Долгая дорога в ВТО

Беларусь ведет плодотворную работу по совершенствованию нормативной базы, либерализации внешней торговли, чтобы вступить в ВТО. Членство во Всемирной торговой организации даст возможность изучить международные правила торговли и тем самым продвинуть экономическое реформирование в нашей стране. Конечный результат всех этих мероприятий — экономический рост, развитие бизнеса и кооперации. Как долог путь в ВТО, и каковы последствия вступления в эту организацию, рассказал заместитель министра иностранных дел Александр Михневич на пресс-конференции по итогам очередного раунда переговоров. Предлагаем нашим читателям наиболее интересные его высказывания.

На последнем, седьмом, заседании рабочей группы по присоединению Республики Беларусь к ВТО, которое состоялось в конце мая 2005 г., мы остановились на проекте доклада. Однако из-за позиции Европейского Союза, Соединенных Штатов Америки и незначительной группы государств, разделяющих их точку зрения, рабочая группа оказалась не готова перейти к формированию итоговых обязательств Беларуси по присоединению к ВТО в форме проекта доклада рабочей группы об условиях нашего присоединения. Тогда мы договорились, что Беларусь еще раз представит уточненные ответы на вопросы стран-членов, и осенью, в сентябре-октябре, мы соберемся на промежуточное неформальное заседание рабочей группы для того, чтобы осмыслить наши ответы и продолжить переговорный процесс в форме перехода к проекту доклада. Эти три месяца активно шла работа. Мы получили вопросы от стран-членов. Хочу сказать, что вопросы эти были немногочисленные — около 30. Поступили они в основном от Соединенных Штатов Америки, Евросоюза и еще от двух-трех государств. На эти вопросы были даны исчерпывающие ответы соответствующих министерств и ведомств. Мы представили в Секретариат ВТО обновленный план нормотворческих работ в Беларуси по приведению законодательства к нормам ВТО. Хочу сказать, что около 80% этих работ уже сегодня сделано в Беларуси, и было внесено предложение перейти к проекту доклада. Заседание группы проходило в достаточно узком формате, поскольку она неформальная. Большинство стран — Индия, Куба, Турция, еще ряд государств — полностью поддержали предложение о том, чтобы перейти к проекту доклада.

И вот на этом общем позитивном фоне абсолютным диссонансом прозвучало выступление представителей Соединенных Штатов Америки и Евросоюза, которые заявили, что пока они считают преждевременным переход Беларуси к проекту доклада рабочей группы, поскольку непонятна ситуация в некоторых аспектах внешнеэкономической деятельности нашей страны. Было названо два направления, которые их тревожат. Первое — это институт и, соответственно, механизм реализации права «золотой акции» в Беларуси, и второе — это большое количество случаев конфискации грузов на западной границе Беларуси. Для большей убедительности своих высказываний они также заявили, что пока двусторонние переговоры, которые ведутся между нашими странами, на данном этапе не имеют большого прогресса, поэтому проект доклада пока еще преждевременен. Мы не могли оставить эти заявления без соответствующих, как я считаю, достаточно аргументированных, комментариев. Эти комментарии сводились к следующему.

Первое. Ни «золотая акция», ни конфискат непосредственного отношения к нормам и правилам ВТО не имеют. Ни первый, ни второй институты не регулируются какими-то обязательствами и соглашениями в нормах ВТО. Второе. Институт «золотой акции» используется не только в Беларуси, он используется в том числе и в европейских государствах, во Франции, например, и ни у кого не вызывает особых сомнений. Причем странна была сама постановка: как же детализировать ответ на этот вопрос? Нам предложили: дайте нам перечень предприятий, в отношении которых введена «золотая акция». Что касается конфиската, то председатель Государственного таможенного комитета, который участвовал в работе этой комиссии, попытался емко охарактеризовать, из-за чего в основном происходит конфискация, и показать, что никаких международных норм и правил, связанных с этими проблемными случаями, Беларусь никогда не нарушала. Более того, когда определенные грузы, поставляемые из США, были конфискованы, по нашему обращению и раскручиванию этого случая в Соединенных Штатах Америки, там была арестована определенная группа предпринимателей, т.е. они нарушили не только наше законодательство, они нарушили и свое собственное законодательство. На такие примеры возражать нашим партнерам было нечего.

Если мы вернемся к самой сути ВТО, то Всемирная торговая организация создавалась для того, чтобы максимально либерализовать международную торговлю, снять ненужные барьеры, а там, где они могут возникать, чтобы они возникали только по строго определенным, обоснованным, прозрачным и понятным правилам. Но когда эти правила установлены, то одним из важных требований ВТО является жесткое таможенное администрирование. Это значит, что мы установили либеральный тариф, но тариф этот государством должен жестко, справедливо и обоснованно соблюдаться, что мы сегодня и делаем. Хочу еще об одном аспекте сказать. Вызывает удивление, что наиболее рьяными сторонниками уточнений, разъяснений, а если говорить прямым языком, затягивания переговорного процесса являются отнюдь не те страны, с которыми у нас сегодня осуществляется основная торговля, а страны, которые как бы теоретически смотрят на этот процесс. Я имею в виду Австралию, например, которая очень активно выдвигает различные требования к Беларуси, хотя оборот с Австралией у нас меньше $10 млн. Да и те же Соединенные Штаты Америки — оборот сегодня примерно $100 млн, а с Китаем, например, $500 млн. Так вот, с Китаем мы продвигаемся гораздо быстрее, понятнее, прозрачнее, чем с Соединенными Штатами Америки. Приведу другой пример: Европейский Союз. Сегодня у нас очень активно развивается торговля с Западной Европой. По итогам 9 месяцев удельный вес экспорта в страны Европейского Союза составил 44% от всего объема экспорта. Для сравнения скажу, что в Российскую Федерацию — только 37%. У нас, кстати, с Европой большое положительное сальдо — около $2 млрд. Казалось бы, Европейский Союз должен быть заинтересован в конкретных переговорах с Беларусью: как дальше развивать эти темы, как дальше либерализовать совместную торговлю, как дальше выравнивать то позитивное сальдо, которое сегодня сложилось в пользу Беларуси. Вместо этого мы слышим примерно такие высказывания: те тарифные обязательства, которые хотела бы взять на себя Беларусь, которые нам белорусская делегация передала, они очень далеки от того, что мы хотели бы видеть. Мы спрашиваем: какие обязательства Беларуси вы хотели бы видеть? Дайте нам контрпредложения, как в любой торговле, мы готовы искать какой-то компромисс, объяснять, почему у нас ставка такая, а не иная, и т.д. В ответ мы слышим: нет, вы в целом либерализуйте, в целом существенно уменьшите ставки таможенных пошлин, тогда мы будем разговаривать. Вы понимаете, что это разговор людей, которые абсолютно не слышат друг друга.

Мы хотим там совершенно четко заявить на основании собственного опыта и опыта других стран, присоединяющихся к ВТО. Во-первых, процесс вступления в ВТО абсолютно расплывчат, размыт, и в нем все больше и больше появляется элементов политического давления, т.е. как бы страны не изучают конкретный режим, не изучают условия и не выдвигают встречных требований, а просто ведут процесс. Таким образом, они пытаются для тех, кого любят, так сказать, ускорить вступление, а тех, кого они не любят, отложить вступление и создать вокруг этого определенный политический фон. Мы, конечно, понимаем, что никакой дополнительной информации никто от нас не ждет и не требует, это просто своего рода уловки и ходы, чтоб затянуть переговорный процесс Беларуси. Тем не менее, мы ответим дополнительно и по «золотой акции» и приведем все предприятия, в отношении которых она была введена, объясним причины, по которым она была введена. Это отнюдь не национализация какая-то, а это лишь поддержка экономической ситуации на данном предприятии, поддержка тех людей, которые без вины стали виноваты из-за банкротства или низкой рентабельной деятельности руководства конкретного предприятия. Приведем случаи по конфискату, объясним, какие конкретно международные нормы и правила были нарушены. Но у нас теперь уже нет уверенности, что завтра не появятся новые вопросы со стороны США и Европейского Союза. Поэтому, чтобы нам не ходить по кругу, мы приняли решение о том, чтобы сегодня максимально форсировать переговоры с теми странами, с которыми мы действительно имеем мощный товарооборот, которые действительно объективно заинтересованы во вступлении Беларуси во Всемирную торговую организацию и готовы всемерно этому содействовать. Таких стран большинство в рабочей группе.

Я хочу сказать, что вторым элементом нашего пребывания в Женеве в конце октября были как раз двусторонние переговоры. Мы их провели с 12 странами. И хочу сказать, что с большей половиной из них мы очень существенно продвинулись вперед. С Китаем мы, я надеюсь, в ближайшее время завершим переговоры, Куба — то же самое. Отрадно, что с Бразилией у нас есть взаимопонимание. Во-первых, конкретные вопросы, которые мы готовы на консенсусном уровне решить. Очень позитивно проходят переговоры с Турцией, Индией. С Арменией мы завершаем фактически переговорный процесс. Не хотелось бы забегать вперед и давать какие-то векселя, но у нас есть почти стопроцентная уверенность, что с названными странами мы до конца года, в т.ч. и в ходе Гонконгской конференции, сможем завершить двусторонние переговоры. Тем самым еще раз будет продемонстрировано, что дело не в том, какой режим в Беларуси, а дело в отношении к Беларуси. Потому что страны, имеющие с нами огромный товарооборот, понимают, что у нас нет искусственных барьеров, что мы — страна, которая уже сегодня, не будучи членом ВТО, играет на 99% именно по правилам.

Подготовил Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 45 за 2005 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость