Особенности устройства сборных покрытий из бетонных тротуарных плит

Сообщение, сделанное 10 ноября 2005 г. директором ОАО «Дорожно-промышленное предприятие» Григорием Бибиком на семинаре «Новые нормативно- технические правовые акты в области проектирования, устройства и эксплуатации дорожных одежд пешеходных зон с покрытиями из мелкоштучных бетонных плит».

Тема семинара актуальна, но уже немного запоздала — ее нужно было бы поднимать лет 8-10 назад. ОАО «Дорожно-промышленное предприятие» работает на рынке мелкоштучных изделий с 1993 г. и является первооткрывателем данной продукции не только в Беларуси, но и в бывшем СССР. Началом этой деятельности послужило строительство городков и поселков для военнослужащих, выводимых из бывшей ГДР. Предприятие было участником реализации строительных контрактов с турецкими фирмами в Барановичах, Борисове, Киеве, Волгограде, а с немецкими — в Березе и Волковыске (г.п. Рось). Тогда в Беларуси и появились и оборудование для выпуска плитки, и технология ее производства, и технология ее укладки, и технология укладки борта и других элементов благоустройства. Григорий Бибик подчеркнул: в начале 1993 г. ему казалось (точно так же, как многим это кажется сегодня), что плитка — это просто кусок бетона. Но по мере освоения технологий выпуска и укладки и изучения на практике их применения, сопоставляя свой опыт с подходами зарубежных (в частности, германских) производителей, он все больше убеждался в том, что это очень непростые технологии, но очень выгодные. В свою очередь, он старался все делать для того, чтобы в Беларуси прижились именно качественные технологии выпуска и укладки. В то время озабоченность г-на Бибика вызывало то обстоятельство, что уже в 1994 г. многие предприятия потянулись к этой технологии и (как говорится, свято место пусто не бывает) начали наполнять рынок некачественной продукцией; появилась спекуляция интересов. Поэтому он обращался во множество инстанций с предложениями разработать технологию выпуска и укладки изделий по немецкой системе, изменив отдельные незначительные моменты. И сегодня еще не поздно разобраться, что можно получить от этой продукции и что благодаря ей уже обеспечивается.

Тротуарная плитка широко применяется в мировой практике и является основным материалом при благоустройстве населенных пунктов, так как имеет целый ряд преимуществ перед асфальтобетоном. Помимо того, что тротуарная плитка — экологически чистый материал, применение ее экономически выгодно (в Германии содержание и профилактика 1 м2 плитки стоит 156 евро в год, а 1 м2 асфальтобетона — 1263 евро в год, что и является основной предпосылкой для применения там мелкоштучных изделий). Отметим высокую (как минимум 600 кг/см2) прочность, низкую истираемость, долговечность (30 и более лет) плиточного покрытия. Отметим также высокую морозостойкость в зимний и теплостойкость в летний период (покрытия не размягчаются и не выделяют канцерогенных веществ). Налицо большие возможности многократного использования плитки при ремонтных работах. Немаловажным фактором представляются и превосходные эстетические свойства, неограниченные возможности в выборе форм и цвета элементов мощения. Не менее актуален и аспект выпуска бортового камня для благоустройства территорий и строительства автомобильных дорог. В данной связи говорить следует в первую очередь о прочностных данных и, опять-таки, эстетической составляющей.

Рассматривая ситуацию, имеющую место сегодня в Беларуси как в области выпуска этих изделий, так и в области их укладки, необходимо особо подчеркнуть, что произошел отход от требований мировых стандартов. Данное нарушение создало большие проблемы внутри страны. Главное же — то, что нет желания исправлять положение в целом. Сплошь и рядом наблюдаются попытки решать названные проблемы за счет жесткого прессинга контрольных органов, цепляясь за мизерные сантиметры-миллиметры. Тогда как решать эти коренные проблемы следует глобально, и только глобально. Хотелось бы выделить две группы самых важных, самых основных проблем. Группа первая — проблемы производства мелкоштучных изделий. Для достижения прочностных данных 550-600 кг/см2, с которых начинается перечень требуемых характеристик изделий (далее идут долговечность, морозостойкость, экономичность), необходимо строго придерживаться технологии выпуска бетонных изделий. Это подбор инертных заполнителей, цементов, пластификаторов. Специалистами ОАО «Дорожно-промышленное предприятие» разработана технология под требуемые показатели. Группа вторая — проблемы укладки плитки. Качественно изготовленная продукция должна быть качественно уложена в дело, а для этого необходимо иметь и знать технологию укладки мелкоштучных изделий и иметь для этих целей механизмы и специалистов. Сегодня в Беларуси плитку укладывают все, кто хочет — как строительные, так и другие ведомства. Укладывают, очень часто допуская грубейшие нарушения технологического процесса на этапе подготовки основания. При этом вместо виброплит используются березовые трамбовки. А ведь существует норма толщины основания в зависимости от назначения площадки (пешеходная либо парковочная), существуют понятия плотности основания и подбора инертных для устройства основания необходимой плотности. Подрядчику, специализирующемуся на мощении, нужен соответствующий набор механизмов (виброкатки 3-8 т, виброплиты от 40 до 400 кг), а также большой набор инструмента и приспособлений. Наличие подобного арсенала средств является обязательной нормой и при устройстве основания, и при укладке плитки, и при установке борта.

Один из отрицательных моментов, постоянно встречающихся в практике применения мелкоштучных изделий, — это закладка в проекты песчано-цементной смеси, которая не вписывается в каноны применения мелкоштучных изделий. Ведь при массовом применении песчано-цементной смеси при укладке плитки последняя теряет свое назначение, то есть фильтрующая система плитки не работает, а значит, подвержена ускоренному разрушению и скоплению как ливневых, так и талых вод. Немаловажную роль в процессе изготовлении плитки играют красители. В настоящее время на белорусском рынке достаточно различного рода подобных продуктов. Очень много этих красителей поставляют фирмы Германии, Польши, Чехии, Словакии, Китая, Украины, России. Кто сегодня контролирует их применение? Никто — единственным регулирующим фактором является цена. Результаты же во многих случаях плачевны (год-два — и цвета плитки как не бывало). Еще хуже бывает, когда некачественные пигменты разрушают лицевую поверхность плитки. Очень серьезный вопрос, который приходится решать при изготовлении плитки, — обеспечение производства пластификаторами. Сегодня в Беларуси нет пластификаторов для применяемых в стране бетонов (тяжелые крупнозернистые). Одним словом, вопросов в рассматриваемой сфере больше, чем ответов, хотя на самом деле вопросы эти не очень сложны — их можно и нужно решать. Для этого необходимо разработать технологии выпуска и укладки тротуарной плитки, причем ввести обязательную норму прочностных данных (550-600 кг/см2, что автоматически дает гарантированный срок эксплуатации 30 и более лет). По сравнению с асфальтобетоном, который за 30 лет необходимо менять 3-4 раза, очевиден явный экономический эффект. Для достижения высоких прочностных данных необходимы качественные материалы (цемент, щебень, фракционные пески, пластификаторы). При разработке технологий укладки плитки необходимо предусмотреть несколько вариантов подстилающих слоев в зависимости от функционального назначения того или иного участка мощения (с заездом, парковкой, проездом различных видов транспорта) с обязательными рекомендациями применения инертных материалов. И не забывать о необходимости наличия обязательного набора техники, механизмов и инструмента при укладке изделий. Этот набор должен быть утвержден. Считаю необходимым, завершил свое выступление Григорий Бибик, ввести лицензирование такой деятельности, как благоустройство. Ведь сегодня благоустройство включает широкий спектр работ (устройство подпорных стенок, водоотводных устройств, цветочных стенок, клумб, маршевых ступеней), которые не должны отдаваться в руки случайным исполнителям.

Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 45 за 2005 год в рубрике бетон

©1995-2024 Строительство и недвижимость