Чудеса света: топ-рейтинг 2005
Лондонские архитекторы из бюро Eric Kuhne & Associates собрались строить в Кувейте небоскреб высотой больше километра. 1001-метровое здание должно будет почти вдвое превзойти нынешнего рекордсмена мира, «Тайпей-101» в столице Тайваня, высота которого составляет 509 м. И даже затмит «Бурж Дубай», еще только строящийся в Дубае, который, как ожидают, к 2008 году вытянется на 700-800 м.
Британцы пока ведут переговоры с кувейтским правительством, которое как будто заинтересовано построить 250-этажную башню в Кувейт Сити — она должна стать центральным объектом проекта Madinat Al Hareer, то есть «Города шелка». В небоскребе могли бы поселиться около 700.000 человек, правда, на строительство ушло бы 84 млрд фунтов стерлингов и продлилось бы оно не менее четверти века.
Но, главное, это вполне реально.
Древний мир изумлялся всего семью чудесами, а сегодня топ-десятка очередных архитектурных чудес радикально обновляется едва ли не ежегодно.
Так, в преддверии Нового года, мировые издания повсеместно стали публиковать свои архитектурные рейтинги. По версии американского журнала Business week, в десятку самых показательных зданий, построенных в уходящем году (плюс-минус несколько месяцев), вошли: штаб-квартира компании Bloomberg в Нью-Йорке, комплекс управления спутниками в Сьютлэнде штата Мэриленд, центральное здание завода BMW в Лейпциге, центр цифровых искусств в Сан-Франциско, бутик Chanel в Токио, виадук Мийо во Франции, комплекс правительственных коммуникаций в британском Челтенхеме, третий терминал международного аэропорта Бен Гурион в Тель-Авиве, «Тайпей-101» и офис компании Hearst в Нью-Йорке.
Эти здания, по мнению экспертов Business week соответствуют самым современным критериям. Правда, если римлянин Витрувий, заложивший основы классической архитектуры, считал, что здание всего-то должно быть «прочным, удобным и красивым», то сегодня, в свете терроризма и энергетической дороговизны, список требований к архитекторам несколько расширился.
Чем же сегодня чудо архитектуры отличается от просто здания?
«Трио Витрувия» по-прежнему никто не отменял. Но при проектировании и строительстве лучших зданий еще должны использоваться самые передовые технологии и материалы. Сокращение потребления энергии и «вписанность» в пейзаж теперь уже не просто пожелания, а необходимость.
А поскольку каждый более менее заметный объект сегодня автоматически становится террористической мишенью, то и обеспечение безопасности таких зданий без ущерба их символическому значению требует дополнительных усилий.
Наконец, любая постройка становится более значимой, если она увязана со средой, культурными традициями. А в эпоху глобализации обеспечить здание «смыслом места» гораздо труднее, чем прежде, особенно если речь идет об аэропортах, например.
Не каждое здание в списке Business week является примером инноваций по всем перечисленным пунктам, но каждое наилучшим образом отвечает, по крайней мере, одному из этих критериев.
Так, штаб-квартира компании Bloomberg, спроектированная Studios Architecture, Pelli Clarke Pelli Architects и Pentagram Design больше походит на бутик-отель, чем на офис компании, поставляющей финансовую информацию. Но броскость и эффекты помогли проектировщикам должным образом преподнести корпоративный брэнд. Bloomberg предпочитает тратиться не на рекламу, а на здания и окружающую среду, которые становятся для их клиентов наилучшим доказательством конкурентоспособности.
Другой нью-йоркский небоскреб, офис журнала Hearst, будет построен по проекту знаменитого британца Нормана Фостера летом грядущего 2006 года. На Манхэттене появится «зеленое» чудо. Стали на строительство сетчатой 46-этажной структуры потребуется на 20% меньше, чем в любом другом случае. Освещением будут управлять специальные датчики. Большую часть года для отопления и вентиляции будет использоваться воздух с улицы. В результате энергопотребление и эмиссия углекислого газа будет на 22% меньше, чем в любом другом нью-йоркском офисном здании сопоставимого размера. Небоскреб будет настолько безвреден для окружающей среды, что уже сейчас ему пророчат «золотой» рейтинг американского Совета «зеленых» зданий.
Станция метеорологической службы США в Сьютлэнде была спроектирована лауреатом премии Прицкера нынешнего года Томом Мейном и его фирмой Morphosis и должна быть достроена уже в январе. Похоже, это серьезный вклад в новое понимание функциональности архитектуры — нечто среднее между операционным бункером и офисом.
Большая часть участка выглядит как газон, поскольку основные площади здания расположены под землей, но при этом сохранено естественное освещение благодаря окнам в крыше и внутренним дворам. Только «мозг» станции, пункт наблюдения за спутниками, поднят над землей и увенчан множеством антенн. При этом от претензий на эффектность внешнего силуэта похожего на авианосец здания его авторы открещиваются — дескать, это была просто самая подходящая оболочка.
Центральное здание лейпцигского завода BMW по проекту Захи Хадид, открывшееся в этом году, это парад автомобилей на разных стадиях их производства. Машины двигаются по конвейеру за прозрачными стенами на виду у служащих и посетителей. Разместив административную и фабричную зоны в равной близости к центральному ядру, архитектор бросила вызов традиционной концепции организации заводского пространства.
Джордж Лукас с ловкостью строит на киноэкране иные миры. Но когда он решил объединить на бывшей американской военной базе в пригороде Сан-Франциско в центре Letterman свои компании Lucasfilm, LucasArts и Industrial Light & Magic, то пригласил на роль «концептуального проектировщика» бюро Gensler. В результате — не только золотой сертификат экологов, но и самый выдающийся в мире цифровой медиа-центр.
В прошлом году Gensler построили также комплекс правительственных коммуникаций — британский эквивалент ЦРУ. Хотя коллеги Бонда переехали на новую квартиру только нынешней весной. Это стало первым в истории случаем, когда 4000 служащих, ранее разбросанных в пятидесяти разных зданиях, разместились в одном-единственном.
Похожий на огромный круглый космический корабль, комплекс получил смешное прозвище — «Пончик» — но система безопасности там нешуточная. Этакая крепость эпохи терроризма. Укрепленные внешние стены позволяют обитателям видеть мир, но совершенно непроницаемы для любопытствующих взглядов снаружи.
Стены бутика Chanel, построенном в фешенебельном токийском районе Гинза по проекту бюро Петера Мариино, благодаря 700.000 светодиодам также могут на выбор становиться то прозрачными, то непрозрачными. Важнее другое — сложная система из 65.000 микрокомпьютеров, которые могут обрабатывать более 32 триллионов команд в секунду, превращают это здание в гигантский экран.
Виадук в Мийо, спроектированный бюро Фостера, самый высокий и самый длинный подвесной мост в мире, стал олицетворением изящества не только архитектуры, но и технического мастерства. Благодаря заводскому производству 2000 стальных пролетных секций, на строительство моста потребовалось всего три года. Новейшие технологии минимизировали воздействие на окрестности, освободили живописную долину от транспорта и соединили дорожные системы Франции и Испании.
Дух места был важен и для проектировщиков (Skidmore, Owings & Merrill, Moshe Safdie & Associates, Karmi Architects) третьего терминала аэропорта Бен Гурион в Тель-Авиве. Аэропорты это не только архитектура, но еще и своеобразный механизм. Но третий терминал Бен Гуриона — продолжение израильского ландшафта, где безопасность достигается благодаря не тяжелым стенам и кордонам, а открытости, предполагающей контроль.
Наконец, тайваньский «Тайпей-101», спроектированный CY Lee & Partners и открытый в канун прошлого нового года. В здании, пока удерживающем титул «самого высокого в мире», расположилась Тайваньская фондовая биржа. Там самый быстрый в мире лифт, который доносит пассажиров до площадки наблюдения на 89-м этаже всего за 37 секунд.
Архитекторы оснастили гигантский небоскреб гигантским же металлическим шаром, который весит 606 т. При сильных тайфунах шар действует как гаситель колебаний, уменьшая движение башни до 40%. Вместо того, чтобы скрыть этот технический элемент, архитекторы, напротив, выставили его напоказ.
Елена РЫБАЛТОВСКАЯ
Британцы пока ведут переговоры с кувейтским правительством, которое как будто заинтересовано построить 250-этажную башню в Кувейт Сити — она должна стать центральным объектом проекта Madinat Al Hareer, то есть «Города шелка». В небоскребе могли бы поселиться около 700.000 человек, правда, на строительство ушло бы 84 млрд фунтов стерлингов и продлилось бы оно не менее четверти века.
Но, главное, это вполне реально.
Древний мир изумлялся всего семью чудесами, а сегодня топ-десятка очередных архитектурных чудес радикально обновляется едва ли не ежегодно.
Так, в преддверии Нового года, мировые издания повсеместно стали публиковать свои архитектурные рейтинги. По версии американского журнала Business week, в десятку самых показательных зданий, построенных в уходящем году (плюс-минус несколько месяцев), вошли: штаб-квартира компании Bloomberg в Нью-Йорке, комплекс управления спутниками в Сьютлэнде штата Мэриленд, центральное здание завода BMW в Лейпциге, центр цифровых искусств в Сан-Франциско, бутик Chanel в Токио, виадук Мийо во Франции, комплекс правительственных коммуникаций в британском Челтенхеме, третий терминал международного аэропорта Бен Гурион в Тель-Авиве, «Тайпей-101» и офис компании Hearst в Нью-Йорке.
Эти здания, по мнению экспертов Business week соответствуют самым современным критериям. Правда, если римлянин Витрувий, заложивший основы классической архитектуры, считал, что здание всего-то должно быть «прочным, удобным и красивым», то сегодня, в свете терроризма и энергетической дороговизны, список требований к архитекторам несколько расширился.
Чем же сегодня чудо архитектуры отличается от просто здания?
«Трио Витрувия» по-прежнему никто не отменял. Но при проектировании и строительстве лучших зданий еще должны использоваться самые передовые технологии и материалы. Сокращение потребления энергии и «вписанность» в пейзаж теперь уже не просто пожелания, а необходимость.
А поскольку каждый более менее заметный объект сегодня автоматически становится террористической мишенью, то и обеспечение безопасности таких зданий без ущерба их символическому значению требует дополнительных усилий.
Наконец, любая постройка становится более значимой, если она увязана со средой, культурными традициями. А в эпоху глобализации обеспечить здание «смыслом места» гораздо труднее, чем прежде, особенно если речь идет об аэропортах, например.
Не каждое здание в списке Business week является примером инноваций по всем перечисленным пунктам, но каждое наилучшим образом отвечает, по крайней мере, одному из этих критериев.

Другой нью-йоркский небоскреб, офис журнала Hearst, будет построен по проекту знаменитого британца Нормана Фостера летом грядущего 2006 года. На Манхэттене появится «зеленое» чудо. Стали на строительство сетчатой 46-этажной структуры потребуется на 20% меньше, чем в любом другом случае. Освещением будут управлять специальные датчики. Большую часть года для отопления и вентиляции будет использоваться воздух с улицы. В результате энергопотребление и эмиссия углекислого газа будет на 22% меньше, чем в любом другом нью-йоркском офисном здании сопоставимого размера. Небоскреб будет настолько безвреден для окружающей среды, что уже сейчас ему пророчат «золотой» рейтинг американского Совета «зеленых» зданий.

Большая часть участка выглядит как газон, поскольку основные площади здания расположены под землей, но при этом сохранено естественное освещение благодаря окнам в крыше и внутренним дворам. Только «мозг» станции, пункт наблюдения за спутниками, поднят над землей и увенчан множеством антенн. При этом от претензий на эффектность внешнего силуэта похожего на авианосец здания его авторы открещиваются — дескать, это была просто самая подходящая оболочка.

Джордж Лукас с ловкостью строит на киноэкране иные миры. Но когда он решил объединить на бывшей американской военной базе в пригороде Сан-Франциско в центре Letterman свои компании Lucasfilm, LucasArts и Industrial Light & Magic, то пригласил на роль «концептуального проектировщика» бюро Gensler. В результате — не только золотой сертификат экологов, но и самый выдающийся в мире цифровой медиа-центр.

Похожий на огромный круглый космический корабль, комплекс получил смешное прозвище — «Пончик» — но система безопасности там нешуточная. Этакая крепость эпохи терроризма. Укрепленные внешние стены позволяют обитателям видеть мир, но совершенно непроницаемы для любопытствующих взглядов снаружи.

Виадук в Мийо, спроектированный бюро Фостера, самый высокий и самый длинный подвесной мост в мире, стал олицетворением изящества не только архитектуры, но и технического мастерства. Благодаря заводскому производству 2000 стальных пролетных секций, на строительство моста потребовалось всего три года. Новейшие технологии минимизировали воздействие на окрестности, освободили живописную долину от транспорта и соединили дорожные системы Франции и Испании.
Дух места был важен и для проектировщиков (Skidmore, Owings & Merrill, Moshe Safdie & Associates, Karmi Architects) третьего терминала аэропорта Бен Гурион в Тель-Авиве. Аэропорты это не только архитектура, но еще и своеобразный механизм. Но третий терминал Бен Гуриона — продолжение израильского ландшафта, где безопасность достигается благодаря не тяжелым стенам и кордонам, а открытости, предполагающей контроль.

Архитекторы оснастили гигантский небоскреб гигантским же металлическим шаром, который весит 606 т. При сильных тайфунах шар действует как гаситель колебаний, уменьшая движение башни до 40%. Вместо того, чтобы скрыть этот технический элемент, архитекторы, напротив, выставили его напоказ.
Елена РЫБАЛТОВСКАЯ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 50 за 2005 год в рубрике архитектура