Учет ветровой нагрузки при проектировании опалубочной техники
Статья посвящена вопросу учета ветровой нагрузки при проектировании опалубочной техники. При производстве работ на большой высоте ветер вызывает значительные усилия, сравнимые с полезной нагрузкой на элементы опалубки и даже превышающие такую нагрузку. В статье изложен порядок расчета действующей ветровой нагрузки, а также ее максимальные значения, которые следует использовать в расчетах.
Вопрос учета ветрового давления на конструкции и технологическое оборудование на стадии возведения сооружения в белорусских нормах практически не освещен. В частности, вызывает затруднения проблема учета ветрового давления на опалубку при проектировании опалубочных систем и средств подмащивания. Расчеты показывают, что ветровая нагрузка может играть критическую роль. Этот вопрос возникает в двух ситуациях: при расчете конструкций стеновой опалубки и при проектировании наружных навесных подмостей, применяемых в сочетании со стеновой опалубкой для возведения наружных монолитных стен (рис. 1).
Основное руководство дает методика, предложенная в СНиП II-01-07-85* «Нагрузки и воздействия» /1/. Нормативное значение средней составляющей ветровой нагрузки w на высоте z над поверхностью земли следует определять по формуле:
w=w0•k•c, (1)
где: w0 – нормативное значение ветрового давления; k – коэффициент, учитывающий изменение ветрового давления; с – аэродинамический коэффициент. Нормативное значение ветрового давления w0определяется по формуле:
w0=0,61•v20, (2)
где v0численно равно скорости ветра, м/с, на уровне 10 м над поверхностью земли для местности типа А, соответствующей 10-минутному интервалу осреднения и превышаемой в среднем один раз в 5 лет. Пульсационную составляющую учитывать не следует, поскольку ее воздействие на временные конструкции опалубки не будет вызывать в подкосах или анкерном узле крепления подмостей к стене статических нагрузок, а появление динамических усилий в пределах 20% от статических в анкерном узле, как показано в /5/, не вызывает снижения несущей способности анкера в бетоне.
При проектировании сооружений коэффициент безопасности по ветровой нагрузке принимаем yf = 1,3. Но в источнике /2/ рекомендуется различать ветровую нагрузку на средства подмащивания для рабочего состояния и нерабочего. При этом рекомендуется принимать следующие коэффициенты безопасности для ветровой нагрузки:
— для ветра рабочего состояния yf = 1,3;
— для ветра нерабочего состояния yf = 1,1.
В рассматриваемом случае с опалубкой такое разделение видится нерезонным, поскольку основная нагрузка ветра приходится не на сами подмости, а на щиты опалубки, которые не представляется возможным демонтировать за короткий промежуток времени при появлении сильного ветра. Поэтому любая нагрузка будет соответствовать рабочему состоянию и будет передаваться на подкосы щитов или крепление подмостей. Далее эти же рекомендации /2/ предписывают принимать значения w0 равными 0,4 кПа (0,6 кПа при большой парусности) для рабочего состояния и 0,23 кПа — для нерабочего. Эти значения соответствуют скоростям ветра 25,6 м/с (31 м/с при большой парусности) и 19,4 м/с соответственно.
Коэффициент k, учитывающий изменение ветрового давления по высоте z, определяется в зависимости от типа местности. Принято разделение на следующие типы местности:
— А – открытые побережья морей, озер и водохранилищ, пустыни, степи, лесостепи, тундра;
— В – городские территории, лесные массивы и другие местности, равномерно покрытые препятствиями высотой более 10 м;
— С – городские районы с застройкой зданиями высотой более 25 м.
Для городских территорий Беларуси, где наиболее вероятно применение опалубки и навесных подмостей, больше всего подходит тип местности В, но вероятно также строительство в других районах, а также на больших высотах до 100 м, где нет никаких препятствий ветровому потоку (тип местности А).
Аэродинамический коэффициент вводится раздельный – на напор и отсос. Для данной схемы установки опалубки (рис. 1) эти коэффициенты равны соответственно 0,8 и 0,6.
Следует заметить, что, исходя из необходимости рассмотрения наиболее неблагоприятного сочетания нагрузок, в расчет нужно принимать схему, при которой установлена опалубочная панель, раскрепленная подкосами только с одной стороны. При действии ветра панель опалубки второй грани стены может отсутствовать, и вся нагрузка будет приходиться на одну лишь панель. Поэтому под ветровой нагрузкой w на опалубочные щиты надо понимать совместное действие двух составляющих – напора и отсоса. При расчете это учитывается подстановкой в (1) аэродинамического коэффициента c = 1,4.
Для сравнения: этот коэффициент в нормах DIN /4/ c = 1,3. По формулам (1) и (2) рассчитается нормативное давление ветра w на различных высотах z над поверхностью земли. Результаты расчета сведены в таблицы 1 и 2. В Беларуси скорость ветра, при которой еще допускается производить работы на высоте в открытых местах, не должна превышать 15 м/с /3/. При сильном ветре работы на высоте прекращаются, и работники выводятся с рабочего места. Причем такое ограничение действует для любой высоты над уровнем земли. Это нужно учитывать при выборе расчетных сочетаний нагрузок и при наличии подмостей, навешиваемых на опалубку.
Таблица 1. Нормативное значение ветровой нагрузки w в зависимости от скорости ветра и высоты для типа местности А
v0* — скорость ветра на уровне 10 м над поверхностью земли для местности типа А
Таблица 2. Нормативное значение ветровой нагрузки w в зависимости от скорости ветра и высоты дня типа местности В
v0* — скорость ветра на уровне 10 м над поверхностью земли для местности типа А
Максимальную расчетную скорость ветра согласно DIN 4420 /4/ рекомендуется принимать как 31 м/с на уровне поверхности земли, то есть при Z = 0 м, при проектировании подмостей и опалубок. Эти рекомендации согласуются с рекомендациями /2/, если подмости вместе с опалубкой считать подмостями с большой парусностью. А так как значения скорости ветра для учета давления при проектировании опалубок отечественными документами не нормируются, то в расчетах принимаем максимальную скорость ветра для учета давления на опалубку 31 м/с = 112 км/ч на уровне земли. Измерение скорости производится по белорусским нормам /1/ на высоте 10-12 м над землей, по DIN /4/ – на нулевом уровне.
Чтобы привести в соответствие эти различия, определяется скорость ветра на высоте 10 м над землей, соответствующая скорости 31 м/с на нулевом уровне для типа местности А (рис. 2). Итак, при проектировании опалубок и подмостей будем учитывать ветровое давление, соответствующее предельно допустимой скорости ветра 36 м/с, измеряемой на высоте 10 м над уровнем земли для типа местности А. Точные значения давления для различных высот приведены на графике (рис. 3). В целях упрощения рекомендуется использовать значения таблицы 3.
Таблица 3. Максимальная нормативная ветровая нагрузка
Литература
1. СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия». – Госстрой СССР. – М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986.
2. Бейтуганов М.Г., Заборонок Р.А. Безопасность строительно-монтажных работ на высоте. – М.: Стройиздат, 1991. – 256 с.
3. Сборник нормативных документов по вопросам охраны труда. Выпуск №1/Сост. С.А. Михаловский, Г.Е. Седюкевич/Правила охраны труда при работе на высоте, Минск: ОДО «ЛОРАНЖ-2», 2002. – 142 с.
4. DIN 4420 Arbeits- und Schutzgeruste. Teil 1: Allgemeine Regulungen, Sicherheitstechnische Anforderungen, Prufungen. – 1990.
5. Jennifer Hallowell Gross, Richard E. Klingner, Herman L. Graves, III. Dynamic behavior of single and double near-edge anchors loaded in shear//ACI Structural Journal. – 2001. – Vol. 98. – №5 September-October. – P. 665-676.
Дмитрий МАРКОВСКИЙ, инженер (УП «Институт БелНИИС»),
Сергей ЛЕОНОВИЧ, доктор технических наук, профессор (Белорусский национальный технический университет)
Рис. 1. Невыгодное направление действия ветра на стеновую опалубку (а); стеновую опалубку в сочетании с навесными подмостями (б); 1 – монолитная стена; 2 – монолитное перекрытие; 3 – панель стеновой опалубки; 4 – навесные подмости.
Рис. 2.
Рис. 3. Нормативная ветровая нагрузка.
Вопрос учета ветрового давления на конструкции и технологическое оборудование на стадии возведения сооружения в белорусских нормах практически не освещен. В частности, вызывает затруднения проблема учета ветрового давления на опалубку при проектировании опалубочных систем и средств подмащивания. Расчеты показывают, что ветровая нагрузка может играть критическую роль. Этот вопрос возникает в двух ситуациях: при расчете конструкций стеновой опалубки и при проектировании наружных навесных подмостей, применяемых в сочетании со стеновой опалубкой для возведения наружных монолитных стен (рис. 1).
Основное руководство дает методика, предложенная в СНиП II-01-07-85* «Нагрузки и воздействия» /1/. Нормативное значение средней составляющей ветровой нагрузки w на высоте z над поверхностью земли следует определять по формуле:
w=w0•k•c, (1)
где: w0 – нормативное значение ветрового давления; k – коэффициент, учитывающий изменение ветрового давления; с – аэродинамический коэффициент. Нормативное значение ветрового давления w0определяется по формуле:
w0=0,61•v20, (2)
где v0численно равно скорости ветра, м/с, на уровне 10 м над поверхностью земли для местности типа А, соответствующей 10-минутному интервалу осреднения и превышаемой в среднем один раз в 5 лет. Пульсационную составляющую учитывать не следует, поскольку ее воздействие на временные конструкции опалубки не будет вызывать в подкосах или анкерном узле крепления подмостей к стене статических нагрузок, а появление динамических усилий в пределах 20% от статических в анкерном узле, как показано в /5/, не вызывает снижения несущей способности анкера в бетоне.
При проектировании сооружений коэффициент безопасности по ветровой нагрузке принимаем yf = 1,3. Но в источнике /2/ рекомендуется различать ветровую нагрузку на средства подмащивания для рабочего состояния и нерабочего. При этом рекомендуется принимать следующие коэффициенты безопасности для ветровой нагрузки:
— для ветра рабочего состояния yf = 1,3;
— для ветра нерабочего состояния yf = 1,1.
В рассматриваемом случае с опалубкой такое разделение видится нерезонным, поскольку основная нагрузка ветра приходится не на сами подмости, а на щиты опалубки, которые не представляется возможным демонтировать за короткий промежуток времени при появлении сильного ветра. Поэтому любая нагрузка будет соответствовать рабочему состоянию и будет передаваться на подкосы щитов или крепление подмостей. Далее эти же рекомендации /2/ предписывают принимать значения w0 равными 0,4 кПа (0,6 кПа при большой парусности) для рабочего состояния и 0,23 кПа — для нерабочего. Эти значения соответствуют скоростям ветра 25,6 м/с (31 м/с при большой парусности) и 19,4 м/с соответственно.
Коэффициент k, учитывающий изменение ветрового давления по высоте z, определяется в зависимости от типа местности. Принято разделение на следующие типы местности:
— А – открытые побережья морей, озер и водохранилищ, пустыни, степи, лесостепи, тундра;
— В – городские территории, лесные массивы и другие местности, равномерно покрытые препятствиями высотой более 10 м;
— С – городские районы с застройкой зданиями высотой более 25 м.
Для городских территорий Беларуси, где наиболее вероятно применение опалубки и навесных подмостей, больше всего подходит тип местности В, но вероятно также строительство в других районах, а также на больших высотах до 100 м, где нет никаких препятствий ветровому потоку (тип местности А).
Аэродинамический коэффициент вводится раздельный – на напор и отсос. Для данной схемы установки опалубки (рис. 1) эти коэффициенты равны соответственно 0,8 и 0,6.
Следует заметить, что, исходя из необходимости рассмотрения наиболее неблагоприятного сочетания нагрузок, в расчет нужно принимать схему, при которой установлена опалубочная панель, раскрепленная подкосами только с одной стороны. При действии ветра панель опалубки второй грани стены может отсутствовать, и вся нагрузка будет приходиться на одну лишь панель. Поэтому под ветровой нагрузкой w на опалубочные щиты надо понимать совместное действие двух составляющих – напора и отсоса. При расчете это учитывается подстановкой в (1) аэродинамического коэффициента c = 1,4.
Для сравнения: этот коэффициент в нормах DIN /4/ c = 1,3. По формулам (1) и (2) рассчитается нормативное давление ветра w на различных высотах z над поверхностью земли. Результаты расчета сведены в таблицы 1 и 2. В Беларуси скорость ветра, при которой еще допускается производить работы на высоте в открытых местах, не должна превышать 15 м/с /3/. При сильном ветре работы на высоте прекращаются, и работники выводятся с рабочего места. Причем такое ограничение действует для любой высоты над уровнем земли. Это нужно учитывать при выборе расчетных сочетаний нагрузок и при наличии подмостей, навешиваемых на опалубку.
Таблица 1. Нормативное значение ветровой нагрузки w в зависимости от скорости ветра и высоты для типа местности А
Скорость ветра v0*, м/с | Скоростной напор w0, Па | Ветровая нагрузка w, Па, при высоте z, м (местность типа А) | ||||||
5 | 10 | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 | ||
15 | 137 | 144 | 192 | 240 | 288 | 327 | 355 | 384 |
20 | 244 | 256 | 342 | 427 | 512 | 581 | 632 | 683 |
25 | 381 | 400 | 534 | 667 | 801 | 907 | 987 | 1068 |
30 | 549 | 576 | 769 | 961 | 1153 | 1307 | 1422 | 1537 |
35 | 747 | 785 | 1046 | 1308 | 1569 | 1778 | 1935 | 2092 |
36 | 791 | 830 | 1107 | 1383 | 1660 | 1882 | 2048 | 2214 |
Таблица 2. Нормативное значение ветровой нагрузки w в зависимости от скорости ветра и высоты дня типа местности В
Скорость ветра v0*, м/с | Скоростной напор w0, Па | Ветровая нагрузка w, Па, при высоте z, м (местность типа B) | ||||||
5 | 10 | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 | ||
15 | 137 | 96 | 125 | 163 | 211 | 250 | 279 | 307 |
20 | 244 | 171 | 222 | 290 | 376 | 444 | 495 | 547 |
25 | 381 | 267 | 347 | 454 | 587 | 694 | 774 | 854 |
30 | 549 | 384 | 500 | 653 | 845 | 999 | 1114 | 1230 |
35 | 747 | 523 | 680 | 889 | 1151 | 1360 | 1517 | 1674 |
36 | 791 | 553 | 719 | 941 | 1217 | 1439 | 1605 | 1771 |
Максимальную расчетную скорость ветра согласно DIN 4420 /4/ рекомендуется принимать как 31 м/с на уровне поверхности земли, то есть при Z = 0 м, при проектировании подмостей и опалубок. Эти рекомендации согласуются с рекомендациями /2/, если подмости вместе с опалубкой считать подмостями с большой парусностью. А так как значения скорости ветра для учета давления при проектировании опалубок отечественными документами не нормируются, то в расчетах принимаем максимальную скорость ветра для учета давления на опалубку 31 м/с = 112 км/ч на уровне земли. Измерение скорости производится по белорусским нормам /1/ на высоте 10-12 м над землей, по DIN /4/ – на нулевом уровне.
Чтобы привести в соответствие эти различия, определяется скорость ветра на высоте 10 м над землей, соответствующая скорости 31 м/с на нулевом уровне для типа местности А (рис. 2). Итак, при проектировании опалубок и подмостей будем учитывать ветровое давление, соответствующее предельно допустимой скорости ветра 36 м/с, измеряемой на высоте 10 м над уровнем земли для типа местности А. Точные значения давления для различных высот приведены на графике (рис. 3). В целях упрощения рекомендуется использовать значения таблицы 3.
Таблица 3. Максимальная нормативная ветровая нагрузка
Высота над уровнем земли z, м | Ветровая нагрузка w, кПа, для типов местности | |
A | B | |
0 – 20 м | 1,4 | 0,95 |
20 – 60 м | 1,9 | 1,45 |
60 – 100 м | 2,2 | 1,8 |
Литература
1. СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия». – Госстрой СССР. – М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986.
2. Бейтуганов М.Г., Заборонок Р.А. Безопасность строительно-монтажных работ на высоте. – М.: Стройиздат, 1991. – 256 с.
3. Сборник нормативных документов по вопросам охраны труда. Выпуск №1/Сост. С.А. Михаловский, Г.Е. Седюкевич/Правила охраны труда при работе на высоте, Минск: ОДО «ЛОРАНЖ-2», 2002. – 142 с.
4. DIN 4420 Arbeits- und Schutzgeruste. Teil 1: Allgemeine Regulungen, Sicherheitstechnische Anforderungen, Prufungen. – 1990.
5. Jennifer Hallowell Gross, Richard E. Klingner, Herman L. Graves, III. Dynamic behavior of single and double near-edge anchors loaded in shear//ACI Structural Journal. – 2001. – Vol. 98. – №5 September-October. – P. 665-676.
Дмитрий МАРКОВСКИЙ, инженер (УП «Институт БелНИИС»),
Сергей ЛЕОНОВИЧ, доктор технических наук, профессор (Белорусский национальный технический университет)
Рис. 1. Невыгодное направление действия ветра на стеновую опалубку (а); стеновую опалубку в сочетании с навесными подмостями (б); 1 – монолитная стена; 2 – монолитное перекрытие; 3 – панель стеновой опалубки; 4 – навесные подмости.
Рис. 2.
Рис. 3. Нормативная ветровая нагрузка.
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 39 за 2005 год в рубрике материалы и технологии