Messe Frankfurt: впервые в Беларуси

На 2 ноября впервые в истории выставочной компании из Германии Messe Frankfurt GmbH была запланирована ее презентация в Беларуси. Состоялась она в минской гостинице «Планета». Основной доклад сделал директор департамента международного развития Messe Frankfurt Томас Аукамм (Thomas Aukamm). Кроме него, выступили директор представительства Messe Frankfurt в странах Балтии и Беларуси Моника Деммлер (Monika Demmler) и директор Messe Frankfurt RUS (дочерняя организация Messe Frankfurt GmbH) Еуген Аллес (Eugen Alles).

Основное внимание Томас Аукамм уделил международным ярмаркам, проводимым по линии Messe Frankfurt, а также тому, что они дают их участникам и посетителям в части развития бизнеса. Но, предваряя рассказ об этом, он сравнил Messe Frankfurt с Минским цирком. Дело в том, что после своих поездок в Беларусь некоторые коллеги Аукамма восхищенно рассказывали именно о нем. А франкфуртские ярмарки и наш цирк имеют много общего: это богатая история, высокие требования к профессионализму и много иностранных гостей. Ради нескольких минут выступления на арене нужны многочасовые тренировки. Подобным образом организовываются и франкфуртские ярмарки. Между прочим, уже более 800 лет. В первое время внутренний город Франкфурта-на-Майне был еще и центром ремесел и торговли, а выставочно-ярмарочным павильоном служила Франкфуртская ратуша. Интересно, что торговцы имели привилегированный статус, ведь с начала XIII века Фридрих II гарантировал им королевскую защиту. В 1480 году во Франкфурте состоялась первая книжная ярмарка. В XVI и XVII веках этот город получал большие прибыли от многочисленных иностранных торговцев — преимущественно из Нидерландов. В то время главными товарами были шелк, книги и драгоценные камни. Кроме того, процветала торговля валютой. Разумеется, сегодня гамма демонстрируемых на франкфуртских ярмарках товаров иная. Но Франкфурт-на-Майне по-прежнему остается важнейшим мировым центром торговли.

Современная компания, или, точнее, концерн Messe Frankfurt является одним из ведущих выставочных предприятий мира, имея на четырех континентах сеть из 14 дочерних предприятий, 5 филиалов и 49 иностранных представительств. В 2004 году по всему миру силами компании было проведено 109 ярмарок с 57,7 тыс. участников. На этих ярмарках побывали 2,3 млн посетителей. Оборот концерна Messe Frankfurt в 2004 году — 364 млн евро, налоговые отчисления — 33,5 млн евро. В Германии работали 995 сотрудников, за рубежом — 272. Собственный капитал составил 320 млн евро. Объем предполагаемых до 2010 года инвестиций — около 300 млн евро. Общая площадь, имеющаяся в распоряжении Messe Frankfurt, — 475 тыс. м2, площадь павильонов (их 10) — 324,3 тыс. м2, площадь для экспозиций под открытым небом — 83,2 тыс. м2. Кстати, по величине выставочных площадей Messe Frankfurt занимает третье место в мире после выставочных комплексов Милана и Ганновера, находясь при этом прямо в сердце Европы. Нельзя не отметить, что в минувшем году выставочные площади во Франкфурте были увеличены сразу на 100 тыс. м2. С середины 1980-х годов компания Messe Frankfurt вплотную занялась интернационализацией. И сегодня за пределами Германии из 109 ее ярмарок проводится 59. А поскольку Messe Frankfurt представлена в 151 стране мира, можно говорить, что ее международная сеть охватила весь мир. За прошедшие годы оборот компании за рубежом был увеличен в три раза и в прошлом году достиг 73,7 млн евро (прирост по сравнению с 2003 годом — 31%). Относительно общего оборота концерна его часть от деятельности за рубежом составила 20%. За последний год доля иностранных участников ярмарок, проводимых Messe Frankfurt во Франкфурте- на-Майне, достигла 68%. К слову, аналогичный показатель на других немецких ярмарках составляет около 53%. По посетителям из-за рубежа Messe Frankfurt также превосходит остальные немецкие ярмарки на 12%.

Среди крупнейших франкфуртских ярмарок всемирного значения — ISH и Light+Building. Их тематика — «Архитектура и техника». Всего по направлению «Архитектура и техника» в будущем году будет проведено 10 ярмарок по всему миру. Последняя ISH (Международная специализированная ярмарка систем энерго- и жизнеобеспечения зданий, техники кондиционирования и вентиляции, а также «удивительного мира ванных комнат») прошла во Франкфурте-на-Майне с 15 по 19 марта нынешнего года. И, несмотря на текущие экономические проблемы Германии, в очередной раз оказалась на вершине успеха. Свою продукцию на выставочной площади свыше 254 тыс. м2 для 192.175 посетителей (на 7% больше, чем на предыдущей ярмарке) показали 2350 участников. Из специальных мероприятий ярмарки ISH 2005 самыми популярными оказались выставки «Виды на будущее — шейпинг-вода» (Outlook — Shaping Water) в разделе «Удивительный мир ванных комнат» и «Системные возобновляемые источники энергии для зданий» (Renewable energies in systems for houses) в разделе «Форум по технике энерго- и жизнеобеспечения зданий», а также Климатический форум (Climate Forum) в разделе Aircontec. Впервые параллельно с ISH был проведен конгресс «Долгая жизнь» (Lifetime Congress). В нем приняли участие 498 человек из Европы, Австралии, Канады, Китая, Мексики, Сингапура, США и Японии. Основное внимание было обращено на такие темы, как «Спа будущего — будущее спа» и «Здоровье будущего — будущее здоровья».

Последняя Light+Building (Международная специализированная архитектурно-техническая ярмарка с основными разделами «Свет», «Электротехника» и «Автоматизация зданий») прошла во Франкфурте-на-Майне с 18 по 22 апреля 2004 г. В ней приняли участие 1926 экспонентов из 53 стран, которые заняли более 109 тыс. м2 выставочных площадей. Из Германии было 827 участников, из-за рубежа — 1099. По количеству посетителей (116 тыс.) эта ярмарка на 6% обогнала Light+Building 2002. Новым на Light+Building 2004 стал акцентированный показ технических систем, тесно увязанных с архитектурными решениями (architecture-related systems). Среди них — интегрированная фасадная техника, техника дневного света, солнцезащита, фотоэлектрические батареи, системы кондиционирования и вентиляции. В рамках этой тематики были сделаны доклады на форумах «Энергоэффективность общественных зданий» и «Дневное освещение». На более высоком уровне, чем раньше, было показано техническое освещение, осветительные компоненты и декоративное освещение. При этом демонстрация последнего, предназначенного для жилых и общественных зданий, проходила в трех стилевых группах: современного дизайна, классической и классической традиционной. В области автоматизации зданий ярмарка Light+Building 2004 отразила современные тенденции всеобщего перехода к проектированию, строительству и эксплуатации экономичных, экологически чистых и энергоэффективных объектов.

С 1994 года в Вильнюсе работает представительство Messe Frankfurt по странам Балтии и Беларуси. Показательно, что за последние три года количество посетителей из Беларуси во Франкфурте-на-Майне утроилось. Наибольший интерес белорусы проявляли к техническим ярмаркам и ярмаркам потребительских товаров. 47 предприятий из Беларуси участвовало в проводимых Messe Frankfurt выставках — больше всего в ярмарке домашнего и технического текстиля Textilmesse. Германия является важнейшим после России партнером Беларуси в области внешней торговли. Двусторонний внешнеторговый оборот в 2004 году составил $1,6 млрд. В Беларуси работает 375 фирм с немецким капиталом, зарегистрировано 76 представительств немецких фирм (BASF, Deutsche Lufthansa, Siemens, Bayer и т.д.). Чтобы содействовать укреплению белорусско-немецких экономических связей, в 2001 году в Минске было открыто представительство Немецкой торговой палаты. В прошлом году немецкие инвестиции в Беларусь составили $106 млн. Неслучайно поэтому сотрудники Messe Frankfurt с нескрываемым интересом наблюдают за экономическим развитием Беларуси. Но, как отметил Томас Аукамм, Беларуси необходимо срочно привлекать дополнительные инвестиции, чтобы не отставать в технологическом развитии.

Европа остается мировым лидером в организации специализированных ярмарок и выставок. Принимая во внимание вступление в Европейский Союз в 2004 году еще 10 новых членов, в компании Messe Frankfurt рассчитывают видеть на ярмарках во Франкфурте-на-Майне большее количество участников и посетителей из восточноевропейских стран. И, несмотря на растущую конкуренцию в Азии, не стоит забывать: из 33 выставочных павильонов площадью как минимум 100 тыс. м2 25 находятся в Европе. Цели Messe Frankfurt четко определены. Эта компания будет и дальше развивать свою интернационализацию и с помощью ярмарок совмещать спрос и предложение. При этом Messe Frankfurt стремится к тому, чтобы крупные международные партнеры как можно лучше сотрудничали друг с другом. Примечательно, что в предстоящем году будет открыто 14 новых ярмарок Messe Frankfurt.
Дмитрий ЖУКОВ, канд. техн. наук. Фото автора и Messe Frankfurt

Дмитрий ЖУКОВ, канд. техн. наук. Фото автора и Messe Frankfurt


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 43 за 2005 год в рубрике выставки

©1995-2024 Строительство и недвижимость