Идеальные офисы для идеальных небоскребов
Завершился открытый международный интернет-конкурс «Поднебесный офис», который в конце прошлого года объявила ведущая итальянская компания офисной мебели Upper, желая отметить таким образом свое десятилетие. Участники должны были создать интерьеры офисов в шести небоскребах мира на трех континентах: в Европе, Азии и Америке, причем три из этих зданий уже строятся, а три вряд ли вообще когди-либо будут реализованы. Для конкурса предложили лондонскую Бридж Тауэр, парижский Tour Sans Fins, Башню Свободы в Нью-Йорке, Бурж Дубай, Башню Тысячелетия в Токио и здание «Иллинойс» в Чикаго. Помимо денежного приза (по 2.500 евро за проект для каждого небоскреба), победители теперь получат возможность реализовать свои самые интересные идеи и будут приглашены для создания прототипов за счет организаторов.
Идея конкурса — типичный этаж небоскреба. Они больше, чем какие-либо другие здания, связаны в коллективном подсознании с понятием офисной культуры. Более столетия небоскребы иллюстрируют новшества, технологии и символическое значение прогресса. Поиск альтернативных образов жизни и работы в маленьких и больших офисах небоскребов третьего тысячелетия позволяет углубиться в новые социологические и антропологические проблемы и помочь сотням тысяч мужчин и женщин, которые будут там работать. После трагедии 11 сентября 2001 года высотные здания опять привлекли внимание. Им посвящают статьи, сайты, выставки и книги. В Нью-Йорке даже открыли Музей небоскребов. Участники конкурса могли представить до шести проектных идей идеального офиса, по одной для каждого из шести небоскребов. Конкурс проходил в один этап полностью анонимно. Участники могли работать индивидуально или в группе, лидер которой был единственным представителем, признанным организаторами, но авторство проектной идеи одинаково приписывалось всем членам группы. Каждой идее присваивали код из 8 цифр, под которым проект изучали члены жюри под председательством знаменитого архитектора Марио Беллини. Теперь победители награждены. А конкурс уже объявлен значительным вкладом в интерпретацию новой офисной культуры в посттехнологическую эпоху, а также в процесс общей эволюции стиля жизни.
Бридж Тауэр (проект Ренцо Пьяно и бюро Ove Arup) компания-девелопер Sellar Property начала строить в центре Лондона на берегу Темзы в 2000 году и планирует закончить к 2009 году. Высота этого небоскреба смешанного использования составит 306 м. В вертикальном «городе» из 66 этажей, расположившемся по соседству со станцией Лондон Бридж, будут работать и жить до 7.000 человек. Смешанное использование предполагает магазины, музеи, офисы, рестораны, гостиницу и жилье. Энергии Бридж Тауэр понадобится на треть меньше, чем обычной высотке, благодаря использованию новейших материалов и методов сохранения энергии.
Лучшим офисом для этого здания жюри назвало проект группы Trance CELL под названием «Складные возможности». Концепция была разработана исходя из того, что офисы под небесами обычно определяются двумя поверхностями --потолком и полом — и затем разделяются на рабочие места и комнаты. По мнению проектировщиков, это яркий пример пространственного тупоумия. Они спроектировали офис, который не только многофункционален и многозначителен, но также требует от пользователей все новых интерпретаций, что приводит к творческому использованию места. Сворачивая поверхности, архитекторы Trance CELL формировали автономные и порой бессмысленные пространства, которые открывали безграничные возможности для разных нужд пользователей. Офис мог служить то комнатой для дискуссий со стеной-киноэкраном, то детской, то библиотекой или баром.
420-метровый Tour Sans Fins («Бесцельное путешествие») по проекту Жана Нувеля 1989 года планировалось строить в квартале Дефанс — так называемом «парижском Нью-Йорке», который начал возникать во французской столице в 1955 году. Поэтому существенным оказалось соотношение нового небоскреба с такими ставшими уже символическими зданиями, как Арка Дефанс и C.N.I.T. (Национальный центр науки и индустрии). Решили, что застройке необходима новая вертикаль, заметная из любой точки города.
Правда, небоскреб под стеклянным цилиндром, сливающийся с небом и превращающийся от этого в невидимку, стоимостью $250 млн Нувелю в Париже пока так и не разрешили построить. Однако группа, назвавшаяся Thoennissen, выбрала именно революционную архитектуру Tour Sans Fins в качестве идеальной оболочки для своей концепции офиса «с чуткой морфологией», которая развивает концепцию отзывчивых систем в архитектуре. При таком подходе однажды созданные места или объекты могут быть повторно сформированы в ответ на изменившиеся потребности или форму человеческого взаимодействия с окружающей средой. Для этого архитекторы Thoennissen оснастили строительные элементы приводами, процессорами и датчиками, меняющими их форму, конфигурацию и, соответственно, назначение.
Башня Свободы по проекту Дэвида Чайлдса — первое здание, которое должно появиться на участке ВТЦ в Нью-Йорке. Предполагаются самые высокие стандарты во всем, что касается безопасности, качества и технологии потенциально самого высокого (541 м) здания мира. Каким будет его окончательный облик, пока неизвестно — очень уж часто нам предъявляют очередной окончательный его вариант (см. подробности в СиН от 05.07.2005). Но лучший офис для Башни Свободы придумали проектировщики, назвавшиеся Michelotti&Vignale, которые решили, что небоскреб Чайлдса — не то место, где нужны открытые пространства и поставленные в ряд письменные столы. Напротив, они предпочли уединенность служащих и индивидуальность каждого рабочего места. Работа в группе и творческое сотрудничество этому не мешают. Они придумали «квадрифоли» — круглые рабочие места, объединенные по четыре. Каждое место отделено от других матовой стеной, которая может вращаться и либо скрывать работающего за ней человека, либо открывать его для общения с коллегами. К тому же, это позволяет регулировать освещение.
Сверхвысокое здание Бурж Дубай (700 м) будет главной частью крупномасштабной застройки Дубая под руководством компании Emaar Properties PJSC. Там будет жилье, коммерческие здания, гостиницы, развлекательные и торговые комплексы, парки, бассейны, пешеходные бульвары. Небоскреб должен напоминать цветок пустыни и стать воплощением самых характерных черт исламской архитектуры. Кроме того, нужны ультрасовременные технологии для создания высокоэффективного здания, определяющего новые стандарты строительства на Ближнем Востоке. Проект Адриана Смита из нью-йоркской SOM выиграл соответствующий конкурс в начале 2003 года. Строительство началось в январе 2004 и будет закончено в конце 2009 года. А офисный конкурс выиграло бюро De Luca Francesco, придумавшее для дубайского небоскреба программируемые офисы «Мобило», которые можно собирать из кубиков со сторонами в 120 см по принципу конструктора «Лего». Для этого рекомендуется использовать специальную компьютерную программу.
Башню Тысячелетия, спроектированную Норманом Фостером в 1989 году, предполагалось строить в Токио — городе-гиганте, население которого, по прогнозам, достигнет к 2020 году 15 миллионов. Проект должен был дать представление о том, каким будут эти будущие города-гиганты. К тому же, нужно было учитывать и специфические проблемы Токио, где остро не хватает земли.
Поэтому заказчик — строительная корпорация Obayashi — запросил 1,04 млн м2 коммерческих площадей на 170 этажах (840 м). Расположенный в двух километрах от Токийского залива небоскреб вместил бы до 60.000 человек, вырабатывал собственную энергию, самостоятельно перерабатывал отходы и имел собственную систему транспортировки. Скоростная система «метро» проходила бы по зданию вертикально и горизонтально, вдвое перекрывая возможности лифтов. Ураганам и землетрясениям противостояла бы коническая форма башни. Проект мог бы продемонстрировать, что жизнь в густонаселенном городе не обязательно предполагает скученность и затрудненность — качество такой жизни даже улучшается оттого, что все под рукой. Конечно же, если бы удалось «раскрутить» японцев на 10 млрд фунтов стерлингов.
Группа Is, по мнению жюри, лучше других почувствовала, что было бы нужно внутри такого здания. Это не только работа. Участники группы придумали офис нового поколения, в котором сочетаются самые современные технологии с почти по-домашнему уютной атмосферой. «Офис-гостиная» способен стимулировать творчество, но и гарантировать хорошее самочувствие. Это гибкая и открытая система, которую каждый пользователь может подогнать под себя, отрегулировав свет и микроклимат.
Башню «Иллинойс в одну милю высотой» крупнейший в истории США архитектор Фрэнк Ллойд Райт (1869-1859 гг.) запроектировал в 1956 году. Ее форма — тренога — самая устойчивая из всех форм вертикальных структур, потому что давлению на любую сторону немедленно сопротивляются две другие. Для общей стабильности при строительстве «Иллинойс одна миля» планировалось использовать еще и новые принципы консоли. Лифты передвигались бы используя ядерную энергию. Для фундамента предлагался испытанный теперь «стержневой корень». При высоте 1609 м «Иллинойс» мог бы в 5 раз превзойти самую высокую на тот момент структуру мира.
Лучший офис для этого фантастического сооружения предложен Rinaldi Concetta. Это «Скорлупа», которая навеяна рабочими помещениями других времен — вроде кафедр или конторок. В результате получилось отдельное, но не изолированное микроместо. В центре — работающий человек. «Скорлупа» может быть вертикальной или горизонтальной. В любом случае это почти идеальное воплощение мысли Райта, который был уверен, что, «если человек вступает в отношения со зданиями, он должен занимать в них центральное место».
Елена Рыбалтовская
Идея конкурса — типичный этаж небоскреба. Они больше, чем какие-либо другие здания, связаны в коллективном подсознании с понятием офисной культуры. Более столетия небоскребы иллюстрируют новшества, технологии и символическое значение прогресса. Поиск альтернативных образов жизни и работы в маленьких и больших офисах небоскребов третьего тысячелетия позволяет углубиться в новые социологические и антропологические проблемы и помочь сотням тысяч мужчин и женщин, которые будут там работать. После трагедии 11 сентября 2001 года высотные здания опять привлекли внимание. Им посвящают статьи, сайты, выставки и книги. В Нью-Йорке даже открыли Музей небоскребов. Участники конкурса могли представить до шести проектных идей идеального офиса, по одной для каждого из шести небоскребов. Конкурс проходил в один этап полностью анонимно. Участники могли работать индивидуально или в группе, лидер которой был единственным представителем, признанным организаторами, но авторство проектной идеи одинаково приписывалось всем членам группы. Каждой идее присваивали код из 8 цифр, под которым проект изучали члены жюри под председательством знаменитого архитектора Марио Беллини. Теперь победители награждены. А конкурс уже объявлен значительным вкладом в интерпретацию новой офисной культуры в посттехнологическую эпоху, а также в процесс общей эволюции стиля жизни.
Бридж Тауэр (проект Ренцо Пьяно и бюро Ove Arup) компания-девелопер Sellar Property начала строить в центре Лондона на берегу Темзы в 2000 году и планирует закончить к 2009 году. Высота этого небоскреба смешанного использования составит 306 м. В вертикальном «городе» из 66 этажей, расположившемся по соседству со станцией Лондон Бридж, будут работать и жить до 7.000 человек. Смешанное использование предполагает магазины, музеи, офисы, рестораны, гостиницу и жилье. Энергии Бридж Тауэр понадобится на треть меньше, чем обычной высотке, благодаря использованию новейших материалов и методов сохранения энергии.
Лучшим офисом для этого здания жюри назвало проект группы Trance CELL под названием «Складные возможности». Концепция была разработана исходя из того, что офисы под небесами обычно определяются двумя поверхностями --потолком и полом — и затем разделяются на рабочие места и комнаты. По мнению проектировщиков, это яркий пример пространственного тупоумия. Они спроектировали офис, который не только многофункционален и многозначителен, но также требует от пользователей все новых интерпретаций, что приводит к творческому использованию места. Сворачивая поверхности, архитекторы Trance CELL формировали автономные и порой бессмысленные пространства, которые открывали безграничные возможности для разных нужд пользователей. Офис мог служить то комнатой для дискуссий со стеной-киноэкраном, то детской, то библиотекой или баром.
420-метровый Tour Sans Fins («Бесцельное путешествие») по проекту Жана Нувеля 1989 года планировалось строить в квартале Дефанс — так называемом «парижском Нью-Йорке», который начал возникать во французской столице в 1955 году. Поэтому существенным оказалось соотношение нового небоскреба с такими ставшими уже символическими зданиями, как Арка Дефанс и C.N.I.T. (Национальный центр науки и индустрии). Решили, что застройке необходима новая вертикаль, заметная из любой точки города.
Правда, небоскреб под стеклянным цилиндром, сливающийся с небом и превращающийся от этого в невидимку, стоимостью $250 млн Нувелю в Париже пока так и не разрешили построить. Однако группа, назвавшаяся Thoennissen, выбрала именно революционную архитектуру Tour Sans Fins в качестве идеальной оболочки для своей концепции офиса «с чуткой морфологией», которая развивает концепцию отзывчивых систем в архитектуре. При таком подходе однажды созданные места или объекты могут быть повторно сформированы в ответ на изменившиеся потребности или форму человеческого взаимодействия с окружающей средой. Для этого архитекторы Thoennissen оснастили строительные элементы приводами, процессорами и датчиками, меняющими их форму, конфигурацию и, соответственно, назначение.
Башня Свободы по проекту Дэвида Чайлдса — первое здание, которое должно появиться на участке ВТЦ в Нью-Йорке. Предполагаются самые высокие стандарты во всем, что касается безопасности, качества и технологии потенциально самого высокого (541 м) здания мира. Каким будет его окончательный облик, пока неизвестно — очень уж часто нам предъявляют очередной окончательный его вариант (см. подробности в СиН от 05.07.2005). Но лучший офис для Башни Свободы придумали проектировщики, назвавшиеся Michelotti&Vignale, которые решили, что небоскреб Чайлдса — не то место, где нужны открытые пространства и поставленные в ряд письменные столы. Напротив, они предпочли уединенность служащих и индивидуальность каждого рабочего места. Работа в группе и творческое сотрудничество этому не мешают. Они придумали «квадрифоли» — круглые рабочие места, объединенные по четыре. Каждое место отделено от других матовой стеной, которая может вращаться и либо скрывать работающего за ней человека, либо открывать его для общения с коллегами. К тому же, это позволяет регулировать освещение.
Сверхвысокое здание Бурж Дубай (700 м) будет главной частью крупномасштабной застройки Дубая под руководством компании Emaar Properties PJSC. Там будет жилье, коммерческие здания, гостиницы, развлекательные и торговые комплексы, парки, бассейны, пешеходные бульвары. Небоскреб должен напоминать цветок пустыни и стать воплощением самых характерных черт исламской архитектуры. Кроме того, нужны ультрасовременные технологии для создания высокоэффективного здания, определяющего новые стандарты строительства на Ближнем Востоке. Проект Адриана Смита из нью-йоркской SOM выиграл соответствующий конкурс в начале 2003 года. Строительство началось в январе 2004 и будет закончено в конце 2009 года. А офисный конкурс выиграло бюро De Luca Francesco, придумавшее для дубайского небоскреба программируемые офисы «Мобило», которые можно собирать из кубиков со сторонами в 120 см по принципу конструктора «Лего». Для этого рекомендуется использовать специальную компьютерную программу.
Башню Тысячелетия, спроектированную Норманом Фостером в 1989 году, предполагалось строить в Токио — городе-гиганте, население которого, по прогнозам, достигнет к 2020 году 15 миллионов. Проект должен был дать представление о том, каким будут эти будущие города-гиганты. К тому же, нужно было учитывать и специфические проблемы Токио, где остро не хватает земли.
Поэтому заказчик — строительная корпорация Obayashi — запросил 1,04 млн м2 коммерческих площадей на 170 этажах (840 м). Расположенный в двух километрах от Токийского залива небоскреб вместил бы до 60.000 человек, вырабатывал собственную энергию, самостоятельно перерабатывал отходы и имел собственную систему транспортировки. Скоростная система «метро» проходила бы по зданию вертикально и горизонтально, вдвое перекрывая возможности лифтов. Ураганам и землетрясениям противостояла бы коническая форма башни. Проект мог бы продемонстрировать, что жизнь в густонаселенном городе не обязательно предполагает скученность и затрудненность — качество такой жизни даже улучшается оттого, что все под рукой. Конечно же, если бы удалось «раскрутить» японцев на 10 млрд фунтов стерлингов.
Группа Is, по мнению жюри, лучше других почувствовала, что было бы нужно внутри такого здания. Это не только работа. Участники группы придумали офис нового поколения, в котором сочетаются самые современные технологии с почти по-домашнему уютной атмосферой. «Офис-гостиная» способен стимулировать творчество, но и гарантировать хорошее самочувствие. Это гибкая и открытая система, которую каждый пользователь может подогнать под себя, отрегулировав свет и микроклимат.
Башню «Иллинойс в одну милю высотой» крупнейший в истории США архитектор Фрэнк Ллойд Райт (1869-1859 гг.) запроектировал в 1956 году. Ее форма — тренога — самая устойчивая из всех форм вертикальных структур, потому что давлению на любую сторону немедленно сопротивляются две другие. Для общей стабильности при строительстве «Иллинойс одна миля» планировалось использовать еще и новые принципы консоли. Лифты передвигались бы используя ядерную энергию. Для фундамента предлагался испытанный теперь «стержневой корень». При высоте 1609 м «Иллинойс» мог бы в 5 раз превзойти самую высокую на тот момент структуру мира.
Лучший офис для этого фантастического сооружения предложен Rinaldi Concetta. Это «Скорлупа», которая навеяна рабочими помещениями других времен — вроде кафедр или конторок. В результате получилось отдельное, но не изолированное микроместо. В центре — работающий человек. «Скорлупа» может быть вертикальной или горизонтальной. В любом случае это почти идеальное воплощение мысли Райта, который был уверен, что, «если человек вступает в отношения со зданиями, он должен занимать в них центральное место».
Елена Рыбалтовская
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 26 за 2005 год в рубрике архитектура