Презентация конкурса «Лучший строительный продукт года — 2005»

27 июня в Минском международном образовательном центре (IBB) прошла презентация республиканского общественного конкурса «Лучший строительный продукт года — 2005». Первый подобный конкурс состоялся в 2004 году и получил достаточно высокие оценки не только организаторов и участников, но и независимых наблюдателей. В презентации участвовали члены оргкомитета и жюри, победители прошлогоднего и участники нынешнего конкурса, а также представители средств массовой информации. Вел презентацию сотрудник Научно-исследовательского испытательного центра строительных материалов Белорусского национального технического университета Алексей Смоляков. Ниже приводятся основные фрагменты отредактированной стенограммы события.

Руководитель НИИЦСМ БНТУ Александр ДРОЗД:
В этом году мы постарались подготовиться к конкурсу лучше, чем в прошлом году — для того, чтобы больше внимания уделить фирмам-производителям. Цели конкурса — содействие развитию строительного комплекса Беларуси и повышению качества строительной продукции на внутреннем рынке, содействие независимой экспертизе строительных материалов, а также предоставление потребителям объективной информации о строительных материалах. Актуальность конкурса несомненна. Тем более, что мы должны готовиться к вступлению во Всемирную торговую организацию. В этом плане мы хотим предложить свою квалифицированную помощь. Напомню, что среди организаторов конкурса — кафедра «Строительные материалы и изделия» БНТУ, на которой собраны ведущие научные кадры в области разработки новых строительных материалов и изделий, а также их испытаний и апробации.

Сотрудник НИИЦСМ Владимир ОСТАПЕНКО:
Мы проанализировали и положительные, и отрицательные стороны предыдущего конкурса. Теперешний конкурс мы освещаем шире. Создан интернет-сайт ( www.stroykonkurs.by ). На нем дана подробная информация об условиях участия в конкурсе, о победителях прошлого конкурса, а также о НИИЦСМ. Скоро будет рассказано об участниках нового конкурса — с указанием их адресов и телефонов. В этом году мы создаем развернутую выставку продукции, представляемой на конкурс. Очень важно, что эта выставочная информация — хорошее подспорье для студентов, которые, окончив вуз, станут сотрудниками строительных организаций и предприятий, а также потребителями строительной продукции. Кроме того, будет лучше отлажен механизм подведения итогов конкурса. К этому делу шире привлекаются СМИ, общественные организации и сами участники. Надо отметить, что есть просто участие в конкурсе, а есть участие с проведением в его рамках испытаний представляемой продукции. Первый вариант стоит 500 тыс. рублей, второй — 900 тыс. рублей. Причем участники конкурса могут свои, допустим, периодические или приемо-сдаточные испытания приурочить к конкурсу и сэкономить таким образом некоторые средства. Бывает, ряд испытаний стоит намного больше указанной суммы. Значит, мы предоставляем своего рода бонус для участников конкурса.

Вопрос: Являются ли подобные испытания каким-то основанием для сертификации по строительному продукту?

Владимир ОСТАПЕНКО:Если у вас есть программа испытаний, и они закончатся до середины августа, то да. То есть сертификационные испытания могут быть совмещены с участием в конкурсе. Но здесь есть и некоторый риск. Если испытания завершатся позже середины августа, к нам на рассмотрение материал не попадет.

