Зима — время испытаний, или готовь сани летом
Как известно, зима для коммунальщиков начинается с первого заморозка и похолодания, какая бы дата ни значилась на этот момент в календаре. В сегодняшних условиях, когда республика вынуждена рачительно и бережно использовать топливно-энергетические ресурсы, особенно важными оказываются вопросы оборудования жилья приборами учета расхода воды и тепловой энергии, а также выполнения программ по энергосбережению и увеличению использования местных видов топлива. Контроль и исполнение этих задач позволит достойно подготовить жилищно-коммунальное хозяйство к работе в осенне-зимний период.
Следует отметить, что проводимая Минжилкомхозом Беларуси постоянная и кропотливая работа дает положительные результаты, но вместе с тем, как было отмечено на состоявшейся недавно коллегии, темпы оснащения указанных жилых домов приборами и системами регулирования тепловой энергии в текущем году являются недостаточными. Так, в I полугодии 2005 г. приборами учета расхода воды оснащено 658 из 4732 по плану многоквартирных жилых домов (20 квартир и более) независимо от форм собственности, что составляет 13,9% от задания с начала года до 1 октября 2005 г. Хуже всего обстоят дела в Брестской, Витебской и Минской областях, где указанные задания выполнены соответственно на 10%, 7% и 3%. Приборами учета тепловой энергии оснащено 1758 из 6904 запланированных многоквартирных жилых домов независимо от форм собственности, что составляет 25% от задания. Системами регулирования тепловой энергии оснащено 1002 из 9455 многоквартирных жилых домов, что составляет 11% от задания. Недостаточной оказалась эта работа в Брестской, Гродненской областях и г. Минске, где задания выполнены соответственно на 6%, 6% и 3%. В целом по республике для завершения до 1 октября 2005 г. установки в многоквартирных домах приборов учета воды, тепловой энергии и систем регулирования этой энергии дефицит финансовых средств составляет 30,3 млрд рублей. Несмотря на сложности, коммунальщики выполнили целевой показатель по энергосбережению за I полугодие. Он составил 7,2% при плане 7%. В том числе по организациям республиканской формы собственности — 7,9%, областных управлений жилищно- коммунального хозяйства — 7,2%, минских городских отраслевых управлений и организаций — 7%, ремонтно-строительных организаций — 9,3%. Следует отметить недостаточный уровень работы по энергосбережению отдельных организаций. Не справились с установленным заданием 5 организаций из 34 подведомственных министерству (15%).
Внедрение энергосберегающих мероприятий на предприятиях отрасли в соответствии с Отраслевой Программой по энергосбережению на 2005 год позволило за первое полугодие сэкономить 77,9 тыс. тонн условного топлива (44,4%) при годовом плане 175,5 тыс. т у.т. Фактические затраты на внедрение энергосберегающих мероприятий в жилищно-коммунальном хозяйстве составили 33,1 млрд руб., или 17% от планируемого, из них 4,8 млрд руб. (17%) из инновационного фонда Министерства энергетики, 21,2 млрд руб. (19%) — из местных бюджетов, 7,1 млрд руб. (20%) — за счет собственных средств предприятий. За 1 полугодие потребление местных видов топлива в системе жилищно-коммунального хозяйства составило 131,3 тыс. т у.т., что соответствует 12,6% от объема потребления котельно-печного топлива за 6 месяцев. Обеспечен прирост потребления МВТ к соответствующему периоду прошлого года в объеме 43,6 тыс. т у.т., что соответствует 24% от установленного на 2005 год задания. По итогам полугодия не вызывает сомнения выполнение установленного задания в Могилевской области (прирост 13,1 тыс. т у.т.). В то же время низкий прирост потребления сложился в Гомельской (6 тыс. т у.т.), Витебской (5,8 тыс. т у.т.) и Минской (3,3 тыс. т у.т.) областях. За первое полугодие на выполнение мероприятий программы было выделено и освоено 6,05 млрд руб., или 10% от необходимого, в том числе из средств местного бюджета — 3,58 млрд руб., инновационного фонда Минэнерго — 0,83 млрд руб., собственных средств организаций жилищно-коммунального хозяйства — 1,64 млрд руб. Общий дефицит финансовых средств для выполнения в 2005 г. мероприятий по увеличению использования в отрасли местных видов топлива составляет около 26 млрд руб. (43% от необходимого объема), в том числе 12 млрд руб. из республиканского бюджета, 1,1 млрд руб. — из инновационного фонда Минэнерго, 12,9 млрд руб. — из местных бюджетов и собственных средств дефицит по Витебской (2,3 млрд руб.), Гомельской (3,0 млрд руб.), Минской (4,4 млрд руб.), Могилевской (2,2 млрд. руб.) областям.
Набирает темпы выполнение предзимних работ. Вместе с тем, не всегда они являются достаточными. В результате по состоянию на 15 июля 2005 г. ряд заданий выполнен менее чем на 50%. Менее чем наполовину выполнены по системе Минжилкомхоза задания по созданию запасов топочного мазута (38%) и дров (31%), замене тепловых сетей (24,7%), профилактическому ремонту оборудования котельных (46,6%), переводу котельных на газ (10,5%), приведению к нормативным характеристикам изоляции подземных тепловых сетей (29,4%), перекладке водопроводных сетей (38,2%), профремонту инженерных систем домов (40,3%), ремонту стыков (42,3%) ремонту кровель (48,1%) и ремонту тепловых пунктов (41%). В целом по Минжилкомхозу создан запас топочного мазута в объеме 34 тыс. тонн, или 38% от задания на 1 октября 2005 г. Хуже в Витебской и Могилевской областях, где он составляет, соответственно, только 1,8 тыс. тонн (10%) и 4 тыс. тонн (22%). Всего по Минжилкомхозу заменено 107,6 км тепловых сетей в однотрубном исполнении, что составляет лишь 24% от задания, в том числе предварительно изолированными трубами 29 км, или 27% от всех замененных тепловых сетей. Только в Гомельской области выполнение составило 33% (20,8 км) и г. Минске — 32,9%, (7,3 км). В других областях этот показатель еще ниже: в Могилевской — 27,4% (19,2 км), Витебской — 25,2% (12,6 км), Гродненской — 24,2% (15,0 км), Минской — 22,1% (15 км) и Брестской — 17,6% (17,6 км). Аналогичное положение с приведением к нормативным характеристикам подземных тепловых сетей, кроме Гродненской области, где указанное задание выполнено полностью. В целом по Минжилкомхозу приведено к нормативным характеристикам 105,6 км подземных тепловых сетей, или 29,4%, в том числе в Гомельской области — 36,8% (23,2 км), Могилевской — 27,4% (19,2 км), Брестской — 26,6%, (22,5 км) и Витебской — 25,2% (12,6 км). Для обеспечения своевременной подготовки к работе в осенне-зимний период 2005/2006 г. Минжилкомхоз Беларуси ставит на особый контроль график выполнения предзимних работ, которые будут реализованы до 1 октября в запланированных объемах.
Александр ПАНИЧ
Следует отметить, что проводимая Минжилкомхозом Беларуси постоянная и кропотливая работа дает положительные результаты, но вместе с тем, как было отмечено на состоявшейся недавно коллегии, темпы оснащения указанных жилых домов приборами и системами регулирования тепловой энергии в текущем году являются недостаточными. Так, в I полугодии 2005 г. приборами учета расхода воды оснащено 658 из 4732 по плану многоквартирных жилых домов (20 квартир и более) независимо от форм собственности, что составляет 13,9% от задания с начала года до 1 октября 2005 г. Хуже всего обстоят дела в Брестской, Витебской и Минской областях, где указанные задания выполнены соответственно на 10%, 7% и 3%. Приборами учета тепловой энергии оснащено 1758 из 6904 запланированных многоквартирных жилых домов независимо от форм собственности, что составляет 25% от задания. Системами регулирования тепловой энергии оснащено 1002 из 9455 многоквартирных жилых домов, что составляет 11% от задания. Недостаточной оказалась эта работа в Брестской, Гродненской областях и г. Минске, где задания выполнены соответственно на 6%, 6% и 3%. В целом по республике для завершения до 1 октября 2005 г. установки в многоквартирных домах приборов учета воды, тепловой энергии и систем регулирования этой энергии дефицит финансовых средств составляет 30,3 млрд рублей. Несмотря на сложности, коммунальщики выполнили целевой показатель по энергосбережению за I полугодие. Он составил 7,2% при плане 7%. В том числе по организациям республиканской формы собственности — 7,9%, областных управлений жилищно- коммунального хозяйства — 7,2%, минских городских отраслевых управлений и организаций — 7%, ремонтно-строительных организаций — 9,3%. Следует отметить недостаточный уровень работы по энергосбережению отдельных организаций. Не справились с установленным заданием 5 организаций из 34 подведомственных министерству (15%).
Внедрение энергосберегающих мероприятий на предприятиях отрасли в соответствии с Отраслевой Программой по энергосбережению на 2005 год позволило за первое полугодие сэкономить 77,9 тыс. тонн условного топлива (44,4%) при годовом плане 175,5 тыс. т у.т. Фактические затраты на внедрение энергосберегающих мероприятий в жилищно-коммунальном хозяйстве составили 33,1 млрд руб., или 17% от планируемого, из них 4,8 млрд руб. (17%) из инновационного фонда Министерства энергетики, 21,2 млрд руб. (19%) — из местных бюджетов, 7,1 млрд руб. (20%) — за счет собственных средств предприятий. За 1 полугодие потребление местных видов топлива в системе жилищно-коммунального хозяйства составило 131,3 тыс. т у.т., что соответствует 12,6% от объема потребления котельно-печного топлива за 6 месяцев. Обеспечен прирост потребления МВТ к соответствующему периоду прошлого года в объеме 43,6 тыс. т у.т., что соответствует 24% от установленного на 2005 год задания. По итогам полугодия не вызывает сомнения выполнение установленного задания в Могилевской области (прирост 13,1 тыс. т у.т.). В то же время низкий прирост потребления сложился в Гомельской (6 тыс. т у.т.), Витебской (5,8 тыс. т у.т.) и Минской (3,3 тыс. т у.т.) областях. За первое полугодие на выполнение мероприятий программы было выделено и освоено 6,05 млрд руб., или 10% от необходимого, в том числе из средств местного бюджета — 3,58 млрд руб., инновационного фонда Минэнерго — 0,83 млрд руб., собственных средств организаций жилищно-коммунального хозяйства — 1,64 млрд руб. Общий дефицит финансовых средств для выполнения в 2005 г. мероприятий по увеличению использования в отрасли местных видов топлива составляет около 26 млрд руб. (43% от необходимого объема), в том числе 12 млрд руб. из республиканского бюджета, 1,1 млрд руб. — из инновационного фонда Минэнерго, 12,9 млрд руб. — из местных бюджетов и собственных средств дефицит по Витебской (2,3 млрд руб.), Гомельской (3,0 млрд руб.), Минской (4,4 млрд руб.), Могилевской (2,2 млрд. руб.) областям.
Набирает темпы выполнение предзимних работ. Вместе с тем, не всегда они являются достаточными. В результате по состоянию на 15 июля 2005 г. ряд заданий выполнен менее чем на 50%. Менее чем наполовину выполнены по системе Минжилкомхоза задания по созданию запасов топочного мазута (38%) и дров (31%), замене тепловых сетей (24,7%), профилактическому ремонту оборудования котельных (46,6%), переводу котельных на газ (10,5%), приведению к нормативным характеристикам изоляции подземных тепловых сетей (29,4%), перекладке водопроводных сетей (38,2%), профремонту инженерных систем домов (40,3%), ремонту стыков (42,3%) ремонту кровель (48,1%) и ремонту тепловых пунктов (41%). В целом по Минжилкомхозу создан запас топочного мазута в объеме 34 тыс. тонн, или 38% от задания на 1 октября 2005 г. Хуже в Витебской и Могилевской областях, где он составляет, соответственно, только 1,8 тыс. тонн (10%) и 4 тыс. тонн (22%). Всего по Минжилкомхозу заменено 107,6 км тепловых сетей в однотрубном исполнении, что составляет лишь 24% от задания, в том числе предварительно изолированными трубами 29 км, или 27% от всех замененных тепловых сетей. Только в Гомельской области выполнение составило 33% (20,8 км) и г. Минске — 32,9%, (7,3 км). В других областях этот показатель еще ниже: в Могилевской — 27,4% (19,2 км), Витебской — 25,2% (12,6 км), Гродненской — 24,2% (15,0 км), Минской — 22,1% (15 км) и Брестской — 17,6% (17,6 км). Аналогичное положение с приведением к нормативным характеристикам подземных тепловых сетей, кроме Гродненской области, где указанное задание выполнено полностью. В целом по Минжилкомхозу приведено к нормативным характеристикам 105,6 км подземных тепловых сетей, или 29,4%, в том числе в Гомельской области — 36,8% (23,2 км), Могилевской — 27,4% (19,2 км), Брестской — 26,6%, (22,5 км) и Витебской — 25,2% (12,6 км). Для обеспечения своевременной подготовки к работе в осенне-зимний период 2005/2006 г. Минжилкомхоз Беларуси ставит на особый контроль график выполнения предзимних работ, которые будут реализованы до 1 октября в запланированных объемах.
Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 29 за 2005 год в рубрике жкх