В Совете Министров Республики Беларусь
Беларусь заинтересована во взаимовыгодном сотрудничестве с инвестиционной группой «Ренессанс Капитал». Как сообщил заместитель премьер-министра Андрей Кобяков в ходе встречи с представителями компании в Минске, стороны намерены рассмотреть практические вопросы реализации намеченных проектов.
«Нам импонирует то, что вы заинтересовались возможностями республики. В то же время у нас появляется возможность осуществить заимствование и привлечь инвестиции с внешних рынков в Беларусь», — подчеркнул Андрей Кобяков. — В Беларуси отмечается динамичное развитие в последние годы, но к хорошей динамике мы не против добавить еще плюсы». Заместитель председателя правления инвестиционной группы «Ренессанс Капитал» Александр Корсик считает, что правительство Беларуси нацелено на конкретное и динамичное развитие отношений с компанией. «Мы приезжаем сюда, чтобы зарабатывать деньги для своих акционеров, а также для тех, с кем мы сотрудничаем», — сказал он, выразив надежду, что предложенные компанией проекты вызовут у белорусской стороны интерес и окажут содействие экономическому развитию страны. Компания «Ренессанс Капитал» — ведущая независимая инвестиционная группа, работающая на финансовых рынках России и стран СНГ. Она обслуживает как российских, та и иностранных клиентов. Со времени основания (1995 г.) группа «Ренессанс Капитал» привлекла для российских предприятий свыше $14 млрд инвестиций и осуществила многие масштабные проекты.
Правительство Беларуси утвердило Государственную программу импортозамещения на 2006-2010 годы
Соответствующее решение содержится в постановлении Совета Министров. Программа разработана в целях обеспечения устойчивого развития отечественной экономики, а также для эффективного и рационально обоснованного удовлетворения внутреннего спроса конкурентоспособными товарами собственного производства. Меры, предусмотренные в документе, направлены на более полное использование производственных мощностей, создание новых рабочих мест, повышение экономической безопасности страны. Для достижения поставленных целей запланировано повысить технический уровень производств, которые обеспечивают конкурентоспособность отечественной продукции по цене и качеству. Селективную инвестиционную поддержку получат предприятия, которые выпускают высокотехнологичную продукцию, пользующуюся спросом на внутреннем и внешних рынках.
В числе приоритетов в программе названо импортозамещение спроса (стимулирование потребления отечественной продукции). Большое значение будет придаваться снижению импортной составляющей в выпускаемой отечественными товаропроизводителями конкурентоспособной продукции.
В 2006 году в рамках госпрограммы импортозамещения предполагается осуществить 87 проектов, в том числе 26 вновь начинаемых. Особое внимание будет уделено проектам реального сектора экономики: машиностроения и металлообработки, химической и нефтехимической промышленности, агропромышленного комплекса, фармацевтической и строительной отраслей. В целом программа предполагает создание в Беларуси комплексной системы, которая обеспечит реализацию государственной политики импортозамещения. Предполагается, что в результате реализации системы мер замещения импорта товаров отечественным производством уменьшится зависимость экономики от внешней торговли, повысится экономическая безопасность страны. В частности, в 2010 году на единицу стоимости произведенного продукта будет использоваться 0,477-0,437 единицы импорта (против 0,595 в 2005 году). Напомним: в ходе реализации Государственной программы импортозамещения в 2001-2005 годах было завершено 109 проектов, произведено
импортозамещающей продукции на сумму около $1,5 млрд, в том числе на экспорт поставлено товаров на сумму более $640 млн. За эти годы создано дополнительно свыше 2,6 тыс. рабочих мест.
Финансирование строительной науки
В 2006 году из фонда развития строительной науки на финансирование научных программ в области строительной деятельности будет направлено Br18274,8 млн. Соответствующее положение о порядке зачисления средств в государственный целевой бюджетный фонд развития строительной науки и направлениях использования средств этого фонда в 2006 году утверждено постановлением Совета Министров.
Согласно документу, этот фонд формируется юридическими лицами, осуществляющими строительно-монтажные работы, за счет отчислений в размере 0,5% от себестоимости производства и реализации работ, услуг. При этом отчисления не производятся предприятиями, которые осуществляют строительно- монтажные работы на объектах жилищного строительства и за пределами страны. Главным распорядителем средств фонда является Министерство архитектуры и строительства. Они направляются на выполнение заданий государственной научно-технической программы в области строительной деятельности (Br860,9 млн), научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по вопросам проектирования, строительства и производства строительных материалов (Br11794,1 млн). За счет фонда финансируется также разработка комплекса технических нормативных правовых актов в области строительной деятельности (Br4319,8 млн), подготовка и издание соответствующей научной литературы (Br310 млн), проведение симпозиумов, конференций, семинаров, приобретение научно-технической информации (Br390 млн), проведение выставок (Br600 млн). Средства фонда выделяются предприятиям на безвозвратной основе.
Республиканский бюджет за январь-февраль 2006 г. исполнен с профицитом Br544,6 млрд
Как сообщили в Министерстве финансов Беларуси, это стало возможным за счет опережающих темпов поступления доходов республиканского бюджета по сравнению с темпами производимых расходов. Напомним: по итогам текущего года дефицит республиканского бюджета запланирован на уровне Br1162,3 млрд.
В целом за январь-февраль 2006 г. доходы республиканского бюджета составили около Br4 трлн., или 15,3% уточненного годового плана и 68,2% плана I квартала. По мнению специалистов Минфина, динамика исполнения бюджета по основным доходным источникам увязана с опережающими темпами роста макроэкономических показателей, активным увеличением объемов производства в реальном секторе экономики, ростом финансовых показателей работы организаций, а также белорусского экспорта. Так, за январь-февраль в бюджет поступило около Br260 млрд налога на прибыль, или 16% к уточненному годовому плану. Поступления НДС составили около Br730 млрд, или 15,5% годового плана, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности — порядка Br270 млрд, или 13,7% к годовому плану. По состоянию на 1 марта 2006 г. задолженность по платежам в бюджеты всех уровней сложилась в сумме Br353,9 млрд — возросла по сравнению с началом года на 25,6%. Расходы республиканского бюджета за январь-февраль 2006 г. составили около Br3,4 трлн, или 12,6% годового плана. В целом за этот период по республиканскому бюджету все заявленные бюджетными организациями расходы профинансированы полностью. Погашены по наступившим срокам все обязательства Беларуси по государственному долгу, в полном объеме произведены расчеты по расходам Фонда социальной защиты населения. Кредиторская задолженность на 1 марта 2006 г. по республиканскому бюджету составила немногим более Br52 млрд (около 3% среднемесячных расходов республиканского бюджета) и носит текущий характер.
Оплата за газ — 100%
Беларусь в полной мере выполняет обязательства по расчетам за российский газ. Об этом заявил министр энергетики Александр Агеев в ходе встречи с журналистами. По его словам, в настоящее время в Беларуси нет текущей задолженности за потребленный газ. По сравнению с 2003 годом ранее образовавшаяся задолженность сократилась в 3 раза. Сейчас она составляет $80 млн. Цена российского газа для Беларуси должна устанавливаться в соответствии с союзными договоренностями. У Беларуси и России есть законодательно закрепленная основа совместного сотрудничества — в частности, договор о союзном государстве. Он является обязательным для исполнения двумя сторонами и предполагает создание равных условий для субъектов хозяйствования этих государств. Кроме того, есть ряд других соглашений между Беларусью и Россией, касающихся в том числе и сотрудничества в газовой отрасли, ценовых условий поставок энергоносителей. Александр Агеев отметил, что стоимость поставляемого Россией в Беларусь газа должна быть сбалансирована с ценой для Смоленской области России. Эти условия работали в 2002 и 2003 годах. Однако после перехода на взимание НДС по новому принципу с 2005 года стоимость газа для Беларуси не была уменьшена на сумму НДС (18%). В настоящее время эта цена (без учета НДС) составляет $46,68 за тыс. м3. Как подчеркнул министр, «мы считаем, что это и есть коммерческая цена для Беларуси». По его словам, резкое увеличение цены, несомненно, оказало влияние на экономику Беларуси, но она сработала нормально.
Комментируя решение «Газпрома» о необходимости перехода с 2007 года на ценообразование в газовой сфере в соответствии с рыночными принципами, Александр Агеев подчеркнул, что стороны начали переговоры по этому вопросу. Сейчас цена газа для Смоленской области составляет $42,8 за тыс. м3. В соответствии со стратегий развития газовой отрасли России до 2010 года стоимость газа для российских потребителей за следующие пять лет должна увеличиваться на 10,5-11% в год. Таким образом, в 2010 году максимальная цена газа для Смоленской области должна быть установлена на уровне $64 за тыс. м3. В 2007 году эта цена составит $47,5 за тыс./м3. По мнению Александра Агеева, в основе будущего увеличения цены российского газа для Беларуси должны лежать указанные выше документы. Кроме того, министр энергетики подчеркнул, что данный вопрос является вопросом корпоративного значения. В частности, Беларусь предложила «Газпрому» сотрудничество в пяти проектах. «В настоящее время мы ждем ответа на наши предложения», — отметил Александр Агеев. Российская сторона приняла их для рассмотрения, и некоторые из них будут реализованы после определенных доработок. Это, в частности, строительство второй ветки газопровода «Ямал — Европа». По словам министра, данный проект будет реализован в текущем году. «Использование этого провода будет выгоднее, чем северноевропейской линии. Выигрыш может составить примерно $480 млн», — отметил Александр Агеев. Кроме того, Беларусь предложила участие в проекте, касающемся ТЭЦ в Белоозерске мощностью 450-500 МВт, а также в проекте по созданию совместного газотранспортного предприятия на базе «Белтрансгаза». Будет продолжена и модернизация белорусского предприятия «ГродноАзот».
Подготовил по материалам пресс-службы Совмина Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 13 за 2006 год в рубрике новости