями конкурса, нами принято решение в этом году создать каталог его победителей, где будет полное описание, технические характеристики и рекомендации по применению каждого лучшего продукта года. Это необходимо для строителей, проектировщиков, рядовых потребителей. Каталог будет и в печатном, и в электронном виде. Мы постараемся это сделать к награждению. Эта информация будет и на сайте. Рассылка каталога пойдет и через Минстройархитектуры. Через Союз архитекторов будем сотрудничать с проектными и строительными организациями, а также производителями строительной продукции. Также в этом году мы вводим такой новый критерий, как инновационные строительные материалы и изделия. Будем более внимательно относиться к новой на белорусском рынке строительной продукции. Еще мы очень хотим приобщить конкурсное движение к учебному процессу, поскольку организацией конкурса занимается наш университет. Поэтому одна из целей конкурса — поиск новых интересных технологий, чтобы они перемещались и в сферу обучения. В частности, примеры продукции участников конкурса будут передаваться в фонд кафедры «Строительные материалы и изделия».

Владимир Остапенко:

— Что касается технической стороны конкурса, он будет организован по принципу прошлых лет, только все пришедшие продукты будут обезличены, чтобы ни имя фирмы, ни продолжительность ее работы на рынке не могли влиять на принимаемые жюри решения. Учтя практику прошедших двух лет, с этого года списки участников и их продукции мы объявим только 1 июля — после завершения приема всех заявок. Это связано с пожеланием ряда организаций, чтобы громкое имя компании — скорее всего, какого-нибудь иностранного представителя — никого не смущало, потому что в некоторых моментах белорусские, российские и другие предприятия могут составлять достойную конкуренцию тем же немецким фирмам-производителям. В этом году мы подготовили в НИИЦСМ помещение, где образцы продукции будут храниться до подведения итогов. Теперь, если надо провести дополнительное исследование, это можно сделать в любой момент. Об информировании будущих участников конкурсов. Кроме нас, в этот процесс включаются и представители «Будпрагрэса». Они, оповещая будущих участников выставки, будут также рекомендовать им принять участие в нашем конкурсе.

Вопросы и ответы

— О плитах пенополистирольных, которые производятся беспрессовым методом. В прошлый раз все три участника получили главный приз, хотя их плиты примерно одинаковые. Как вы думаете избежать теперь такого казуса?


— Принцип конкурса в том, что каждая продукция номинируется по имеющемуся нормативному документу (ГОСТ, СТБ). Что касается плит пенополистирольных (этот же момент переносится и на минераловатные плиты) — стандарт регламентирует разные плотности, и у теплоизоляционного материала каждой плотности свои свойства. Конечно, можно сравнить механические свойства пенополистирольных плит плотностью 15 и 50 кг/м3. Но лучшие механические свойства, естественно, будут у плиты повышенной плотности. Значит, ни один производитель иных категорий (плотность 25, 35) не сможет заявиться на конкурс. Для них это потеряет всякий смысл. Поэтому, раз нормативный документ регламентирует несколько видов продукции, сравнение идет по каждой группе плотности. Вот и получился — это не казус — не один победитель в группе пенополистирольных плит. Кстати, подобные моменты касаются и кровельных, и гидроизоляционных, и других материалов. Ведь многие нормативные документы задают несколько подтипов продукции.

— Но тогда, если конкурс будет развиваться, не получится ли в конце концов бесконечное количество участвующих продуктов?

— Это количество всегда конечно. У нас конечное число ГОСТов и СТБ, конечны их требования, и за рамки существующих нормативных документов никто не переступает. Если сводить материалы в большие разделы и сравнивать пеностекло с пенополистиролом, минвату с плитами на перлите, конкурс вместо технического станет потребительским. Поскольку конкурс чисто технический, для него основными документами являются ГОСТы, СТБ. Но предложения по совершенствованию нашей работы принимаются. Конкурс — не закостенелое мероприятие.

— Тротуарная плитка одного из победителей конкурса никуда не годится. Вот хотя бы на Октябрьской площади во что она превратилась или около автовокзала «Московский». Как вы будете отбрасывать те продукты, которые на практике себя не оправдывают, хотя их свойства соответствуют требованиям нормативных документов?

— Вопрос с тротуарной плиткой действительно актуален. Но его надо рассматривать вместе с коммунальными службами. Для борьбы со льдом они активно применяют механические средства: от ручного лома и скребка до тракторов и даже грейдеров. А механические, ударные повреждения в первый год эксплуатации не создают видимых разрушений, но на микроуровне приводят к тому, что процесс исчерпания морозостойкости протекает в сжатом режиме, как в машине времени. Если плитка служит только в природных условиях, ее срок службы соответствует нормативным требованиям. Но реальные ударные эксплуатационные нагрузки в стандартах не учтены. Значит, надо пересмотреть нормативный документ или выпускать, например, тротуарную плитку армированную, с фиброй, для ударных нагрузок. В общем, пока выходит, что не очень виноват и производитель, ссылающийся на неправильную эксплуатацию, и эксплуатационник, не понимающий, как можно заниматься уборкой территории, не прикасаясь к плитке. Ну, а рейтинг производителя, выпускающего все время некачественный продукт, неизбежно упадет. Интересно, что в прошлом году ряд участников снялись с конкурса, узнав про участие нашего ведущего производителя. А зря! Когда мы испытываем разные плитки, видим, что есть плитка лучше той, что была заявлена на конкурс.

— Вся продукция, применяемая в Беларуси, так или иначе должна соответствовать требованиям нормативных документов. Разве это «лучший продукт»? Это просто удовлетворительный продукт.

— Естественно, продукция, которая не соответствует нормативным требованиям, на конкурс не принимается. Конкурс позволяет выявить тех производителей, у которых качество продукции максимально лучше заданного нормативными документами. ГОСТ, СТБ — это минимальные требования, которые необходимы для потребительского качества. Конечно, производитель, который выпускает продукцию на грани требований стандартов, — это средний производитель, а продукция у него среднего качества. Тот производитель, который выпускает лучшую продукцию, выпускает ее с запасом, и не на один-два процента, а на десятки процентов лучше, чем по нормам. Но, бывает, улучшая качество, например, краски, производитель настолько повышает ее стоимость, что становится не вполне конкурентоспособным на рынке. Наверное, здесь важна золотая середина. Но мы хотим, чтобы конкурсная продукция имела самое высокое качество, самые лучшие технические показатели.

Дмитрий ЖУКОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 13 за 2006 год в рубрике новости

©1995-2025 Строительство и недвижимость