В Конституционном Суде Республики Беларусь

Конституционный Суд РБ 20 июня с.г. вынес решение по вопросу тарифов на услуги по приватизации жилищного фонда.

Решением Брестского областного исполнительного комитета от 7 августа 2003 г. установлена плата за переоформление чеков “Имущество” на чеки “Жилье”. Данное право по регулирования цен (тарифов) на услуги по приватизации жилищного фонда предоставлено облисполкомам и Минскому горисполкому Указом Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. №285 “О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь”.

Аналогичные решения об установлении тарифов на услуги по приватизации жилищного фонда приняты Минским областным исполнительным комитетом (от 10 декабря 2002 г. №871), Гомельским областным исполнительным комитетом (от 2 декабря 2003 г. №805), Могилевским областным исполнительным комитетом (от 4 декабря 2003 г. №26-14). Из сопоставления этих решений следует, что их содержание отличается как по наименованиям платных услуг, так и по размерам тарифов. Так, за разъединение жилищной квоты или переоформление на чеки “Жилье” в Брестской области установлен тариф в размере 2400 руб., в Минской области – 560 руб., в Гомельской области – 3390 руб., в Могилевской области – 9530 руб. За переоформление чеков “Имущество” на чеки “Жилье” в Брестской области установлен тариф в размере 2500 руб., в Минской области – 640 руб.; в Гомельской и Могилевской областях эти действия не включены в перечень платных услуг.

В соответствии с положениями действующего законодательства владельцы приватизационных чеков вправе произвести их переоформление. При выдаче и переоформлении приватизационных чеков взимается государственная пошлина: за выдачу сертификата именных приватизационных чеков “Имущество” – 15% базовой величины, за каждое переоформление именных приватизационных чеков “Имущество” – 3% базовой величины, за переоформление именных приватизационных чеков “Жилье” в чеки “Имущество” – 2% базовой величины.

Решением Брестского облисполкома в перечень платных услуг по приватизации жилищного фонда включены разъединение жилищной квоты или переоформление на чеки “Жилье”, а также переоформление чеков “Имущество” на чеки “Жилье”. Однако в соответствии с законодательством эти действия не относятся к услугам по приватизации жилья. Их осуществление отнесено к полномочиям АСБ “Беларусбанк” и исполнительных комитетов. При этом за совершение данных операций с именными приватизационными чеками взимание государственной пошлины не предусматривается.

Конституционный Суд в своем решении отметил, что разъединение жилищной квоты или переоформление на чеки “Жилье”, переоформление чеков “Имущество” на чеки “Жилье” не относятся к услугам по приватизации жилищного фонда, на которые облисполкомы и Минский горисполком обладают правом устанавливать тарифы. В связи с этим Совету Министров в целях защиты прав и законных интересов граждан предложено решить вопрос о едином перечне услуг по приватизации жилищного фонда.

Людмила МУРАШКО, помощник Председателя Конституционного Суда


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 25 за 2005 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость