Белорусский «Унимог»
Основная продукция Минского тракторного завода — сельскохозяйственные трактора разных модификаций. Но, кроме основной, есть и дополнительная, к которой относятся лесные, шахтные и коммунальные машины. Все они разработаны в конструкторском бюро МТЗ на основе узлов и агрегатов, используемых в производстве тракторов. Среди выпускаемых коммунальных машин доминирующую позицию сегодня занимает универсальное многофункциональное шасси Ш-406.
Работы по созданию предшественника этого транспортера начались около 10 лет назад. ШУ-356, так он назывался, имел колесную формулу 4х4, двигатель от трактора МТЗ-82 мощностью 81 л/с. с механической коробкой передач, грузоподъемность самосвальной платформы — 2000 кг, диаметр колес передней оси был меньше, чем задней. Первым заказчиком такой техники стало минское предприятие «Белкоммунмаш», которое выпустило несколько единиц машин лесопожарной охраны первого хода МЛ-10(356). Этот спецавтомобиль может тушить пожары в лесу, а также прокладывать заградительные рвы от огня с помощью установленной сзади фрезы. Полный привод и тракторные колеса с грунтозацепами позволяют этим «защитникам леса» легко передвигаться в равнинных условиях и на пересеченной местности. После удачного начала конструкторы и специалисты по маркетингу МТЗ продолжили поиски потребителей универсальных шасси в других сегментах рынка. В начале этого века интерес к ШУ-356 проявил департамент «Белавтодор», который занимается облуживанием республиканских автомобильных дорог. По результатам испытаний дорожники рекомендовали тракторостроителям модернизировать шасси. В частности, было предложено использовать одинаковые автомобильные колеса на обеих осях, которые, к тому же, обладали большей несущей способностью, чем тракторные. Затем в шасси встроили более мощный 120-сильный дизельный двигатель Д-245.2 и усилили конструкцию рамы. Таким образом, ШУ-356 превратилось в шасси Ш-406. Ш-406 является транспортно-тяговым средством, предназначенным в комплексе со специальным навесным оборудованием для выполнения различных работ при ремонте и содержании дорог, строительстве и коммунальном хозяйстве. Габаритные размеры: длина — 5250 мм, ширина — 2400 мм, высота — 2880 мм. Колея — 1900 мм, база — 2684 мм, дорожный просвет — 350 мм, грузоподъемность кузова — 3500 кг. Шасси представляет собой полноприводную машину с колесной формулой 4х4, сочетающую в себе свойства грузового автомобиля и трактора. В конструкции Ш-406 использованы узлы тракторов «Беларус»: двигатель, муфта сцепления, коробка передач, ходоуменьшитель, передний и задний мост, рулевое управление, задняя навесная система, гидроаппаратура и др. Шасси оборудовано передней, задней и боковой (левая или правая) монтажными площадками для крепления различных навесок, самосвальной грузовой платформой, передним и задним валами отбора мощности, гидросистемой с гидровыводами спереди, сзади и по боковым сторонам для привода навесных рабочих устройств.
Поскольку этот спецавтомобиль был одобрен департаментом автодорог Беларуси как базовый транспортер, то к разработке навесок к нему подключился Фанипольский опытно-механический завод, входящий в эту структуру. На сегодняшний день ОМЗ разработал и выпускает целую гамму различного навесного оборудования, которое позволяет машине выполнять разнообразные работы. Снегоочиститель роторный ОРС-20.01 предназначен для уборки и удаления за пределы проезжей части снежных бордюров или заносов, образовавшихся вдоль автомобильных дорог в зимнее время. Максимальная высота убираемого снега — 1,2 метра. Максимальная дальность выброса — 30 метров. Производительность — 1200 м3/час. Скорость движения при уборке — в пределах 0,2-10 км/час. Пескосолераспределитель ОРС-20.02 служит для распределения песка, соли или ПГС (песчано-гравийной смеси) по полотну автодорог для борьбы с гололедом. Объем бункера — 2 м3. Распределение смеси происходит автоматически с удельным расходом песка 60-120 г/м2, а соли — 5-25 г/м2. Ширина покрытия по обрабатываемой поверхности — от 2 до 8 метров. Длина пути с одной заправки бункера для соли составит примерно 15 км, а при распределении ПГС — 2,5-3 км. Отвал снегоочистительный ОРС-20.03 предназначен для уборки свежевыпавшего снега, крепится на переднюю монтажную плиту Ш-406 и имеет гидравлическое управление. Ширина захвата — 2,5 м, высота — 0,7 м. Этим оборудованием можно убирать снежный покров глубиной до 200 мм. Комплект оборудования для удаления снега от криволинейного бруса ОРС-20.04. предназначен для удаления свежего и взрыхленного снега от бордюра воздушным потоком. Скорость машины при уборке составляет до 200 метров в час. Щеточный ротор ОРС-20.05 имеет скорость вращения 1500 об./мин. и предназначен для удаления снега в зимнее время, а также уборки мусора в весенне-осенний период, для чего необходимо перенастроить гидропривод ротора на скорость 400 об./мин. Для расширения возможностей коммунальной машины на переднюю монтажную площадку может устанавливаться манипулятор ОРС-20.07 с максимальным вылетом стрелы 6,2 м и углом поворота стрелы в плане 120°. На манипулятор возможна установка следующих навесных агрегатов: ямобур ОРС-20.06, предназначенный для пробуривания различных отверстий (диаметром 100, 200 и 350 мм) в радиусе действия манипулятора; оборудование для мойки обстановки пути ОРС-20.09; оборудование для подметания в труднодоступных местах; грузоподъемное устройство; оборудование для обслуживания пути (люлька); оборудование для забивки стоек барьерного ограждения (гидромолот) и кустореза-косилки.
Специалисты Минского тракторного завода расширили возможности машины, снабдив его новым оборудованием — вакуумным подборщиком мусора. На грузовую платформу крепится бункер объемом 4,5 м3 для накопления мусора, система всасывания мусора и бак для орошения объемом 0,6 м3. Спереди и сзади крепятся подметальные щетки. Ширина убираемой полосы составляет 2,5 м. Разнообразие навесного оборудования, а также небольшие усилия механиков по замене навесок превращают шасси Ш-406 в универсальную машину, которую можно эффективно применять различным организациям в течение всего года. Немаловажно, что его монтажные площадки без проблем состыкуются с различными агрегатами, выпускаемыми европейскими фирмами для машин Unimog.
Заканчивая этот обзор, хотел бы отметить, что работы по совершенствованию шасси продолжаются. Так, в ближайшей перспективе заказчики могут приобрести машину с двигателем Минского моторного завода, который соответствует экологическим нормам Евро-2. Также по заказу Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы Минский тракторный завод совместно с ОАО «Профмаш» ведет работы по созданию модификации Ш-406 с кабиной улучшенного дизайна и комфорта и нового навесного оборудования: водяного резака асфальта и бетона, виброуплонителя, агрегата для ремонта дорожных покрытий.
Владимир ЧЕХУТА
Работы по созданию предшественника этого транспортера начались около 10 лет назад. ШУ-356, так он назывался, имел колесную формулу 4х4, двигатель от трактора МТЗ-82 мощностью 81 л/с. с механической коробкой передач, грузоподъемность самосвальной платформы — 2000 кг, диаметр колес передней оси был меньше, чем задней. Первым заказчиком такой техники стало минское предприятие «Белкоммунмаш», которое выпустило несколько единиц машин лесопожарной охраны первого хода МЛ-10(356). Этот спецавтомобиль может тушить пожары в лесу, а также прокладывать заградительные рвы от огня с помощью установленной сзади фрезы. Полный привод и тракторные колеса с грунтозацепами позволяют этим «защитникам леса» легко передвигаться в равнинных условиях и на пересеченной местности. После удачного начала конструкторы и специалисты по маркетингу МТЗ продолжили поиски потребителей универсальных шасси в других сегментах рынка. В начале этого века интерес к ШУ-356 проявил департамент «Белавтодор», который занимается облуживанием республиканских автомобильных дорог. По результатам испытаний дорожники рекомендовали тракторостроителям модернизировать шасси. В частности, было предложено использовать одинаковые автомобильные колеса на обеих осях, которые, к тому же, обладали большей несущей способностью, чем тракторные. Затем в шасси встроили более мощный 120-сильный дизельный двигатель Д-245.2 и усилили конструкцию рамы. Таким образом, ШУ-356 превратилось в шасси Ш-406. Ш-406 является транспортно-тяговым средством, предназначенным в комплексе со специальным навесным оборудованием для выполнения различных работ при ремонте и содержании дорог, строительстве и коммунальном хозяйстве. Габаритные размеры: длина — 5250 мм, ширина — 2400 мм, высота — 2880 мм. Колея — 1900 мм, база — 2684 мм, дорожный просвет — 350 мм, грузоподъемность кузова — 3500 кг. Шасси представляет собой полноприводную машину с колесной формулой 4х4, сочетающую в себе свойства грузового автомобиля и трактора. В конструкции Ш-406 использованы узлы тракторов «Беларус»: двигатель, муфта сцепления, коробка передач, ходоуменьшитель, передний и задний мост, рулевое управление, задняя навесная система, гидроаппаратура и др. Шасси оборудовано передней, задней и боковой (левая или правая) монтажными площадками для крепления различных навесок, самосвальной грузовой платформой, передним и задним валами отбора мощности, гидросистемой с гидровыводами спереди, сзади и по боковым сторонам для привода навесных рабочих устройств.
Поскольку этот спецавтомобиль был одобрен департаментом автодорог Беларуси как базовый транспортер, то к разработке навесок к нему подключился Фанипольский опытно-механический завод, входящий в эту структуру. На сегодняшний день ОМЗ разработал и выпускает целую гамму различного навесного оборудования, которое позволяет машине выполнять разнообразные работы. Снегоочиститель роторный ОРС-20.01 предназначен для уборки и удаления за пределы проезжей части снежных бордюров или заносов, образовавшихся вдоль автомобильных дорог в зимнее время. Максимальная высота убираемого снега — 1,2 метра. Максимальная дальность выброса — 30 метров. Производительность — 1200 м3/час. Скорость движения при уборке — в пределах 0,2-10 км/час. Пескосолераспределитель ОРС-20.02 служит для распределения песка, соли или ПГС (песчано-гравийной смеси) по полотну автодорог для борьбы с гололедом. Объем бункера — 2 м3. Распределение смеси происходит автоматически с удельным расходом песка 60-120 г/м2, а соли — 5-25 г/м2. Ширина покрытия по обрабатываемой поверхности — от 2 до 8 метров. Длина пути с одной заправки бункера для соли составит примерно 15 км, а при распределении ПГС — 2,5-3 км. Отвал снегоочистительный ОРС-20.03 предназначен для уборки свежевыпавшего снега, крепится на переднюю монтажную плиту Ш-406 и имеет гидравлическое управление. Ширина захвата — 2,5 м, высота — 0,7 м. Этим оборудованием можно убирать снежный покров глубиной до 200 мм. Комплект оборудования для удаления снега от криволинейного бруса ОРС-20.04. предназначен для удаления свежего и взрыхленного снега от бордюра воздушным потоком. Скорость машины при уборке составляет до 200 метров в час. Щеточный ротор ОРС-20.05 имеет скорость вращения 1500 об./мин. и предназначен для удаления снега в зимнее время, а также уборки мусора в весенне-осенний период, для чего необходимо перенастроить гидропривод ротора на скорость 400 об./мин. Для расширения возможностей коммунальной машины на переднюю монтажную площадку может устанавливаться манипулятор ОРС-20.07 с максимальным вылетом стрелы 6,2 м и углом поворота стрелы в плане 120°. На манипулятор возможна установка следующих навесных агрегатов: ямобур ОРС-20.06, предназначенный для пробуривания различных отверстий (диаметром 100, 200 и 350 мм) в радиусе действия манипулятора; оборудование для мойки обстановки пути ОРС-20.09; оборудование для подметания в труднодоступных местах; грузоподъемное устройство; оборудование для обслуживания пути (люлька); оборудование для забивки стоек барьерного ограждения (гидромолот) и кустореза-косилки.
Специалисты Минского тракторного завода расширили возможности машины, снабдив его новым оборудованием — вакуумным подборщиком мусора. На грузовую платформу крепится бункер объемом 4,5 м3 для накопления мусора, система всасывания мусора и бак для орошения объемом 0,6 м3. Спереди и сзади крепятся подметальные щетки. Ширина убираемой полосы составляет 2,5 м. Разнообразие навесного оборудования, а также небольшие усилия механиков по замене навесок превращают шасси Ш-406 в универсальную машину, которую можно эффективно применять различным организациям в течение всего года. Немаловажно, что его монтажные площадки без проблем состыкуются с различными агрегатами, выпускаемыми европейскими фирмами для машин Unimog.
Заканчивая этот обзор, хотел бы отметить, что работы по совершенствованию шасси продолжаются. Так, в ближайшей перспективе заказчики могут приобрести машину с двигателем Минского моторного завода, который соответствует экологическим нормам Евро-2. Также по заказу Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы Минский тракторный завод совместно с ОАО «Профмаш» ведет работы по созданию модификации Ш-406 с кабиной улучшенного дизайна и комфорта и нового навесного оборудования: водяного резака асфальта и бетона, виброуплонителя, агрегата для ремонта дорожных покрытий.
Владимир ЧЕХУТА
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 47 за 2005 год в рубрике техника