Национальный выставочный центр «БелЭкспо». У нас амбициозные планы по расширению выставочного комплекса
Выставочная компания «Белэкспо» проведет этой весной свою строительную выставку «Стройэкспо» уже в 9-й раз. За это время строительная выставка достигла определенных успехов: руководители высшего звена не задумываясь принимают решение на участие в ней, так как эффект очевиден — незамеченным никто не останется. Несмотря на положительные отзывы и успехи, выставочная компания «Белэкспо» на этом не останавливается и думает о перспективе. И это правильно: достигнутые успехи необходимо закреплять. О перспективе строительных выставок и планах развития наш разговор с заместителем директора по выставочно-ярмарочной деятельности компании «Белэкспо» Александром Шило.
— Александр Иванович, как подготовились к выставке, чего следует ожидать?
— Выставка «Стройэкспо», как уже было отмечено, проводится в 9-й раз. Можно смело сказать, что она, как и «Будпрагрэс», занимает одно из ведущих мест среди строительных выставок в Беларуси. Она равнозначна ей как по количеству участников, так и по масштабу. Выставка как всегда собирает под свои знамена большое количество иностранных компаний. В этом году у нас, кроме Беларуси, представлено еще 10 стран: Германия, Словения, Финляндия, Россия, Чехия, Франция, Польша, Турция, Литва и Украина. Выставка считается международной, если 10% ее участников являются нерезидентами Беларуси. Однако наиболее успешные международные выставочные проекты не всегда укладываются в этот критерий. Это объясняется тем, что иностранные компании, участвуя в наших выставках хотя бы один раз, на другой год отправляют участвовать свое представительство, которое создано здесь. Поэтому я назвал только те флаги, которые относятся к головным, материнским, кампаниям — речь не идет о тех компаниях, которые представляют зарубежную продукцию на нашем рынке. Выставка обещает быть очень яркой и очень красивой.
— Какие выставочные площади займет выставка в 2006 году?
— У нас с прошлого года резервы выставочных площадей практически исчерпаны. В этом году павильон «С», который, скажем так, не был полностью задействован в 2005 году, заполнен до отказа. Если говорить о метраже, то к выставке добавилось ни много ни мало более 200 метров экспозиционной площади. В 2006 году общая площадь выставки «Стройэкспо» составит порядка 6 тысяч квадратных метров.
— Хватает ли сегодня таких площадей для успешной выставки?
— Конечно, если выставка успешная, многие хотят принять в ней участие, и не все могут разместиться. В позапрошлом году осенью мы даже вынуждены были возводить дополнительный павильон из сэндвич-панелей на 1100 м2. В 2005 году он был испробован на весенней выставке «Стройэкспо». Можно с уверенностью сказать, что это современный павильон. На перспективу планируется возводить и расширять комплекс на проспекте Победителей, 14. На сегодняшний день разрабатывается эскизный проект этого комплекса. Речь идет о том, что сюда еще добавятся два павильона по 6 тысяч «квадратов» каждый. Если суммировать, получится не менее 15 тыс. м2 общей экспозиционной площади — 12 тыс. м2 дополнительно и около 3 тысяч, которые есть сейчас. В таком случае можно смело утверждать, что в будущем, если нам все же удастся реализовать эти проекты, выставка «Стройэкспо» перейдет на площадку на проспекте Победителей, 14.
— Расскажите, пожалуйста, подробней об этом проекте.
— Между двумя выставочными комплексами по 6 тыс. м2 планируется строительство Конгресс-Холла. Объясню, почему. Сейчас мировая практика показывает, что очень крупные выставочные проекты завязаны на очень серьезной научной программе. И даже многие от нее отталкиваются — она идет основой для выставочных проектов. Именно строительство современного Конгресс-Холла даст возможность проводить серьезные семинарские и научные программы. В целом это будет способствовать развитию наших выставочных проектов.
— По предварительным оценкам, во сколько обойдется строительство?
— О материальной составляющей пока рано говорить. По предварительным оценкам, разработка только одной проектной документации в белорусских рублях выражается девятизначной цифрой.
— Вы не могли бы дать анализ развития строительных выставок, раз проектируете такие объекты.
— Будем говорить прямо: выставки сегодня отражают экономическую ситуацию. Это применительно к любой отрасли. Поэтому степень роста строительных выставок позволяет сказать, что у нас строительная отрасль развивается очень и очень хорошо. Я думаю, что темпы роста в строительной отрасли опережают темпы по другим отраслям. Это видно еще и по тому, что у нас в году более 10 строительных выставок. Сегодня, безусловно, выделяются два гиганта. Это «Стройэкспо» выставочной компании «Белэкспо» и «Будпрагрэс» выставочной компании «Минскэкспо». Остальные проекты менее масштабны. Эти два гиганта вне конкуренции, поэтому мелкие проекты, которые появляются вслед за этими крупными, нацелены на уже узкую специализированную экспозицию. Например, «Экспофорум» проводит выставку «Вода и тепло», «Минскэкспо» — выставку «Окна. Двери. Крыши». Есть выставки/салоны, которые специализируются только на одном направлении, например, отделочные материалы, изоляционные материалы. Каждая выставка начинает подбирать свою тематику, то есть происходит разбивка по салонам.
— Есть ли прямая конкуренция между «Будпрагрэсом» и «Стройэкспо»?
— У клиента, как правило, нет необходимости выбирать между «Стройэкспо» и «Будпрагрэсом». Выбор происходит между «Будпрагрэсом» и осенними строительными выставками, между «Стройэкспо» и весенними строительными выставками. Будем говорить прямо, есть определенная специализация выполняемых строительных работ по сезонам. Соответственно, и выставляемая экспозиция имеет отраслевую специализацию. Если осенне-зимний период — это больше изоляционные материалы, внутриотделочные материалы и материалы для работ, которые выполняются в межсезонье, то лето предполагает более широкий спектр материалов. То есть там фактически представлены все строительные материалы. Конечно, сегодня любые работы выполняются в любое время — технологии уже это позволяют. Но, хотя любые работы можно вести в любой период, цена на соответствующие технологии имеет существенные сезонные колебания. Конкуренция между «Стройэкспо» и «Будпрагрэсом», скажем так, очень условная. К тому же, сегодня страна созрела для двух таких выставок в году. И я уверен, что две выставки будут в любом случае.
— Расскажите более подробно о двух проектах «Стройэкспо»: весна и осень.
— У нас, кроме весенней выставки, есть и свой строительный проект осенью, также как у «Минскэкспо» весной есть проект «Белорусская строительная неделя». Сегодня, если крупные компании могут позволить себе участвовать и в десяти строительных выставках, то у мелкой и средней компании бюджета хватает только на одну — максимум две. Вытянуть на третью выставку у нее просто не хватает средств.
Надеюсь, что определенные маркетинговые задумки по развитию «Стройэкспо-осень» дадут нам преимущества перед «Будпрагрэсом». Пока об этом рано говорить, но можно уже обозначить некоторые нюансы. Например, у нас будут более благоприятные сроки. Если «Будпрагрэс» проводится в сентябре, то у нас выставка открывается в конце октября. На мой взгляд, сентябрь — самый разгар строительных работ, и многие кампании не могут участвовать в выставке. Строительные выставки объединяют не только производителей, но и тех, кто осуществляет эти работы. Это компании, которые непосредственно осуществляют строительство и выступают в качестве подрядчика. Многие фирмы в этот период просто очень заняты — идет поток клиентов и заказов. Им трудно отвлекаться на «Будпрагрэс». Во-вторых, у нас более тесные контакты непосредственно с покупателями. Я думаю, что по числу специалистов мы будем потихоньку выравнивать ситуацию в свою пользу. Можно сказать также, что место проведения «Будпрагрэса», на мой взгляд, хуже, чем выставочный павильон на Янки Купалы, 27. Будем говорить откровенно: вблизи массовых потоков людей выставки проводить гораздо проще, поскольку посетителей больше. У меня есть целый блок маркетинговых исследований, которые подтверждают это — все выставки при прочих равных условиях, например, при одинаковом рекламном бюджете, гораздо более посещаемы на Янки Купалы, 27. Можно говорить о 20-30% разницы в посетителях. На «Будпрагрэсе» есть жалобы посетителей на ориентирование. Если вы посмотрите на выставочные павильоны, которые строятся во всем мире, то они имеют, как правило, форму либо вытянутого прямоугольника, либо квадрата, но с небольшим периметром. Потому что в другом случае экспозиция становится лабиринтом для того, кто приходит на выставку, и что-то найти крайне сложно. Поэтому до стендов некоторых компаний посетители просто не доходят — их не находят. И, естественно, у них возникает недовольство, так как они получают посетителей гораздо меньше, чем у нас на «Стройэкспо». Мы провели исследование преимуществ и недостатков в сравнении с «Будпрагрэсом». Наши экспоненты сказали, что до них дошел каждый посетитель. Пусть людей прошло меньше, чем через «Будпрагрэс» в целом, но количество, которое прошло именно через их стенд, гораздо больше.
— Вы не могли бы поделиться результатами исследования?
— «Стройэкспо-осень» более специализированная выставка для зимних работ. Мы интересны более узкому кругу специалистов — конкретный человек приходит за конкретным товаром. Среди посетителей выставки 81% мужчин и 19% женщин, 40% — это руководители высшего звена, 38% — специалисты и 11% — предприниматели.
— Какие жалобы и предложения поступают к вам?
— Есть определенные замечания по парковке. Наша парковка не вмещает всех посетителей, даже при том, что она больше, чем на Победителей, 22. Над решением этих вопросов мы работаем.
— Что вы пожелаете своим клиентам и участникам на «Стройэкспо»?
— Пожелаю удачи. Как можно больше партнеров, успешных контрактов, и чтобы выставка прошла с пользой. Если наши участники получат эффект от выставки, то, соответственно, у них будет основание и бюджет для участия в следующем нашем проекте. Искреннее надеюсь, что партнерство с нами станет ступенькой к процветанию компаний-участников — в этом основная задача «БелЭкспо» как выставочной компании.
— Александр Иванович, как подготовились к выставке, чего следует ожидать?
— Выставка «Стройэкспо», как уже было отмечено, проводится в 9-й раз. Можно смело сказать, что она, как и «Будпрагрэс», занимает одно из ведущих мест среди строительных выставок в Беларуси. Она равнозначна ей как по количеству участников, так и по масштабу. Выставка как всегда собирает под свои знамена большое количество иностранных компаний. В этом году у нас, кроме Беларуси, представлено еще 10 стран: Германия, Словения, Финляндия, Россия, Чехия, Франция, Польша, Турция, Литва и Украина. Выставка считается международной, если 10% ее участников являются нерезидентами Беларуси. Однако наиболее успешные международные выставочные проекты не всегда укладываются в этот критерий. Это объясняется тем, что иностранные компании, участвуя в наших выставках хотя бы один раз, на другой год отправляют участвовать свое представительство, которое создано здесь. Поэтому я назвал только те флаги, которые относятся к головным, материнским, кампаниям — речь не идет о тех компаниях, которые представляют зарубежную продукцию на нашем рынке. Выставка обещает быть очень яркой и очень красивой.
— Какие выставочные площади займет выставка в 2006 году?
— У нас с прошлого года резервы выставочных площадей практически исчерпаны. В этом году павильон «С», который, скажем так, не был полностью задействован в 2005 году, заполнен до отказа. Если говорить о метраже, то к выставке добавилось ни много ни мало более 200 метров экспозиционной площади. В 2006 году общая площадь выставки «Стройэкспо» составит порядка 6 тысяч квадратных метров.
— Хватает ли сегодня таких площадей для успешной выставки?
— Конечно, если выставка успешная, многие хотят принять в ней участие, и не все могут разместиться. В позапрошлом году осенью мы даже вынуждены были возводить дополнительный павильон из сэндвич-панелей на 1100 м2. В 2005 году он был испробован на весенней выставке «Стройэкспо». Можно с уверенностью сказать, что это современный павильон. На перспективу планируется возводить и расширять комплекс на проспекте Победителей, 14. На сегодняшний день разрабатывается эскизный проект этого комплекса. Речь идет о том, что сюда еще добавятся два павильона по 6 тысяч «квадратов» каждый. Если суммировать, получится не менее 15 тыс. м2 общей экспозиционной площади — 12 тыс. м2 дополнительно и около 3 тысяч, которые есть сейчас. В таком случае можно смело утверждать, что в будущем, если нам все же удастся реализовать эти проекты, выставка «Стройэкспо» перейдет на площадку на проспекте Победителей, 14.
— Расскажите, пожалуйста, подробней об этом проекте.
— Между двумя выставочными комплексами по 6 тыс. м2 планируется строительство Конгресс-Холла. Объясню, почему. Сейчас мировая практика показывает, что очень крупные выставочные проекты завязаны на очень серьезной научной программе. И даже многие от нее отталкиваются — она идет основой для выставочных проектов. Именно строительство современного Конгресс-Холла даст возможность проводить серьезные семинарские и научные программы. В целом это будет способствовать развитию наших выставочных проектов.
— По предварительным оценкам, во сколько обойдется строительство?
— О материальной составляющей пока рано говорить. По предварительным оценкам, разработка только одной проектной документации в белорусских рублях выражается девятизначной цифрой.
— Вы не могли бы дать анализ развития строительных выставок, раз проектируете такие объекты.
— Будем говорить прямо: выставки сегодня отражают экономическую ситуацию. Это применительно к любой отрасли. Поэтому степень роста строительных выставок позволяет сказать, что у нас строительная отрасль развивается очень и очень хорошо. Я думаю, что темпы роста в строительной отрасли опережают темпы по другим отраслям. Это видно еще и по тому, что у нас в году более 10 строительных выставок. Сегодня, безусловно, выделяются два гиганта. Это «Стройэкспо» выставочной компании «Белэкспо» и «Будпрагрэс» выставочной компании «Минскэкспо». Остальные проекты менее масштабны. Эти два гиганта вне конкуренции, поэтому мелкие проекты, которые появляются вслед за этими крупными, нацелены на уже узкую специализированную экспозицию. Например, «Экспофорум» проводит выставку «Вода и тепло», «Минскэкспо» — выставку «Окна. Двери. Крыши». Есть выставки/салоны, которые специализируются только на одном направлении, например, отделочные материалы, изоляционные материалы. Каждая выставка начинает подбирать свою тематику, то есть происходит разбивка по салонам.
— Есть ли прямая конкуренция между «Будпрагрэсом» и «Стройэкспо»?
— У клиента, как правило, нет необходимости выбирать между «Стройэкспо» и «Будпрагрэсом». Выбор происходит между «Будпрагрэсом» и осенними строительными выставками, между «Стройэкспо» и весенними строительными выставками. Будем говорить прямо, есть определенная специализация выполняемых строительных работ по сезонам. Соответственно, и выставляемая экспозиция имеет отраслевую специализацию. Если осенне-зимний период — это больше изоляционные материалы, внутриотделочные материалы и материалы для работ, которые выполняются в межсезонье, то лето предполагает более широкий спектр материалов. То есть там фактически представлены все строительные материалы. Конечно, сегодня любые работы выполняются в любое время — технологии уже это позволяют. Но, хотя любые работы можно вести в любой период, цена на соответствующие технологии имеет существенные сезонные колебания. Конкуренция между «Стройэкспо» и «Будпрагрэсом», скажем так, очень условная. К тому же, сегодня страна созрела для двух таких выставок в году. И я уверен, что две выставки будут в любом случае.