Заместитель директора РУП «Стройтехнорм» Николай СУЧКОВ:
Отмечу, в чем достоинство упомянутого бонуса. Белорусский рынок с каждым годом все больше насыщается различными строительными материалами и изделиями. И очень важна объективная оценка их качества. Сегодня большинство стройматериалов не имеют сертификатов. В Министерстве архитектуры и строительства же считают, что большинство материалов должно применяться только с сертификатами. Но говорить, что один материал лучше, другой хуже, сертификаты не позволяют. Они лишь свидетельствуют, что материалы соответствуют требованиям нормативных документов. Ни органы сертификации, ни лаборатории не могут заниматься сравнением материалов. На вопрос, какой материал лучше, какой хуже, может ответить только конкурс. Главное достоинство этого конкурса в том, что он дает независимую оценку качества продукции. Кроме того, и министерство, и мы все заинтересованы, чтобы на стройки поступали все более качественные современные материалы. И просто соответствия требованиям нормативных документов сегодня уже недостаточно. В условия тендера на поставку стройматериалов министерство вводит новые критерии. Требуется и система качества, и техническое свидетельство, и сертификат, и проч. Наверное, когда общественное значение конкурса станет очень высоким, наличие маркировки его победителя тоже станет одним из допусков при тендерах. В этом тоже перспектива конкурса. Я уж не говорю о том, что мы стремимся в ВТО, а независимая и объективная оценка качества материалов — это мировая практика. Несомненно, настоящий конкурс — важное мероприятие, которое поддерживается Министерством архитектуры и строительства.

Александр ДРОЗД:Сегодняшнюю презентацию мы рассматриваем и как семинар. Нам хотелось бы услышать мнения о нашем конкурсе представителей СМИ и строительных фирм.

Вопрос: В конкурсе участвует только продукция отечественного производства?

Александр ДРОЗД:Нет. Мы говорим о наиболее качественных и современных материалах. Естественно, не все наши материалы такие. К тому же, есть материалы, которые обладают уникальными свойствами. Поэтому мы не ограничиваемся продукцией исключительно собственного производства. Но мы поставили цель содействовать продвижению на рынки продуктов собственного производства. Если оцениваются иностранный и отечественный материал, обладающие примерно одинаковыми техническими свойствами, то мы отдаем преимущество второму.

Вопрос: Предположим, к вам пришел лишь один из поставщиков однотипной продукции. Данных по испытаниям для сравнения у вас нет. Как вы оцените в этом случае предоставленную на конкурс продукцию?

Александр ДРОЗД:
Вы должны дать нам определенные документы. Мы не требуем, чтобы вы проводили испытания только у нас. Но ваш материал должен пройти определенную оценочную процедуру. К примеру, если он прошел процедуру сертификации или техническое освидетельствование, есть соответствующие протоколы испытаний. Мы принимаем к рассмотрению данные подобных испытаний.

Вопрос: На основании чего можно сказать, что данный продукт лучше другого?

Александр ДРОЗД:
Сейчас у нас принят принцип заявительства. Раз вы заявили продукт — значит, считаете его лучшим. И мы его рассматриваем как лучший.

Представитель газеты «Строительство и недвижимость» Дмитрий ЖУКОВ: Лингвистический нюанс. Лучший или хороший? Предположим, на конкурс заявлен только один теплый пол. Значит, он будет лучшим среди одного?

Александр ДРОЗД:
Он будет лучшим среди представленных. То есть среди одного. А как иначе? Мы не можем сегодня, когда нам предоставили продукт, копаться во всей литературе и технических данных, выискивая более лучший или более плохой продукт.

Дмитрий ЖУКОВ: Стало быть, рейтинги не составляются?

Александр ДРОЗД:
Нет. Но, думаю, в дальнейшем это, наверное, будет. Когда конкурс наберет силу, и производители в этом будут заинтересованы. Однако сегодня плохих продуктов на конкурс, как правило, не заявляют.

Дмитрий ЖУКОВ: К сожалению, до сих пор не совсем ясно, кто принял окончательное решение участвовать в конкурсе. В связи с этим СМИ (в том числе информационным спонсорам конкурса) практически невозможно наладить нормальную рекламно-информационную работу. Это не на пользу и участникам конкурса. Будет ли исправлено сложившееся положение вещей — если не в этом, то в следующем году?

Владимир ОСТАПЕНКО:
Полная информация обо всех участниках конкурса будет предоставлена в первых числах августа — как только завершится прием заявок. Пока ситуация меняется буквально каждый день. Предложения участвовать в конкурсе получили более 500, даже около 700 организаций. Пока идет регистрация, составляются договоры и т.д. На все это необходимо время. К следующему конкурсу мы проблему решим, но на этот раз будем готовы с информацией 1 августа.

