Мебель России: экспортный вариант
Российский мебельный рынок является одним из самых насыщенных. Здесь представлены и работают как крупные мебельные фабрики, так и множество небольших фирм. Помимо отечественных производителей, активно продвигают свой товар и зарубежные компании. До прошлого года доля импортной мебели на российском рынке непрерывно увеличивалась. По данным ГТК России, за 2004 год в страну было ввезено мебели на сумму $720 млн.
Одновременно продолжают увеличиваться объемы поставок из стран дальнего зарубежья — в прошлом году они составили $432 млн, или 63% от всего объема импорта. Среди стран дальнего зарубежья основными экспортерами в Россию продолжают оставаться Италия, Германия, Испания, Финляндия, Швеция (ее доля импорта заметно выросла за счет уверенного выхода на российский рынок торгового дома "Икеа"). Отечественные компании пока заимствуют у иностранных коллег новинки (которые в России входят в моду несколько позже, чем в Европе), при этом многие фирмы работают с импортными материалами. По поводу соотношения долей рынка у российских и иностранных предприятий в 2005 году оценки экспертов разнятся, но многие приходят к выводу, что сейчас уже доминирует отечественное производство (при этом вопрос остается весьма запутанным, так как разные эксперты используют разные единицы измерения рынка и различные его классификации).
Экспорт российской мебели остается на весьма невысоком уровне. В структуре мирового мебельного рынка Россия занимает довольно скромное место. Ее вклад в общий объем мирового экспорта мебели составляет десятые доли процента и находится сейчас на уровне $150-170 млн в год. Тем не менее, некоторые российские предприятия активно работают на экспорт, выходят на мировой рынок. Среди них можно назвать компании "Электрогорск Мебель", "Ленраумамебель", Поволжский фанерно-мебельный комбинат. Нельзя не отметить, что постепенно на мировом рынке появляются новые игроки из России, многие компании включают в свои планы экспансию за рубеж — например, компания ДОК 17 планирует уже в 2006 году выйти на международный рынок со своей продукцией. К сожалению, Россия за годы реформ утратила свои позиции на одном из своих главных экспортных рынков — рынке страны СНГ. Здесь крупными покупателями российской мебели остаются Казахстан, Беларусь, Украина. Основными потребителями продукции российских мебельщиков в дальнем зарубежье являются Германия, Франция, Швеция, Финляндия, Италия. Примерно 50% экспортных поставок в 2004 г. осуществлялось по контрактам компании "Икеа". Положение России на мировом мебельном рынке обусловлено огромным количеством причин, как очевидных, так и глубинных. С одной стороны, сыграло свою роль плохое техническое оснащение некоторых российских производств. «Многие компании неконкурентоспособны на мировом рынке, им сложно представить зарубежным покупателям продукцию, способную конкурировать с продукцией местных производителей. Причина здесь и в слабой технической базе, и в отставании от общемировых модных тенденций, и в отсутствии необходимых сертификатов, например, ISO9001, — поясняет Александр Нестерович — коммерческий директор ДОК 17. — Мы же имеем достаточную базу для того, чтобы конкурировать с западными производителями на их территории, в том числе обладаем международным сертификатом качества ISO9001».
С другой стороны, потенциал емкости внутреннего рынка России достаточно велик. По оценкам некоторых экспертов, средний уровень потребления мебели на душу населения в России составляет около $10 (аналогичный средний показатель в Западной Европе составил в 2004 году 260 евро). Подобный разрыв способствует тому, что внутренний рынок способен поглотить как минимум в несколько раз большее количество мебельной продукции, нежели поступает на него сейчас (при условии благоприятного положения в экономике, конечно). Сегодня положение российских предприятий как на мировом, так и на российском рынке начинает понемногу выправляться. Хотя нельзя не признать, что отечественные компании, особенно те, которые не являются лидерами в своей области, сталкиваются с множеством проблем. Постараемся кратко их перечислить. Прежде всего, это размытый целевой сегмент. Когда рынок только начинал складываться, и компании могли свободно развиваться, практически не ощущая конкуренции, производители делали ставки на так называемый средний класс как наиболее платежеспособный сегмент аудитории, потребляющий мебель среднего ценового уровня. Сейчас же, напротив, основная конкуренция разворачивается именно в этом сегменте, а значит, компаниям приходится искать альтернативные пути, чтобы избежать резкого снижения собственных продаж — уходить в более узкие ниши, где они смогут иметь преимущество. Вторая сложность — несоответствие предлагаемого продукта потребностям покупателей. Многие фирмы вынуждены ориентироваться на свои технологические возможности, которые не позволяют внедрять новинки из Европы и выводить на рынок принципиально новые конкурентоспособные продукты. Еще одно ограничение — недостаточное внимание некоторых компаний к реальным потребностям покупателей.
Как уже упоминалось, сейчас появляется реальная потребность в маркетинговых исследованиях, которые помогли бы выявить, что именно хочет получить потребитель. Но, несмотря ни на что, тенденции внушают оптимизм. Отечественные компании постепенно наращивают производство, улучшают качество своих материалов. Большое внимание уделяется качеству и дизайну мебели, что делает ее более привлекательной для потребителя. Уверенный рост экономики обеспечивает покупательскую способность аудитории, что позволяет увеличивать продажи. Как было сказано выше, в России появляются компании, которые могут составить конкуренцию иностранным предприятиям как на внутреннем, так и на мировом рынке. В целом все исследователи прогнозируют дальнейшее развитие этого сегмента и достаточно активный рост. По оценкам разных экспертов, в следующем году он составит от 5% до 10%.
По материалам пресс-службы компании ДОК 17
Одновременно продолжают увеличиваться объемы поставок из стран дальнего зарубежья — в прошлом году они составили $432 млн, или 63% от всего объема импорта. Среди стран дальнего зарубежья основными экспортерами в Россию продолжают оставаться Италия, Германия, Испания, Финляндия, Швеция (ее доля импорта заметно выросла за счет уверенного выхода на российский рынок торгового дома "Икеа"). Отечественные компании пока заимствуют у иностранных коллег новинки (которые в России входят в моду несколько позже, чем в Европе), при этом многие фирмы работают с импортными материалами. По поводу соотношения долей рынка у российских и иностранных предприятий в 2005 году оценки экспертов разнятся, но многие приходят к выводу, что сейчас уже доминирует отечественное производство (при этом вопрос остается весьма запутанным, так как разные эксперты используют разные единицы измерения рынка и различные его классификации).
Экспорт российской мебели остается на весьма невысоком уровне. В структуре мирового мебельного рынка Россия занимает довольно скромное место. Ее вклад в общий объем мирового экспорта мебели составляет десятые доли процента и находится сейчас на уровне $150-170 млн в год. Тем не менее, некоторые российские предприятия активно работают на экспорт, выходят на мировой рынок. Среди них можно назвать компании "Электрогорск Мебель", "Ленраумамебель", Поволжский фанерно-мебельный комбинат. Нельзя не отметить, что постепенно на мировом рынке появляются новые игроки из России, многие компании включают в свои планы экспансию за рубеж — например, компания ДОК 17 планирует уже в 2006 году выйти на международный рынок со своей продукцией. К сожалению, Россия за годы реформ утратила свои позиции на одном из своих главных экспортных рынков — рынке страны СНГ. Здесь крупными покупателями российской мебели остаются Казахстан, Беларусь, Украина. Основными потребителями продукции российских мебельщиков в дальнем зарубежье являются Германия, Франция, Швеция, Финляндия, Италия. Примерно 50% экспортных поставок в 2004 г. осуществлялось по контрактам компании "Икеа". Положение России на мировом мебельном рынке обусловлено огромным количеством причин, как очевидных, так и глубинных. С одной стороны, сыграло свою роль плохое техническое оснащение некоторых российских производств. «Многие компании неконкурентоспособны на мировом рынке, им сложно представить зарубежным покупателям продукцию, способную конкурировать с продукцией местных производителей. Причина здесь и в слабой технической базе, и в отставании от общемировых модных тенденций, и в отсутствии необходимых сертификатов, например, ISO9001, — поясняет Александр Нестерович — коммерческий директор ДОК 17. — Мы же имеем достаточную базу для того, чтобы конкурировать с западными производителями на их территории, в том числе обладаем международным сертификатом качества ISO9001».
С другой стороны, потенциал емкости внутреннего рынка России достаточно велик. По оценкам некоторых экспертов, средний уровень потребления мебели на душу населения в России составляет около $10 (аналогичный средний показатель в Западной Европе составил в 2004 году 260 евро). Подобный разрыв способствует тому, что внутренний рынок способен поглотить как минимум в несколько раз большее количество мебельной продукции, нежели поступает на него сейчас (при условии благоприятного положения в экономике, конечно). Сегодня положение российских предприятий как на мировом, так и на российском рынке начинает понемногу выправляться. Хотя нельзя не признать, что отечественные компании, особенно те, которые не являются лидерами в своей области, сталкиваются с множеством проблем. Постараемся кратко их перечислить. Прежде всего, это размытый целевой сегмент. Когда рынок только начинал складываться, и компании могли свободно развиваться, практически не ощущая конкуренции, производители делали ставки на так называемый средний класс как наиболее платежеспособный сегмент аудитории, потребляющий мебель среднего ценового уровня. Сейчас же, напротив, основная конкуренция разворачивается именно в этом сегменте, а значит, компаниям приходится искать альтернативные пути, чтобы избежать резкого снижения собственных продаж — уходить в более узкие ниши, где они смогут иметь преимущество. Вторая сложность — несоответствие предлагаемого продукта потребностям покупателей. Многие фирмы вынуждены ориентироваться на свои технологические возможности, которые не позволяют внедрять новинки из Европы и выводить на рынок принципиально новые конкурентоспособные продукты. Еще одно ограничение — недостаточное внимание некоторых компаний к реальным потребностям покупателей.
Как уже упоминалось, сейчас появляется реальная потребность в маркетинговых исследованиях, которые помогли бы выявить, что именно хочет получить потребитель. Но, несмотря ни на что, тенденции внушают оптимизм. Отечественные компании постепенно наращивают производство, улучшают качество своих материалов. Большое внимание уделяется качеству и дизайну мебели, что делает ее более привлекательной для потребителя. Уверенный рост экономики обеспечивает покупательскую способность аудитории, что позволяет увеличивать продажи. Как было сказано выше, в России появляются компании, которые могут составить конкуренцию иностранным предприятиям как на внутреннем, так и на мировом рынке. В целом все исследователи прогнозируют дальнейшее развитие этого сегмента и достаточно активный рост. По оценкам разных экспертов, в следующем году он составит от 5% до 10%.
По материалам пресс-службы компании ДОК 17
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 06 за 2006 год в рубрике материалы и технологии