— Расскажите более подробно о двух проектах «Стройэкспо»: весна и осень.
— У нас, кроме весенней выставки, есть и свой строительный проект осенью, также как у «Минскэкспо» весной есть проект «Белорусская строительная неделя». Сегодня, если крупные компании могут позволить себе участвовать и в десяти строительных выставках, то у мелкой и средней компании бюджета хватает только на одну — максимум две. Вытянуть на третью выставку у нее просто не хватает средств.
Надеюсь, что определенные маркетинговые задумки по развитию «Стройэкспо-осень» дадут нам преимущества перед «Будпрагрэсом». Пока об этом рано говорить, но можно уже обозначить некоторые нюансы. Например, у нас будут более благоприятные сроки. Если «Будпрагрэс» проводится в сентябре, то у нас выставка открывается в конце октября. На мой взгляд, сентябрь — самый разгар строительных работ, и многие кампании не могут участвовать в выставке. Строительные выставки объединяют не только производителей, но и тех, кто осуществляет эти работы. Это компании, которые непосредственно осуществляют строительство и выступают в качестве подрядчика. Многие фирмы в этот период просто очень заняты — идет поток клиентов и заказов. Им трудно отвлекаться на «Будпрагрэс». Во-вторых, у нас более тесные контакты непосредственно с покупателями. Я думаю, что по числу специалистов мы будем потихоньку выравнивать ситуацию в свою пользу. Можно сказать также, что место проведения «Будпрагрэса», на мой взгляд, хуже, чем выставочный павильон на Янки Купалы, 27. Будем говорить откровенно: вблизи массовых потоков людей выставки проводить гораздо проще, поскольку посетителей больше. У меня есть целый блок маркетинговых исследований, которые подтверждают это — все выставки при прочих равных условиях, например, при одинаковом рекламном бюджете, гораздо более посещаемы на Янки Купалы, 27. Можно говорить о 20-30% разницы в посетителях. На «Будпрагрэсе» есть жалобы посетителей на ориентирование. Если вы посмотрите на выставочные павильоны, которые строятся во всем мире, то они имеют, как правило, форму либо вытянутого прямоугольника, либо квадрата, но с небольшим периметром. Потому что в другом случае экспозиция становится лабиринтом для того, кто приходит на выставку, и что-то найти крайне сложно. Поэтому до стендов некоторых компаний посетители просто не доходят — их не находят. И, естественно, у них возникает недовольство, так как они получают посетителей гораздо меньше, чем у нас на «Стройэкспо». Мы провели исследование преимуществ и недостатков в сравнении с «Будпрагрэсом». Наши экспоненты сказали, что до них дошел каждый посетитель. Пусть людей прошло меньше, чем через «Будпрагрэс» в целом, но количество, которое прошло именно через их стенд, гораздо больше.
— Вы не могли бы поделиться результатами исследования?
— «Стройэкспо-осень» более специализированная выставка для зимних работ. Мы интересны более узкому кругу специалистов — конкретный человек приходит за конкретным товаром. Среди посетителей выставки 81% мужчин и 19% женщин, 40% — это руководители высшего звена, 38% — специалисты и 11% — предприниматели.
— Какие жалобы и предложения поступают к вам?
— Есть определенные замечания по парковке. Наша парковка не вмещает всех посетителей, даже при том, что она больше, чем на Победителей, 22. Над решением этих вопросов мы работаем.
— Что вы пожелаете своим клиентам и участникам на «Стройэкспо»?
— Пожелаю удачи. Как можно больше партнеров, успешных контрактов, и чтобы выставка прошла с пользой. Если наши участники получат эффект от выставки, то, соответственно, у них будет основание и бюджет для участия в следующем нашем проекте. Искреннее надеюсь, что партнерство с нами станет ступенькой к процветанию компаний-участников — в этом основная задача «БелЭкспо» как выставочной компании.
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 11 за 2006 год в рубрике выставки