Сертификация услуг в строительстве

Сообщение, сделанное главным специалистом РУП «Стройтехнорм» Юрием Задрейко 14 сентября 2005 г. на семинаре «Техническое нормирование, стандартизация, оценка соответствия в строительстве», организованном и проведенном РУП «Стройтехнорм» в рамках 13-й международной
специализированной строительной выставки «Будпрагрэс-2005».


Важнейшим рычагом государственного управления в области обеспечения качества и безопасности продукции и услуг остается ее сертификация на соответствие требованиям действующих стандартов. Введение в действие СТБ П 5.3.13-2004 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация работ и услуг в строительстве. Основные положения и порядок проведения» обеспечило введение сертификации работ и услуг в строительстве для обеспечения гарантий их качества. Целями сертификации работ и услуг в строительстве являются обеспечение потребителя работами и услугами надлежащего качества, обеспечение условий безопасности строительства и эксплуатации зданий и сооружений для жизни, здоровья и имущества граждан, а также окружающей среды. Процедура сертификации основывается на проведении контроля качества (испытания) работ и услуг, контроле выполнения этих процедур (оценке соответствия работ) и надзоре за качеством работ и услуг со стороны органа по сертификации. Работы (услуги) в строительстве — работы, выполняемые предприятиями, в том числе иностранными, или предпринимателями при строительстве, реконструкции, ремонте и реставрации зданий и сооружений для юридических или физических лиц (услуга). Процесс выполнения работ (услуг) в строительстве — деятельность предприятия или предпринимателя, необходимая для обеспечения выполнения работ (услуг) в строительстве. Сертификация работ включает следующие этапы: проведение проверки работ, рассмотрение и анализ результатов проверки работ и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия (далее — сертификат), регистрация и выдача сертификата и заключение соглашения по сертификации, инспекционный контроль сертифицированных работ.

РУП «Стройтехнорм» первым в Беларуси создало орган по сертификации работ (услуг) в строительстве и провело его аккредитацию в Госстандарте (аттестат аккредитации BY/112 01.2.0.0053 от 6.06.2005г.). Орган по сертификации укомплектован экспертами-аудиторами и заключены соглашения с техническими экспертами по каждому из видов работ (услуг) в строительстве, которые имеют знания и большой практический опыт в оценке качества работ (услуг) в строительстве. В настоящее время, согласно области аккредитации, планируется проводить сертификацию следующих работ (услуг) в строительстве. Это штукатурные работы, устройство покрытий пола, облицовывание стен, малярные и стекольные работы, а также прочие отделочные работы.

Подача и рассмотрение заявки

Заявитель направляет заявку в орган по сертификации. Форма заявки установлена СТБ П 5.3.13-2004. С заявкой в орган по сертификации представляются ксерокопии следующих документов: положение (устав) заявителя, свидетельство о регистрации, лицензия на право выполнения работ, если они подлежат лицензированию, перечень используемых НД, технологической документации на сертифицируемые виды работ, сведения о системе контроля качества выполняемых работ, а также сведения о персонале, выполняющем сертифицируемые виды работ. При необходимости орган по сертификации может запросить дополнительную информацию о деятельности заявителя в период, предшествующий подаче им заявки на сертификацию, а также акты последних проверок органов государственного строительного надзора и информацию по анализу претензий (жалоб) потребителей за прошедший и текущий годы. Сведения, приведенные в заявке и представленных документах, рассматриваются органом по сертификации как конфиденциальные.

Экспертиза представленных документов и идентификация работ

Экспертиза заявки на сертификацию и представленных с ней документов предусматривает оценку правильности и достаточности заполнения заявки и представленных документов, а также идентификацию работ. Экспертиза представленных документов проводится в срок не более двух недель с момента регистрации заявки. При идентификации работ устанавливается, во-первых, заявитель сертифицируемых работ, то есть определяется, представляет ли данный заявитель работы от своего имени и, следовательно, несет ли он ответственность перед потребителем за соответствие требованиям ТНПА выполняемых работ. Далее устанавливается принадлежность работ, заявленных на сертификацию, к области строительства. Устанавливается правильность классификации работ, заявленных на сертификацию, по ОКРБ 005 с учетом классификатора видов работ и услуг в строительстве (оба утверждены приказом Минстройархитектуры Беларуси от 26 августа 2004 г. №217. Наконец, устанавливается соответствие заявленных на сертификацию работ распространяющимся на них ТНПА.

Проведение проверки работ

Проведение проверки работ включает назначение экспертов (формирование комиссии) для проверки, подготовку к проведению проверки работ, оценку соответствия работ, составление акта проверки работ. Состав комиссии утверждает руководитель органа по сертификации. Он же назначает председателя комиссии — эксперта-аудитора. Подготовка к проведению проверки работ включает разработку программы проверки работ и разработку программы контроля (испытаний) результата работ. Оценка соответствия работ при сертификации проводится в соответствии с выбранной схемой сертификации и, как правило, включает оценку исполнителя работ, оценку процесса выполнения работ у заявителя и контроль качества (испытания) работ. Программа проверки соответствия работ, предъявленных к сертификации, установленным в ТНПА требованиям должна включать следующие основные этапы: цель и объем проверки работ в соответствии со схемой сертификации; дату и место проведения проверки; список членов комиссии; распределение обязанностей между членами комиссии; перечень ТНПА, на соответствие которым проводится оценка; объекты проверки (исполнитель, процесс, испытания). Программу контроля (испытаний) работ составляет эксперт-аудитор и утверждает руководитель органа по сертификации. Оценка исполнителя работ предусматривает проверку кадрового состава специалистов, выполняющих работы, сведений о квалификации и наличия документов, подтверждающих профессиональную подготовку специалистов, наличия практического опыта в сфере выполнения работ в строительстве, знания ТНПА и технической документации на выполняемые работы, документов, подтверждающих прохождение проверки требований безопасности при выполнении работ. Проведение оценки исполнителя работ должно осуществляется в соответствии с правилами, установленными органом по сертификации. Оценка процесса выполнения работ предусматривает проверку наличия и состояния ТНПА, технологической и производственной документации, наличия системы контроля качества выполняемых работ, наличия и состояния технических средств, необходимых для выполнения работ, наличия договоров с субподрядчиками и процедуры оценки их деятельности. При оценке процесса выполнения работ комиссия должна получить подтверждение того, что работы проводятся согласно требованиям ТНПА и технологической документации.

При проверке состояния ТНПА и технологической документации устанавливается наличие в полном объеме ТНПА, технологической документации, необходимой для выполнения работ, предъявленных к сертификации, системы обеспечения ТНПА, технологической документации, ее учета и актуализации. При этом необходимо проверить соответствие технологической документации требованиям РДС 1.03.02. При проверке производственной документации проверяется ее наличие, состояние и правильность ведения в соответствии с требованиями СНиП 3.01.01-85. Для подтверждения наличия системы контроля качества выполненных работ должны быть предоставлены сведения о наличии структурного подразделения, ответственного за контроль качества выполняемых работ, аттестованного в соответствии с требованиями РДС 1.02.09 или аккредитованного в соответствии с требованиями СТБ 941.2 и СТБ ИСО/МЭК 17025, а также журналы (акты, протоколы) регистрации результатов контроля (испытаний). Система контроля должна предусматривать контроль качества выполнения работ от входного контроля используемых материалов и изделий до приемосдаточного контроля выполненных работ. Организация входного контроля должна осуществляться согласно СТБ 1306, приемочный контроль должен выполнятся в соответствии с требованиями ТНПА на правила приемки работ.

Стабильность результатов выполнения работ оценивают по результатам анализа представленной заявителем информации. При оценке стабильности результатов выполнения работ рекомендуется применять статистические методы согласно РДС 1.03.17. При проверке наличия и состояния технических средств, необходимых для выполнения работ, устанавливают наличие и форму принадлежности заявителю технических средств, используемых при выполнении работы и контроле качества, достаточность технических средств для обеспечения требований ТНПА и технологической документации на выполнение работ и контролю их качества, наличие системы обеспечения технического состояния технических средств, наличие документов по результатам поверки, аттестации средств измерений и испытательного оборудования, аттестации подъемных устройств и сосудов, работающих под давлением. При использовании арендуемых технических средств необходимо установить наличие договора на аренду и наличие документов, подтверждающих их исправное техническое состояние. Контроль качества (испытания) работ проводится в соответствии с требованиями ТНПА и может быть выполнен путем визуального или измерительного метода контроля качества непосредственно на месте выполненной работы (при мобильности средств контроля, неразрушающем характере контроля) либо путем испытания образцов в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) (при разрушающем методе контроля, сложных лабораторных методах контроля). Отбор образцов для контроля в аккредитованной испытательной лаборатории осуществляется в соответствии с требованиями ТНПА к методам контроля. Контроль качества работ на месте должен осуществляться специалистами аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Допускается проводить контроль (испытания) работ экспертами органа по сертификации или привлекаемыми техническими экспертами, при этом оформляется протокол контроля. При проведении испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории форма протокола испытаний устанавливается аккредитованной испытательной лабораторией. Заявитель обязан предоставить для контроля (испытаний) выполненные им работы. Несоответствия, отмеченные комиссией во время проверки работ, оформляются в «Листе несоответствий»; устанавливаются сроки их устранения. По результатам проверки работ комиссия в недельный срок оформляет акт проверки, в котором дается заключение о соответствии (несоответствии) сертифицируемых работ установленным требованиям. Один экземпляр акта передается заявителю для контроля (испытаний) выполненных им работ. При положительном решении (положительных результатах контроля качества работ, устранении заявителем отмеченных замечаний) орган по сертификации оформляет сертификат на специальных бланках, который подписывается руководителем органа по сертификации и заверяется печатью. Сертификат вступает в силу после его регистрации в Реестре Системы. Работа сертифицируется сроком до трех лет. Одновременно с выдачей сертификата орган по сертификации заключает с заявителем соглашение по сертификации, в котором устанавливаются обязательства органа по сертификации и владельца сертификата (исполнителя работ).

Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 35 за 2005 год в рубрике выставки

©1995-2024 Строительство и недвижимость