Разрабатывается программа модернизации белорусской энергетической системы

Обновление основных фондов, снижение темпов старения оборудования путем его замены и модернизации — одна из главных задач, стоящих перед электроэнергетической отраслью. Президент Беларуси поручил правительству разработать Государственную комплексную программу модернизации основных производственных фондов белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения в стране доли использования собственных топливно- энергетических ресурсов.

Для выполнения поручения президента Министерством энергетики, Национальной академией наук Беларуси и другими республиканскими учреждениями был проведен анализ существующих программ развития энергетики и энергосбережения: Основных направлений энергетической политики Республики Беларусь на 2001-2005 годы и на период до 2015 года, Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь, Республиканской программы энергосбережения и Целевой программы обеспечения в стране не менее 25% объема производства электрической и тепловой энергии за счет местных видов топлива и альтернативных источников. В проект Государственной комплексной программы включены конкретные мероприятия на пятилетний период, направленные на повышение энергетической безопасности государства, эффективности производства и использования энергоресурсов. Программа должна обеспечить положительную динамику обновления основных производственных фондов энергосистемы. Будет модернизирован ряд электростанций, в основу реконструкции которых закладываются новейшие технологии, в основном, с применением парогазового цикла (Березовская ГРЭС, минские ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3). Это позволит увеличить КПД производства электроэнергии на таких объектах на 15 процентных пунктов. В результате реализации всех мероприятий по развитию и модернизации генерирующих источников энергосистемы в период 2006-2010 годов планируется:

1. Ввести и модернизировать 1.248 МВт генерирующих мощностей (общий прирост мощности к концу периода из-за необходимости демонтажа
оборудования должен составить 879 МВт).
2. Снизить уровень износа основного оборудования с 61,4 до 40,1 процента.
3. Ввести 11 энергоисточников на местных видах топлива.

Реализация мероприятий по модернизации оборудования в электрических сетях и на подстанциях позволит к 2011 году снизить износ электросетей на 10,7 процентного пункта, а расход электроэнергии на ее передачу и распределение — на 2 процентных пункта. Особое внимание в программе уделяется вопросам модернизации тепловых сетей, устойчивая работа которых имеет ярко выраженную социальную направленность, а качество теплоснабжения во многом определяет комфортный уровень жизни населения. Чтобы к концу прогнозируемого периода снизить износ теплосетей на 17,4%, ежегодную замену трубопроводов тепловых сетей предусматривается довести до 190-200 км. В области энергосбережения Государственная комплексная программа призвана обеспечить реализацию энергетической стратегии государства в части снижения энергоемкости ВВП. Выполнение запланированных мероприятий позволит к 2010 году снизить энергоемкость ВВП на 25-30% по сравнению с нынешним годом (при росте ВВП на 143-150%).

Основными источниками финансирования энергосберегающих мероприятий будут собственные средства предприятий. Государственная поддержка в виде долевого участия, за счет бюджета и инновационных фондов предусматривается, в основном, организациям социальной и бюджетной сферы и предприятиям, реализующим эффективные мероприятия по приоритетным направлениям энергосбережения. Для увеличения использования доли местных ресурсов в топливно-энергетическом балансе страны необходимо развивать имеющийся топливно-энергетический потенциал (обеспечить реконструкцию и дополнительное развитие топливодобывающих предприятий) и создать соответствующие мощности для их применения. Увеличение использования местных топливно-энергетических ресурсов будет обеспечиваться, прежде всего, за счет роста добычи, производства и потребления торфа (до 1,2 млн т у.т.) и древесного топлива (до 2,5 млн т у.т.). Также планируется расширенное вовлечение в топливно-энергетический баланс биогаза, коммунально-бытовых отходов и энергии ветра.

Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 28 за 2005 год в рубрике энергетика

©1995-2022 Строительство и недвижимость