Александр ДРОЗД:В следующий раз поступившая заявка сразу будет появляться на нашем сайте, на страницах, отведенных участникам конкурса. Думаю, мы в ближайшее время исправим сложившееся положение вещей.

Дмитрий ЖУКОВ:Вопрос, связанный с тем, что в конкурсе участвуют лучшие продукты. По результатам предыдущего конкурса плиты пенополистирольные ПСБ-С-25 одного из отечественных производителей были названы «лучшим строительным продуктом года». 15 октября прошлого года в НИИЦСМ БНТУ были испытаны образцы пенополистирольных плит того же производителя, отобранные в законном порядке с двух утепляемых по системе «Термошуба» домов на ул. Калиновского в Минске. Первоначально в проектной документации по обоим объектам были указаны плиты ПСБ-С-35. Выяснилось, что фактические свойства образцов не соответствовали нормативным требованиям, предъявляемым даже к плитам типа ПСБ-С-25, причем по двум нормативным документам: ГОСТу и новому СТБ. Отсюда вопрос. Существует ли порядок лишения определения «лучший строительный продукт года»? Если нет — то будет ли он, этот порядок, разработан?

Александр ДРОЗД:Вопрос, конечно, интересный. Нам были предоставлены документы, и на их основании мы признали эти плиты «лучшим строительным продуктом года». Если выпущена и применена некачественная продукция — думаю, в таком случае, действительно, надо предусмотреть соответствующую процедуру. Нам должен поступить, допустим, официальный запрос. Мы, наверное, это тоже должны учитывать. Но в принципе контроль качества не входит в нашу компетенцию. Как уже говорилось, на предприятиях будет внедряться система качества, что должно устранить подобные негативные вещи. И, конечно, предприятие с внедренной системой качества будет иметь преимущества при определении результатов конкурса.

Дмитрий ЖУКОВ:В развитие этого следующий вопрос. Об этом уже публикации были. В прошлом году Республиканский научно-практический центр гигиены Минздрава Беларуси провел санитарно-гигиенические исследования выделения вредных химических веществ из лабораторных образцов четырех отечественных легких штукатурных систем утепления с пенополистирольными плитами типа ПСБ-С марок 25 и 35. Оказалось, что даже при комнатной температуре эти образцы выделяли недопустимо много стирола (превышение ПДК в 3,7-10,1 раза). А при 80°С было зафиксировано 169-кратное превышение. Очевидно, с течением времени количество вредных выделений уменьшается. Но, скорее всего, не настолько, чтобы считать пенополистирол экологически безопасным материалом. Явно небезупречны в экологическом отношении и многие другие строительные материалы. А вот, наконец, и сам вопрос. Проводится ли экологическая экспертиза предоставляемой на конкурс продукции? Если проводится, то насколько она глубока и точна?

Владимир ОСТАПЕНКО: К участию в конкурсе допускаются только материалы, имеющие гигиенические удостоверения. Это единственный фактор, который отражает экологический аспект. А вообще в рамках конкурса выявляются лучшие строительные продукты по физико-механическим показателям: долговечности, прочности и т.д.

Начальник сектора РУП «БелГИМ» Ирина ЗАХАРЕНКОВА:
Дело в том, что для полимерных материалов характерен такой термин, как «срок». То есть испытания должны проводиться не ранее, чем через две недели после выпуска такой продукции. Это обязательное условие.

Дмитрий ЖУКОВ: Последний у меня на сегодня вопрос. Он вытекает из трех предыдущих. Не стоит ли соответствие продукции требованиям нормативно- технических документов считать только необходимым условием ее допуска к конкурсу, а диплом победителя вручать лишь за всесторонне проверенную на практике продукцию? Может быть, в этом случае есть смысл заранее, в начале года, публиковать в газетах и журналах список участников конкурса и предлагаемой ими к оценке продукции с тем, чтобы своевременно получить и проверить возможные рекламации?

Владимир ОСТАПЕНКО:
Предложенное видение конкурса повлечет за собой его очень серьезное усложнение и потребует очень больших финансовых средств. Наш конкурс общественный, и я как человек, который отвечает за его техническую сторону, таких источников финансирования не вижу. Тогда конкурс должно финансировать, скажем, министерство. Но это уже конкурс абсолютно другого уровня. Это приближение к правительственному знаку качества.

Вопрос: Имеет ли значение, в какой именно лаборатории проводятся испытания?

Владимир ОСТАПЕНКО:
К участию в конкурсе принимаются материалы, испытанные в любой аккредитованной лаборатории республики. Не имеет также значения, где материал сертифицировался или проходил техническое освидетельствование. А чтобы сделать конкурс максимально прозрачным, в члены жюри мы стараемся пригласить как можно больше высококвалифицированных специалистов и делимся имеющейся информацией с СМИ.

Вопрос: Чем этот конкурс принципиальным образом отличается от похожих других, которые тоже проводятся в Беларуси?

Владимир ОСТАПЕНКО:
На них так широко не рассматривается техническая сторона. Наш конкурс технический. Ни цвета красок, ни форма упаковки, ни стоимость материала, ни продолжительность присутствия предприятия и его продукции на рынке не имеют для нас никакого значения. Главное — чтобы на материалы были сертификаты, чтобы все предъявленные технические требования были удовлетворены, а необходимые документы собраны. Все у нас в равных условиях: новички рынка и старожилы, белорусские производители и производители из-за рубежа. И из Африки продукция может быть. Раз продается материал на нашем рынке, его можно заявлять для участия в конкурсе. Если в каких-то позициях иностранцы выигрывают, это звоночек нашим производителям: тратьте больше денег на оборудование, технологию, рекламу — и в следующий раз вы тоже победите.

Алексей СМОЛЯКОВ:
Кстати, в этом году поддержка нашего конкурса со стороны СМИ значительно шире, чем в прошлом году. После завершения конкурса планируется целый цикл публикаций, которые будут включать подробный рассказ о победителях. Что касается сайта, то, думается, он со временем превратится в солидный строительный портал.

PR-менеджер СП «ЮнибудКолор» ООО (Минск) Марина НОВИЦКАЯ:Наша компания производит лакокрасочные материалы премиум-класса. В прошлом году все три заявленных нами материала стали победителями в своих товарных группах. В этом году мы тоже собираемся участвовать в конкурсе. Публиковать списки участников в начале года, по-моему, не совсем реально. Мы, например, до сих пор не можем окончательно решить, какие из продуктов заявить.
В течение года предприятие развивается. В его ассортименте появляется новая продукция, требующая, в частности, испытаний. А вот к августу мы более-менее определяемся. Тем более, что в сентябре проходит выставка «Будпрагрэс», требующая новинок. Потребитель-то, если не видит развития производителя, теряет к нему интерес. Действительно, в прошлом году слегка не дотянули с популяризацией, с информированностью общественности о результатах конкурса. Но в этом году прогресс налицо. Это радует. Для производителя адекватная оценка компетентного жюри, к тому же, широко освещенная в СМИ, — немаловажный факт. Правда, если производитель заявляет на конкурс продукцию, то он уверен в ее высоком качестве. И оценка жюри — лишь подтверждение этого. Здесь больше нужно думать о потребителях, которые зачастую теряются в многообразии стройматериалов, присутствующих на рынке. Хочется, чтобы значок конкурса «Лучший строительный продукт года» стал своеобразным путеводителем по этому многообразию, будучи своеобразным «Оскаром» строительной отрасли.

Специалист по маркетингу Завода современных строительных материалов ООО «БелПСП» (Минск) Светлана БЕЛЯЕВА:
Наш завод более шести лет на рынке, он производит и реализует сухие строительные смеси и краски торговой марки «Пралеска». Наша перспективная разработка — противоморозные сухие смеси. Принципиально новая система — «Пралеска-ретро» для реставрационных работ. Наша победа в двух номинациях прошлого конкурса позволила более успешно рекламировать нашу продукцию в СМИ, а также стимулировать сбыт продукции среди строительных организаций. Как известно, главные факторы в тендерах — цена, качество и сроки поставки. К сожалению, главенствующим фактором все же остается цена, а качество не имеет решающего значения. Поэтому качеству продукции надо уделять больше внимания. А подтверждением высокого качества должен быть диплом конкурса.

Руководитель ООО «ЮниСтройКомплект» (Минск) Петр ЯСЮКЕВИЧ:
На строительном рынке я работаю недавно. Немного поработал в «БелПСП». Сейчас возглавляю совершенно новую строительную фирму, которая производит сухие строительные смеси и акриловые составы. И мы сегодня заявляем, что готовы участвовать в конкурсе. Основания для этого есть. У нас достаточно опытные специалисты, мы уделяем огромное внимание качеству продукции, а также ее экологической чистоте. Мы не жалеем средств, сил и ума на разработку и совершенствование технической базы нашего маленького предприятия. Поэтому считаем, что наша продукция вполне конкурентоспособна, а по качеству, возможно, и превосходит продукцию наших конкурентов. Но будем ждать по этому поводу решения независимого жюри конкурса. Тут говорили, что сегодня качество продукции — не главное. Но сделать дешевый продукт можно, только если нарушить технологию. В СМИ это должно четко и ясно звучать. Потребитель должен знать, что дешевый продукт не может быть качественным продуктом.

Александр ДРОЗД:Хотелось бы еще отметить большую роль СМИ. Если мы не заручимся их поддержкой, наш конкурс потихонечку сойдет на нет. Поэтому мы будем и впредь уделять пристальное внимание этому вопросу. СМИ помогают нашему конкурсу крепко стать на ноги. Они же помогают производителям рекламировать их продукцию.

Руководитель Информационно-аналитического центра «Мастерская» Александр ПАТУТИН:
Считаю, что на данный момент в Беларуси при всех его минусах, плюсах (плюсов больше) конкурс «Лучший строительный продукт года» — единственный профессиональный конкурс, который позволяет составить в какой- то степени субъективный, но все-таки рейтинг лучших строительных материалов, которые присутствуют на рынке Беларуси. Это единственный конкурс, который отслеживает как импортные, так и отечественные материалы. Сегодня многие отечественные материалы уже достигли того уровня, чтобы успешно конкурировать с импортной продукцией. Это дает определенную информацию к размышлению нашему потребителю. Потребители и организации, которые закупают строительную продукцию, заинтересовались нашим конкурсом. У них, в общем-то, и нет другой возможности сравнить однотипные материалы. Хоть наш конкурс достаточно ограниченный, он, тем не менее, служит инструментом для такого сравнения. В этом году мы задействуем новые СМИ, в том числе электронные. Другой подобный конкурс носит достаточно рекламный характер. В нашем случае рекламный момент тоже не исключен, но все- таки у нас более профессиональный конкурс. Есть конкурс, который мы проводим совместно с Союзом архитекторов и Союзом строителей. Но он больше относится к организациям. Поэтому я считаю, что на данный момент представляемый здесь конкурс лучший.

Директор СООО «Стахема-М» (Минск) Галина НОВИК:
Сегодня важно не только качество. Важны и сильные, специфические особенности материала, благодаря которым он выигрывает на рынке. Один из способов такого выигрыша — участие в конкурсе «Лучший строительный продукт года». Участвовать в конкурсе всегда приятно, но побеждать — приятно вдвойне. Думая об участии в предстоящем конкурсе, мы, если можно так выразиться, вынуждены были придумать новую добавку для бетона. И надеемся вновь победить.

Фото автора

Дмитрий ЖУКОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 25 за 2005 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость