Честь и хвала по-американски
На прошлой неделе Американский институт архитекторов объявил лауреатов своей премии почета за 2006 год в области архитектуры, интерьерной архитектуры и градостроительного проектирования.
Среди номинантов — самые громкие и известные в профессии имена и проекты самого разного свойства и назначения — от маленькой часовни до очень большого конгресс-центра и от реконструированного здания столичного Капитолия до скромного жилого поселка художников на прежнем овечьем ранчо. В номинации «Архитектура» премии достались восьми проектам из США, одному испанскому и двум немецким. Так, например, здание библиотеки Баллард в Сиэтле, спроектированное бюро Bohlin Cywinski Jackson для городской публичной библиотеки, стало первым крупным сооружением в рамках нового муниципального плана застройки одного из микрорайонов Сиэтла. Архитекторы постарались передать в здании скандинавское происхождения большинства жителей этого города и, соответственно, тягу ко всему «морскому». Часовня Бигелоу в штате Миннесота (проект Hammel Green and Abrahamson Inc. для теологической семинарии Миннеаполиса и Сен-Пола) предназначена для студентов любого вероисповедания — от католиков до иудеев. Архитекторы воплотили в своем проекте «троицу духовных качеств»: интимность, теплоту и свет. Для этого им понадобились прозрачные кленовые панели цвета меда, через которые потоки света проникают внутрь. Связь с Богом и природой подчеркивают большие окна, открывающие вид в сад для медитаций.
Сразу несколько проектов, отмеченных почетной премией АИА 2006, были адресованы детям и молодому поколению. К примеру, детский музей в Питтсбурге (Koning Eizenberg Architecture, Perkins Eastman Architects PC), реконструкция которого шла в духе известной китайской пословицы о том, что родители должны давать своим детям две вещи: корни и крылья. До сих пор музей занимал здание почтового отделения, построенного в 1897 году. Теперь его объединили со смежным пустующим планетарием и создали подходящее пространство для «игры с реальным материалом». Фокусом студенческого городка в Университете Цинциннати стал центр имени Джозефа Стейнера, спроектированный бюро Moore Ruble Yudell Architects из Санта-Моники, которое АИА в декабре назвал лучшей архитектурной компанией года. Гостевые домики для художников в калифорнийском Гейзервиле (Jim Jennings Architecture) представляют собой резиденцию из двух частей с отдельными крышами и общей стеной из стекла и стали. Жюри в этом случае покорила простота материалов, тщательная детализация и высокое мастерство обработки.
Совсем другое — центр президента Клинтона в Литл-Роке (Polshek Partnership Architects по заказу фонда Клинтона). Основной целью этого проекта было создание просто-таки зазывного, визуально и интеллектуально незабываемого места. Архитекторы радикально отказались от практики своих предшественников, создававших подобные центры (каждый американский президент строит такой в напоминание о себе или другие в память о нем). Они выбрали совершенно непрезентабельный участок заброшенных складов на южном берегу реки и превратили его в местную достопримечательность. В Вашингтоне команда TVS-D&P Mariani должна была создать крупнейший в американской столице конгресс-центр — на относительно небольшом участке и соблюдая строгие ограничения по высоте. Комплекс не только должен был быть открытым и приятным для посещения, но еще и вписаться в окрестную застройку, которую в Вашингтоне прозвали «семьей памятников» из-за обилия исторических зданий. Учтя все вышеперечисленное, архитекторы соорудили «бутерброд», захоронив один из уровней под землей. Каждый из фасадов здания заметен, но не отвлекает внимания от величественных соседей.
В Европе эксперты АИА «разглядели» музей частных коллекций Фридер Бурда в Баден-Бадене, спроектированный американцем Ричардом Мейером. Жюри также сочло его «красивым примером того, как современная архитектура может соответствовать историческому месту». Клиентско-административный комплекс концерна Trumpf в немецком Дитцингене от Barkow Leibinger Architects назвали безупречным, изящно детализированным и энергичным офисным зданием. Архитекторы работали с тремя прозрачными объемами и получили открытое офисное пространство, которое снимает коммуникационные барьеры и иерархии, позволяя «бесконечно» менять конфигурацию помещений. Наконец, музей Пабло Пикассо, спроектированный Gluckman Mayner Architects в испанской Малаге, украсил исторический центр города, где родился великий художник. Архитекторы полностью восстановили виллу XVI века, чтобы устроить там постоянную экспозицию. Кроме того, было построено еще 6 новых зданий, образовавших новую площадь. Простые геометрические формы новостроек в белой штукатурке оказались абсолютно соразмерны масштабу, структуре и артикуляции своих старинных соседей, но в то же время ясно обозначили вмешательство современности в ткань средиземноморского города.
Гармоничность вообще была основным достоинством проектов, отмеченных в номинации градостроительного дизайна. Восемь лауреатов премии почета, среди которых — пять североамериканских и по одному из Южной Америки, Азии и Европы, — отразили несколько тем: возрождение бедных в социально-экономическом смысле городских районов, борьбу за стабильность и вовлеченность жителей в процесс проектирования. Среди лауреатов — комплексы аэропорта и морского порта в Палестине, генеральный план развития индейской резервации на севере штата Монтана, преобразование малозаселенного района в старой части Портленда (штат Орегон), Миллениум-парк в Чикаго, станция Норз Пойнт в Бостоне, площади в Берне, Филадельфии и Ванкувере. Лучшими образцами интерьерной архитектуры названы бутик Bizarre в Омахе, резиденция в Беверли Хиллз, штаб-квартира компании Google в Калифорнии, офис лондонского рекламного агентства Mother London, американское представительство «Ниссан» в штате Мичиган, Королевский банк Шотландии в Хьюстоне, лаборатория Института молекулярной биологии в Бостоне, Библиотека Скилмана в Лафайет-колледж, а также театры в Портленде и Вашингтоне.
Центр студенческой жизни (Moore Ruble Yudell Architects & Planners) Фото: Ron Pollard
Бутик Bizarre (Randy Brown Architects) Фото: Farshid Assassi
Детский музей в Питтсбурге (Koning Eizenberg Architecture) Фото: Albert Vecerka
Музей Фридер Бурда (Richard Meier & Partners Architects LLP) Фото: Roland Halbe Fotografie
Миллениум-парк в Чикаго (Skidmore, Owings & Merrill LLP) Фото: Peter Barreras Photography
Музей Пикассо в Малаге (Gluckman Mayner Architects) Фото: Gluckman Mayner Architects
Центр Nissan (Luce et Studio Architects) Фото: Paul Rivera/Archphoto
Здание Trumpf (Barkow Leibinger Architects) Фото: David Franck
Конгресс-центр в Вашингтоне (TVS — D&P Mariani, PLLC) Фото: Brian Gassel/Thompson Ventulett Stainback & Assocs
Президентский центр Клинтона (Polshek Partnership Architects) Фото: Timothy Hursley
Елена РЫБАЛТОВСКАЯ
Среди номинантов — самые громкие и известные в профессии имена и проекты самого разного свойства и назначения — от маленькой часовни до очень большого конгресс-центра и от реконструированного здания столичного Капитолия до скромного жилого поселка художников на прежнем овечьем ранчо. В номинации «Архитектура» премии достались восьми проектам из США, одному испанскому и двум немецким. Так, например, здание библиотеки Баллард в Сиэтле, спроектированное бюро Bohlin Cywinski Jackson для городской публичной библиотеки, стало первым крупным сооружением в рамках нового муниципального плана застройки одного из микрорайонов Сиэтла. Архитекторы постарались передать в здании скандинавское происхождения большинства жителей этого города и, соответственно, тягу ко всему «морскому». Часовня Бигелоу в штате Миннесота (проект Hammel Green and Abrahamson Inc. для теологической семинарии Миннеаполиса и Сен-Пола) предназначена для студентов любого вероисповедания — от католиков до иудеев. Архитекторы воплотили в своем проекте «троицу духовных качеств»: интимность, теплоту и свет. Для этого им понадобились прозрачные кленовые панели цвета меда, через которые потоки света проникают внутрь. Связь с Богом и природой подчеркивают большие окна, открывающие вид в сад для медитаций.
Сразу несколько проектов, отмеченных почетной премией АИА 2006, были адресованы детям и молодому поколению. К примеру, детский музей в Питтсбурге (Koning Eizenberg Architecture, Perkins Eastman Architects PC), реконструкция которого шла в духе известной китайской пословицы о том, что родители должны давать своим детям две вещи: корни и крылья. До сих пор музей занимал здание почтового отделения, построенного в 1897 году. Теперь его объединили со смежным пустующим планетарием и создали подходящее пространство для «игры с реальным материалом». Фокусом студенческого городка в Университете Цинциннати стал центр имени Джозефа Стейнера, спроектированный бюро Moore Ruble Yudell Architects из Санта-Моники, которое АИА в декабре назвал лучшей архитектурной компанией года. Гостевые домики для художников в калифорнийском Гейзервиле (Jim Jennings Architecture) представляют собой резиденцию из двух частей с отдельными крышами и общей стеной из стекла и стали. Жюри в этом случае покорила простота материалов, тщательная детализация и высокое мастерство обработки.
Совсем другое — центр президента Клинтона в Литл-Роке (Polshek Partnership Architects по заказу фонда Клинтона). Основной целью этого проекта было создание просто-таки зазывного, визуально и интеллектуально незабываемого места. Архитекторы радикально отказались от практики своих предшественников, создававших подобные центры (каждый американский президент строит такой в напоминание о себе или другие в память о нем). Они выбрали совершенно непрезентабельный участок заброшенных складов на южном берегу реки и превратили его в местную достопримечательность. В Вашингтоне команда TVS-D&P Mariani должна была создать крупнейший в американской столице конгресс-центр — на относительно небольшом участке и соблюдая строгие ограничения по высоте. Комплекс не только должен был быть открытым и приятным для посещения, но еще и вписаться в окрестную застройку, которую в Вашингтоне прозвали «семьей памятников» из-за обилия исторических зданий. Учтя все вышеперечисленное, архитекторы соорудили «бутерброд», захоронив один из уровней под землей. Каждый из фасадов здания заметен, но не отвлекает внимания от величественных соседей.
В Европе эксперты АИА «разглядели» музей частных коллекций Фридер Бурда в Баден-Бадене, спроектированный американцем Ричардом Мейером. Жюри также сочло его «красивым примером того, как современная архитектура может соответствовать историческому месту». Клиентско-административный комплекс концерна Trumpf в немецком Дитцингене от Barkow Leibinger Architects назвали безупречным, изящно детализированным и энергичным офисным зданием. Архитекторы работали с тремя прозрачными объемами и получили открытое офисное пространство, которое снимает коммуникационные барьеры и иерархии, позволяя «бесконечно» менять конфигурацию помещений. Наконец, музей Пабло Пикассо, спроектированный Gluckman Mayner Architects в испанской Малаге, украсил исторический центр города, где родился великий художник. Архитекторы полностью восстановили виллу XVI века, чтобы устроить там постоянную экспозицию. Кроме того, было построено еще 6 новых зданий, образовавших новую площадь. Простые геометрические формы новостроек в белой штукатурке оказались абсолютно соразмерны масштабу, структуре и артикуляции своих старинных соседей, но в то же время ясно обозначили вмешательство современности в ткань средиземноморского города.
Гармоничность вообще была основным достоинством проектов, отмеченных в номинации градостроительного дизайна. Восемь лауреатов премии почета, среди которых — пять североамериканских и по одному из Южной Америки, Азии и Европы, — отразили несколько тем: возрождение бедных в социально-экономическом смысле городских районов, борьбу за стабильность и вовлеченность жителей в процесс проектирования. Среди лауреатов — комплексы аэропорта и морского порта в Палестине, генеральный план развития индейской резервации на севере штата Монтана, преобразование малозаселенного района в старой части Портленда (штат Орегон), Миллениум-парк в Чикаго, станция Норз Пойнт в Бостоне, площади в Берне, Филадельфии и Ванкувере. Лучшими образцами интерьерной архитектуры названы бутик Bizarre в Омахе, резиденция в Беверли Хиллз, штаб-квартира компании Google в Калифорнии, офис лондонского рекламного агентства Mother London, американское представительство «Ниссан» в штате Мичиган, Королевский банк Шотландии в Хьюстоне, лаборатория Института молекулярной биологии в Бостоне, Библиотека Скилмана в Лафайет-колледж, а также театры в Портленде и Вашингтоне.
Центр студенческой жизни (Moore Ruble Yudell Architects & Planners) Фото: Ron Pollard
Бутик Bizarre (Randy Brown Architects) Фото: Farshid Assassi
Детский музей в Питтсбурге (Koning Eizenberg Architecture) Фото: Albert Vecerka
Музей Фридер Бурда (Richard Meier & Partners Architects LLP) Фото: Roland Halbe Fotografie
Миллениум-парк в Чикаго (Skidmore, Owings & Merrill LLP) Фото: Peter Barreras Photography
Музей Пикассо в Малаге (Gluckman Mayner Architects) Фото: Gluckman Mayner Architects
Центр Nissan (Luce et Studio Architects) Фото: Paul Rivera/Archphoto
Здание Trumpf (Barkow Leibinger Architects) Фото: David Franck
Конгресс-центр в Вашингтоне (TVS — D&P Mariani, PLLC) Фото: Brian Gassel/Thompson Ventulett Stainback & Assocs
Президентский центр Клинтона (Polshek Partnership Architects) Фото: Timothy Hursley
Елена РЫБАЛТОВСКАЯ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 03 за 2006 год в рубрике архитектура