Американский стройкомплекс — 2006: состояние и перспективы

Прогноз состояния строительного рынка США в 2006 г. Грег Ситек (Associated Construction Publications) подготовил, опираясь на данные Reed Construction Data, полученные при содействии Reed Research Group.

Завершившийся 2005 год надолго запомнится стране, констатирует аналитик. Бедствия, которым она подверглась, без сомнения, оказались самыми тяжелыми за всю ее историю, и для преодоления их последствий потребуется немало времени. Впрочем, добавляет он, с точки зрения экономики 2005 г. завершился для США на довольно оптимистической ноте; что же касается строительного рынка, то здесь картина еще более позитивна. В соответствии с данными RCD, общий показатель состояния строительной отрасли США в 2005 г. на 8,1% превышает аналогичный показатель прошлого года (при этом состояние отрасли в 2004 г. улучшилось по сравнению с 2003 г. более чем на 11%). В последние годы наибольшая прибыль на строительном рынке США извлекалась в первую очередь благодаря чрезвычайно развитому сектору жилищного строительства. Что же касается завершившегося 2005 г., то на сей раз это была не единственная существенная составляющая, и влияния секторов нежилищного строительства и строительства сооружений также нельзя не учитывать. Прогноз на 2006 г. — незначительное сокращение темпов нового жилищного строительства и интенсификация ремонта жилья на 10,9% по сравнению с 2005 г. Что же касается гражданского и промышленного строительства, то роста его темпов ждут на 11,9%, строительства сооружений — на 11%. Поэтому общий рост североамериканского строительного рынка по итогам 2006 г. ожидается в размере не менее 6%.

Жилищное строительство

Вместе с реконструкцией и ремонтом объем жилищного строительства в 2005 г. достиг уровня $625 млрд, а в 2006 г. ожидается достижение $636- миллиардной отметки. Устойчивому росту способствуют и длительные благоприятные процентные ставки, по которым жильцы рассчитываются за недвижимость, приобретаемую в рассрочку, и прирост населения. Общие итоговые и прогнозные данные по жилищному строительству США — рост на 4% в 2005 г. по сравнению с 2004 г. и снижение на 6,9% в 2006 г. При этом для односемейных коттеджей цифры соответственно 4,8% и 7,6%, для многоквартирных домов — 0,3% и 3,8%. Объемы продаж новых домов продолжают расти из месяца в месяц, и к концу 2005 г. этот показатель на 5% превысил аналогичную цифру 2004 г. Экономисты утверждают, что рост уже прекратился, и в конце 2006 г. можно будет наблюдать падение объемов продаж на 5,1%. Что ж, время покажет. Во всяком случае, итог 2005 г. — 6,8-процентный рост объема поставок элементов индустриального коттеджного домостроения, и в течение 2006 г. не ожидается резких изменений существующей тенденции. Кстати, позитивное влияние на данные по жилищному строительству, скорее всего, окажут последствия пронесшихся в 2005 г. ураганов «Катрина» и «Рита». В течение ряда последних лет стремление к решению жилищного вопроса было сильным фактором развития строительства. Хотелось бы отметить, что рядом экспертов падение его темпов в США исправно прогнозируется из года в год, но эти прогнозы никогда не сбываются.

Гражданское и промышленное строительство

Объем строительства объектов, не связанных с постоянным проживанием (отели, офисы, учебные и медицинские учреждения, зрелищно-развлекательные заведения, объекты культа, общественной безопасности, а также промздания) в конце 2005 г. характеризуется 5,6-процентным ростом по отношению к 2004 г. Отелей, храмов, концертных залов стало строиться меньше, но через год ситуация должна вновь выровняться. Кстати, вышеупомянутый прогноз 11,9-процентного роста сектора в 2006 г., как считают многие, будет справедлив и для 2007 г. При этом процентный рост по каждому из направлений будет измеряться двузначной цифрой. Особенно это касается строительства офисов (18,9-процентный рост в 2006 г. и 20,9-процентный рост в 2007 г).

Строительство сооружений

Год назад строительство крупных инженерно-технических сооружений обладало всеми признаками серьезного роста. Итоги 2005 г. — рост на 7,3% по отношению к 2004 г. Прогноз на 2006 г. — это также прогноз довольно успешного развития (11%), а в 2007 г. ожидается не только сохранение тенденции, но и существенное ее усиление. Например, если показатель роста объемов транспортного строительства в 2005 г. составил 0,6%, то через год эта цифра ожидается равной 12,3%, через два — 16,7%. Что же касается строительства коммуникаций, то 7% в конце 2005 г. по сравнению с 2004 г. должны смениться 10,8% через год (правда, через два года ожидается прирост по отношению к 2006 г. только на 8,3%). А вот энергосегмент, пережив заметный упадок в 2004 г., закрывает 2005 г. 4-процентным ростом и, как ожидается, совершит 16,4-процентный скачок в 2006 г. Несмотря на то, что в течение 2005 г. наблюдался устойчивый рост темпов строительства автодорог (итог 2005 г. — 9,8% по отношению к 2004 г.), 10 августа 2005 г. президент США Джордж Буш подписал так называемый «шоссейный закон» (highway bill). Официальная аббревиатура этого акта — SAFETEA- LU (Safe, Accountable, Flexible and Efficient Transportation Equity Act — A Legacy for Users, то есть безопасный, ответственный, гибкий и эффективный правовой акт, касающийся строительства и эксплуатации объектов транспорта — наследие для пользователей). В соответствии с SAFETEA-LU в течение шести ближайших лет будет обеспечено финансирование федеральных программ наземного транспортного строительства в размере $286,4 млрд. «Требуя от американской нации качественной работы, — сказал Буш, — мы должны быть уверены в соответствии наших дорог современному уровню. Вслед за нами и транспортная система США должна, наконец, перейти в XXI столетие». С большой помпой этот более чем 1000-страничный документ был подписан на одном из заводов Caterpillar Inc., изготавливающем дорожно-строительное оборудование. Данный закон принят в развитие ТЕА-21 — закона о соблюдении транспортного права в течение XXI столетия. Вначале 9 июня 1998 г. был принят Public Law 105-178. В соответствии с этим законом в 1998-2003 гг. должны были выполняться федеральные программы развития наземного транспорта, касающиеся аспектов перевозок, безопасности и транзита. А 22 июля 1998 г. был принят поправочный закон ТЕА-21, содержащий ряд технических уточнений исходного акта. Так вот, санкционируемое SAFETEA-LU финансирование включает выделение $52,6 млрд для осуществления федеральных транзитных программ. Это 46-процентное увеличение по сравнению с финансированием развития и совершенствования транзита, гарантируемым ТЕА-21. То есть эксперты спокойно прогнозируют 6,7-процентный рост темпов дорожного строительства в 2006 г. и 9,2-процентный рост — в 2007 г.

Рост темпов сетей водоснабжения и канализации в эти годы будет измеряться двузначными цифрами: 12,4% (2006 г.) и 13,5% (2007 г.) соответственно. ARTBA (American Road & Transportation Builders Association) — это Американская ассоциация транспортных строителей. Останавливаясь на ситуации, сложившейся после урагана «Катрина», а также на факте принятия «шоссейного закона», главный экономист ARTBA, вице-президент ассоциации по экономике и исследованиям Уильям Бюхнер прогнозирует 5,4-процентный рост американского дорожно-строительного рынка в 2006 г. Главный вопрос, считает он, состоит в том, насколько пагубным окажется влияние на этот рост увеличения стоимости строительства. Стоимость работ, выполненных в США при реализации проектов дорожного и мостового строительства, в 2005 г. составила $66,9 млрд, а в 2006 г., как ожидается, составит $70,3 млрд. Доктор Бюхнер назвал факторы, могущие позитивно повлиять на рост рассматриваемого сектора строительного рынка в 2006 г. В первую очередь это совершенствование бюджетной политики как на федеральном, так и на местном уровнях. Речь идет о сбалансированности налогов и затрат на строительство и эксплуатацию транспортных объектов. В этом случае неуклонный экономический рост обеспечивает прочную основу для наращивания инвестиций в строительство автодорог как в 2006 г., так и в последующие годы (речь идет о поступлениях и из бюджетов штатов, и из местных бюджетов). Далее это уже упомянутый закон SAFETEA-LU. Инновационные условия финансирования развития транспортной сети, предписываемые SAFETEA- LU, предусматривают привлечение частного капитала в размере $15 млрд. Кроме того, администрация Буша запросила $2,3 млрд из образуемого в соответствии с SAFETEA-LU фонда на восстановление мостов и автодорог, разрушенных ураганом «Катрина». С другой стороны, предостерег Бюхнер, негативное влияние на рост рынка в 2006 г. может оказать удорожание стали, цемента и нефтепродуктов. По итогам 2005 г., материалы, используемые в дорожном и мостовом строительстве, подорожали примерно на 13% по сравнению с 2004 г. Общее же удорожание, в том числе удорожание рабочей силы, составило примерно 7,5%. Даже при условии стабилизации цен на их сегодняшних уровнях стоимость дорожного строительства шоссе в 2006 г. превысит данный показатель 2005 г. примерно на 4,5%. Поэтому даже при условии оправдания прогноза 5,4-процентного роста данного сектора строительного рынка мало что останется на финансирование разработки и реализации новых проектов (что может вынудить государство отложить запуск ряда запланированных проектов).

О развитии рынка строительного оборудования

Производители строительного оборудования ожидают, что рост этой отрасли промышленности в 2006 г. будет иметь место, хотя его темпы и будут несколько отставать от темпов роста в 2005 г. Ежегодно Ассоциация производителей оборудования (Association of Equipment Manufacturers — AEM) проводит соответствующий мониторинг и на основе его результатов составляет прогноз ожиданий итогов деятельности компаний — членов ассоциации. В 2006 г. в США было продано на 13,9% больше всех видов строительного оборудования, чем в 2004 г. Прогноз на 2006 г. для США — 9,3-процентный прирост. Для Канады это соответственно 13% и 8%, для других международных рынков — 8,4% и 9%. Председатель АЕМ, вице-президент Deere & Company по связям с международной общественностью Чарлз Стэмп выразил коллективную точку зрения всех членов ассоциации: несмотря на полнокровность бизнеса в настоящее время, нет уверенности, что это состояние можно будет поддерживать в дальнейшем. Как уже было сказано, во многом состояние строительного рынка и сегодня определяет рынок жилья. В настоящее время все поставщики продуктов и услуг на этот рынок продолжают пользоваться плодами длительного периода стабильности исторически низких норм процентных ставок по закладной. Тем не менее, уверенность потребителя жилья в завтрашнем дне может и пошатнуться в результате роста и этих норм, и эксплуатационных энергозатрат. Определенное влияние на развитие бизнеса строительных и дорожных машин должно оказать принятие «шоссейного закона». Однако некоторые полагают, что ввиду роста цен на нефтепродукты соответствующие деньги целесообразнее направлять не на улучшение и строительство дорог, а на поддержание налогоплательщиков. Сегодня узкие места в производстве строительного оборудования появляются и вследствие недопоставок материалов — в первую очередь, стали. Другие факторы, от которых зависит благосостояние и членов АЕМ, и всех остальных машиностроителей, — это различные аспекты их экспортной и рентной деятельности. Здесь также наблюдаются свои плюсы и минусы. Последние связаны и с валютно-курсовыми колебаниями, и с вышеупомянутым ростом процентных ставок.

Прорабские сказки

AGC (The Associated General Contractors of America — «Объединенные генподрядчики Америки») — ведущая профессиональная строительная ассоциация США. Главному экономисту ассоциации Кену Симонсону также есть о чем предупредить коллег: несмотря на то, что на потребительском уровне темпы инфляции остаются умеренными, расходы, связанные со строительством, скорее всего, выйдут за повседневные рамки. Цены производителей материалов таковы, что стоимость строительства объектов, не предназначенных для постоянного проживания, уже сейчас переживает заметные скачки, что усугубляется также недопоставкой ряда материалов. Боюсь, что данная ситуация будет иметь место и в 2006 г., говорит Кен. Он отмечает 21- процентное удорожание изделий из меди и медных сплавов, 18-процентное — асфальта, 15-процентное — гипсокартона, 13-процентное — полимерных изделий, 10-процентное — бетонных и железобетонных изделий. Наихудшие новости касаются дизтоплива, подчеркивает Симонсон. С октября 2004 г. до октября 2005 г. индекс цены производителей дизтоплива подскочил на 59%. Это, во-первых, удорожает эксплуатацию внедорожного оборудования — башенных кранов и бульдозеров, во-вторых, увеличивает транспортные расходы подрядчиков, в-третьих, удорожает услуги поставщиков материалов, которые привозят их на своем транспорте. Да, цены на пиломатериалы снизились. Но данный фактор влияет главным образом на снижение стоимости коттеджного строительства. Однако недопоставки цемента, ПВХ-труб и шин для внедорожного колесного оборудования представляют собой гораздо более серьезную, чем удорожания, проблему. Поэтому AGC убеждает Commerce Department (Министерство торговли) минимизировать дефицит цемента путем немедленной приостановки антидемпинговых обязательств перед Мексикой.

Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 02 за 2006 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость